Игра-квест по химии
Цель мероприятия: развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, применять знания по химии на практике, воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.
В начале проведения Конкурса каждая команда получает путевой лист и передвигается по этим этапам в строгом соответствии с индивидуальным маршрутом.
Ход мероприятия:
Ведущий: Мы рады приветствовать всех участников игры-квеста. Сегодня Вам предоставлена возможность не только показать свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания. Надеюсь, задания, которые Вас ждут на каждой станции, раскроют перед Вами мир химии несколько с другой стороны. Мы Вам желаем успехов и пусть победят сильнейшие (капитаны получают маршрутные листы и команды приступают к игре).
Станция 1. «Разминка» (каб. 21) За каждый правильный ответ 1б + 1б за пояснение. Мах: 10 баллов.
Какой великий русский химик был поэтом, физиком, географом и сталеваром?
Какую воду и почему нельзя пить?
Что произойдет, если смешать 2 л Н2, 1л О2 и смесь поджечь?
Что такое алхимия?
Как получить дистиллированную воду в домашних условиях?
Ответы:
Михаил Васильевич Ломоносов
Дистиллированная вода – мертвая. Отсутствуют как вредные, так и полезные компоненты воды: Na K Ca Mg и т.д.
Взрыв – экзотермическая реакция, происходит выделение большого количества энергии.
Алхимия - это оккультная наука, которая показывает, как достигнуть сути всех существующих вещей. Многие считают ее псевдонаукой, которая сфокусирована на том, чтобы из обычных металлов получать так называемое алхимическое золото и таким способом обогащаться. Многие практикующие алхимики и правда ставили перед собой цель обогащения, но первоначальный смысл алхимии заключался в понимании сущности человека и всего мира. Настоящие алхимики благодаря философским размышлениям восхваляют единство мира, утверждают, что они принимают участие в космическом процессе творения.
При кипении воды в атмосферу поднимается пар — вода в газообразном состоянии, лишенная солей и других примесей, остающихся в емкости для кипячения. Над носиком кипящего на умеренном огне чайника, залитым водой до отверстий (меньше половины), устанавливается стеклянная банка. Попадающий в нее пар охлаждается, конденсируется на стенках и стекает вниз. Под банкой достаточно установить эмалированную (алюминиевую, керамическую, стеклянную или из нержавейки) миску или кастрюлю. Собранная жидкость и будет дистиллятом.
Станция 2. «Угадай-ка» (каб. 19) 1б за ответ, всего 9 б.
1.Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воле.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (Кислород)
2. Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний)
3. Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный. (Алюминий)
4. Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь)
5. Я светоносный элемент.
Я спички вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)
6. Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мной дышат. (Азот)
7. У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Мышьяк)
8. В горах далеких Шао Линь
Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (Фарфор)
9. Такова моя природа:
Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (Стекло)
Станция 3. «Химическая лаборатория» (каб. 22) 1б за ответ, всего 25 б.
Назвать лабораторное оборудование по рисунку.
1 — химический стакан, 2 — круглодонная колба, 3 — коническая колба, 4 — пробирка, 5 — пробка с газоотводной трубкой, 6 — пипетка, 7 — мерный цилиндр, 8 — спиртовая горелка, 9 — воронка, 10 — стеклянная банка для хранения реактивов, 11 — шпатели, 12 — стеклышко, 13 — весы, 14 — штатив для пробирок, 15 — ложка для сжигания веществ, 16 — держатель для пробирок, 17 — ступка с пестиком, 18 — термометр, 19 — тигельные щипцы, 20 — фарфоровый треугольник, 21 — стеклянная палочка, 22 — кристаллизатор, 23 — треножник, 24 — промывалка, 25 — фарфоровая чашка.
Станция 4. «Химические ребусы» (каб. Черчение)
№ 1 магний | № 2 натрий |
№ 3 свинец | № 4 осмий |
№ 5 железо | № 6 железо |
№7 германий | №8 золото |
№ 9 кремний | №10 азот |
№11 кислород | №12 магний |
№13 испарение | №14 горение |
№15германий | |
Станция 5. « Узнай меня» (по меньшему количеству подсказок) (каб. 8)
-МЕТАЛЛ за 350 лет до н. э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле. Алхимики часто называли этот металл меркурием. Этот металл хорошо растворят другие металлы, образуя амальгамы. Пары металла ядовиты. Находится внутри градусника. (Ртуть)
-НЕМЕТАЛЛ Весьма распространенный неметалл. Входит в состав белков. Незаменимый элемент в производстве резины. Используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями виноградной лозы. Горит сине-голубым пламенем. (Сера)
Конкурс 6. «Индикаторная» (каб. Химии)
Узнать в какой пробирке раствор щелочи и кислоты, воды.
Конкурс 7. «Убери "лишнее"» (каб. Биологии)
В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их:
а) NaCl; KCl; KNО3; б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S. в) CaO, CuO, SO2 ;
г) HNO3, H2S, H2O; д) Na2SO4, H2SO4, BaCl2; е) NaOH, Al(OH)3, Al(NO3)3.
В каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не тому классу, к которому относятся два других. Объясните, почему?
Ответ: 1 балл за правильный ответ. Всего 6 баллов.
а) NaCl; KCl; KNО3; должны быть хлориды.
б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S. соединения содержащие серу.
в) CaO, CuO, SO2 ; оксиды металлов.
г) HNO3, H2S, H2O; кислоты
д) Na2SO4, H2SO4, BaCl2; соли
е) NaOH, Al(OH)3, Al(NO3)3. гидроксиды
Станция 8. «Найти массу» (каб. 15)
KNO2 KMnO4 Са3(РО4)2
Дано: 3 моль в-ва (KNO2 )
3 кмоль (KMnO4)
3 ммоль (Са3(РО4)2)
Найти m=( KNO2 )-?
( KMnO4)-?
(Са3(РО4)2)-?