Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
В качестве раскрытия личности младшего школьника учёные выделяют познавательную самостоятельность, которая, являясь показателем развития ребёнка в целом, позволяет ему в дальнейшем легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.
Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создаёт игровая среда. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании.
Кроме того, игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность.
В основу организации игровой среды положены следующие принципы:
- Эмоциональной комфортности (призванный обеспечить эмоциональное тепло, поддержку каждому ребёнку, доброжелательность во взаимоотношениях);
- Активности (призванный стимулировать активное поведение детей посредством самостоятельного выбора разнообразных видов игровой деятельности и участия в различных формах её организации);
- Открытости (т.е. включения в состав среды новых видов игрового материала в соответствии с изменением потребностей, интересов, возможностей детей);
- Индивидуализации (где каждый может чувствовать себя значимым и может показать свой успех в деятельности с помощью созданных им объектов предметно-игровой среды);
- Динамичности (позиций учителя и детей в системе развивающих отношений);
- Информативности (дающей каждому ребёнку свободу действий).
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, составляющих главную идею и основу эффективности результатов.
Игровая технология в начальной школе используется в следующих случаях:
- В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, тем и разделов учебного предмета;
- Как элементы более обширной технологии;
- В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- Как технологии внеклассной работы.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются имитационные игры.
Ребята действуют по игровым правилам, учитель балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия.
В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучению счёту, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
По характеру игровой методики типология очень обширна. Укажу лишь важнейшие из них: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
Результативность их зависит от систематического использования и от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игровых элементов – забота каждого учителя начальных классов.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии, применяемые на уроках в начальной школе.»
М Новонадеждинская СОШ
Игровые технологии, применяемые на уроках в начальной школе.
(выступление на семинаре)
Учитель: Урлапова Альбина Семёновна
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
В качестве раскрытия личности младшего школьника учёные выделяют познавательную самостоятельность, которая, являясь показателем развития ребёнка в целом, позволяет ему в дальнейшем легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.
Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создаёт игровая среда. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании.
Кроме того, игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность.
В основу организации игровой среды положены следующие принципы:
Эмоциональной комфортности (призванный обеспечить эмоциональное тепло, поддержку каждому ребёнку, доброжелательность во взаимоотношениях);
Активности (призванный стимулировать активное поведение детей посредством самостоятельного выбора разнообразных видов игровой деятельности и участия в различных формах её организации);
Открытости (т.е. включения в состав среды новых видов игрового материала в соответствии с изменением потребностей, интересов, возможностей детей);
Индивидуализации (где каждый может чувствовать себя значимым и может показать свой успех в деятельности с помощью созданных им объектов предметно-игровой среды);
Динамичности (позиций учителя и детей в системе развивающих отношений);
Информативности (дающей каждому ребёнку свободу действий).
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, составляющих главную идею и основу эффективности результатов.
Игровая технология в начальной школе используется в следующих случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, тем и разделов учебного предмета;
Как элементы более обширной технологии;
В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Как технологии внеклассной работы.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются имитационные игры.
Ребята действуют по игровым правилам, учитель балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия.
В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучению счёту, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
По характеру игровой методики типология очень обширна. Укажу лишь важнейшие из них: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
Результативность их зависит от систематического использования и от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игровых элементов – забота каждого учителя начальных классов.