СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "звездный час" как итоговое мероприятие в предметной неделе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игру "Звездный час" применяю для развития интереса к предмету. эта игра может быть использована для учащихся 5-9 классов. дети с удовольствием играют. "Звездный час" как заключительное мероприятие в предметной неделе по русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«игра "звездный час" как итоговое мероприятие в предметной неделе»

«Звездный час».

Сегодня мы с вами поиграем в увлекательную игру, которая называется «Звездный час».

Суть игры заключается в том, что среди вас есть один участник, который победит в этой игре. Я вам буду задавать вопросы, на которые вы должны будете ответить. Перед вами лежат таблички, на которых стоят цифры с вариантами ответов, они помогут вам.

1 ТУР. (ОВОЩИ)

1. У меня есть тоже перья,

Но не птица и не зверь я,

Я вам самый лучший друг,

Я простой зеленый (лук).

2. Сам алый сахарный,

Полосатый, бархатный.(арбуз)

3. Щечки розовые, нос белый

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (редис)

4. Сто одежек, и все без застежек (капуста).

5. Сижу в земле на грядке я,

Длинная, красная, сладкая. (морковь)

2ТУР. (предметы гигиены)

  1. Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.(расческа)

  1. Ускользает как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (мыло)



  1. Волосатою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам. (зубная щетка)

  1. Два вышитых конца,

Помойся ты немножко,

Чернила смой с лица! Иначе ты меня

Испачкаешь меня. (полотенце)

  1. Я молча смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Веселые видят смех,

С печальными плачу я.

Глубокое как река, я дома на вашей стене.

Увидит старик – старика,

Ребенок –ребенка во мне. (зеркало)





3 ТУР.

Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда открыта дверь)

ФИНАЛ.



О Р Г А Н И З М

Ор, ар, орган, газ, мина, орган, маз, ром, мот, мир, горн, нора, гон, гимн, зима, миг, риза, роза, гора, арго, низ, мина, миро, рога, зона, рог, рига, мозг.





«ЗОВ ДЖУНГЛЕЙ».



Сегодня мы с вами поиграем в очень интересную игру, которая называется «Зов джунглей».

У нас с вами есть две команды, которые называются «Хищники» и «Травоядные», которые будут бороться за победу до последнего.

1-й конкурс.

«Отгадай».

Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по классу вдоль парт, около доски. Наконец останавливают его возле одной из парт и кладут руку на плечо товарища. Водящий , зная, кто, где сидит, должен назвать его по имени. То же самое проделывают ребята из других команд.

2-й конкурс.

«Сначала подумай»

Вопросы задаются командам по очереди.

  1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

  2. Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки? (сломанные)

  3. На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)

  4. На что похожа половина яблока? (2 половина)

  5. Кто слышит ногами? (кузнечик)

  6. Кто пьет ногой? (лягушка)

  7. Два близнеца, два братца, на нос садятся?(очки)

  8. Одна подружка полезла другой в ушко? (нитка)

3-й конкурс.

Кто напишет больше мужских имен. (команды пишут по очереди)

4-й конкурс.

«Отыщи свою обувь»

Играющие становятся в круг. Снимают с ноги ботинок, тапочек, туфлю. Затем надевают на глаза повязки, несколько раз поворачиваются вокруг оси. В это время перемешивается в общей куче. По команде ведущего игроки делают шаг к куче с обувью, ищут свою, становятся на место, одевают, зашнуровывают, застегивают обувь и только тогда снимают повязку с глаз. Побеждает тот, кто все это сделал быстро и правильно.

Лингвистический КВН.

Теоретическая станция.

  1. Что такое основа слова?

  2. Дать определение причастию.

  3. Что такое простое предложение?

  4. Что изучает синтаксис?

  5. Сформулируйте правило правописания корня –кас- - - кос-.

  6. Что такое причастный оборот?

  7. Какие суффиксы имеют страдательные причастия прошедшего времени?

  8. Какую роль в предложении играют союзы?

  9. Какие части речи не являются членами предложения?

  10. Назовите части речи.



Практическая станция.

  1. Разберите по составу слово благородный.

  2. Назовите однокоренные слова к слову вода.

  3. Какого рода слова рояль, пианино, кофе, вермишель, ГАИ, ДК?

  4. Назовите слова с корнем -раст- - - рос- . Объясните правописание.

  5. Определите способ образования слов привокзальный, розоватый,

путешествие.

  1. Образуйте страдательные причастия в полной и в краткой форме от глаголов приколоть, поместить, создать, не закончить.

  2. Придумайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания.

  3. Объясните правописание слов загоревший, загар.

  4. Придумайте три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.

  5. Охарактеризуйте причастия занавешенный, вылитый, ненавидевший, лечащий.



Сообразительная станция.



  1. Дана пропорция Б/П=Д/? что должно стоять на месте вопроса?(Т)

  2. Задача-шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец»,- говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова. (дед, шалаш, Анна)

  1. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:

  2. Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных. (встреча, взгляд)

  3. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? (слово сырой имеет еще и другие значения: «невареный», «нежареный», «недоработанный».)

  4. Может ли коромысло летать? (коромысло - название рычагов некоторых механизмов)

  5. Как большой дом превратить в маленький? (прибавьте к слову дом уменьшительно-ласкательный суффикс –ик-: домик)

  6. Какое слово задумано?

В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень - как в слове игрушка . суффиксы такие же, как в слове читал. (поиграл)

  1. В каком глаголе нет корня? (вынуть)

Станция «Зритель».

  1. Угадайте слово.

Ни писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы. (пирог)

  1. Назовите пословицы, связанные с трудом или работой. (называют болельщики обеих команд)

  2. Назовите слова- перевертыши. (болельщики обеих команд)

  3. Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустил ли он ошибку в вычислении? (нет, если он правильно расставил ударения)

  4. Для чего понадобилось выучить четверостишие?

Смотреть, слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать…

  1. Прочитайте любую скороговорку. Определите, у кого лучше получилось. (Осип охрип, Архип осип, Кукушка кукушонку сшила капюшон)

  2. Какое слово задумано?

Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка как в глаголе перепрыгнул. Суффиксы те же, что в слове читал. (перелетал)

  1. Что было написано на плакате до того, как ветер унес согласные буквы? (Д)О(БР)О (П)О(Ж)А(Л)О(В)А(ТЬ)!

Историческая станция.

  1. Каково происхождение слова счастье?

  2. Из какого языка заимствовано слово брошюра?

  3. Каково происхождение слова терраса?

  4. Что означает слово печаль?

  5. Какова родословная слова фотография?

  6. Каково происхождение слова орфограмма?

  7. Какова история слова телеграмма?

  8. Откуда к нам пришло слово аквариум? Что оно значит?

  9. Каково значение слова диалог?

  10. Каково происхождение слова пельмени?

  11. Из какой страны забрела к нам вермишель? Как это слово было образовано?



Сказка о приключениях Этимологии, Овощей, Фруктов и других Продуктов.

Слова из нашего меню, откуда к нам пришли?

Действие 1.

Звучит музыка. Выходит Этимология, одетая в белую длинную тунику, с прической, соответствующей древнегреческому образу.

Э. Речь состоит из слов.

Этот закон не нов.

Каждое слово - живое,

С особой, своей судьбою.

Бежали столетья и годы,

По-разному жили народы.

Случалось, они враждовали,

Торговлю вели, воевали,

Бранились, а после - мирились,

Жить в добром соседстве учились.

И вот результат их общенья:

Волшебное слов превращенье.

Так, в языке зародившись одном,

Слово потом оказалось в другом,

Немало прошло испытаний,

То смысл поменяв, то звучанье.

Историю слов я могу рассказать

Любому, кто хочет об этом узнать.

Появляется Иванушка. Он кланяется Этимологии земным поклоном.

И. Здравствуй, красная девица. Милости просим в наше царство сказочное. Вижу, гостья ты из земли греческой. Как тебя величать?

Э. Имя мое – Этимология, оно действительно греческого происхождения. Еtymon по-гречески значит «истина», а я как раз изучаю истинное значение и происхождение слов.

И. Красиво-то как! А интересно-то как! Давно мечтаю о значении разных слов побольше узнать!

Э. А ты кто? Как твое имя?

И. (смущенно). Я-то? Иваном кличут. Герой многих русских сказок.

Э. Постой-ка… Что-то я о тебе слышала. Прозвище у тебя будто имеется… Дурак, кажется?

И. (с обидой). Хоть и дурак, а не попаду впросак. Назвал другого дураком, значит сам не умен.

Э. Прости, совсем не хотела тебя обидеть.

И. Ладно, чего уж там! На обиженных воду возят.

Э. Слышала о тебе, что за словом в карман не полезешь, что смел да сметлив. Похоже, в вашей стране полный мир и согласие.

И. Да всяко бывает. Вот Баба-Яга воду мутит. Говорит, что-де исконный уклад наш пошатнулся. В знак протеста ничему новому учиться не хочет, со своего двора ни ногой. На базар и то не ходит. Натуральным хозяйством живет.

Выбегает Ворона.

В. Кошмар-р! Пер-реполох!

И. Что стряслось?

В. Настоящее приключение,

Бабе-Яге огорчение!

Овощи на ее огороде ругаются,

Из земли кореньями выдираются,

Спорят-вздорят,

Кто главнее, кто вкуснее!

Э. надо их помирить. Скорее в огород!

И. Я с тобой! От Бабы-Яги чего хошь ждать можно!

Ворона, взмахивая крыльями, убегает, за ней следуют Этимология и Иванушка.

Действие 2.

Огород Бабы-Яги. На сцене – овощи: Горох, Чеснок, Лук, Кабачок, Капуста, Картофель, Морковь, Огурец, Помидор, Редиски, Свекла, Фасоль. Все шумят.

Горох. Зелены да гладки, круглые ребятки! Мы и в кашу, мы и в суп, кто не ест нас, тот и глуп!

Фасоль. Не гордись, горох, что лучше бобов: размокнешь, и сам лопнешь!

Лук. Я – ядреный горький лук,

Бодрость ног и крепость рук!

Победить берусь я смело

Самый каверзный недуг!

Капуста. (луку) По пословице, ты – дед,

Тот, что во сто шкур одет,

Некрасив ты, мой дружок!

Я ж похожа на цветок!



Свекла (капусте)Ишь, гордячка, встала в позу:

Мол, похожа я на розу!

А сама-то зелена,

И невзрачна, и бледна!

Полезай в простые щи,

Да кастрюлю полощи,

Закипев, водицей, блеклой.

Не сравнишься ты со свеклой!



Помидор . Надоело слушать вздор!

Слово молвит помидор.

Я – особое растенье,

Мне – почет и уваженье.

Гож в салат и в те же щи,

И в соленья, и в борщи!



Огурец (помидору)Только если чуть завял,

Тут ты, братец, и пропал!

Мягки спелые бока,

Надавлю совсем слегка,

И узнаешь ты, наглец,

Что такое огурец!

На сцену вбегает Этимология, за ней – Ворона, за Вороной – Иванушка.

Ворона (взмахивая крыльями). Прекр-ратить! Прекр-ратить!

Этимология. Друзья, довольно спорить. Так и до драки недалеко! Предлагаю вам помириться. Разве не знаете, что все вы и хороши, и полезны, и любимы, и блюд из вас можно очень много приготовить?

Морковь. Знаем.

Чеснок. Так-то оно так, да уж больно скучно торчать на грядках.



Редиски. И то правда!

Все овощи. Какое?!

Э. Пусть каждый расскажет, из какого языка пришло его название.

Картофель. А ведь это любопытно!

И. Еще как любопытно!

В. Пр-ревосходно!

Капуста. Вот ты, Картофель, и начинай.

Картофель. Благодарю за внимание. Слово картофель заимствовано из немецкого языка во второй половине18 века. Как я слышал, в немецкий язык оно попало из итальянского, а в итальянский –из латыни, где я звучал бы так: terratuber, что означает «земляная шишка».

Морковь. Ах, как забавно! Земляная шишка!

В. Пр-релестно!

Горох. Ну, а я славянского происхождения, хотя имею родственников за границей. По-немецки gierch значит «сныть».

Чеснок. Мое название тоже общеславянское. Знаете, что раньше обозначало слово чесать? Отрывать, отщипывать. Я, чеснок, - «расщепленный на зубцы».

В. Кар-раул! Р-расщепляют!

Капуста. А вот мне не повезло. Этимология моего имени точно не установлена. Могу лишь сказать, что я возникла, возможно, из смешения двух латинских слов: caput - голова, и composite – составленная.

И. эх, как же это все интересно! Записать бы, да не на чем. Баба-Яга ни чернил, ни бумаги в избе не держит. (овощам) Друзья любезные, сделайте милость, обождите! Я за пером и тетрадкой сбегаю, стрелой обернусь.

Иванушка убегает со сцены, спрыгнув в зрительный зал. Раздается зловещий скрип двери, из-за кулис медленно выходит Баба-Яга. Овощи садятся на корточки и съеживаются. Баба-Яга приближается к Этимологии, нюхая воздух. Этимология отступает на несколько шагов.

Э. (вежливо) Здравствуйте, бабушка!

Б-Я. Я тебе не бабушка, а ты мне не ладушка. Кто такая? Как звать-величать?

Э. Этимология.

Б-Я. Тьфу, опять слово иноземное. Зачем пожаловала? Проку от вас нету. Очам глядеть тошно, ушам – скверно, носу – зловонно. Вот разве что на вкус хороша!

Э. (испуганно) что вы такое говорите?!

Б-Я. Будто не знаешь. Я – Баба-Яга, испокон веку в русских сказках живу. Мною детей пугают. А ты, гостья непрошенная-незванная, мне не указ. Быть тебе обедом моим!

Огурец. (поднимаясь). Не ешь ее, хозяюшка! Лучше мной похрусти!

Фасоль. (поднимаясь) Супчика откушай, фасолевого!

Прочие овощи тоже вскакивают.

Овощи (хором). Не ешь Этимологию!

Б-Я. Ишь, заступники, защитники, бунту зачинщики! Чем она вас подкупила?

Морковь. Она нам интересную игру подсказала!

Помидор. От скуки спасла!

Свекла. Мы о происхождении наших имен толковали.

Б-Я. Из пустого в порожнее переливали! Происхождение у вас одно: исконно русское!

Лук. А вот и нет! Говорят, я произошел от индоевропейского leug - гнуть то есть, изгибаться.

Свекла. А я – древнерусское заимствование из греческого!

Помидор. А я и вовсе француз итальянского происхождения! По-итальянски Pomi d oro значит «золотые яблоки».

Б-Я. Не ведала я, что на родимом огороде иноземщина развелась!

Э. В любом языке очень много заимствованных слов, я точно знаю. Это же моя научная платформа!

Б-Я. Научная! Грамотные все стали! Вот будет тебе платформа – большая жаровня! С нее не скатишься!

Хватает Этимологию и уводит со сцены.

В. Кошмар-р-р! Пр-роизвол!

Редиски. Ох, беда! Скорей лети, Ворона, разыщи Иванушку, пусть поторопится!

В. Запускаю пр-ропеллер-р! (убегает)

Помидор. Хватит с меня этого огорода! Уж лучше в поле гнить, чем вздорной бабе служить. Эх! Кто со мной?

Прыгает со сцены в зрительный зал, оборачивается к другим овощам.

Овощи (хором). Мы все с тобой! (Все уходят).

Действие 3.

Звучит музыка. Танцуя , выбегает ди-джей Бефстроганов, за ним – разношерстная компания первых и вторых блюд.

Бефстроганов (в микрофон). Добрый вечер, добрый вечер, добрый вечер,

Дамы и господа, леди и джентльмены, синьоры и синьориты! Сегодня с вами снова я, ди-джей Бефстроганов. Надеюсь, вы помните, что французское во мне так же удачно сочетается с русским, как кусочки мяса – с соусом. Беф – по-французски «бык», а фамилию Строганов мне передал известный в России граф-гурман. Таким образом, именно ему я обязан своим благородным происхождением! Но довольно о себе. Я счастлив видеть здесь как старых друзей, так и новые лица в ослепительном сиянии крышек, кастрюль и сковородок!

Первые и вторые блюда приветствуют ди-джея возгласами и хлопаньем крышек.

Б. ну, надеюсь, новые гости расскажут о себе в нескольких словах… (обращаясь к Пельменям): Я сгораю от любопытства! Кто вы очаровательные, ароматные, политые сметаной юные создания? Мы все жаждем познакомиться! Музыка!

Пельмени исполняют танец Летка-енка и песню пельменей.

Раз-два! Во-ду нагрей-ка!

Вот уж надо вы-ни-мать.

Маленькие круглые друзья пель-мень-ки

Вас приглашают тан-це-вать!

Думаете, рус-ские мы ис-кон-но?

Вы ошиба-е-тесь, дру-зья!

К вам попали из племен финно- у-гор-ских,

Он и она, и ты, и я!

Нас называют «хлеб-ные у-ши»,

Мы к вам приехали изда-ле-ка.

Бу-дем мы слушать, ну а вы нас ку-шать,

Что же, судьба наша не-ле-гка!

Б. Очень, очень трогательная песня, кое-кто даже пролил несколько капель соуса. О… Я ощущаю ни с чем не сравнимый аромат жареного барашка, приправленного пряностями! О-о-о, дымок костра, угольки…

Звучит восточная мелодия. На середину сцены медленно выходит Шашлык (девочка в восточном костюме). Раздаются аплодисменты других блюд и общее восхищенное «О-о-о!»

Б. (с нарочитой таинственностью). Кто ты? Открой свою тайну!

Шашлык (так же таинственно).

Я – порожденье Востока,

Я – несравненный шашлык.

А имя мое случайно

Попало в русский язык.

Его привезли с Украины

Почти три века назад.

Шашлык исполняет восточный танец. Еще не смолкают последние аккорды музыки, а ди-джей уже начинает говорить.

Б. Благодарю, charmant, мы все очарованы!

На сцене появляется Иванушка. Многие гости с шумом устремляются к нему.

Б. Ура, ура, ура! На нашу веселую вечеринку прибыл знаменитый гость! Представлять его не нужно – Иван-ду… Я хотел сказать душа компании, разумеется.

И. Да я на минутку… Чернил нигде найти не могу.

Б. Волшебно! Герой искал чернила, а нашел добрую компанию и отличный повод повеселиться!

И. Да мне некогда…

Котлета. Иванушка, потанцуй со мной!

Сосиска. Нет, со иной!

И. Не могу. Ждут меня!

Котлета. До нас дошел слух, что ты происхождением разных слов очень интересуешься. Так узнай обо мне: я, Котлета, по-французски означаю мясо на ребрышке, мясо отбивное и жареное. Романтично, не правда ли?

стражники – Твердый и Мягкий знаки. Первый молчит, а второй протягивает текст, который мы должны прочитать. Это рассказ Кривина «Мягкий знак». Рассказ мы прочитали, но стража не хочет пропустить нас в город. Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть за ворота, нужно написать без ошибок словарный диктант. В слова, данные в диктанте, следует вставить разделительные Ъ и Ь, объяснить их правописание:

В…езд, сем…я, об…явление, друз…я, Тат…яна, вороб…и, лист…я, с…едобный, необ…ятный, сер…езный, бар…ер, руж…е, журчан…е.

Все успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут буквы. Все куда-то торопятся. Одних букв больше, других меньше. Очень много катится букв О.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!