ИГРА - ВИКТОРИНА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА
ТУРНИР ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ.
ОФОРМЛЕНИЕ.
На доске вверху – «Турнир путешественников». В центре – стихотворения.
Нет на свете дали, Нет таких морей, Где бы не видали Наших кораблей. | Ты только взглядись, и она оживет, Старинная карта морская: И лес зашумит, и река потечет, В далекий поход увлекая. Диковинных птиц зазвучат голоса, Над пальмами солнце заблещет, И ветер наполнит опять паруса, И море седое заплещет. | На крошечной марке почтовой Большой умещается мир: Просторы Сибири суровой Покрытый снегами Памир, Старинного города арка, Летящей стрелой самолет… Почтовая, пестрая марка В дорогу, в дорогу зовет! |
На доске сбоку – физическая карта мира», и плакат – таблица.
Конкурсы | Названия команд |
1.Острова | | |
2.Материки | | |
3.Рассказ Врунгеля | | |
4.Широта, долгота. | | |
5.Загадочная карта. | | |
6. Южный полюс. | | |
На стендах газеты – листовки: «Море спасет нас?!», «Карта – язык географии», «Где клады зарыты».
Оборудование.
Физическая карта мира.
Политическая карта мира.
Звукозапись музыки И. Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта».
Костюмы капитана Врунгеля и старшего помощника Лома.
Портреты Амудсена и Скотта.
Карточки широта и долгота.
Карточки с заданиями конкурсов.
1. Вступление.
География особая наука. Она создавалась не в тиши кабинетов. В списке всемирно известных географов вы найдете пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков и даже государственных преступников. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями. А получали имя, записанное на карте. Но большинство из них стремились открыть неизвестные земли. Я надеюсь, что эта романтическая атмосфера приключений чувствовалась на наших уроках географии, которые проходили под негласным девизом:
«Географическая наука познала многое, только не скуку,
Подарив человечеству мир, земли, океаны открыв,
Она могла бы отдыхать и лавры славы пожинать.
Но старые заслуги позабыв, география вновь исследует мир
И потому без преувеличения, а с большой долей уважения
Можно утверждать – географию не скучно изучать!»
Как не будет преувеличением сказать: «прожить на Земле и не ознакомиться с географией – это все равно, что побывать в Египте, и не увидев пирамид или посетить Москву, не взглянув на Кремль».
Мы никогда не забывали с вами, что география – не только наука, но и искусство. Для высококачественного описания Земли требуется огромный художественный талант. Поэтому замечательными географами можно считать многих великих писателей. Географию разных стран можно изучать по романам и повестям А. Дюма, Ж. Верна, М. Твена, Д. Лондона .
И, заканчивая этот небольшой гимн географии, хочется отметить, что география – это устоявшийся, классический жанр науки, искусства, подобный опере или оперетте.
2. Представление команд.
Руководить нашим путешествием, а это будет кругосветное плавание согласились капитан Врунгель и старший помощник Лом. (ребята, которые играют эти роли готовились заранее, учили слова, продумывали костюмы).
Врунгель Прежде чем отправиться в плавание давайте назовем свои корабли. « Вы думаете, что название роли не играет? Назовите судно «Геркулес» или «богатырь» - перед нами льды расступятся. А назовите «Корыто», непременно перевернемся где - нибудь при самой тихой погоде».
Команды выбирают названия кораблей.
3. Конкурсная программа.
Врунгель. Старший помощник Лом, готовы к дальним путешествиям. К приключениям?
Лом. С Вами, Христофор Бонисфатьевич, хоть на край света.
Врунгель. Да не на край света, а вокруг света. Мы отправляемся в кругосветное путешествие! Слова- то какие! Вы задумайтесь, молодой человек, прислушайтесь к музыке этих слов.
(звучит музыка И. Дунаевского из к/ ф «Дети капитана Гранта»).
Лом Христофор Банифатьевич, за что Вы так любите свою Профессию? За романтику, наверное?
Врунгель. Так точно! Должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говорили, что море все невзгоды смывает с души человека. Еще люблю за возможность познакомиться с новыми землями, странами, портами. И нет для меня большего удовольствия, чем рассказать в кругу друзей о явлениях прекрасных и необычных, свидетелями которых я был в дальнем плавании.
Лом. Вы наверно, весь мир повидали и вам много есть что рассказать.
1 конкурс «ОСТРОВА» (максимально 5 баллов).
Условие: по описаниям Врунгеля и Лома надо узнать острова. Ответы записать на месте, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Врунгель. Не весь, конечно, но кое – где побывать привелось. Сейчас буду рассказывать об островах, а командам надо их узнать!
А) Вот, например, …. В восточной части Тихого океана, под самым экватором, на расстоянии 10000 км от побережья Южной Америки расположен архипелаг из 16 вулканических островов. Название их в переводе с испанского означают «черепашьи», из – за огромного количества больших морских черепах, которые водились на этих островах. Здесь сохранились представители уникальной фауны, которые давно уже исчезли в других местах нашей планеты. Здесь тесно уживаются представители тропиков и заполярных широт: попугаи, пингвины, тюлени, морские черепахи. А на темной лаве прибрежных скал греются под экваториальным солнцем морские игуаны - доисторические ящерицы.(Галапагосские острова)
Б). Другой океан, северные широты. Этот остров представляет собой выход срединно- океанического хребта на поверхность. Здесь царство потухших и действующих вулканов. Самый крупный из них – Гекла находится к востоку от столицы _Рейкьявика. Из – за своего происхождения на острове много гейзеров. Горячая вода многочисленных гейзеров обогревают дома и теплицы, где круглый год выращивают огурцы, помидоры и даже апельсины и бананы. (остров Исландия).
В). По словам одного русского писателя формой он напоминает стерлядь. Загораживает собой от океана берег материка и устье одной из крупных рек России. Карта с его изображением пестрит условными знаками полезных ископаемых , горных хребтов, городов и поселков носящих имена моряков – путешественников. Что это за остров? ( Сахалин).
Г).Посмотрите, чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы и чай лучший в мире. Он сказочно богат полезными, особенно драгоценными камнями: синие сапфиры, кроваво красные рубины, фиолетовые аметисты, загадочные александриты добывают здесь издавна. На карте этот остров выглядит каплей под выменем большой земли. Днем и ночью теплынь, лето за лето идет. ( Шри – Ланка).
2 конкурс. «Материки» (максимально 5 баллов).
Условия: Каждая команда получает лист и выбирает для своего материка рекорды, феномены, за каждый правильно выбранный признак – 1 балл.
Самый крупный материк ( 1/3 суши).
Второй по величине материк на Земле.
Самый холодный из всех материков.
Более 90% запасов пресной воды на земле.
Самая высокая вершина – Джомолунгма (8848м).
На этом материке крупнейшая страна в мире по площади.
Самый малонаселенный материк в мире.
Самый дождливый материк в мире.
Самое глубокое озеро в мире.
Здесь не бывает дождей.
3 конкурс «Рассказ капитана Врунгеля» (максимально 5 баллов).
Условие: Каждой команде выдается текст, надо найти ошибки, подчеркнуть из, за каждую найденную ошибку – 1 балл.
«Наша яхта «Беда», как известно, принимала участие в кругосветном регате. Старт был дан из из английского порта Роттердам – самого крупного в мире. Миновав Ла – Манш, отделяющий Великобританию и Германию, вышли на просторы Атлантического океана. Плывя вдоль берегов Африки, мы встречали зебр, жирафов, лам, слонов, которые привольно себя чувствовали в дебрях гилеи. Пополнить запасы продовольствия и пресной воды мы зашли в порт ЮАР – Кейптаун. Наша «Беда» зашла слишком далеко на юг и не избежала столкновения с айсбергом, отколовшимся от острова Гренландия. На этом путешествие закончилось.
4 конкурс «Широта и Долгота» ( максимально 4 балла).
Условие: Каждой команде раздается 4 карточки: С, Ю, З, В. Необходимо определить широту и долготу географических объектов и поднять соответствующие карточки.
Австралия (Ю, В), Тихий океан (С, Ю. З, В).
Антарктида (Ю, З, В,), Северная Америка (С, З.).
Гренландия (С.З), Африка ( С, Ю, З, В).
Мадагаскар ( Ю, В), Южная Америка (С, Ю, З).
ПАУЗА. Частушки.
Говорил он мне «ехидна»
Стало мне до слез обидно
Обозвала «утконос» и утерла ему нос.
Словно капля молока
Под коровьим именем
Положение такое
Шри – Ланка и Индии.
Всем известно – наш язык
Труднее и не сыщите,
А в японском языке - иероглифов 3 тысячи.
4. В Антарктиде отморозили
Уши, нос и руки
Все это не ради скуки
– В целях мира и науки.
Я в Египте отдыхала
И в свой адрес услыхала:
Финик ты мой сладкий
Сахаристый, гладкий.
У индейцев мексиканских
Только кактус на уме
Нарисован на гербе
И как блюдо на столе.
5 конкурс. Загадочная карта. (максимально 9 баллов).
Условие. На контурных картах стоят знаки ? Назовите географические объекты.
6 конкурс. «Южный полюс» (максимально – 6 баллов).
Условие: Команды получают портреты Р. Амундсена и Р. Скотта. Слушая рассказ, если он относится к Скотту – поднимают его портрет, если к Амундсену – его портрет, может быть, что слова относятся и к одному и к другому путешественнику, в этом случае демонстрируют 2 портрета.
Он был отличным лыжником (Амундсен).
Он использовал в экспедиции моторные сани, прообраз снегоходов (Скотт).
У него был большой опыт участия в полярных экспедициях (2 портрета).
У него был путь короче на 163 км, хотя меньше повезло в преодолении самого трудного участка (Амундсен).
Он достиг Южного полюса (2 портрета).
Ему принадлежат слова: « Их путешествие было предпринято с чисто научными целями, а полюс являлся как бы приложением, в то время как в моем плане полюс занимал центральное место» (Амундсен).
Подведение итогов игры.
Подсчитываются баллы, определяется команда - победитель, участники которой награждаются призами и зарабатывают отметку «5». Получают «5» и та команда, у которой результат - больше 75% правильных ответов.