«Почемучки-стишочки, всего четыре строчки»
игра-викторина для 10-11 класса
Здравствуйте, ребята.
Наша игра-викторина называется «Почемучки стишочки, всего 4 строчки». Почему она так называется? Уже совсем скоро вы станете родителями, и у вас будут дети. А все маленькие дети очень любознательны и любят спрашивать: «Почему это? Почему то?» И вам как будущим родителям предстоит ответить на все их вопросы. С помощью нашей сегодняшней игры я хочу узнать, насколько вы готовы быть родителями. На протяжении 4-5 лет вы изучаете науку о природе – физику. Казалось бы «физика» - такая сложная наука, зачем нам её знать, но я хочу вам показать, что это совсем не так. Нас окружает огромное количество природных явлений, которые мы можем объяснить, зная физику и другие естественные науки.
Для проведения игры я предлагаю вам разбиться на 2 команды – команда будущих пап и команда будущих мам. Придумайте названия своим командам, а мы пока выберем жюри, для оценивания ваших результатов.
На экране вы видите табло с номерами вопросов. Их всего 25. последний оставшийся вопрос достанется как бонус проигрывающей команде.
Каждая команда по очереди выбирает вопрос и пытается на него ответить, если команда не может дать ответ, либо отвечает неправильно, то возможность заработать дополнительный балл получает команда соперница. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
После этого жюри подведет итоги нашей игры.
Итак, начнём
Вопрос 1. (слайд 3)
Как золотая птичка,
Одну минуту спичка
Почему в моих руках живет,
А кожу мне не жжет?
(дерево обладает малой теплопроводностью, поэтому тепло по древесине не идет, и мы не обожжемся до тех пор, пока пламя не коснется пальцев.)
Вопрос 2. (слайд 4)
Прошел человек по сырому песку
Водой напитался оставленный след.
За ним и другой... Объясни, почему?
И дай мне быстрее ответ.
(Песок под ногами человека уплотняется. По образовавшимся капиллярам поднимается вода, и след намокает.)
Вопрос 3. (слайд 5)
Дым от костра восходит ввысь
И тает, уходя во тьму.
Ты у костра, ты приглядись:
Уходит ввысь... А почему?
(дым от костра теплый, его плотность меньше, чем плотность более холодного воздуха, и он поднимается вверх под действием архимедовой силы.)
Вопрос 4. (слайд 6)
Во дворе мороз стоит,
Под ногами снег скрипит.
Ты подумай, расскажи,
Почему скрипит, скажи?
(Снежинки имеют кристаллическую структуру, и поэтому под ногами снег скрипит, так как ломаются сотни тысяч снежинок-кристалликов.)
Вопрос 5. (слайд 7)
Ударь о сталь кремнем, дружок,
И вылетает искр пучок.
Внимай вопросу моему:
Что происходит, почему?
(При ударе возрастает температура тела. Повышение температуры в месте удара кремня о сталь настолько велико, что частички, отрываемые от стали, нагреваются до температуры самостоятельного свечения.)
Вопрос 6. (слайд 8)
Что за странное это явленье:
У них друг к другу постоянное стремленье.
Гвоздь так и тянется к магниту.
Но почему, ответь сию минуту?
(Железный гвоздь является ферромагнетиком, а попадая в магнитное поле постоянного магнита ферромагнетик намагничивается, создавая свое собственное магнитное поле, совпадающее по направлению с магнитным полем постоянного магнита.)
Вопрос 7. (слайд 9)
Смотри, с конца палёное бревно
От тока ветра и его накала
В другом конце трещит и слёз полно
Так почему трещит горящее бревно?
(При нагревании древесины влага содержащаяся в ней нагревается испаряется, а водяной пар, увеличивая давление, разрывает волокна древесины, и слышен треск.)
Вопрос 8. (слайд 10)
А в зное тают облака.
Любуясь, можно удивиться,
Что в искрах катится река,
Но почему она искрится?
(На поверхности воды всегда есть рябь, а ее можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые зеркала фокусируют солнечные луча, поэтому на воде появляются яркие искорки. Но так как вода перемещается, то кажется, что искорка вспыхивают и гаснут.)
Вопрос 9. (слайд 11)
Электроскоп заряжен — листочки разошлись.
Я шарика не трогаю, внимательней вглядись.
Теперь я этот шарик ладонью обойму,
Листочки опадают, ответь мне, почему?
(Если поблизости от шара электроскопа расположить ладони, то листочки электроскопа опадают, так как на ладонях наводится заряд противоположного знака, который нейтрализует заряд, находящийся на листочках.)
Вопрос 10. (слайд 12)
Смотри, закат в горах, - как рана
Почиет в мирной тишине.
Лес горный в лёгкой кисее тумана.
С чего туман? Ответь ты мне.
(После захода солнца, нагретая за день земля, остывает быстрее, чем воздух. Слои воздуха, соприкасающиеся с землей, охлаждаются, и пары, содержащиеся в нем, конденсируются, образуется туман.)
Вопрос 11. (слайд 13)
Если рыба чуть в сторонке —
Будь то щука иль карась,
Почему, скажите, в рыбу
Трудно острогой попасть?
(Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности. Это следует из закона преломления света, поэтому в рыбу трудно попасть острогой.)
Вопрос 12. (слайд 14)
Зимним днем расселись гости
Всюду в комнате моей,
Окна быстро запотели
Почему, скажи скорей?
(В зимнее время на улице холодно, а в комнате тепло. Ненасыщенный пар, выдыхаемый легкими людей, при соприкосновении с холодными стеклами окон становится насыщенным, выпадает роса, то есть окна потеют, если в комнате много людей.)
Вопрос 13. (слайд 15)
Объясните мне, ребята,
Отвечая на вопрос:
Почему такой расцветки
Чудо-крылья у стрекоз?
(Окраска крыльев стрекоз объясняется интерференцией солнечного света в прозрачной пленке, покрывающей крылья стрекоз и имеющей разную толщину в разных местах.)
Вопрос 14. (слайд 16)
Жарковатым летним днем
В чистом погребке моем
Почему, надев передник,
Посыпаю солью ледник?
(Лед посыпают солью для того, чтобы понизить температуру в погребе. При растворении соли расходуется энергия, при этом температура понижается.)
Вопрос 15. (слайд 17)
Белый след за самолетом
Виден в синей вышине,
Почему он возникает,
Кто точней ответит мне?
(Летящий самолет, выбрасывая частички дыма, вносит тем самым пар в центры конденсации. Пар быстро конденсируется, и за самолетом образуется облачный след.)
Вопрос 16. (слайд 18)
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной,
Но почему потом повисло
Цветное в небе коромысло?
(Радуга возникает вследствие полного отражения и дисперсии лучей в дождевых каплях. При этом цветные лучи рассеиваются с наибольшей интенсивностью в направлении, образующем угол 42° с направлением солнечных лучей. Геометрическое место точек, дающих лучи, направленные под углом 42°, представляет дугу окружности, то есть коромысло.)
Вопрос 17. (слайд 19)
Пред тобою звонкий мяч
Ударяется о землю, мчится вскачь.
Почему же этот мячик
Так красиво, быстро скачет?
(При ударе мяч деформируется, при этом возникает сила упругости, и мяч под действием этой силы устремляется вверх, а затем под действием силы тяжести вновь падает на землю.)
Вопрос 18. (слайд 20)
На улице ужасный гололед.
Автомобиль наш сделал поворот,
И «занесло» нас сильно вдруг.
Но почему, скажи мне, друг?
(При большой скорости в гололед трение колес о полотно дороги оказывается недостаточным для создания необходимой центростремительной силы.)
Вопрос 19. (слайд 21)
Алмаз и графит непохожи на вид —
Но так разнолик углерод.
Почему же встречается чаще графит,
А алмазу, увы, не везет?
(Для образования алмаза требуются высокие температуры и высокие давления, поэтому алмазы могли образоваться только в глубинах Земли. Графит мог образоваться при менее высоких температурах и давлениях, поэтому он встречается на Земле чаще.)
Вопрос 20. (слайд 22)
Жарче день — обильней росы
Серебрят ночную тьму.
Осаждаются повсюду.
Кто ответит, почему?
(В жаркий день испаряется больше воды, чем в обыкновенный день, и абсолютная влажность воздуха возрастает, поэтому под утро при охлаждении воздуха конденсируется больше пара, и будет обильней роса.)
Вопрос 21. (слайд 23)
Метеор к Земле летит,
Но не долетит - сгорит.
Почему же он сгорит?
Кто точнее объяснит?
(Первоначально нагревается воздух, который адиабатно сжигается метеором при стремительном движении через земную атмосферу, а затем воздух передает определенное количество теплоты поверхностному слою метеора. Имея небольшую массу, метеор сгорает, не долетая до Земли.)
Вопрос 22. (слайд 24)
Если взять два разных тела,
В жидкость опустить одну.
Почему одно всплывает,
А другое, вмиг ко дну.
другое вмиг ко дну?
(Если у тела плотность меньше, чем у жидкости, то оно всплывает, а если больше, чем у жидкости, то тело тонет.)
Вопрос 23. (слайд 25)
Бензина на воде пятно —
Переливается оно.
Зеленый, красный видим цвет,
Но почему, ты мне ответь?
(Радужные полосы в тонкой пленке возникают в результате интерференции световых волн, отраженных от верхней и нижней границ пятна. Вследствие интерференции будет происходить гашение одних цветов спектра и усиление других. Поэтому места пленки бензина, обладающие разной толщиной, будут окрашены в разные цвета.)
Вопрос 24. (слайд 26)
В шарах и зондах, знаем наперед,
Применяют гелий и водород.
Почему, скажи мне побыстрей,
Тогда он ввысь бежит скорей?
(Гелий и водород легче воздуха. Движение этих аэростатическим давлением воздуха, теснящего эти газы.)
Вопрос 25. (слайд 27)
У берега стоишь, любуешься рекой,
Её водой, что пред тобой,
Скажи мне, по какой причине
Её скорость больше в середине?
(Из-за трения о берег скорость течения реки у самого берега близка к нулю и постепенно возрастает к середине.)
Ну, вот и закончились вопросы, пора подводить итоги. Пока жюри подводит итоги, я хочу привести вам несколько высказываний великих людей об образовании и о науках, в частности о физике.
Слайд 28
Образование это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе. День, в который вы ничего не узнали - это потерянный день. Нам так много надо узнать - и у нас так мало времени. (А.Эйнштейн)
Слайд 29
Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения. (Аристотель)
Слайд 30
Науки делятся на две группы — на физику и собирание марок. (Эрнест Резерфорд)
Заставить человека думать — это значит сделать для него значительно больше, чем снабдить его определенным количеством инструкций. (Бэббидж Ч.)
Слайд 31
Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики". (Ж. Фурье)
Я думаю жюри уже готово вынести свой вердикт.(Слово жюри для подведения итогов)
Ну а теперь вернёмся к началу нашего мероприятия.
Поднимите руки, кто узнал сегодня, что физика действительно изучает не бог весть что, а то, что нас окружает?
А кто узнал сегодня что-то новое для себя?
Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, которые вы получили сегодня?
Я благодарю вас за участие, и надеюсь, что в будущем, из вас получатся образованные родители, которые смогут ответить на все вопросы ваших любознательных чад.
Цели:
Образовательные:
Приводя различные цитаты об образовании, о науках и в частности о физике – заинтересовать в изучении предмета
Объяснить ребятам, что физика – не мёртвая наука, зная её можно объяснить различные природные явления
Воспитательные:
умение высказывать своё мнение, слушать друг друга, работать в группах,
активизировать познавательную деятельность
Развивающая:
развитие речевых навыков, наблюдательности, развитие умения и готовности учащегося выступать перед аудиторией