Игра-викторина для старшеклассников
«Иван Алексеевич Бунин. Жизнь, судьба, творчество»
Цель: повышение интереса учащихся к предмету «Литература», в частности к творчеству писателя-земляка И.А.Бунина
Задачи:
- формирование познавательной активности, кругозора;
- расширение образовательного пространства;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Автор: учитель русского языка и литературы Богачева Любовь Александровна
Оборудование: карточки с заданием для каждой команды, презентация
Предварительное задание: каждая команда готовит инсценировку по произведению И. А. Бунина «Натали»
Ход мероприятия
Ведущий: добрый день, уважаемые любители и знатоки творчества замечательного поэта, прекрасного прозаика И.А.Бунина. Сегодня наша встреча будет посвящена творчеству, судьбе этого замечательного литературного деятеля. Мы еще раз окунемся в произведения всеми известного автора, вспомним основные моменты его творчества и жизни.
В нашей игре-викторине несколько этапов:
Бунинский пейзаж
Продолжи фразу
Анаграмма
Портретные зарисовки
Художники-иллюстраторы
Кроссворд
Творческий конкурс
Синквейн
Итак, мы начинаем наши состязания знатоков жизни и творчества И.А. Бунина
Ведущий: Иван Алексеевич долгое время жил вдали от Отечества, но никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, родного края были источниками вдохновения писателя при создании его произведений.
I конкурс "Бунинский пейзаж"
(Ребятам вручаются карточки с записью стихотворных отрывков, где пропущены эпитеты. Побеждает тот, кто подберёт эпитеты, близкие к бунинским). А для всех присутствующих звучит стихотворение И. А. Бунина «Полевые цветы» в исполнении Ненашевой Яны (Номер 1)
1.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
2.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
3.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
4.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает
Пригретый солнечным теплом.
Ведущий: Наши будущие поэты показали, что мастерству необходимо учиться, чтобы достичь совершенства в слове.
2 конкурс «Продолжите фразу».
Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день :(обедать, ужинать)
Как я люблю этот легкий и свежий утренний час, когда люди еще спят, а земля:..( уже пробуждается)
Буду жив, вечно буду помнить: (этот вечер)
Ты поживи, порадуйся на свете, потом:..(приходи ко мне)
Молодость у всякого проходит, а …(любовь - другое дело)
Все проходит:..(все забывается)
3 конкурс «Анаграммы»
Перед вами названия произведений Бунина. Расшифруйте эти названия. На выполнение задания отводится 3 минуты. А присутствующих мы просим послушать стихотворение И. А. Бунина «Вечер» в исполнении Неплюхиной Е.
Наготиан(Антигона)
Норво (Ворон)
Лодухос (Суходол)
Ьрбан (Брань)
Аиелл нымте (Темные аллеи)
Рочкаду (Дурочка)
Сичый делонькпекин (Чистый понедельник)
Нечслоый руда (Солнечный удар)
4 конкурс "Портретные зарисовки»
Перед вами отрывки из известных произведений И. Бунина. Попытайтесь ответить на вопрос: « О ком идет речь в данных отрывках?»
1. "В ней было всё прелестно, - её милое, хорошенькое личико, её небольшая фигурка, её свежесть, молодость, где женственность ещё мешалась с детскостью, её вверх поднятые сияющие глаза, её голубая скромная шляпка, в изгибах которой была изящная задорность". (Катя "Митина любовь")
2. "После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым прелестным смехом, - все было прелестно в этой маленькой женщине, - и сказала: - Я, кажется..." ("Солнечный удар")
3. "Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней всё то, что так отличало её в последние два года из всей гимназии,- изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз" (Ольга Мещерская "Легкое дыхание")
4. "У нее красота была какая-то индийская; смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь глаза; пленительный бархатно-пунцовыми губами рот, оттенен был темным пушком". (Она "Чистый понедельник")
5 конкурс «Художники-иллюстраторы».
Перед вами иллюстрации к произведениям И. А. Бунина, вам необходимо выбрать трех человек от команды, выходя по одному отобрать иллюстрации к нужному вам произведению. А произведение вы выберете сами: «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Солнечный удар».
Проверка. А оставшиеся иллюстрации к какому произведению относятся? (Дополнительный вопрос)
6 конкурс «Кроссворд». Темы творчества Бунина в основном посвящены человеку, тайнам славянской души, величественной русской природе и самоотверженной любви. Мы предлагаем всем присутствующим прослушать музыкальную композицию на стихи И. А. Бунина «Зачем и чем говорить…»
По горизонтали
2. Куда иммигрировал Бунин в 1920г
3. Первая публикация стиха нищий была в журнале
6. Город в котором родился бунин
9. Как называется корабль, на котором путешествовал господин из сан-франциско
11. Фамилия первой жены и.а.бунина
13. За какой сборник бунину была вручена пушкинская премия в 1901г
16. Русский писатель, который сказал о литературном творчестве И.Бунина: “Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего”
17. В 2000г. гос.пед.институт был переименован в гос.университет и получил статус имени бунина
18. В каком городе есть улица имени бунина
20. Как звали первую жену бунина
21. В каком городе в 1992г. был открыт памятник бунину
По вертикали
1. Путешествуя на каком пароходе, бунин посетил могилу т.шевченко
4. Первая повесть бунина
5. Род деятельности бунина
7. Где было суждено прожить большую часть своей жизни и пережить вторую мировую войну
8. Как называется первое стихотворение
10. Произведение какого американского поэта,автора песнь о гай авате в 1896г. бунин перевел на русский язык
12. Детский илюстрированный журнал где был опубликован очерк на чайке
14. Где прошло детство и юность бунина
15. Как звали отца бунина
19. На каком острове произошла смерть господина из сан-франциско
7 конкурс «Творческий»
Команды заранее подготовили инсценировку произведения И. А. Бунина «Натали».
Жюри оценивает сценическое мастерство.
8 конкурс «Синквейн»
Составьте синквейн, используя модель:
Бунин – слово-ассоциация
Два слова определения
Три глагола
Предложение – ваше к нему отношение
Одно слово (суть первого слова ассоциации)
И в заключении хотелось бы сказать о том, что у каждого из нас останутся свои впечатления, свои мысли и чувства о великом писателе, но ничье сердце не останется равнодушным при чтении его произведений. И сегодня мы отдаем И. А. Бунину дань великой любви и признательности как вдохновенному певцу родной земли, как художнику, чье творчество вылилось в единую, страстную, проникнутую горячей любовью песнь о России, ее народе!