СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по фразеологии "Звездный час"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра по фразеологии помогает обобщить, закрепить, систематизировать знания учащихся по данному разделу лингвистики.

Просмотр содержимого документа
«Игра по фразеологии "Звездный час"»

Игра «Звездный час»

Автор сценария: Соловьева Н.И., учитель русского языка и литературы

Цель: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.


  1. Слово ведущего.

Дамы и господа, леди и джентельмены! Я приветствую всех на лингвистической игре «Звездный час». Тема игры – фразеология. Сегодня мы постараемся обобщить и расширить свои знания о фразеологизмах, познакомиться с историей их возникновения, а также будем учиться общаться в командах и в коллективе.

Итак, развесьте уши, настройтесь на волну игры, придется поломать голову и порыться в памяти, чтобы получить большее количество баллов и стать победителем игры.

Желаю удачи.

  1. Выбор команд.

Для начала выберем команды.

Задание: назови фразеологизм по рисунку, скажи значение.

А 1)За двумя зайцами - хотеть сделать два дела одновременно.

2)лезть в бутылку - нарываться на неприятности.

3)работать спустя рукава - плохо

4)съесть пуд соли - много пережить.

В 1)как курица лапой - небрежно, неаккуратно.

2)заварить кашу - начать трудное дело.

3)считать ворон - быть невнимательным.

4)вилами по воде писано – неясно, неизвестно

? Что такое фразеологизм? - устойчивое сочетание слов в переносном смысле.

Правила игры: участники команд по очереди отвечают на вопросы ведущего. Если команда не может дать овеет на вопрос или дает неверный ответ, то отвечает команда соперников. Участники команды могут совещаться друг с другом. За правильные ответы команда получает жетон. Победителем считается команда, набравшая большее количество жетонов. За подсказки – жетон у команды. Жетоны заполняются в ячейки на доске.

Конкурс 1 « Замени одним словом »

Задание: некоторые фразеологизмы можно заменить одним словом. Команды работают на листочках.

1)кот наплакал - мало

2)развесить уши - слушать

3)ломать голову - думать

4)сидеть сложа руки – бездельничать

5)рукой подать – близко

6)повесить голову – загрустить

7)обвести вокруг пальца – обмануть

8)зарубить на носу – запомнить

Для болельщиков: А пока команды дают ответы на листочках, я предлагаю болельщикам угадать, из каких произведений взяты фразеологизмы. Дополнительные баллы будут зачислены команде.

Проверка команд.


Конкурс 2 «Зоопарк»

Мы отправляемся во фразеологический зоопарк. Давным давно люди заметили, что каждое животное обладает определенным качеством.

Пример: лиса – хитрая →выражение: хитрая как лиса

Заяц - трусливый→выражение: трусливый как заяц

Задание: по слайду животного определи его качество, попробуй назвать фразеологизм с данными животными.

1)голодный как волк (волк в овечьей шкуре – человек, который скрывает истинное лицо.

хоть волком вой – испытывать полное отчаянье)

2)ласковая как кошка (кот наплакал – мало

кот в мешке – купить что-то не известно какого качества)

3)красный как рак (как рак на горе свиснет – когда-нибудь

узнать, где раки зимуют – пройти через испытание)

4)изворотлив как змея (змея подколодная – хитрый, коварный человек)

5)грязный как свинья (как свинья – невменяемое состояние человека)

6)упрямый как осел (Буриданов осел – человек, испытывающий трудности в выборе одной из двух

одинаковых возможностей)

7)здоровый как бык (как корова на льду – неустойчиво

как корова языком слизала – бесследно исчезло)

8)веселая как обезьяна (мартышкин труд – бесполезное дело)

9)косолапый как медведь (делить шкуру неубитого медведя

медведь на ухо наступил – о человек, лишенном музыкального слуха)

10)медлительная как черепаха (черепашьим шагом – медленно)

11)нем как рыба (как рыба в воде – уверенно

ни рыба, ни мясо – человек без каких-то индивидуальных черт, способностей)

12)храбр как лев (львиная доля – большая часть чего-либо)

Для болельщиков: если вы случайно вспомнили неназванный фразеологизм, в составе которого есть какое-либо животное, то вы можете принести дополнительный балл команде.

Конкурс 3 «Фразеологический вернисаж»

Задание: покажи при помощи жестов, мимики и т.д. фразеологизм так, чтобы его правильно назвала твоя команда болельщиков.(можно использовать посторонние средства и предметы.)

А: - водить за нос

- стоять на часах

- на лбу написано

В: - висеть на телефоне

- считать ворон

-кот наплакал

А пока команда готовится

Для болельщиков: угадайте, что находится в сундучке. Для этого я приглашаю по одному человеку из болельщиков. Вам нужно угадать предмет и назвать фразеологизм. Если предмет назван неправильно, ход передается соперникам.

1)оно бывает - преимущественно средних и мелких размеров

- желтым, красным, зеленым

- кислым, сладким, кисло-сладким, с горечью

2)в середине у него находятся семечки

3)его специально подбросили на греческую свадьбу к богиням

4)оно есть в «Сказке Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях»

5)оно является символом раздора

(яблоко)

Демонстрация вернисажа

Конкурс 4 «Почему мы так говорим»

Задание: объясните значение и происхождение фразеологизмов. Каждая команда думает, отвечает та, у которой есть своя версия.

1)Казанские сироты. После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил отдельных

татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо

требовали наград. Прикидываться казанским сиротой – притворяться бедняком.

2)Попасть в переплет. Переплет – сплетенная из веток ловушка для рыб. Попасть в переплет

попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение.

3)Коломенская верста. В свое время царь Александр Михайлович расставил от Москвы до своей

любимой летней дачи в селе Коломенском высокие столбы – версты, которых в России тогда

еще не бывало. Позже о высоком, долговязом человеке стали говорить: ростом с коломенскую

версту.

4) Лить колокола. В старину считалось: чем больше сплетен, сказок и небылиц будет рассказано при литье колокола, тем громче он будет звучать. Лить колокола распускать сплетни, врать.

5) Гол как сокол. Сокол - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Гол как сокол – очень бедный, нищий.

6) Лясы (балясы) точить, балясничать. Выражение это происходит от слова балясины (так назывались фигур­ные столбики для лестничных перил, которые вытачива­лись на токарных станках). Занятие это считалось не­трудным и весёлым, мастера шутили, балагурили, пели. Балясы точить - балагурить, пустословить для потехи.

7) Тёртый калач. На самом деле был такой сорт хлеба – «тёртый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица: «Не тёрт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Тёртый калач - так называют опытного человека, которого трудно провести.

8) Баклуши бить. Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось лёгким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Отсюда бить баклуши — заниматься пустяками, бездельничать.

9) На воре шапка горит. Происходит это выражение от старинного анекдота. На базаре искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь вдруг крикнул в толпу: «Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так говорят о человеке, кото­рый невольно выдаёт себя нечаянным словом или дви­жением.

10) Канитель тянуть. В старину медные, золотые и се­ребряные нити для вышивки изготовляли вручную: рас­каляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Работа была очень медленной, поэтому стали говорить: канитель тя­нуть (медлить, мешкать).

11) Затрапезный вид. Пётр I в своё время передал осно­ванную им ткацкую фабрику одному купцу — Ивану Затрапезникову. Фабрика изготовляла грубую и дешё­вую ткань. С тех пор о человеке в измятом, потрёпанном и грязном платье говорят: у него затрапезный вид.

12) Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово НОС тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Подведение итогов. Награждение.



Заключительное слово учителя. Чтение стихотворения В. Суслова «Как работают слова»:

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода!»
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

Ребята! Надеюсь, что вы будете более внимательны к русскому слову, что в своей речи будете употреблять фразеологизмы. Спасибо за игру!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!