СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья:"Игра, как средство активизации познавательного интереса на уроках немецкого языка".

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра, как средство активизации познавательного интереса  на уроках немецкого языка.

Необходимость коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам закреплена Государственным стандартом и подтверждается неизменно развивающимися межкультурными связями, а также опытом преподавания иностранных языков. Ведь коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная как на достижение практического результата в овладении иностранным языком, так и на образование, воспитание и развитие личности учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Статья:"Игра, как средство активизации познавательного интереса на уроках немецкого языка".»

Плиева Лариса Николаевна,

учитель немецкого языка высшей


квалификационной категории СК СВУ.



Игра, как средство активизации познавательного интереса на уроках немецкого языка. Необходимость коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам закреплена Государственным стандартом и подтверждается неизменно развивающимися межкультурными связями, а также опытом преподавания иностранных языков. Ведь коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная как на достижение практического результата в овладении иностранным языком, так и на образование, воспитание и развитие личности учащегося.



Изучение второго иностранного языка стало актуально для суворовцев 5-6 классов, но необходимо помнить о психолого – педагогических особенностях данного возраста. На этом этапе обучения суворовцев интересует все новое, яркое, интересное. В этом возрасте у них развивается процесс мышления, что чужой еще кажется ему несложным. Усваивая второй иностранный суворовец впитывает чужую речь как нечто естественное, органическое В настоящее время учащиеся испытывают трудности из-за потока информации , и это находит отражение на их эмоциональном состоянии. Эффективное средство- игра ,она помогает поддержать интерес к иностранному языку и активизирует деятельность учащихся на занятиях. Игра - особо организованное занятие , требующее эмоциональных и умственных сил.


Я, как учитель немецкого языка, веду активный поиск средств, повышающих эмоциональный фон урока, вызывающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих суворовцам «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность суворовцев, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет суворовцев волноваться, переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психологов (А.А.Леонтьев) учебная мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивациями.

Изучение иностранного языка стало актуально для суворовцев 5 – 6 классов, но необходимо помнить о психолого-педагогических особенностях данного возраста. Педагогам необходимо как можно ярче, эмоциональней построить урок, чтобы заинтересовать внимание суворовцев. Самое первое и важное условие успеха – постараться, чтобы занятия не превратились в общепринятые уроки, чтобы усвоение чужого языка происходило непроизвольно, в игре, и основным мотивом этих занятий было бы не нужно, а интересно и весело.

Игра создает прекрасные возможности для того, чтобы повысить познавательный интерес суворовцев. За игрой должен осуществляться контроль. Для проведения игры на уроке должны быть созданы оптимальные условия для проявления всех возможностей учащихся. Немаловажную роль играет личность учителя, его умение правильно организовать рабочую атмосферу в классе.

Игра служит средством обучения языку, выработки у суворовцев рече­вых навыков и умений.

    

Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у суворовцев готовность, желание играть и общаться.

Игра дает суворовцам возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на суворовцев, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации.

Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Изучение второго иностранного языка стало актуально для суворовцев 5-6 классов, но необходимо помнить о психолого – педагогических особенностях данного возраста. На этом этапе обучения суворовцев интересует все новое, яркое, интересное. В этом возрасте у них развивается процесс мышления, что чужой еще кажется ему несложным. Усваивая второй иностранный суворовец впитывает чужую речь как нечто естественное, органическое В настоящее время учащиеся испытывают трудности из-за потока информации , и это находит отражение на их эмоциональном состоянии. Эффективное средство- игра ,она помогает поддержать интерес к иностранному языку и активизирует деятельность учащихся на занятиях. Игра - особо организованное занятие , требующее эмоциональных и умственных сил.


Я, как учитель немецкого языка, веду активный поиск средств, повышающих эмоциональный фон урока, вызывающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих суворовцам «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность суворовцев, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет суворовцев волноваться, переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психологов (А.А.Леонтьев) учебная мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивациями.

Изучение иностранного языка стало актуально для суворовцев 5 – 6 классов, но необходимо помнить о психолого-педагогических особенностях данного возраста. Педагогам необходимо как можно ярче, эмоциональней построить урок, чтобы заинтересовать внимание суворовцев. Самое первое и важное условие успеха – постараться, чтобы занятия не превратились в общепринятые уроки, чтобы усвоение чужого языка происходило непроизвольно, в игре, и основным мотивом этих занятий было бы не нужно, а интересно и весело.

Игра создает прекрасные возможности для того, чтобы повысить познавательный интерес суворовцев. За игрой должен осуществляться контроль. Для проведения игры на уроке должны быть созданы оптимальные условия для проявления всех возможностей учащихся. Немаловажную роль играет личность учителя, его умение правильно организовать рабочую атмосферу в классе.

Игра служит средством обучения языку, выработки у суворовцев рече­вых навыков и умений.

    

Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у суворовцев готовность, желание играть и общаться.

Игра дает суворовцам возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на суворовцев, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации.

Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников.


Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность суворовцев, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха суворовцев в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля обучающихся.

Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение суворовцев к тому или иному явлению, факту, проблеме.

Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому суворовцу максимально эффективно использовать учебное время.

Игра на уроке выступает в качестве приема закрепления знаний и способа тре­нировки. Как и любой другой вид деятельности, игра начинается с побуждающей причины (мотива), преследует определенную цель, имеет конкретное содержание и исполнитель­ную часть — игровые действия.[3] В игре возникает необходимость что-то сказать. Она диктуется внутренним желанием суворовца принять участие в общении, в игровом действии.

Игра всегда связана с различными переживаниями обучающихся: волнением, чувством ответственности, торжеством победы, ра­достью успеха, отчаянием, огорчением в случае неудачи и др. Внесение элементов занимательности, непосредственно связанных с изучением материала, создает положительные эмоции, которые обеспечивают успешное протекание целенаправленной деятель­ности суворовцев.

         Игры способствуют выполнению важных методических задач:

1) Созданию психологической готовности суворовцев к речевому общению;

2) Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

3) Тренировке суворовцев в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи  вообще.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если суворовец при  этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. В игре все равны. Она посильна даже слабым суворовцам. Более того, слабый по языковой подготовке суворовец может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности  и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Главным элементом игры является игровая роль,  не  столь  важно  какая; важно,  чтобы  она  помогала   воспроизводить   разнообразные   человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить  в  основу игры отношения между людьми,  она  станет  содержательной  и  полезной.  Что касается развивающего значения игры, то оно заложено  в  самой  ее  природе, ибо игра – это  всегда  эмоции,  а  там  где  эмоции,  там  активность,  там внимание и воображение, там работает мышление.

Таким образом, игра – это:

- деятельность (т.е. речевая);

- мотивированность, отсутствие принуждения;

- индивидуализированная деятельность, глубоко личная;

- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

- развитие психических функций и способностей;

- «учение с увлечением».

Основными требования к игре и условиями ее проведения являются:

Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого из участников. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а обучающиеся должны испытывать потребность в ней.

Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму (средство, методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы ее членов. Педагогические требования подразумевают вплетение оптимальных условий ведения игры в учебном процессе.

Игровые задания можно разделить на две основные группы:

Игры соревновательного характера, содержащие организационные установки и правила для достижения успеха, величина которого определяется по количественным критериям (кто больше, кто быстрее, кто правильнее, с наименьшим количеством ошибок выполнит задание), а также по качественным критериям (кто, точнее, кто оригинальнее, кто интереснее, кто разнообразнее и тому подобное построит речевое высказывание).

Задания, в которых «проигрываются» различные ситуации. К этой группе мы относим: моделирование - проигрывание от своего имени ситуаций бытового или условного характера (ролевые игры). Игры второй группы требуют исполнения ситуаций в опоре на воображение, социальный и эмоциональный опыт, фоновые знания участников.

Обучающая игра имеет 3 главные характеристики:

1) цель (выигрыш);

2) набор критериев для определения победителей и проигравших (соревнование);

3) правила, которые управляют действиями игроков.

Обучающие цели таких игр заключаются в

1. формировании определенных навыков;

2. развитии определенных речевых умений;

3. обучении умению общаться;

4. развитии необходимых способностей и психических функций;

5. познании (в сфере становления собственно языка);

6. запоминании речевого материала.

Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, я пришла к следующим выводам:

- игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению иностранных языков;

- игра является средством активизации познавательной деятельности обучающихся, способствующим ее актуализации;

- игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, развивает воображение,мышление;

- игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;

- игра помогает снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер;

В своей практике я использую следующие виды дидактических игр:

-1) игры на усвоение изученной лексики;

2) игры на автоматизацию грамматических навыков;

3) игры для развития навыков аудирования и говорения.

Между видами игр нельзя провести границу, так лексическая игра может стать грамматической и т.д. Как организовать игру так, чтобы все следили за ней, не отвлекаясь:

* чаще менять ведущих, чтобы суворовцы понимали, что в любой момент могут оказаться им сами;

* просить суворовцев оказать помощь;

* просить суворовцев оценивать действия игроков;

* максимально, “театрализировать” ситуацию, чтобы суворовцы следили, чем она закончится.

Я предлагаю следующие игры с подробным описанием содержания для работы с суворовцами.


Игра на усвоение счёта.

Суворовцы встают в круг, выбирается водящий. Он кидает мяч и говорит: «Eins», следующий должен продолжить счёт. Кто ошибается, платит «фант». Вместо числительных можно использовать дни недели, буквы алфавита и т.д.

«Алфавит».

Задача участников – на скорость собрать головоломку, составив буквы алфавита в правильном порядке. Также в процессе игры необходимо верно прочитать слова, указанные на каждой из деталей головоломки, перевести их или постараться догадаться об их значении. Данная игра также может быть использована преподавателем в качестве одной из форм индивидуальной работы.

«Домино».

Несколько одинаковых комплектов карточек раздаются командам. В каждом из таких комплектов присутствуют карточки с изображениями предметов и чисел, а также карточки со словами, их обозначающими. Каждый из участников берёт себе несколько карточек, так чтоб у всех представителей команды было равное количество. Игроки «ходят» по очереди, чередуя карточку с изображениями с соответствующей карточкой со словами, сопоставляя картинку со словом. В случае отсутствия у «ходящего» участника необходимой карточки ход переходит следующему. Задача каждой команды составить круг. Команды одновременно приступают к этому заданию и выполняют его на скорость.

Ожидаемым результатом применения данных игр является систематизация изученных лексических единиц, овладение навыками чтения и произношения.

«Найди ошибку!»

Обучающиеся очень любят игры на внимание. Можно предложить такую игру. Художнику дали прослушать текст. Чтобы он нарисовал об услышанном картину. Но художник был невнимателен и наделал много ошибок. Прослушайте текст (или прочитайте) и постарайтесь исправить ошибки.[2]

При изучении предлогов местоположения даю картинки с подписями, в которых предлог употреблён неверно. Сколь радости светится в глазах, когда суворовцы находят неточность.

Во время игры суворовцев не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу».[5] Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. У. Беннет вообще считает, что некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность обучающихся.[5]

«Wie heisst du?»

Дети, взявшись за руки, образуют два круга: внешний и внутренний. Преподаватель становится поблизости от внешнего круга. Обучающиеся начинают двигаться каждый по своему кругу, причём один круг движется по часовой, другой - против. Через 3-5 секунд учитель говорит: ”Stop”. Обучающиеся останавливаются, и суворовец из внешнего круга, оказавшийся рядом с преподавателем, обращается к стоящему напротив него суворовцу из внутреннего круга: «Ich heisse Oleg. Wie heisst du?». Суворовец из внутреннего круга называет своё имя, и обучабщиеся снова начинают двигаться по кругу, до тех пор, пока не услышат команду “Stop. ”

«Да или нет»

Цель игры: активизировать в речи детей знакомые лексические единицы, развивать быстроту реакции на звучащее слово, обозначающее продукт питания или что-то другое. Суворовцы образуют круг или полукруг, в центре водящий. Водящий называет любое слово по-немецки, бросает мяч кому-либо из суворовцев. Он ловит мяч и говорит “Ja” (если данное слово обозначает то, что едят) или “Nein” (в другом случае).

Затем фигура разрезается на отдельные треугольники (многоугольники). Обучающиеся должны снова составить большую фигуру, подбирая к каждой грани свою пару

  Игры на развитие внимания, навыков счета.

Ход игры: 1).Преподаватель предлагает обучающимся соединить числа по порядку, чтобы получился рисунок. Кто быстрее сделает это?

2). Преподаватель демонстрирует числовой ряд, в котором пропущено число. Нужно назвать его по-немецки.

3). Собрать картинку-пазл, решив примеры на фрагментах картинки. (Такой же пазл можно предложить для отработки названий красок).

Игры на отработку лексики.

  1. «Укрась сказочный персонаж»: на доске иллюстрации со сказочными персонажами, нужно подобрать к ним подходящие карточки с прилагательными.

  2. Можно к набору прилагательных подобрать подходящего сказочного героя.

В своей практике я также использую речевые игры, в частности ролевые игры.

Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения обучающихся, ролевая игра - это игровая деятельность в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций преподавателя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для преподавателя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений обучающихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается преподавателем.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.[1] Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует у суворовцев способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует обучающихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Ролевая игра дает обучающимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым реализует компенсаторную функцию. [5]

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

- ролевую игру можно рассматривать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров;

- ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана;

- ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему;

- ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности;

- ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь ее исполнение предполагает охват группы обучающихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате обучающимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру.

В своей работе я использую ролевые игры для отработки речевых образцов диалогической речи. Суворовцам нравится примерять на себя роли репортеров, гостей из Ф.Р.Г. Обыгрываем различные жизненные ситуации: в кафе, на вокзале, на улице в незнакомом городе и как гостеприимные хозяева.

Подводя результаты работы,  можно сделать следующие выводы:

В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования игровых методов как средства повышения мотивации достижения успехов на уроках немецкого языка. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка: грамматические, лексические, фонетические, орфографические, творческие.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят обучающихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия, что  игра, не смотря на все  ее  положительные  моменты,  это  только  средство,  метод учебной работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний.





 Список литературы:

1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.

2. Бим, И. Л. Методика обучения иностранных языков как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977.

3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. - № 6.

4. Минскин, Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.

5. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!