СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Если ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!» по произведениям русского писателя К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» и татарского писателя Р.Карами «Иссез ипи»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс   5

Учитель татарского языка и литературы Гарифуллина А.Ф., учитель русского языка и литературы Садыкова И.З.

Вид урока: Интегрированный урок по татарской и русской литературе

 

Тема урока   «Если ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!» по произведениям русского писателя К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» и татарского писателя Р.Карами «Иссез ипи»

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:  ИКТ, учебник « Литература 5 класс» под редакцией  В.Я.Коровиной, сборник рассказов Р.Карами «Сорванный цветок», пословицы, поговорки, загадки.

Цели: Создать условия для достижения образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.

Задачи:

1.Формировать  понятия о  нравственности, добре, зле.

2.Способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения.

3. Воспитывать нравственные качества, бережное отношение к хлебу.

Планируемые результаты

Предметные: закрепятся навыки:

-определения темы и идеи произведений, художественных средств, способствующих раскрытию замысла авторов.

-сопоставительного анализа описанных событий, поступков героев.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое  высказывание в устной форме;

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;

Личностные:  формирование позитивной самооценки, нравственных качеств, бережного отношения к хлебу.

 

Тип урока:     урок закрепления знаний

Просмотр содержимого документа
««Если ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!» по произведениям русского писателя К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» и татарского писателя Р.Карами «Иссез ипи»»

Класс 5

Учитель татарского языка и литературы Гарифуллина А.Ф., учитель русского языка и литературы Садыкова И.З.

Вид урока: Интегрированный урок по татарской и русской литературе


Тема урока «Если ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!» по произведениям русского писателя К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» и татарского писателя Р.Карами «Иссез ипи»

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: ИКТ, учебник « Литература 5 класс» под редакцией В.Я.Коровиной, сборник рассказов Р.Карами «Сорванный цветок», пословицы, поговорки, загадки.

Цели: Создать условия для достижения образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.

Задачи:

1.Формировать понятия о нравственности, добре, зле.

2.Способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения.

3. Воспитывать нравственные качества, бережное отношение к хлебу.

Планируемые результаты

Предметные: закрепятся навыки:

-определения темы и идеи произведений, художественных средств, способствующих раскрытию замысла авторов.

-сопоставительного анализа описанных событий, поступков героев.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;

Личностные: формирование позитивной самооценки, нравственных качеств, бережного отношения к хлебу.


Тип урока: урок закрепления знаний


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

(Цель: настроить учеников на

учебную деятельность)

Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий индивидуально в технологической карте

Проверяет готовность учеников к уроку, рассаживает их по группам.

Ребята, посмотрите друг на друга, возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Исәнмесез, хәерле көн, укучылар! Барыгызга да сәламәтлек, уңышлар телим.Кәефләрегез, хәлләрегез ничек? (Яхшы) Әйдәгез, кәефләребезне тагын да күтәрер өчен, җыр җырлыйк. (“Кояшлы ил”)

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

1.Стадия вызова.

Эмоциональный настрой.

Допустим, к вам пришли гости. Вы их приглашаете за стол, угощаете разными блюдами. Если вы правильно решите кроссворд, то отгадаете, самую нужную, любимую еду нашего стола. (Татар халык ашлары куелган табынга күрсәтеп сөйләнелә)

г

ө

б

ә

д

и

я



ч

ә

к

ч

ә

к

ө

ч

п

о

ч

м

а

к



б

ә

л

е

ш

к

о

й

м

а

к


  • Нинди сүз килеп чыкты, укучылар? (Икмәк)

  • Димәк, иң тәмле, кирәкле ризык – ул нәрсә? (Ипи) (түгәрәк ипи күрсәтелә).

Ученые предполагают, что хлеб появился больше 15 тысяч лет назад. А теперь посмотрите, что у меня в руке (ХЛЕБ)

Какая у нас будет тема? О чем? (О хлебе, его значении, запахе)

Что вы чувствуете, когда смотрите на него? Чувствуете ли вы его запах? (ответы учеников)

Вызывает этот приятный аромат аппетит? (да)

А если бы вы не почувствовали аромата, захотели бы вы его съесть? (нет)

Видите как много значит запах хлеба для человека. С появлением хлеба у всех народов на земле появились свои высказывания, пословицы, поговорки и загадки о нем.

А теперь мы предлагаем вам узнать какие именно пословицы сложил русский и татарский народ. (Собирают пословицы о хлебе).

Ил куәте – икмәктә.

Икмәк – табын кояшы.

Икмәкнең кадере валчыгыннан башлана.

Авызда икмәк – кулда көч.

Икмәкне зурлаган – гомерен җуймаган.

Икмәкне каккан авырту тапкан.

Бодай икмәге чәйгә, арыш икмәге – тәнгә.

-Хлеб – батюшка, вода – матушка. 
-Хлеб хлебу брат. 
-Худ обед, когда хлеба нет. 
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. 
-Хлеб да вода – мужицкая еда.
-Хлебушко – калач дедушка.
-Хлеба нет – корочка в честь.

Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку.

Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание

Планирование учебного сотрудничества


2. Проверка заданного на дом

материала.

(Цели: проверка усвоения мате-

риала, развитие умения форму-

лировать свои мысли, аргумен-

тировать свое мнение)

-Стадия вызова «создание мотива

к обучению».




3.Закрпеление знаний.

(Цели:

Развитие умения анализировать, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся; Выполнение заданий на продвижение понимания.




























Осмысление содержательная,

в ходе которого происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
































Укучылар, менә мәкальләрне дә дөрес итеп җыйдык һәм ипидән башка безнең яшәвебезнең яме юклыгына төшендек. Әлеге мәсьәләне үзенең әсәрендә якташ язучыбыз Рәфкать Кәрами "Иссез ипи" хикәясендә чагылдырган.

Ребята, а в каком произведении русской литературы есть образ хлеба? (К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»)

Өй эше \дом.зад. Выступление по группам

Об этих произведениях мы говорили на предыдущем уроке, а с содержание нам напомнят Гузель и Саша. (Саша рассказывает содержание рассказа К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», Гузель – рассказа Р. Карами "Иссез ипи")

2. Стадия осмысления.

Ребята, давайте поразмышляем, какова главная мысль этого произведения? (Бережное отношение к домашним животным; уважение человеческого труда; умение признавать и исправлять свои ошибки)

Хорошо, а только ли об этом нам хотел сказать автор? Ведь не зря он дает нам почувствовать запах хлеба в конце произведения. Какую еще мысль мы можем увидеть? (Бережное и уважительное отношение к хлебу).

-Р. Кәраминең хикәясендә төп нинди кыйммәтле әйбер турында сүз бара? (ипи) Ул безне нәрсәгә өйрәтә? (Ипине кадерләп тотарга, аны уенчык итеп уйнамаска)

-Әйе, икмәк безнең көчебез, куәтебез, тормышыбыз. Аны саклап, кадерләп тотарга кирәк. Ә сезнең ипигә мөнәсәбәтегез нинди?(җаваплар)

Әйе, укучылар, бу ике автор да төп геройларны (малайларны) өлкән буын кешеләре белән мөнәсәбәткә кертә. Шулай итеп, алар яшь буынга, сезнең яшьтәшләрегезгә никадәр генә байлыкта-муллыкта яшәсәләр дә, икмәктән дә кадерле әйбер юклыгын төшендерә; иссез булса да, каткан булса да ипинең яшәү чыганагы булып калуын кисәтәләр.

Физкультминутка


Проследим путь осмысления ценности хлеба в жизни человека мальчиками – героями сегодняшних произведений.

Как зовут главного героя? (Филька)

Какой проступок он совершает.

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Для чего нужна притча в рассказе? (ответы учеников)

Как вы думаете, какой момент рассказа является ключевым в осмыслении Фильки ценности хлеба?

( ответы учеников)

Сез ничек уйлыйсыз, шәһәр малае нинди ярамаган эш эшли? (җаваплар)

- Сез ничек уйлыйсыз, малай дөрес эшләдеме?

- Ә хәзер, укучылар, тактадагы сүзләрне укып тәрҗемә итик әле. (Тактага магнитлар белән сүзләр ябыштырылган була)

Яхшы – хороший, начар – плохой, әдәпле – воспитанный, әдәпсез – невоспитанный.

- Әйтегез әле, бу сыйфатларның кайсысы малайга туры килә? Ул нинди малай? (Малай әдәпсез, начар малай) (Малай рәсеме куела һәм рәсем астына аңа туры килгән сыйфатларны бер укучы тактага ябыштыра)

- Ни өчен шулай уйлыйсыз?

- Әсәрдә малай үз хатасын аңлыймы? Аңа кем ярдәмгә килә? (җаваплар: узып баручынын истәлеге тексттан табып укыла)

- Ә ни өчен Марсель ашаган, аның авызын әчеттергән кап-кара ипине Актүш таба алмаган? (чөнки ул алабута ипие иде, аннан ипи исе килми иде)

- Әлеге истәлектән соң малай нишләде? (ул гафу үтенде һәм ипи телемен учына яшерде)

- Ә сезнең арада андый балалар бармы?

- Әгәрдә андый балалар булса, сез аларга нинди киңәш бирер идегез? (Малай, икмәк белән уйнама! Начар малай булма! Әдәпле, яхшы малай бул!)

Димәк, без нинди нәтиҗәгә киләбез? (Ислеме ул, иссезме ул, катканмы ул, йомшакмы ул Ипи бит ул – бик кадерле, бик кыйммәтле ризык. Җир йөзендә аннан да кадерлерәк нәрсә юк. Шуңа күрә, ипине таптамаска, әрәм итмәскә, чүп савытына салмаска, яныннан үтеп китмәскә кирәк.

Молодцы! А теперь, ребята, составляем синквейн по заданию.

Задание: подобрать к слову «хлеб» эпитеты или составить синквейн под названием «Хлеб» (на русском и татарском языках).

-Какой он, по-вашему, вкус хлеба

Чтение и анализ работ.


Отвечают на вопросы.






Слушают ответы одноклассников.




Записывают, затем читают.



Отвечают. Слушают ответы одноклассников.




Высказывают свою точку зрения.












Выполняют задания, слушают ответы одноклассников.







Выполняют упражнения








Слушают текст, высказывают свои предположения.








Читают притчу.

Отвечают на вопросы.




Работают с текстом, затем рассказывают о выполненной работе.

Оцениваю работу одноклассников.





планирование учебного сотрудничества с соседом;

умение строить речевое высказывание в устной форме;

умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей;

определять успехи и трудности


































Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;


6. Рефлексия

(Цели: определение, что усвое-

но учащимися, что вызвало за-

труднения, что привлекло вни-

мание детей).

7. Домашнее задание

(Цель: организация самостоя-

тельной работы учащихся,

творческой работы учащихся).


Подводя итог, хотим вам прочитать стихотворение: Каждому из вас нужно заполнить оценочный лист.

Продолжите предложения: (индивидуально)

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…


Домашнее задание: 1.Собрать послвицы и поговорки о хлебе.

2. Принести стихи о хлебе.

3. Мини сочинение о бережном отношении к хелебу.

Оценки по ходу урока



Продолжают предложения




Записывают задание в дневник

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Выражение своих мыслей полно и точно;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!