СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Если мучимый страстью мятежной..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по творчеству Н.А. Некрасова. Тема любви в лирике поэта. Разработка содержит алгоритм обучения сопоставительному анализу стихотворений

Просмотр содержимого документа
«"Если мучимый страстью мятежной..."»

Урок литературы. 10 класс

Учитель МАОУ СОШ № 28 г. Калининграда Н.В. Вершкова

Тема: «Если, мучимый страстью мятежной…».

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова

Оборудование:

  • Портреты Н.А.Некрасова и А.Я. Панаевой.

  • Стихотворения Н.А. Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю…» и «Тяжелый год – сломил меня недуг…».

  • Карточки с групповыми заданиями

  • Мультимедийная презентация

Цели:

Обучающие:

  • Раскрыть своеобразие любовной лирики Некрасова в отличие от традиций его предшественников.

  • Научить сопоставлять поэтические тексты с целью выявить индивидуальные особенности поэта.

Развивающие:

  • Развивать кругозор учащихся.

  • Развивать навыки анализа поэтического текста.

Воспитательные:

  • Воспитание культуры общения, уважения к собеседнику

  • Воспитание интереса к творчеству Н.А.Некрасова.


ХОД УРОКА.

  1. Орг.момент: проверка готовности к уроку, наличие у всех текстов стихотворений, тетрадей, письменных принадлежностей.


  1. Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.


  1. Повторение пройденного. Постановка проблемы.

– Поэзия середины 40-х годов неоднородна. Вспомните, какие враждующие поэтические группировки существовали в то время?

(некрасовская школа и школа «чистого искусства»)

– Романтики с их интересом к поэзии «сердечного воображения» в это время несколько потеснены с передовых позиций. И вдруг Некрасов, один из активнейших организаторов и создателей «натуральной школы», как будто принимает от сторонников «чистого искусства» эстафету в изображении сердечных переживаний. Нет ли тут противоречия?

( нет. Поэзия вряд ли может существовать без обращенности к теме любви. Многие поэты и писатели XIX века: Тургенев, Гончаров, Тютчев, Фет писали о любви. Способностью любить автор проверяет своего героя, т.к. любовь – самое личное, интимное из всех чувств.)

Групповое задание.

1 группа.

Прочитав выдержки из писем, попробуйте опровергнуть мнение критиков-современников поэта, что «Некрасов есть человек с озлобленным умом». Каким представляется вам поэт? Какие качества его характера раскрываются в этих письмах?

«Я сожалел, досадовал, что так сильно увлекся пустою суетностью, я писал:

Грустно…совсем в суете утонул я,

Бедному сердцу простора я не дал…

Тяжко… за что сам себя обманул я…

Сам себя мрачным терзаниям предал?

Я думал тогда, отчего такая пустота в моей душе?...Грустно! Лучше не расшевелить души, не бросать искры в порох, а жить так однообразно и инстинктивно, как живут многие… Тяжела борьба души с телом, тяжела борьба человека с самим собою…Иногда, как теперь, я оглянусь назад, загляну в тайник души и, верно, ужаснусь, заплачу… Грусть одиночества начинает чаще мучить меня» Е.А.Некрасовой, 9 ноября 1840 г.


«Я все такой же лентяй и дурень, как был в старину: вот, милая сестра, причина, по которой я к тебе не писал до сей поры. Извини и не сердись. Человек натуры своей переделать не может – а натура у меня бесконечно восстановлена против писем, и мне все кажется, что я даже и умереть должен за каким-нибудь письмом – от скуки…» А.А.Буткевич, 27 сентября 1844 г.


«Твоя честь была мне дороже своей и так будет, невзирая на настоящее. С этим клеймом я умру… А чем ты платишь мне за такую – знаю сам – страшную жертву? Показала ли ты когда, что понимаешь всю глубину своего преступления перед женщиной, всеми оставленной, а тобою считавшейся за подругу? Презрение не смыть всю жизнь, оно висит надо мною…» А.Я.Панаевой, сентябрь 1857 г.


«Все-таки очень мало юношей, которые сохранили бы такое чистое сердце, какое сохранилось у Вас… Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства, как Вы…»

Чернышевский Н.Г. – Некрасову, 5 ноября 1856 г.


«Мысль, что заболит другое сердце, может меня остановить от безумного или даже жестокого поступка – я это говорю по опыту; мысль, что есть другая душа, которая поскорбит или порадуется за меня, наполняет мое сердце тихой отрадой, для такой души я не в состоянии пожалеть своей…» Л.Н.Толстому, 12 апреля 1857 г.


«… и вот является любовь. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению – страшного и обидного в этом много! На этом одном можно с ума сойти. Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы – и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности… Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора». Л.Н.Толстому, май 1857 г

2 группа.

Сам Некрасов говорил Пыпину: «Жизнь меня испортила – но только на поврехности – мои стихи шли от души». Какие качества поэта раскрываются в его стихотворениях?

***

Пускай мечтатели осмеяны давно,

Пускай в них многое действительно смешно,

Но все же я скажу, что мне в часы разлуки

Отраднее всего, среди душевной муки,

Воспоминать о ней: усилием мечты

Из мрака вызывать знакомые черты,

В минуты горького раздумья и печали

Бродить по тем местам, где вместе мы гуляли, –

И даже иногда вечернею порой,

Любуясь бледною и грустною луной,

Припоминать тот сад, ту темную аллею,

Откуда мы луной пленялись вместе с нею,

Но, больше нашею любовию полны,

Чем тихим вечером и прелестью луны,

Влюбленные глаза друг к другу обращали

И в долгий поцелуй уста свои сливали…


***

Поражена потерей невозвратной,

Душа моя уныла и слаба:

Ни гордости, ни веры благодатной –

Постыдное бессилие раба!


Ей все равно – холодный сумрак гроба,

Позор ли, слава, ненависть, любовь, –

Погасла и спасительная злоба,

Что долго так разогревала кровь.


Я жду… но ночь не близится к рассвету,

И мертвый мрак кругом…и та,

Которая воззвать могла бы к свету –

Как будто смерть сковала ей уста!


Лицо без мысли, полное смятенья,

Сухие, напряженные глаза –

И, кажется, зарею обновленья

В них никогда не заблестит слеза.

***

Я за то глубоко презираю себя,

Что живу – день за днем бесполезно губя;


Что я, силы своей не пытав ни на чем,

Осудил сам себя беспощадным судом


И, лениво твердя: я ничтожен, я слаб! –

Добровольно всю жизнь пресмыкался как раб;


Что, доживши кой-как до тридцатой весны,

Не скопил я себе хоть богатой казны,


Чтоб глупцы у моих пресмыкалися ног,

Да и умник подчас позавидовать мог!


Я за то глубоко презираю себя,

Что потратил свой век, никого не любя;


Что любить я хочу… что люблю я весь мир,

А брожу дикарем – бесприютен и сир,


И что злоба во мне и сильна и дика,

А хватаюсь за нож – замирает рука!

3 группа.

Новаторство Некрасова в том, что рядом любящим героем всегда появляется образ лирической героини. Какой мы видим ее в стихотворениях?

***

Когда из мрака заблужденья

Горячим словом убежденья

Я душу падшую извлек,

И, вся полна глубокой муки,

Ты прокляла, ломая руки,

Тебя опутавший порок;


Когда б забывчивую совесть

Воспоминанием казня,

Ты мне передавала повесть

Всего, что было до меня;


И вдруг, закрыв лицо руками,

Стыдом и ужасом полна,

Ты разрешилася слезами,

Возмущена, потрясена, –


Верь: я внимал не без участья,

Я жадно каждый звук ловил…

Я понял все, дитя несчастья!

Я все простил и все забыл.


Зачем же тайному сомненью

Ты ежечасно предана?

Толпы бессмысленному мненью

Ужель и ты покорена?


Не верь толпе – пустой и лживой,

Забудь сомнения свои,

В душе болезненно-пугливой

Гнетущей мысли не таи!


Грустя напрасно и бесплодно,

Не пригревай змеи в груди

И в дом мой смело и свободно

Хозяйкой полною войди!


***

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум;


Ты хохочешь так бойко мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;


Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня, –


Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед – в это темное море –

Без обычного страха гляжу…


Вывод: Любимая женщина у Некрасова – это спутница жизни, друг, соратник. Она делит с героем радость и нужду, вдохновляет его, вселяет уверенность в своих силах.


  1. Сопоставительный анализ стихотворений Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю…» и «Тяжелый год – сломил меня недуг…».

Сравнительный анализ не может быть произвольным. Для любого сравнения должны быть основания (общие черты).

1. Найдите общие мотивы, образы в этих стихотворениях (можно оформить в виде таблицы)

«Тяжелый год – сломил меня недуг»

«Тяжелый крест достался ей на долю»

«сломил меня недуг»


«с безумными глазами»


«необузданная речь»


«истерзана борьбой»


«ужасные упреки»


«ты не пощадила»

«близка моя могила»


«безумные речи»


«язвительные речи»


«ревностью истерзана»


«ужасные звуки»


«щадить и ждать наскучило тебе»


2. Изменяется ли изображение героини в этих стихотворениях? Выпишите эпитеты, рисующие героиню.

«Тяжелый год – сломил меня недуг» (Истерзана, озлоблена борьбой, необузданная речь, упреки жестокие, неправые). Вывод: героиня вспыльчива, раздражительна, неуравновешенна

«Тяжелый крест достался ей на долю» (Угнетена, пуглива и грустна, ревностью истерзана моей, безропотна, цветка весеннего свежей, прекрасна и бледна, стоит, ломая руки). Вывод: героиня любящая, самоотверженная, страдающая.


3. Б.Корман пишет, что в стихотворениях изображены разные героини, т.к. если бы изображена была одна героиня, то в сходных обстоятельствах она вела бы себя одинаково, а этого нет. Разделяете ли вы эту точку зрения? (Мнения разделятся). Приходилось ли вам совершать поступки, которые вас самих бы удивляли? (Обсуждение).

Вывод: вот и героиня стихотворений во время болезни друга ведет себя самоотверженно, забывая о себе, но ведь, когда силы на исходе, возможны и срывы, «ужасные упреки». Значит, героиня все-таки одна.


4. Определите стихотворный размер.

(5-стопный ямб придает оттенок грусти, элегичности, в отличие от 3-стопного, слишком легковесного, короткого, и 4-стопного, строгого и торжественного)


Строфическая организация стихотворений.

«Тяжелый год – сломил меня недуг» (нет строгого строфического деления, но сохраняется перекрестная рифма, сочетание 5-стопного ямба с четырехстопным, строгим и отрывистым)

«Тяжелый крест достался ей на долю» (строфы – четверостишия с перекрестной рифмой. В каждой строфе повторяется мотив смерти: палач – могила – могила – мрак могилы – могила – убийственные звуки.)

Вывод: Некрасов показывает, какие сложные, противоречивые чувства переживает героиня.

  1. Кому же посвящено большинство стихотворений Некрасова? (Сообщение-презентация учащегося о А.Я. Панаевой)

  2. Традиции предшественников в творчестве Некрасова. Сравните стихотворения А.С.Пушкина «Сожженное письмо» и Н.А.Некрасова «Горящие письма». (Учащиеся самостоятельно работают, записывая сделанные выводы в тетрадях)

      1. Найдите общие черты, общие мотивы.

      2. Определите мотивировку сожжения писем.

      3. Какие чувства переживают поэты?

      4. Осмысление названия стихотворений.

  3. Итог урока. В чем же своеобразие любовной лирики Н.А.Некрасова?


Домашнее задание:

Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение Н.А. Некрасова о любви.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!