Урок литературы. 10 класс
Учитель МАОУ СОШ № 28 г. Калининграда Н.В. Вершкова
Тема: «Если, мучимый страстью мятежной…».
Тема любви в лирике Н.А.Некрасова
Оборудование:
Портреты Н.А.Некрасова и А.Я. Панаевой.
Стихотворения Н.А. Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю…» и «Тяжелый год – сломил меня недуг…».
Карточки с групповыми заданиями
Мультимедийная презентация
Цели:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
ХОД УРОКА.
Орг.момент: проверка готовности к уроку, наличие у всех текстов стихотворений, тетрадей, письменных принадлежностей.
Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.
Повторение пройденного. Постановка проблемы.
– Поэзия середины 40-х годов неоднородна. Вспомните, какие враждующие поэтические группировки существовали в то время?
(некрасовская школа и школа «чистого искусства»)
– Романтики с их интересом к поэзии «сердечного воображения» в это время несколько потеснены с передовых позиций. И вдруг Некрасов, один из активнейших организаторов и создателей «натуральной школы», как будто принимает от сторонников «чистого искусства» эстафету в изображении сердечных переживаний. Нет ли тут противоречия?
( нет. Поэзия вряд ли может существовать без обращенности к теме любви. Многие поэты и писатели XIX века: Тургенев, Гончаров, Тютчев, Фет писали о любви. Способностью любить автор проверяет своего героя, т.к. любовь – самое личное, интимное из всех чувств.)
Групповое задание.
1 группа.
Прочитав выдержки из писем, попробуйте опровергнуть мнение критиков-современников поэта, что «Некрасов есть человек с озлобленным умом». Каким представляется вам поэт? Какие качества его характера раскрываются в этих письмах?
«Я сожалел, досадовал, что так сильно увлекся пустою суетностью, я писал:
Грустно…совсем в суете утонул я,
Бедному сердцу простора я не дал…
Тяжко… за что сам себя обманул я…
Сам себя мрачным терзаниям предал?
Я думал тогда, отчего такая пустота в моей душе?...Грустно! Лучше не расшевелить души, не бросать искры в порох, а жить так однообразно и инстинктивно, как живут многие… Тяжела борьба души с телом, тяжела борьба человека с самим собою…Иногда, как теперь, я оглянусь назад, загляну в тайник души и, верно, ужаснусь, заплачу… Грусть одиночества начинает чаще мучить меня» Е.А.Некрасовой, 9 ноября 1840 г.
«Я все такой же лентяй и дурень, как был в старину: вот, милая сестра, причина, по которой я к тебе не писал до сей поры. Извини и не сердись. Человек натуры своей переделать не может – а натура у меня бесконечно восстановлена против писем, и мне все кажется, что я даже и умереть должен за каким-нибудь письмом – от скуки…» А.А.Буткевич, 27 сентября 1844 г.
«Твоя честь была мне дороже своей и так будет, невзирая на настоящее. С этим клеймом я умру… А чем ты платишь мне за такую – знаю сам – страшную жертву? Показала ли ты когда, что понимаешь всю глубину своего преступления перед женщиной, всеми оставленной, а тобою считавшейся за подругу? Презрение не смыть всю жизнь, оно висит надо мною…» А.Я.Панаевой, сентябрь 1857 г.
«Все-таки очень мало юношей, которые сохранили бы такое чистое сердце, какое сохранилось у Вас… Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства, как Вы…»
Чернышевский Н.Г. – Некрасову, 5 ноября 1856 г.
«Мысль, что заболит другое сердце, может меня остановить от безумного или даже жестокого поступка – я это говорю по опыту; мысль, что есть другая душа, которая поскорбит или порадуется за меня, наполняет мое сердце тихой отрадой, для такой души я не в состоянии пожалеть своей…» Л.Н.Толстому, 12 апреля 1857 г.
«… и вот является любовь. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению – страшного и обидного в этом много! На этом одном можно с ума сойти. Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы – и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности… Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора». Л.Н.Толстому, май 1857 г
2 группа.
Сам Некрасов говорил Пыпину: «Жизнь меня испортила – но только на поврехности – мои стихи шли от души». Какие качества поэта раскрываются в его стихотворениях?
***
Пускай мечтатели осмеяны давно,
Пускай в них многое действительно смешно,
Но все же я скажу, что мне в часы разлуки
Отраднее всего, среди душевной муки,
Воспоминать о ней: усилием мечты
Из мрака вызывать знакомые черты,
В минуты горького раздумья и печали
Бродить по тем местам, где вместе мы гуляли, –
И даже иногда вечернею порой,
Любуясь бледною и грустною луной,
Припоминать тот сад, ту темную аллею,
Откуда мы луной пленялись вместе с нею,
Но, больше нашею любовию полны,
Чем тихим вечером и прелестью луны,
Влюбленные глаза друг к другу обращали
И в долгий поцелуй уста свои сливали…
***
Поражена потерей невозвратной,
Душа моя уныла и слаба:
Ни гордости, ни веры благодатной –
Постыдное бессилие раба!
Ей все равно – холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь, –
Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь.
Я жду… но ночь не близится к рассвету,
И мертвый мрак кругом…и та,
Которая воззвать могла бы к свету –
Как будто смерть сковала ей уста!
Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряженные глаза –
И, кажется, зарею обновленья
В них никогда не заблестит слеза.
***
Я за то глубоко презираю себя,
Что живу – день за днем бесполезно губя;
Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом
И, лениво твердя: я ничтожен, я слаб! –
Добровольно всю жизнь пресмыкался как раб;
Что, доживши кой-как до тридцатой весны,
Не скопил я себе хоть богатой казны,
Чтоб глупцы у моих пресмыкалися ног,
Да и умник подчас позавидовать мог!
Я за то глубоко презираю себя,
Что потратил свой век, никого не любя;
Что любить я хочу… что люблю я весь мир,
А брожу дикарем – бесприютен и сир,
И что злоба во мне и сильна и дика,
А хватаюсь за нож – замирает рука!
3 группа.
Новаторство Некрасова в том, что рядом любящим героем всегда появляется образ лирической героини. Какой мы видим ее в стихотворениях?
***
Когда из мрака заблужденья
Горячим словом убежденья
Я душу падшую извлек,
И, вся полна глубокой муки,
Ты прокляла, ломая руки,
Тебя опутавший порок;
Когда б забывчивую совесть
Воспоминанием казня,
Ты мне передавала повесть
Всего, что было до меня;
И вдруг, закрыв лицо руками,
Стыдом и ужасом полна,
Ты разрешилася слезами,
Возмущена, потрясена, –
Верь: я внимал не без участья,
Я жадно каждый звук ловил…
Я понял все, дитя несчастья!
Я все простил и все забыл.
Зачем же тайному сомненью
Ты ежечасно предана?
Толпы бессмысленному мненью
Ужель и ты покорена?
Не верь толпе – пустой и лживой,
Забудь сомнения свои,
В душе болезненно-пугливой
Гнетущей мысли не таи!
Грустя напрасно и бесплодно,
Не пригревай змеи в груди
И в дом мой смело и свободно
Хозяйкой полною войди!
***
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня, –
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед – в это темное море –
Без обычного страха гляжу…
Вывод: Любимая женщина у Некрасова – это спутница жизни, друг, соратник. Она делит с героем радость и нужду, вдохновляет его, вселяет уверенность в своих силах.
Сопоставительный анализ стихотворений Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю…» и «Тяжелый год – сломил меня недуг…».
Сравнительный анализ не может быть произвольным. Для любого сравнения должны быть основания (общие черты).
1. Найдите общие мотивы, образы в этих стихотворениях (можно оформить в виде таблицы)
«Тяжелый год – сломил меня недуг» | «Тяжелый крест достался ей на долю» |
«сломил меня недуг» «с безумными глазами» «необузданная речь» «истерзана борьбой» «ужасные упреки» «ты не пощадила» | «близка моя могила» «безумные речи» «язвительные речи» «ревностью истерзана» «ужасные звуки» «щадить и ждать наскучило тебе» |
2. Изменяется ли изображение героини в этих стихотворениях? Выпишите эпитеты, рисующие героиню.
«Тяжелый год – сломил меня недуг» (Истерзана, озлоблена борьбой, необузданная речь, упреки жестокие, неправые). Вывод: героиня вспыльчива, раздражительна, неуравновешенна
«Тяжелый крест достался ей на долю» (Угнетена, пуглива и грустна, ревностью истерзана моей, безропотна, цветка весеннего свежей, прекрасна и бледна, стоит, ломая руки). Вывод: героиня любящая, самоотверженная, страдающая.
3. Б.Корман пишет, что в стихотворениях изображены разные героини, т.к. если бы изображена была одна героиня, то в сходных обстоятельствах она вела бы себя одинаково, а этого нет. Разделяете ли вы эту точку зрения? (Мнения разделятся). Приходилось ли вам совершать поступки, которые вас самих бы удивляли? (Обсуждение).
Вывод: вот и героиня стихотворений во время болезни друга ведет себя самоотверженно, забывая о себе, но ведь, когда силы на исходе, возможны и срывы, «ужасные упреки». Значит, героиня все-таки одна.
4. Определите стихотворный размер.
(5-стопный ямб придает оттенок грусти, элегичности, в отличие от 3-стопного, слишком легковесного, короткого, и 4-стопного, строгого и торжественного)
Строфическая организация стихотворений.
«Тяжелый год – сломил меня недуг» (нет строгого строфического деления, но сохраняется перекрестная рифма, сочетание 5-стопного ямба с четырехстопным, строгим и отрывистым)
«Тяжелый крест достался ей на долю» (строфы – четверостишия с перекрестной рифмой. В каждой строфе повторяется мотив смерти: палач – могила – могила – мрак могилы – могила – убийственные звуки.)
Вывод: Некрасов показывает, какие сложные, противоречивые чувства переживает героиня.
Кому же посвящено большинство стихотворений Некрасова? (Сообщение-презентация учащегося о А.Я. Панаевой)
Традиции предшественников в творчестве Некрасова. Сравните стихотворения А.С.Пушкина «Сожженное письмо» и Н.А.Некрасова «Горящие письма». (Учащиеся самостоятельно работают, записывая сделанные выводы в тетрадях)
Найдите общие черты, общие мотивы.
Определите мотивировку сожжения писем.
Какие чувства переживают поэты?
Осмысление названия стихотворений.
Итог урока. В чем же своеобразие любовной лирики Н.А.Некрасова?
Домашнее задание:
Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение Н.А. Некрасова о любви.