СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Иероним Босх, мастер Северного Возрождения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Иероним Босх, мастер Северного Возрождения"»

Иероним Босх.

Иероним Босх.

Иероним Босх (ок. 1450 – 1516) - нидерландский художник, один из мастеров Северного Возрождения. Босха, смело объединившего в XV-XVI столетиях в своем творчестве религию, мораль и жесткий гротеск, в прогрессивном XX веке.   Псевдоним «Иероним Босх» живописец взял в 1495 году и создал под ним самые известные свои работы.

Иероним Босх (ок. 1450 – 1516) - нидерландский художник, один из мастеров Северного Возрождения.

Босха, смело объединившего в XV-XVI столетиях в своем творчестве религию, мораль и жесткий гротеск, в прогрессивном XX веке.

Псевдоним «Иероним Босх» живописец взял в 1495 году и создал под ним самые известные свои работы.

Иероним Босх был  третий сын потомственного живописца-ремесленника, появился на свет в Хертогенбосе около 1450 года.. У них была собственная мастерская, и азы рисования юный Босх освоил именно рядом с дедушкой и отцом. В католической школе Иероним получил глубокие познания в религии, освоил критическое мышление и приучил себя к строгой дисциплине. Семья у Иеронима была довольно состоятельная.   «Извлечение камня глупости»

Иероним Босх был третий сын потомственного живописца-ремесленника, появился на свет в Хертогенбосе около 1450 года.. У них была собственная мастерская, и азы рисования юный Босх освоил именно рядом с дедушкой и отцом. В католической школе Иероним получил глубокие познания в религии, освоил критическое мышление и приучил себя к строгой дисциплине.

Семья у Иеронима была довольно состоятельная.

«Извлечение камня глупости»

Его произведения буквально кишат монстрами и демонами, уродцами и ужасающего вида тварями. Иероним Босх с легкостью конструировал причудливых сущностей из подручных средств — отдельные части тел человека соединял с конечностями животного и всякой домашней утварью.   «Сад земных наслаждений»

Его произведения буквально кишат монстрами и демонами, уродцами и ужасающего вида тварями. Иероним Босх с легкостью конструировал причудливых сущностей из подручных средств — отдельные части тел человека соединял с конечностями животного и всякой домашней утварью.

«Сад земных наслаждений»

Самые известные картины Иеронима Босха Картины Иеронима Босха сохранились до наших дней. И каждый из представленных шедевров пленяет яркостью и загадочностью: «Сад земных наслаждений» (1505-1510) — самый знаменитый триптих художника. Произведение, написанное к бракосочетанию графа Генриха III, посвящено греху сладострастия и хранится в Прадо. «Искушение святого Антония» (1505-1506) — еще один триптих, рассказывающий об искушениях старца во время хождений по египетской пустыне. Произведение искусства, которое хранится в Лиссабоне, копировали около 20 раз. «Поклонение волхвов» (около 1510) — последняя крупная работа Босха. Находится в музее Прадо. «Страшный суд» (1504) — называют самым масштабным произведением Босха. Триптих, выполненный для Филиппа Красивого, хранится в венской Академии изобразительных искусств.

Самые известные картины Иеронима Босха Картины Иеронима Босха сохранились до наших дней. И каждый из представленных шедевров пленяет яркостью и загадочностью:

«Сад земных наслаждений» (1505-1510) — самый знаменитый триптих художника. Произведение, написанное к бракосочетанию графа Генриха III, посвящено греху сладострастия и хранится в Прадо. «Искушение святого Антония» (1505-1506) — еще один триптих, рассказывающий об искушениях старца во время хождений по египетской пустыне. Произведение искусства, которое хранится в Лиссабоне, копировали около 20 раз. «Поклонение волхвов» (около 1510) — последняя крупная работа Босха. Находится в музее Прадо. «Страшный суд» (1504) — называют самым масштабным произведением Босха. Триптих, выполненный для Филиппа Красивого, хранится в венской Академии изобразительных искусств.

«Искушение святого Антония»

«Искушение святого Антония»

Закрытый триптих «Искушение святого Антония», выполненный в монохромной гамме, что соответствовало традициям создания алтарей.

Закрытый триптих «Искушение святого Антония», выполненный в монохромной гамме, что соответствовало традициям создания алтарей.

На левой панели святой Антоний изображён дважды: в полёте и падении. В небе на него покушается группа демонов. Сложив руки в молитве, он демонстрирует незыблемую веру, не обращая внимания ни на лису с хлыстом, ни на жабу с крыльями, ни на водяного с летучей рыбой, символизирующих греховность.

На левой панели святой Антоний изображён дважды: в полёте и падении. В небе на него покушается группа демонов. Сложив руки в молитве, он демонстрирует незыблемую веру, не обращая внимания ни на лису с хлыстом, ни на жабу с крыльями, ни на водяного с летучей рыбой, символизирующих греховность.

Внизу зритель видит измученного праведника после его падения на землю. Неспособному передвигаться святому помогают перебраться через мост два монаха и мирянин.

Внизу зритель видит измученного праведника после его падения на землю. Неспособному передвигаться святому помогают перебраться через мост два монаха и мирянин.

В центральной части произведения разворачивается сцена чёрной мессы, изобилующая апокалиптическими образами. Службу ведут женщины, что само по себе в те времена считалось кощунством. К ним спешит музыкант с кабаньей головой, за его плащ цепляется калека. Святой Антоний стоит на коленях на ступенях рушащейся башни.

В центральной части произведения разворачивается сцена чёрной мессы, изобилующая апокалиптическими образами. Службу ведут женщины, что само по себе в те времена считалось кощунством. К ним спешит музыкант с кабаньей головой, за его плащ цепляется калека. Святой Антоний стоит на коленях на ступенях рушащейся башни.

Попытка соблазнения грехами.

Попытка соблазнения грехами.

«Страшный суд»

«Страшный суд»

На внешних створках религиозного триптиха автор изобразил святых Иакова и Бавона. Их портреты Босх воплотил с помощью техники гризайли, используя разные оттенки серого цвета. Иаков представлен странником в плаще и с посохом на фоне холмистого пейзажа. А Бавон окружен нищими, которым он подает милостыню. Справа от святого в дверном проеме открывается вид на город.

На внешних створках религиозного триптиха автор изобразил святых Иакова и Бавона. Их портреты Босх воплотил с помощью техники гризайли, используя разные оттенки серого цвета. Иаков представлен странником в плаще и с посохом на фоне холмистого пейзажа. А Бавон окружен нищими, которым он подает милостыню. Справа от святого в дверном проеме открывается вид на город.

"Корабль дураков" - одна из самых известных, но и спорно трактуемых работ.

В средневековье образ корабля был связан с церковью как сообществом людей, вместе идущих ко спасению и вечной жизни через море страстей земного временного существования. 

Считается, что Иероним изобразил греховный корабль.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна  латинская  надпись  Cave, cave, d[omi]n[u]s videt  — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, —  семь смертных грехов . Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Описание каждого сектора по часовой стрелке:

  • Чревоугодие — тучный мужчина жадно поедает всё, что ставит на стол хозяйка, и не даёт поесть своему не менее тучному сыну. Его сосед жадно опустошает кувшин.
  • Праздность (Уныние) — мужчина лениво дремлет у камелька, его упрекает входящая в комнату женщина с  чётками  в руках.
  • Похоть — две влюблённые пары наслаждаются под розовым тентом, а два шута развлекают их.
  • Гордыня — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в чепце.
  • Гнев — двое мужчин дерутся у дверей таверны, женщина пытается их разнять.
  • Зависть — пожилая пара в дверях завистливо смотрит на богача с ручным ястребом на руке, его слуга несёт большой мешок на плечах. Дочь пожилой пары флиртует с мужчиной через окно, её взор направлен на его увесистый кошелёк на поясе. Собаки иллюстрируют фламандскую пословицу: «Две собаки и только одна кость, нет согласия».
  • Алчность — продажный судья притворяется, что сочувственно слушает дело, представленное одной стороной в судебном процессе, лукаво принимая взятку от другой стороны.

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи»  

Скончался мастер 9 августа 1516 года. Причудливые миры, созданные Босхом, удивляли его современников, и, своей непохожестью на остальных художников, он еще при жизни завоевал славу «продвинутого» живописца. И даже спустя 500 лет после смерти у Босха находятся подражатели, например, Клод Верлинд представитель французского сюрреализма.   «Переосмысливание»

Скончался мастер 9 августа 1516 года. Причудливые миры, созданные Босхом, удивляли его современников, и, своей непохожестью на остальных художников, он еще при жизни завоевал славу «продвинутого» живописца. И даже спустя 500 лет после смерти у Босха находятся подражатели, например, Клод Верлинд представитель французского сюрреализма.

«Переосмысливание»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!