Иероним Босх.
Иероним Босх (ок. 1450 – 1516) - нидерландский художник, один из мастеров Северного Возрождения.
Босха, смело объединившего в XV-XVI столетиях в своем творчестве религию, мораль и жесткий гротеск, в прогрессивном XX веке.
Псевдоним «Иероним Босх» живописец взял в 1495 году и создал под ним самые известные свои работы.
Иероним Босх был третий сын потомственного живописца-ремесленника, появился на свет в Хертогенбосе около 1450 года.. У них была собственная мастерская, и азы рисования юный Босх освоил именно рядом с дедушкой и отцом. В католической школе Иероним получил глубокие познания в религии, освоил критическое мышление и приучил себя к строгой дисциплине.
Семья у Иеронима была довольно состоятельная.
«Извлечение камня глупости»
Его произведения буквально кишат монстрами и демонами, уродцами и ужасающего вида тварями. Иероним Босх с легкостью конструировал причудливых сущностей из подручных средств — отдельные части тел человека соединял с конечностями животного и всякой домашней утварью.
«Сад земных наслаждений»
Самые известные картины Иеронима Босха Картины Иеронима Босха сохранились до наших дней. И каждый из представленных шедевров пленяет яркостью и загадочностью:
«Сад земных наслаждений» (1505-1510) — самый знаменитый триптих художника. Произведение, написанное к бракосочетанию графа Генриха III, посвящено греху сладострастия и хранится в Прадо. «Искушение святого Антония» (1505-1506) — еще один триптих, рассказывающий об искушениях старца во время хождений по египетской пустыне. Произведение искусства, которое хранится в Лиссабоне, копировали около 20 раз. «Поклонение волхвов» (около 1510) — последняя крупная работа Босха. Находится в музее Прадо. «Страшный суд» (1504) — называют самым масштабным произведением Босха. Триптих, выполненный для Филиппа Красивого, хранится в венской Академии изобразительных искусств.
«Искушение святого Антония»
Закрытый триптих «Искушение святого Антония», выполненный в монохромной гамме, что соответствовало традициям создания алтарей.
На левой панели святой Антоний изображён дважды: в полёте и падении. В небе на него покушается группа демонов. Сложив руки в молитве, он демонстрирует незыблемую веру, не обращая внимания ни на лису с хлыстом, ни на жабу с крыльями, ни на водяного с летучей рыбой, символизирующих греховность.
Внизу зритель видит измученного праведника после его падения на землю. Неспособному передвигаться святому помогают перебраться через мост два монаха и мирянин.
В центральной части произведения разворачивается сцена чёрной мессы, изобилующая апокалиптическими образами. Службу ведут женщины, что само по себе в те времена считалось кощунством. К ним спешит музыкант с кабаньей головой, за его плащ цепляется калека. Святой Антоний стоит на коленях на ступенях рушащейся башни.
Попытка соблазнения грехами.
«Страшный суд»
На внешних створках религиозного триптиха автор изобразил святых Иакова и Бавона. Их портреты Босх воплотил с помощью техники гризайли, используя разные оттенки серого цвета. Иаков представлен странником в плаще и с посохом на фоне холмистого пейзажа. А Бавон окружен нищими, которым он подает милостыню. Справа от святого в дверном проеме открывается вид на город.
"Корабль дураков" - одна из самых известных, но и спорно трактуемых работ.
В средневековье образ корабля был связан с церковью как сообществом людей, вместе идущих ко спасению и вечной жизни через море страстей земного временного существования.
Считается, что Иероним изобразил греховный корабль.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, d[omi]n[u]s videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов . Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Описание каждого сектора по часовой стрелке:
- Чревоугодие — тучный мужчина жадно поедает всё, что ставит на стол хозяйка, и не даёт поесть своему не менее тучному сыну. Его сосед жадно опустошает кувшин.
- Праздность (Уныние) — мужчина лениво дремлет у камелька, его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках.
- Похоть — две влюблённые пары наслаждаются под розовым тентом, а два шута развлекают их.
- Гордыня — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в чепце.
- Гнев — двое мужчин дерутся у дверей таверны, женщина пытается их разнять.
- Зависть — пожилая пара в дверях завистливо смотрит на богача с ручным ястребом на руке, его слуга несёт большой мешок на плечах. Дочь пожилой пары флиртует с мужчиной через окно, её взор направлен на его увесистый кошелёк на поясе. Собаки иллюстрируют фламандскую пословицу: «Две собаки и только одна кость, нет согласия».
- Алчность — продажный судья притворяется, что сочувственно слушает дело, представленное одной стороной в судебном процессе, лукаво принимая взятку от другой стороны.
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи»
Скончался мастер 9 августа 1516 года. Причудливые миры, созданные Босхом, удивляли его современников, и, своей непохожестью на остальных художников, он еще при жизни завоевал славу «продвинутого» живописца. И даже спустя 500 лет после смерти у Босха находятся подражатели, например, Клод Верлинд представитель французского сюрреализма.
«Переосмысливание»