СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ-2015-русский. Вариант 4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ-2015-русский. Вариант 4

Тест + ответы к части 1 + информация о тексте части 2 КИМ из пособия ЕГЭ 2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов (под ред. И.П. Цыбулько)

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ-2015-русский. Вариант 4»

ВАРИАНТ 4 ЕГЭ-2015


Часть 1


Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.


(1)В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно. (2)Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование уже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало. (3)На такие действия не способно ни одно животное.


1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Ещё до того, как приступить к изготовлению предмета, человек создаёт образ этого предмета в мыслях, то есть разрабатывает проект того, что ему нужно.

2) Человек, в отличие от животных, действует сознательно, проявляя при этом свойственную только людям способность к творчеству.

3) Проектирование – это сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало, это творческий процесс.

4) Способность действовать сознательно, используя творческий подход, отличает человека от животных.

5) Для удовлетворения своих потребностей человек действует сознательно, используя орудия труда.

Ответ:_______________________________________


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

несмотря на это, то есть в-третьих, хотя вопреки этому,

Ответ:_______________________________________


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЕРАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЕРАЦИЯ, -и, ж.

1) Координированные военные действия разнородных войск, объединённые единой целью. Сухопутная, морская, воздушная, воздушно-десантная о. Наступательная о. Оборонительная о. Разработать план операции.

2) Отдельное действие в ряду других подобных. Банковская о. Почтовая о. Отделочная о. Машинная о.

3) Лечебная помощь, выражающаяся в непосредственном механическом воздействии на ткани, органы. Сделать операцию.

Ответ:_______________________________________


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ободрЁн начАвшись укрепИт тАможня дозвонЯтся

Ответ:_______________________________________


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Рыжий пушистый кот был любимцем всей семьи, и поэтому ему всегда прощались все ПРОДЕЛКИ.

Решения о ВЫДЕЛЕНИИ земельных участков под строительство многоэтажных жилых домов принимались местными властями.

Прежде чем начать свою обличительную речь, Виталий благоразумно отошёл от противника на ПОЧТИТЕЛЬНОЕ расстояние.

Покупая АБОНЕНТ, слушатели получают возможность посещения шести концертов по цене одного входного билета.

Торжественную мессу Бетховена, которую композитор написал по заказу из Лондона, впервые ИСПОЛНИЛИ в Петербурге.

Ответ:_______________________________________


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИХНИЕ трудности ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ деревьями ИСЧЕЗ

солидные ПРОФЕССОРА в НОСУ


7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) М.Ю. Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

Б) Те, кто не изучил самого себя, никогда не достигнет глубокого понимания людей.

В) В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

Г) Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции.

Д) В. Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н.В. Гоголя.

ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пок..ряющий д..летант з..ря заг..релый к..саться

Ответ:_______________________________________


9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..шелец, пр..успел бе..печный, и..дать пр..следую, пр..пасы

о..данный, на..пись под.. шёл, с..звучие

Ответ:_______________________________________


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

непоседл..вый выдерж..вать подкле..вать находч..вый затм..вать

Ответ:_______________________________________


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

законч..нный подозрева.. мый выпил..шь обнаруж..нный накол..шь

Ответ:_______________________________________


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Если бы мы (НЕ)ДОГЛЯДЕЛИ, лодка наполнилась бы водой.

В саду ещё (НЕ)РАСКРЫЛИ свои бутоны розы.

Желанная свобода (НЕ)ДОСТИГНУТА.

Прежние владельцы, (НЕ)ИМЕВШИЕ похвального любопытства заглядывать в старинные книги, оставили их на чердаке.

Друзья часто обсуждали, как они будут исследовать новые, ещё (НЕ)ОТКРЫТЫЕ земли.

Ответ:_______________________________________


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Герои Тургенева уже (В)НАЧАЛЕ произведения часто характеризуются прямо и однозначно, (ТАК)ЧТО у читателя сразу складываются их устойчивые образы.

Эгоист зачастую считает себя (В)ПРАВЕ поучать людей, а (ПО)ТОМУ нередко остаётся один.

Для Бунина, ТАК(ЖЕ) как и для многих других, (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

Многие ещё не умеют мечтать и (ПО)ЭТОМУ (ВСЁ)РАВНО никак не могут идти в ногу со временем.

Австрийский эрцгерцог Рудольф с ШЕСТНАДЦАТИ(ЛЕТНЕГО) возраста (В) ТЕЧЕНИЕ довольно длительного времени брал уроки игры на фортепиано у Бетховена.

Ответ:_______________________________________


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Варваре и Тихону чужд нравстве(1)ый максимализм Катерины, для которой и крушение традицио(2)ых моральных норм в окружающем мире, и её собстве(3)ое нарушение этих заветов – поисти(4)е страшная трагедия.

Ответ:_______________________________________


15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному.

2) Неожиданно мелькнул на красноватом фоне ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи.

3) У вечнозелёных деревьев и кустарников каждый лист может жить от нескольких месяцев до нескольких лет и опадает в свой срок.

4) Занятия организуются как в утренние так и в вечерние часы.

5) Смотрю я в стекляшку зелёного цвета и сразу зима превращается в лето.

Ответ:_______________________________________


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака нашла под кустами ежа (1) свернувшегося клубком (2) и (3) желая обратить внимание хозяина (4) залаяла.

Ответ:_______________________________________


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

К жанрам публицистического стиля относятся (1) например (2) очерк, статья, путевые заметки. В окне (3) видно (4) было небо с лёгкими белыми облачками.

Ответ:_______________________________________


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цветники (1) формы (2) которых (3) определят облик всего участка (4) необходимо распланировать уже при закладке нового сада.

Ответ:_______________________________________


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хотя отец в ходе разговора привычно и бессознательно вёл к тому (1) чтобы в очередной раз поссориться с сыном (2) после выслушанных слов оправдания он очень обрадовался (3) что ссоры на этот раз не произошло (4) и уже был благодарен сыну за его терпение и выдержку.

Ответ:_______________________________________



Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.


(1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его... (3)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.

(5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (6)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.

(7)Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием – гордись...»

(8)Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит. (9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.

– (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню – он и хобот задрал, как даст в третий – у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх...

(11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк – на бугре, на пшеничном поле – был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт...

(16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.

– (21)Бывает хуже, – сказал он, – а с этим жить можно.

(22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему.

(23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошёл к генералу.

– (25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк.

– (26)Но вы же инвалид, – сказал генерал.

– (27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!

(28)То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дремав отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.

(29)Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила – человеческая красота.

(По А.Н. Толстому*)


* Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) – русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических я научно- фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Главный герой – Егор Дрёмов – был танкистом, участвовал в битве под Курском, на его счету много боевых побед.

2) Егор Дрёмов сумел самостоятельно покинуть подбитый врагом танк.

3) В госпитале Егору Дрёмову не смогли полностью восстановить прежнее лицо, хотя было проведено несколько пластических операций.

4) Егор Дрёмов смог внутренне преодолеть свою беду – внешнее уродство – и считал необходимым продолжить военную службу, защищать Родину.

5) Егор Дрёмов был серьёзно ранен в самом начале войны.

Ответ:_______________________________________


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-6 представлено рассуждение.

2) В предложениях 11-15 содержится повествование.

3) В предложении 18 представлено описание.

4) В предложениях 22-24 представлено рассуждение

5) В предложениях 29-30 содержится рассуждение.

Ответ:_______________________________________


22. Из предложений 27-30 выпишите антонимы.

Ответ:_______________________________________


23. Среди предложений 11-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. Рассказывая о Егоре Дрёмове, писатель говорит с нами о русском характере. Подчёркивая нравственные основы характера своего героя, автор использует приём: (А)_____________ (предложение 7). В полной мере проявилось нравственное ядро Егора Дрёмова во время боёв за родную землю. Говоря о таких, как Егор, писатель использует троп – (Б)_____________ («и поднимается в нём великая сила – человеческая красота» в предложении 30) и синтаксическое средство выразительности – (В) ________ (предложения 27, 29). Стойкость, внутренняя сила, любовь к Отечеству особенно поражают, когда писатель, используя такую форму речи, как (Г)____________(предложения 25-27), показывает встречу Егора Дрёмова и генерала».


Список терминов:

1) эпитеты

2) развёрнутая метафора

3) цитирование

4) разговорная лексика

5) парцелляция

6) диалог

7) восклицательное предложение

8) ряды однородных членов предложения

9) сравнение

Ответ:

А

Б

В

Г








Часть 2


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.























































ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 4 ЕГЭ-2015


к заданиям части 1


задания

ответ

1

24 или 42

2

тоесть

3

2

4

таможня

5

абонемент

6

их

7

72356

8

покоряющий

9

подошёлсозвучие или созвучиеподошёл

10

затмевать

11

выпилишь

12

недоглядели или недоглядеть

13

вправепотому или потомувправе

14

123 любая другая последовательность этих цифр

15

45 или 54

16

1234 любая другая последовательность этих цифр

17

12 21

18

14 41

19

1234 любая другая последовательность этих цифр

20

134 любая другая последовательность этих цифр

21

125 любая другая последовательность этих цифр

22

большоммалом маломбольшом большоймалый малыйбольшой

23

12

24

3276








ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2


Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема русского характера. (В чём проявляется русский характер? Какими качествами обладает человек, если говорят, что у него русский характер?)

1. Понятие «русский характер», о котором рассуждает писатель А.Толстой, включает в себя такие черты, как внутренняя сила, способность выстоять в трудных ситуациях, любовь к семье, отечеству, готовность до конца защищать близких и родину.

2. Проблема героизма во время Великой Отечественной войны? (В чём проявлялся героизм во время войны?)

2. Героизм на войне проявлялся и в отваге, мужестве при выполнении боевых заданий, и в готовности спасти погибающего товарища, и в способности вернуться в строй после перенесённых травм.

3. Проблема нравственного выбора. (В чём проявился нравственный выбор Егора Дрёмова?)

3. Егор Дрёмов, выбирая между возможностью скрыть своё уродство на нестроевой службе или вернуться в боевую часть, выбрал военную службу, сохраняя верность своим нравственным принципам и выполняя наказ родителей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!