СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Языковая разминка готовимся к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

При слове ЭКЗАМЕН испытывают волнение дети, нервничают их родители, переживают и учителя. Ведь всем известно, что СДАЛ УЧЕНИК ЭКЗАМЕН – оценку получил он. НЕ СДАЛ УЧЕНИК ЭКЗАМЕН – оценку получает педагог.

Каждый из нас, ведущий уроки русского языка в 9 классе, задается вопросом: (СЛАЙД 2)  КАК в очередной раз организовать процесс обучения, чтобы вызвать у ребят интерес, любопытство, даже некий азарт, чтобы радовал результат? Как сделать процесс подготовки последовательным? Продуктивным? Спокойным?  

Просмотр содержимого документа
«Языковая разминка готовимся к ОГЭ»

При слове ЭКЗАМЕН испытывают волнение дети, нервничают их родители, переживают и учителя. Ведь всем известно, что СДАЛ УЧЕНИК ЭКЗАМЕН – оценку получил он. НЕ СДАЛ УЧЕНИК ЭКЗАМЕН – оценку получает педагог.

(СЛАЙД 1)


Каждый из нас, ведущий уроки русского языка в 9 классе, задается вопросом: (СЛАЙД 2) КАК в очередной раз организовать процесс обучения, чтобы вызвать у ребят интерес, любопытство, даже некий азарт, чтобы радовал результат? Как сделать процесс подготовки последовательным? Продуктивным? Спокойным?

СЛАЙД 3 Я предлагаю ВАМ рассмотреть такую форму работы как ЯЗЫКОВАЯ РАЗМИНКА.


Языковая разминка в начале урока – это всем известные 10 минут, когда проводится орфографическая работа, пунктуационный анализ. Это время может помочь преподавателю И в проведении подготовительной работы к экзамену

Именно на языковой разминке можно организовывать работу с несколькими заданиями из тестовой части, используя один и тот же лингвистический материал. Это может быть как небольшой текст так и набор предложений.

СЛАЙД 4

Если заняться, например, повторением знаний по теме «Изобразительно-выразительные средства языка», что соответствует заданию №3 в тесте ОГЭ, делать это можно так.

Вначале выполняются упражнения, которые помогают актуализировать знания.

Ребята отвечают на вопросы.

Проходит коллективное обсуждение и поиск правильных ответов. (СЛАЙД 5)

На этом этапе в каждом предложении есть троп, о котором идет речь.


Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Как называется такое средство выразительности?

На следующем занятии задача усложняется: добавляются предложения, в которых тропов нет. (СЛАЙД 6)


Таким образом, постепенно условие становится похожим на экзаменационное.


По логике завершает повторение темы небольшая самостоятельная работа

В качестве домашнего задания преподаватель предлагает выполнить онлайн-тест, который позволит отработать навыки решения заданий подобного типа.

В настоящее время много подобных сайтов, адреса некоторых вы видите.

Уверена, что многие из вас практикуют подобный опыт. Те, кто использует онлайн-тестирование, знают, что после выполнения учащимися заданий, можно узнать результаты каждого, процент верно выполненных заданий. Там же учащиеся могут найти пояснения-подсказки в виде теоретических заметок.

Результаты тестирования анализируются на консультациях или на индивидуально групповых занятиях, где можно ещё раз остановиться на выявленных трудностях. (СЛАЙД 7)


Подобным образом можно организовать повторение по многим заданиям тестовой части ОГЭ. (СЛАЙД 8)

Результаты такой работы позволяют девятиклассникам поверить в то, что они справятся с заданием на выпускном экзамене. (Слайд 9) Учитель может планировать дальнейшую работу, отслеживать результаты уч-ся

(СЛАЙД 10)

Все мы знаем, что выпускники испытывают определенные трудности, выполняя задания, перекликающиеся с темами «Обособленные члены предложения», «Виды связи в сложных предложениях», «Сложные предложения с несколькими придаточными».


Попробуем разработать алгоритм действий для выполнения, например, задания №14 тестовой части ОГЭ, которое часто вызывают затруднения у обучающихся при подготовке к экзамену. (Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной (союзной подчинительной или сочинительной) связью. Напишите номер этого предложения).


(1) Наш грач жил на свободе, разгуливая возле дачи. (2) Его проделкам, самым безобидным и неожиданным, не было конца. (3) Из дома он таскал все, что мог унести: наперстки, забытые около швейной машинки ножницы, мелкие инструменты, хотя прекрасно знал, что воровать нельзя.
      (4) Он проказничал, когда его никто не видел, и всегда, недовольно каркнув, поспешно улетал, если его заставали на месте преступления. (5) Отлетев на безопасное расстояние, он издали наблюдал, какое впечатление производило его озорство.
      (6) Грач особенно внимательно следил за работой жены художника, которая увлекалась садоводством и много работала в саду. (7) Если производилась прививка растений и место прививки заматывалось изоляционной лентой, он разматывал ее и, довольный, торопливо удалялся.
     (8) Но, несмотря ни на что, его нельзя было не любить: он сопровождал, перелетая с ветки на ветку, хозяев, если они уходили на прогулки, летал над лодкой, стремительно рассекающей гладь реки, если они катались по реке. (9) Он никогда не пропускал обеденное время, терпеливо ожидая, когда ему дадут что-нибудь вкусненькое, и если был сыт, то лакомые кусочки прятал про запас: засовывал в башмаки, под шкаф или в другие укромные местечки. (10) Наевшись, грач садился кому-нибудь на плечо или на голову, пытаясь при этом тщательно вытереть клюв о волосы. (176 слов)       (По А. Комарову)


Возможные упражнения:

- выделение грамматической основы позволит избежать ошибок в разграничении простого и сложного предложения (пример такого задания: подчеркните грамматические основы предложений; графически объясните наличие или отсутствие запятой перед союзом И, составив схему одного из типов).
- синтаксический разбор предложения;
- пунктуационный разбор с графическим комментированием пунктограмм;

- подбор соотносительных конструкций, что помогает проследить закономерность в постановке знаков препинания в однотипных предложениях (пример такого задания: найдите в тексте предложения, соответствующие схеме  [1    ],  (2    ).


- трансформация предложений - перевод простого предложения в сложное наглядно показывает разницу между двумя видами синтаксических конструкций, формируя навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях (пример: перестройте простое предложение в сложносочиненное: 1.Месяц светил в окно и заливал комнату своим холодным блеском. 2. Солнце поднялось и высушило росу);

- составление структурных и линейных схем предложения позволит разобраться в построении синтаксической единицы, увидеть грамматические основы и осложняющие предложение конструкции, что, в свою очередь, поможет избежать пунктуационных ошибок.


Интересным и продуктивным в этом плане представляется прием графического диктанта, когда обучающиеся на слух определяют особенности строения предложений с близкими синтаксическими конструкциями и составляют их схемы (пример такого задания: составьте структурные схемы следующих СПП, объясните отсутствие запятой между придаточными, соотнесите отсутствие знака с уже известными вам пунктуационными правилами













































Дата урока








.Изложение









Понимание смысла текста









Анализ средств выразительности

Упражнение *

Найдите в предложении эпитет и определите его роль.

Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос? Опишите создаваемые ими образы.

Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Выделите сравнения. Определите их изобразительно-выразительную роль. Какими образами они обогащают текст? Какие мысли и чувства автора помогают ярче передать?

1. Слух оставался по-прежнему чутким: шевелился ли кто-нибудь из товарищей, гребцы ли сдержанным шепотом перекидывались словами — глаза тотчас же открывались, как будто сами собой. 2. Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. 3.Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ литератор вынимает записную книжку и записывает в нее только что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести.4. Ночью мне снилась зеленая вода, покрытая листьями лип и берез. 5. Ветер наладился встречный—в лоб, в ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль.

Упражнение ** Прочитайте предложения, найдите… Укажите только те предложения, в которых есть … , подчеркните это средство выразительности.



Упражнение*** Тест по теме «Выразительные средства лексики».

videotutor-rusyaz.ru/


https://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=3


http://uchimcauchitca.blogspot.ru/


https://neznaika.pro/oge/rus_oge/?section=themes















Правописание приставок









Правописание суффиксов различных частей речи









Синонимы. Фразеологические обороты









Словосочетание


Упражнение *

Выпишите словосочетание построенное на основе (тип связи)


пошаговый контроль

Упражнение **

За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «…», по­стро­ен­ное на ос­но­ве …, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью …. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.


Упражнение***

videotutor-rusyaz.ru/

https://rus-oge.sdamgia.ru/

https://neznaika.pro/oge/rus_oge/?section=themes





Грамматическая (предикативная) основа предложения







Осложнённое простое предложение








Знаки пре­пи­на­ния при ввод­ных словах и обращениях








Синтаксический анализ сложного предложения








Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях








Синтаксический анализ сложного предложения








Сложные предложения с разными видами связи между частями








Сочинение-рассуждение











Анализ средств выразительности

Упражнение *

Найдите в предложении эпитет и определите его роль.

Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос? Опишите создаваемые ими образы.

Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Выделите сравнения. Определите их изобразительно-выразительную роль. Какими образами они обогащают текст? Какие мысли и чувства автора помогают ярче передать?


Упражнение ** Прочитайте предложения, найдите… Укажите только те предложения, в которых есть … , подчеркните это средство выразительности.



Упражнение*** Тест по теме «Выразительные средства лексики».


https://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=3


http://uchimcauchitca.blogspot.ru/


https://neznaika.pro/oge/rus_oge/?section=themes














Словосочетание


Упражнение *

Выпишите словосочетание построенное на основе (тип связи)



Упражнение **

За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «…», по­стро­ен­ное на ос­но­ве …, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью …. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.


Упражнение***

https://rus-oge.sdamgia.ru/

https://neznaika.pro/oge/rus_oge/?section=themes








Основная задача моей работы как учителя русского языка – максимально успешно подготовить учащихся 9 классов к сдаче экзамена по русскому языку.

Анализируя итоги ГИА за 2009 – 2010  учебный год, прихожу к выводу, что необходимо выделить наиболее сложные виды заданий, которые требуют тщательной отработки . Имея перед глазами наглядную картину типичных ошибок в работах выпускников, можно выделить ряд проблем.

 Одной из основных проблем, на мой взгляд, является обучение сжатому изложению как форме итоговой аттестации, выясняющей способности учащихся воспринимать, осмысливать, передавать содержание текста, используя приемы сжатия.

 На уроках, консультациях знакомлю учащихся с основными приемами сжатия текста. В процессе работы над текстами  закрепляем эти способы. Наиболее трудным является  обобщение, поэтому считаю  эффективными следующие виды работы:  (Слайд № 3)

  1. сокращение текста;

  2. составление плана текста;

  3. замена сложных предложений простыми;

  4. исключение повторов;

  5. замена прямой речи косвенной;

  6. передача смысла прочитанного одним предложением;

  7. исключение  лишней информации из текста.

Для более успешной работы по созданию текста сжатого изложения знакомлю с памяткой по проверке изложения экспертами (Слайд №  32)

Это заостряет  внимание учащихся на проверке собственной работы, на использовании приемов сжатия (упрощение, обобщение, исключение).

  У   учащихся важно  сформировать определенный комплекс  умений и навыков, главными из которых являются  (при создании изложения) слушание  и письмо.

 Довожу до сведения учеников, что при слушании важно уметь: (Слайд № 2)

- выделять главное, существенное (основную мысль, тему, тезис, проблему);

- определять тип речи, стиль текста, его характерные особенности;

- осознавать логику и последовательность построения текста, видеть особенности композиции, выделять микротемы текста,

- видеть неповторимость авторского стиля;

- воспроизвести услышанный текст  в соответствии с заданием.

 При проведении тренировочных работ нацеливаю выпускников на определенную последовательность процедуры проведения изложения, ее этапы.

Перед первым чтением текста ставлю задачу: выделить главное, понять логику изложения, назвать микротемы текста.  Учащимся предлагается сделать наброски, составить своеобразную фактологическую цепочку. Во время второго чтения рекомендую делать попутные записи, пометки.

 Важный этап  работы над изложением – написание чернового варианта, его редактирование. Особое внимание мы с учениками отводим стилистическому анализу текста.

 Редактирование черновика, по моим наблюдениям, более продуктивно, если ученик умеет работать со словарем. В кабинете для работы имеются словари: Толковый словарь Ожегова, Школьный грамматико – орфографический словарь Текучева А.В, словари синонимов, орфографические словари.

 Переписывание работы набело требует тоже пристального внимания: текст должен быть оформлен с соблюдением общепринятых норм письма.

(показ презентации : Система упражнений при подготовке к сжатому изложению) 

Данная презентация  - мой помощник при подготовке к выпускному экзамену, отдельные ее положения ребята записали в тетрадях, опираются на них при написании изложения.

Не менее важной является работа по подготовке ко второй части ГИА по русскому языку,  которая выполняется на основе прочитанного текста. Обращаю внимание  детей на то, что необходимо вдумчиво, осознанно читать текст, понимать его смысл, а самое главное – внимательно анализировать задания ( с выбором ответа, с кратким ответом).

Много времени отвожу на тренировку учащихся по заполнению бланков.

 При выполнении задания А2  советую  учащимся обратиться к словарю, так как иногда возникают затруднения при  определении  значения слова.

 Сложным  для учащихся 9 классов является задание  А7, поэтому для повторения данного правила обращаемся на уроках к теории ( сообщение ученика), использую таблицы ( н-, нн- в прилагательных, в причастиях), подбираю необходимый дидактический материал, провожу работу в парах с последующей взаимопроверкой, индивидуальную работу по карточкам, на доске, предлагаю осложненное списывание,  объяснительные  диктанты.

Названные виды работы, проводимые в системе, дают заметный результат.

 Задания типа В   требуют прочных знаний синтаксиса. На каждом уроке стараюсь отрабатывать ранее изученные темы: словосочетание, грамматическая основа, обособленные члены предложения, вводные слова, подчинительная связь, виды сложных предложений. Кроме теоретических знаний, требую приведения  примеров.

Большим подспорьем в подготовке к выполнению тестовых заданий служит сборник тестовых заданий под редакцией Цыбулько И.П , состоящий из 28 вариантов. Во время консультаций сосредотачиваем свое внимание на наиболее сложных заданиях (В5, В6, В8, В9). Учащиеся выписывают в тетради предложения и под руководством учителя анализируют их, доказывают правильность ответа.  Для лучшего понимания смысла предложения, его структуры я прибегаю к составлению схем. Работу в тетрадях проверяю, делаю замечания, веду  учет индивидуальных ошибок, добиваюсь их устранения.

Работу по подготовке к написанию сочинения – рассуждения (часть 3) я показала во время открытого урока (заседание РМО).

 В процессе подготовки к таким урокам использую презентации, содержащие неоценимую информацию и указания. Остановлюсь  на основных этапах подготовки сочинения – рассуждения.

(показ презентации Часть 3).

В заключение своего доклада хочется привести очень важные, на мой взгляд,

Советы учителям по подготовке обучающихся к ГИА


  1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по  9-й класс практически по всем предметам, выносимым на  ГИА с участием региональной экзаменационной комиссии (РЭК). С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

  1. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи  ГИА  реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

  1. Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ГИА и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

  1. Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.

  1. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

  1. Основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам.

  1.  Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ГИА, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Таким образом, проблем по подготовке к ГИА по русскому языку существует много, важно их вовремя увидеть и максимально сосредоточить на них свое внимание, чтобы эти проблемы устранить.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!