СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык и речь как средство общения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока поможет легко провести вводный урок по русскому языку в 10 классе, презентация разнообразит занятие, а тест поможет выявить уровень усвоения материала. 

Просмотр содержимого документа
«тест к уроку язык и речь»

Тема «Язык и речь»


I вариант

1. Язык- это:


А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.


2. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:


А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.


3. Волюнтативная функция языка- это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


4. Коммуникативная функция языка - это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


5. Познавательная функция языка – это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


6. Аккумулятивная функция языка - это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


7. Назовите формы существования языка:


А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.


8. Жаргон- это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.


9. Просторечие-это:


А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.


10. Диалект-это:


А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

В) речь неграмотных людей.

11.   Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) правильность; Б) выразительность; В) бедность; Г) чистота.

12. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы; В) жаргонизмы

Б) неологизмы; Г) архаизмы.

13. Определите функционально-смысловой тип текста.


Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.


14. Определите функционально-смысловой тип текста.


После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.


15. Определите функционально-смысловой тип текста.


Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

16. Функциональный стиль – это:

А) разновидность литературной речи;

Б) особая форма речи;

В) вид речевой деятельности.

17. Для разговорной речи характерны:

а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.

18. Что является целью научного стиля речи?


А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


19. Что является целью официально-делового стиля речи?


А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


20. Что является целью публицистического стиля речи?


А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


21. Что не является жанром научного стиля?


А) доклад; В) реферат;

Б) диссертация; Г) автобиография.


22. Что не является жанром официально-делового стиля?

А) заявление; В) репортаж;

Б) протокол; Г) автобиография.


23. Что не является жанром публицистического стиля?

А) памфлет; В) репортаж;

Б) доверенность; Г) фельетон.


24. Выберите признак, характеризующий реферат.

А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;

Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;

В) развернутое сообщение на определенную тему.


25. Что такое заявление?

А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.


26. Что такое характеристика?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


27. Что такое расписка?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


28. Что такое доверенность?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


29. Что такое рецензия?

А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.


30. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.






Тема «Язык и речь»


II вариант


1. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:


А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.


2. Волюнтативная функция языка- это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


3. Коммуникативная функция языка- это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


4. Познавательная функция языка –это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


5. Аккумулятивная функция языка- это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


6. Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.


7. Жаргон- это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.


8. Просторечие-это:


А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.


9. Диалект-это:


А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией;

В) речь неграмотных людей.

10.   Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) богатство; Б) выразительность; В) последовательность; Г) чистота.

11. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы; В) жаргонизмы

Б) неологизмы; Г) архаизмы.

12. Язык- это:


А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

13. Функциональный стиль – это:

А) разновидность литературной речи;

Б) особая форма речи;

В) вид речевой деятельности.

14. Для разговорной речи характерны:

а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.

15. Что является целью научного стиля речи?


А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


16. Что является целью официально-делового стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


17. Что является целью публицистического стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


18. Что не является жанром научного стиля?


А) доклад; В) реферат;

Б) диссертация; Г) автобиография.


19. Что не является жанром официально-делового стиля?

А) заявление; В) репортаж;

Б) протокол; Г) автобиография.


20. Что не является жанром публицистического стиля?

А) памфлет; В) репортаж;

Б) доверенность; Г) фельетон.


21. Выберите признак, характеризующий реферат.

А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;

Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;

В) развернутое сообщение на определенную тему.


22. Что такое заявление?

А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.


23. Что такое характеристика?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


24. Что такое расписка?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


25. Что такое доверенность?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


26. Что такое рецензия?

А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.


27. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.


28. Определите функционально-смысловой тип текста.


Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.


29. Определите функционально-смысловой тип текста.


После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.


30. Определите функционально-смысловой тип текста.


Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.














Просмотр содержимого документа
«открытый урок Язык-средство общения»

Урок № 1, 2 Группа_______________ Дата_______________


Тема: Язык и речь.


Цели урока:

  1. Образовательные:

- раскрытие понятия «язык» и «речь»,

- дать представление о богатстве и выразительности русского языка,

- определение качества хорошей речи,

- повторение способов цитирования, правил оформления эпиграфа.

2. Развивающие: развитие речи, мышления.

3. Воспитательные: воспитание любви к своему родному языку.

Тип урока: урок-лекция (урок №1), практикум (урок №2)

  1. Оборудование: Антонова Е. С. Русский язык [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. — М.: Академия, 2019. — 416 с.

  2. Рабочая тетрадь по русскому языку. Лексика и орфография [Текст] / Сост. И.А. Корепанова, И.В. Зверева, — Братск: БПромТ, 2019. — 56 с.


Ход урока.

  1. Орг. Момент.

  2. Слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя о задачах курса русского языка в старших классах (не только систематизация и расширение знаний о языке, но и развитие навыков речевой культуры), раскрытие понятия «язык» и «речь», а также сегодня на уроке студентам предстоит:

    • получить представление о богатстве и выразительности русского языка,

    • вспомнить определение качества хорошей речи, познакомить обучающихся с понятиями «язык», «речь», «культура речи», «коммуникативность», «нормативность», «этичность».

    • дать представление о типах норм литературного языка.

    • повторить способы цитирования, правила оформления эпиграфа.

(Студенты записывают тему урока в тетрадь).

III. Актуализация темы урока:

Сообщение о значении языка в жизни общества предваряется обращением к эпиграфу урока. Студенты получают представление о том, что такое эпиграф и как он оформляется. Задание для обучающихся: списать эпиграф в тетрадь.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор, к смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.

А.А. Ахматова


- Как вы понимаете смысл этих строк? (устно)

IV. Лекционный материал под запись с просмотром презентации:

  1. Знакомство с понятием «Русский язык»

Язык – это универсальная система средств общения человеческого коллектива. Без языка невозможно было бы обмениваться информацией, совместно трудиться. Вспомните библейскую легенду о вавилонской башен: когда народы перестали понимать друг друга, они рассорились и не могли продолжать строительство. Язык – это общественное явление, на котором основывается существование нашей цивилизации.

С помощью языка сохраняются и передаются последующим поколениям знания, опыт, культурные традиции. Это отражается в сохранении в языке древних диалектов, географических названий, имен – таким образом осуществляется связь предков и потомков.

Язык – это система средств для выражения человеческой мысли, это своеобразная «одежда» для всех понятий, это возможность абстрактно (отвлеченно) мыслить, строить гипотезы (предположения), выводить суждения. Язык – это орудие познания мира. Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр.. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. (М. Р. Львов Словарь-справочник по преподаванию методики русского языка)

Культура речи – выбор и организация языковых средств, которые позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Основные аспекты культуры речи:

Коммуникативность, нормативность, этичность.


Особенно важна эстетическая функция языка. Слова используются как материал для построения образной системы. Литература – искусство изображения словом, в художественном тексте обычные понятия наполняются разнообразием смыслов и оттенков значения, слова начинают «сверкать», как драгоценные камни. Особенно ярко это проявляется в поэтической речи: способность «глаголом жечь» делает лирику неиссякаемым источником неповторимых мыслей и переживаний.

После сообщения ребята предлагают кратко записать в тетрадях функции языка в обществе.

Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи.

(М. Р. Львов Словарь-справочник по преподаванию методики русского языка)


  1. Значение русского языка в современном мире.

Русский язык – это один из мировых языков. Мировые языки – наиболее распространенные, они используются для общения между народами. Признаки русского языка как мирового: широкая распространенность в мире (четвертое место по распространенности); изучение в школах за пределами России.

Русский язык выступает как посредник, переводчик в области дипломатии, международной торговли, туризма, радио, телевидения, печати; это один из рабочих языков ООН (Организации Объединенных Наций).

Именно лингвистические способности русского языка позволяют ему быть удобным для функции мирового: он обладает развитой системой стилей и жанров; грамматически обработан (имеет учебники, словари).

Таким образом, русский язык имеет все необходимые характеристики мирового языка. Это язык развитой науки, культуры, великой русской литературы, так как обработан великими писателями и мыслителями – более 20 % книжной продукции издается на русском языке.

(признаки русского зыка).

  1. «Русский язык как часть национальной культуры русского народа».

Литературный язык – высшая форма национального языка, отличающаяся наличием и разнообразием грамматических, лексических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм. Для литературного языка также характерна универсальность (использование на всей территории страны, во всех сферах деятельности), общеобразовательность для всех членов коллектива.

Языковая норма - исторически сложившаяся и принятая в речевой практике система правил произношения и употребления слов. Норма бывает императивной (обязательной) и вариативной (твОрог и творОг), ставень и ставня. (Ребятам предлагается привести свои примеры фонетических, орфоэпических, и словообразовательных императивных норм).

Две формы существования литературного языка:

устной (доклады, лекции, беседы, живое общение) и письменной (художественная литература, публицистика, документы, учебники, письменное общение).

Говоря о богатстве и выразительности русского языка, следует отметить разнообразие синонимов и антонимов, наличие слов прямого и переносного значения, существование огромного резерва экспрессивных и оценочных средств языка. Н.В.гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто , крупно, как сам жемчуг, и , право, иное название драгоценнее самой вещи».

Задание: записать высказывание писателя всеми возможными способами цитирования (как прямую речь, как косвенную речь, с вводными словами).


  1. Типы норм литературного языка.

Орфоэпические – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле нормы ударения.

Словообразовательные – определяют правила образования слов в русском языке.

Лексические – отражают правильность употребления слов.

Грамматические нормы:

морфологическая норма – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта;

синтаксическая норма– это правильное согласование слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила построения простых и сложных предложений.

Стилистические - это нормы, закрепляющие за функциональными стилями речи языковые средства.

Понятие речи как формы существования языка, язык как система, а речь как ее живое функционирование в обществе.

Норма – явление историческое! Она складывается в процессе развития языка.

Литературные нормы пушкинской эпохи:

засуха, музыка, дальный, турка (национальность),вихорь, клоб, (пара) сапогов, сделалась метель, сделали вопрос

А. А. Реформаторский: «Языком можно владеть, о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя слышать в прямом значении этого слова». Когда мы говорим, мы пользуемся речью, именно в речи языковые модели наполняются конкретным словесным материалом. Обратимся к ключевым понятиям «культура речи» и «качество хорошей речи» и придем к выводу, что они тесно связаны с понятием «языковой нормы».

Задание: найти и записать в тетрадь из вступительной статьи учебника пушкинские слова о том, что знание языка и чувства языка выражаются именно в чувстве «соразмерности и сообразности» речи.

  1. Вопросы для контроля. (Устно)

- Что такое язык? Как связаны между собой язык и речь?

- Расскажите об основных аспектах культуры речи современного русского литературного языка.

- Кратко охарактеризуйте типы норм литературного языка.


Урок 2-ой. Практикум. Задания выполняются в специальной рабочей тетради (папка)

ТЕМА 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ

Язык — это уникальное явление, он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык — это государственный язык Российской Федерации средство межнационального общения и консолидации народов России.

Задание. Выпишите значения терминов, приведите примеры, используя материалы учебника [1]. Параграф № 1,2.


Язык — _____________________________________________________________________

Естественный язык — _________________________________________________________

Искусственный язык — ________________________________________________________

Мертвые языки — _____________________________________________________________

Живые языки — _______________________________________________________________

Единицы языка: _______________________________________________________________

Функции языка:

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Русский язык имеет две разновидности:

литературный язык, т.е. ______________________________________________________

диалекты, т.е. — ____________________________________________________________

Нормы русского языка — _______________________________________________________

Орфоэпические нормы — _______________________________________________________

Лексические нормы — _________________________________________________________

Словообразовательные нормы — ________________________________________________

Грамматические нормы — ______________________________________________________

Стилистические нормы — ______________________________________________________

Орфографические нормы — _____________________________________________________

Пунктуационные нормы — ______________________________________________________

Речь — _______________________________________________________________________

Автор (адресант) — ____________________________________________________________

Адресат (читатель или слушатель) — _____________________________________________

Виды речевой деятельности:

Устная —

Письменная —

Культура речи —

Характеристики культурной речи:

Правильность — ___________________________________________________________

Чистота —___________________________________________________________________

Точность —___________________________________________________________________

Логичность_________________________________________________________________

Уместность — ______________________________________________________________

Богатство и разнообразие________________________________________________

Эпитет — _____________________________________________________________

Сравнения— ________________________________________________________________

Метафоры —

Перифраза —

Олицетворение —

Оксюморон —

Гипербола —

Литота —

Антитеза —

Градация — __________________________________________________________________

Анафора —___________________________________________________________________

Эпифора — ___________________________________________________________

Инверсия — ______________________________________________________


Задание. Вспомните и запишите пословицы, поговорки, афоризмы о языке и речи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги урока.

Делается вывод о том, что главной задачей курса языка в старших классах является сближение изучения языка и обучения навыкам культурной речи.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА: Выполнение тестового задания по вариантам. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Домашнее задание.

Выучить строфу бунинского стихотворения «Слово» (1915 год, написать ее по памяти и сочинить небольшую творческую работу о том, как поняли поэтические строки:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема «Язык и речь»


I вариант

1. Язык- это:


А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.


2. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:


А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.


3. Волюнтативная функция языка- это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


4. Коммуникативная функция языка - это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


5. Познавательная функция языка – это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


6. Аккумулятивная функция языка - это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


7. Назовите формы существования языка:


А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.


8. Жаргон- это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.


9. Просторечие-это:


А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.


10. Диалект-это:


А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

В) речь неграмотных людей.

11.   Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) правильность; Б) выразительность; В) бедность; Г) чистота.

12. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы; В) жаргонизмы

Б) неологизмы; Г) архаизмы.

13. Определите функционально-смысловой тип текста.


Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.


14. Определите функционально-смысловой тип текста.


После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.


15. Определите функционально-смысловой тип текста.


Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

16. Функциональный стиль – это:

А) разновидность литературной речи;

Б) особая форма речи;

В) вид речевой деятельности.

17. Для разговорной речи характерны:

а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.

18. Что является целью научного стиля речи?


А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


19. Что является целью официально-делового стиля речи?


А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


20. Что является целью публицистического стиля речи?


А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


21. Что не является жанром научного стиля?


А) доклад; В) реферат;

Б) диссертация; Г) автобиография.


22. Что не является жанром официально-делового стиля?

А) заявление; В) репортаж;

Б) протокол; Г) автобиография.


23. Что не является жанром публицистического стиля?

А) памфлет; В) репортаж;

Б) доверенность; Г) фельетон.


24. Выберите признак, характеризующий реферат.

А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;

Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;

В) развернутое сообщение на определенную тему.


25. Что такое заявление?

А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.


26. Что такое характеристика?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


27. Что такое расписка?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


28. Что такое доверенность?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


29. Что такое рецензия?

А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.


30. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.






Тема «Язык и речь»


II вариант


1. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:


А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.


2. Волюнтативная функция языка- это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


3. Коммуникативная функция языка- это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


4. Познавательная функция языка –это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


5. Аккумулятивная функция языка- это:


А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.


6. Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.


7. Жаргон- это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.


8. Просторечие-это:


А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.


9. Диалект-это:


А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией;

В) речь неграмотных людей.

10.   Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) богатство; Б) выразительность; В) последовательность; Г) чистота.

11. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы; В) жаргонизмы

Б) неологизмы; Г) архаизмы.

12. Язык- это:


А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

13. Функциональный стиль – это:

А) разновидность литературной речи;

Б) особая форма речи;

В) вид речевой деятельности.

14. Для разговорной речи характерны:

а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.

15. Что является целью научного стиля речи?


А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


16. Что является целью официально-делового стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


17. Что является целью публицистического стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу


18. Что не является жанром научного стиля?


А) доклад; В) реферат;

Б) диссертация; Г) автобиография.


19. Что не является жанром официально-делового стиля?

А) заявление; В) репортаж;

Б) протокол; Г) автобиография.


20. Что не является жанром публицистического стиля?

А) памфлет; В) репортаж;

Б) доверенность; Г) фельетон.


21. Выберите признак, характеризующий реферат.

А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;

Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;

В) развернутое сообщение на определенную тему.


22. Что такое заявление?

А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.


23. Что такое характеристика?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


24. Что такое расписка?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


25. Что такое доверенность?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.


26. Что такое рецензия?

А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.


27. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.


28. Определите функционально-смысловой тип текста.


Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.


29. Определите функционально-смысловой тип текста.


После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.


30. Определите функционально-смысловой тип текста.


Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)


А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.









Эталоны ответов


IВАРИАНТ

IIВАРИАНТ

1. В

1. А

2.А

2.Б

3. Б

3. А

4. А

4. Г

5.Г

5. В

6. В

6. А ,В, Г, Д

7. А ,В, Г, Д

7. А

8. А

8. В

9. В

9. Б

10. Б

10. В

11.В

11.А, В

12. А ,В

12. В

13. В

13. А

14. А

14. Б

15. Б

15. А

16. А

16. В

17. Б

17. Б

18. А

18. Г

19. В

19. В

20.Б

20.Б

21. Г

21. Б

22. В

22. В

23. Б

23. Б

24. Б

24. А

25. В

25. В

26. Б

26. А

27. А

27. Г, Б, В, А

28. В

28. В

29. А

29. А

30 Г, Б, В, А

30 Б
















Просмотр содержимого презентации
«язык и речь презентация»

Язык и речь. Признаки и нормы культурной речи.   Преподаватель русского языка Зверева Инга Валерьевна

Язык и речь. Признаки и нормы культурной речи.

Преподаватель русского языка

Зверева Инга Валерьевна

Цели урока Познакомить обучающихся с понятиями «язык», «речь», «культура речи», «коммуникативность», «нормативность», «этичность». 2. Дать представление о типах норм литературного языка.

Цели урока

  • Познакомить обучающихся с понятиями «язык», «речь», «культура речи», «коммуникативность», «нормативность», «этичность».

2. Дать представление о типах норм литературного языка.

Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств. Являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизлияний, служащая важнейшим средством общения людей (Д. Ю. Розенталь, М. А. Теленкова. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов)

Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств. Являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизлияний, служащая важнейшим средством общения людей

(Д. Ю. Розенталь, М. А. Теленкова. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов)

Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр.. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. (М. Р. Львов Словарь-справочник по преподаванию методики русского языка)

Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр.. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. (М. Р. Львов Словарь-справочник по преподаванию методики русского языка)

Культура речи – выбор и организация языковых средств, которые позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.  Основные аспекты культуры речи нормативность этичность коммуникативность

Культура речи – выбор и организация языковых средств, которые позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Основные аспекты культуры речи

нормативность

этичность

коммуникативность

Типы норм литературного языка Орфоэпические – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле нормы ударения. Словообразовательные – определяют правила образования слов в русском языке. Лексические – отражают правильность употребления слов. Грамматические нормы: морфологическая норма – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта ; синтаксическая норм а – это правильное согласование слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила построения простых и сложных предложений. Стилистические - это нормы, закрепляющие за функциональными стилями речи языковые средства.

Типы норм литературного языка

Орфоэпические – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле нормы ударения.

Словообразовательные – определяют правила образования слов в русском языке.

Лексические – отражают правильность употребления слов.

Грамматические нормы:

морфологическая норма это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта ;

синтаксическая норм а – это правильное согласование слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила построения простых и сложных предложений.

Стилистические - это нормы, закрепляющие за функциональными стилями речи языковые средства.

Норма – явление историческое! Она складывается в процессе развития языка Литературные нормы пушкинской эпохи: зас у ха, муз ы ка, дальн ый , турк а (национальность),вих о рь, кл о б, (пара) сапог ов , сделалась метель, сделали вопрос

Норма – явление историческое! Она складывается в процессе развития языка

Литературные нормы пушкинской эпохи:

зас у ха, муз ы ка, дальн ый , турк а (национальность),вих о рь, кл о б, (пара) сапог ов , сделалась метель, сделали вопрос

Вопросы для контроля

Вопросы для контроля

  • Что такое язык? Как связаны между собой язык и речь?
  • Расскажите об основных аспектах культуры речи современного русского литературного языка.
  • Кратко охарактеризуйте типы норм литературного языка.
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Выучить строфу бунинского стихотворения «Слово» (1915 год, написать ее по памяти и сочинить небольшую творческую работу о том, как поняли поэтические строки:
  • И нет у нас иного достоянья!
  • Умейте же беречь
  • Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
  • Наш дар бессмертный – речь.
Информационные источники 1. Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: ОЛМА – Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2010 ( текст )  Изображения:

Информационные источники

  • 1. Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: ОЛМА – Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2010 ( текст )

Изображения:

  • 1. http://www.google.ru
  • 2. BurnLib.com
  • 3.rhistory.ru
  • 4. http://www.colorflowers.ru
  • 5. http://www.gifzona.com/smiles.htm
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!