СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык и культура табасаранцев

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме Язык и культура табасаранцев, заключается в исследовании исторических источников о происхождении, развитии табасаранского народа, культурного наследия и творчества жителей родного краявыявление особенностей языка и культуры табасаранцев.

Просмотр содержимого документа
«Язык и культура табасаранцев»

Содержание

Введение____________________________________________________________2

Обоснование________________________________________________________ 3

1. Демография _______________________________________________________4

2. История ________________________________________________________ 4-5

3. Язык –рекордсмен_______________________________________________ 5-6

4. Религия________________________________________________________ 6-7

5. Национальная одежда___________________________________________ 7-9

5.1Мужской национальный костюм. ___________________________ 7-8

5.2 Женский национальный костюм. ___________________________ 8-9

6. Основной промысел – Ковроткачество____________________________ 9-11

7. Традиции, обряды и праздники __________________________________11-12

Заключение _______________________________________________________ 12

Список использованной литературы _________________________________ 13















Введение

САБА ХАЙР АПIРИ (я поприветствовала вас на табасаранском языке, а означает это «Здравствуйте»)

В Саратовской области проживает много разных национальностей и народностей. Мои родители приехали из Дагестана 20 лет назад, я и мои братья родились в Саратове. Мне всегда было интересно узнать побольше о культуре своего народа и каково же было мое удивление когда узнала, что говорю на языке занесенном в книгу рекордов Гиннеса.

Объектом моей исследовательской работы стала культура и мой родной табасаранский язык и, конечно, большую помощь в работе оказали рассказы моих родителей и земляков.

Я заметила, что во многих табасаранских семьях Саратова родители общаются с детьми только на русском языке и дети совершенно не знают своего языка и культуры. Такое - «воспитание» - фактически отчуждение молодого поколения от родных духовных корней - нередко ведет к пренебрежительному отношению к табасаранской культуре, традициям, славному прошлому народа.

Здесь уместно привести слова выдающегося - гуманиста и педагога - демократа дореволюционной России И.Я. Яковлева: «Русский язык не вместо родного, а вместе с родным».

Итак, приглашаю вас в путешествие в мою замечательную малую родину - Дагестан.









Обоснование

Актуальность данной темы объясняется тем, что немаловажное значение в стране занимают культурные ценности, составляющие культурное наследие, что и является достоянием народа.

Цель:

воспитание патриотизма через расширение и углубление знаний о культуре, языке и традициях малой родины, исследование исторических источников о происхождении, развитии табасаранского народа.

Задачи:

  • изучить культурное наследие и творчество жителей родного края

  • зафиксировать события культурной жизни родного края

Основными методами данного исследования являются:

  • сбор и систематизация материала;

конспектирование, составление библиографического списка;

  • беседа;

  • осмысление собранного материала: анализ, обобщение;

Научное значение работы заключается в выявлении особенностей языка и культуры табасаранцев, изучении отдельных, малоизвестных культурных событий.







1. Демография

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, жители нашей многонациональной страны разговаривают между собой более чем на 150 разных языках. Основная часть этого лингвистического разнообразия принадлежит к четырем семьям: алтайской; индоевропейской; северокавказской и уральской. Языки отдельных народов России поражают своей сложностью международных экспертов. При этом некоторые наречия имеют сходные черты, а другие полностью уникальны.

В России по данным переписи 2010 года табасаранцев146,4 тысяч человек. В Дагестане - около 126 тысяч человек. В Саратовской области - 1500 человек.

В г. Саратове проживает – 1200 человек.1


2. История

Потомки древних таваспаров Табасараны (табасаранцы) - один из древних горных этносов юго-восточного Дагестана. Табасаранцы – это потомки албанцев (кавказских). Албанцы являлись основным населением древнего христианского государства Албания, которое располагалось на северо-востоке Кавказа. Табасаранцы живут преимущественно в трёх районах Дагестана: Табасаранском, Хивском и Дербентском.

Антропологи относят табасаранов к кавкасионскому типу европейской расы. Народность сформировалась очень рано. Её предки под названием "таваспаров" входили в состав многоплеменной Кавказской Албании, образовавшейся еще в IV веке до нашей эры. После её распада существовало самостоятельное государство Табасаран во главе с царём (VII и до конца XII века).

На протяжении многих столетий  жители Табасарана защищали свою землю от иноземных захватчиков: гуннов, хазар, персов, арабов, сельджуков, монголов, турков.

Выгодное географическое положение способствовало активным связям Табасарана с другими государствами. Его жители поддерживали отношения с народами ближних областей, а также Ширвана и Армении, были в контакте с Персией, Русью (куда, например, возили шерсть, паласы и другие товары) и другими странами. Все эти исторические процессы не могли не найти отражения в их языке.

3. Язык -рекордсмен

(Табасаран чӀал) —предмет гордости табасаранов, относится к лезгинской ветви нахско-дагестанских группы и имеет диалекты – нитрихский и сувакский, иногда также выделяют галинский.

Табасаранский язык уникальный, лингвисты относят его к пяти сложнейшим в мире и занесён в книгу рекордов Гиннеса, по сложности стоит после не менее заковыристых китайского и эскимосского, а также два индейских – наречие чиппева и изолированный язык хайда.

Речь табасарана — это удивительные звуки: пение ветра, плеск реки и гул ущелья. Смешанные, перепутанные звуки.

Главной особенностью табасаранского языка является рекордное количество падежей: от 44 до 52, по мнению различных экспертов. Письменность этого дагестанского народа содержит 54 буквы, слова подразделяются на 10 частей речи. Причем, табасаранский глагол обладает целой системой наклонений и времен, а также изменяется по числам и лицам.

Еще одной характерной чертой данного языка является полное отсутствие предлогов, которое компенсируется послелогами.

Исследователи отмечают в нём много заимствований – из северокавказских, тюркских и иранских языков. Из фарси заимствована преимущественно древняя военная, бытовая и ремесленная терминология; из арабского — религиозные, научные и философские термины; из русского (или из европейских языков через русский) — современная научно-техническая и общественно-политическая терминология. Также имеется немалое количество заимствований из азербайджанского языка. В их число входят как существительные, так и многие сложные глаголы. Советский языковед А. А. Магометов также сообщал о влиянии азербайджанского языка на табасаранский: «Влияние испытал и табасаранский язык. Прежде всего оно сказывается на лексическом составе языка, который содержит большее число слов, проникших в табасаранский через азербайджанский язык… Заимствованные слова порой могут вытеснить и собственно табасаранские слова».2

Письменность на основе русского алфавита. В 1932 году начала выходить газета на табасаранском языке «Уьру Табасаран» («Красный Табасаран»), являвшаяся органом Табасаранского райкома партии.3

Изучать табасаранский в естественную среду приезжают лингвисты со всего света. Однако они же ещё с конца XIX века с сожалением отмечают: все чаще язык звучит только в бытовой речи.

4. Религия

Табасараны – мусульмане суннитского толка. Ислам среди них начал распространяться в VII-VIII веках, но утвердился в XIV веке. Несмотря на это, сохранились и остатки древних традиционных верований.

Табасараны издавна почитали огонь, священные камни и деревья, могилы "святых", предков, верили в духов, имели магические представления. Среди последних любопытен обряд вызова дождя, который выполняли юноши. В засуху они собирали ветви и обвязывали ими одного из участников. Его задачей было петь обрядовую песню, ходя по дворам, задачей селян – обливать его водой. Для вызывания дождя также практиковали надевание наизнанку шубы, сдвигали с места надгробный камень, очищали родники от ила, били палкой воду, произнося заклинание. А общественные моления рядом с оставленным во дворе острым предметом должны были избавить от града.

Наличие мечетей не отменило пиры – места древних обрядов. Сюда приходили в случае болезни и невозможности забеременеть. Подношениями духам служили яства и одежда. 

5. Национальная одежда

Одежда табасаранцев изготовлялась преимущественно из материала, который производился в их натуральном хозяйстве. К концу XIX в. домотканное сукно, льнянное и хлопчатобумажное полотно частично выходят из употребления. Привозные ткани ценились дорого и были доступны, главным образом, богатым людям и в основном употреблялись для шитья праздничной одежды.

5.1 Мужской национальный костюм.

Мужская одежда по своей внешней форме схожа с одеждой других народов Дагестана. Сходство проявляется не только в форме и покроях одежды и обуви, но и в способах их ношения.

В XIX – начале XX вв. мужская одежда табасаранцев состояла из следующих основных частей : черкески – «чуха» («хуччич»), бешмета – «валжагъ», рубашки – «ккуртт», штанов – «хужаг», шубы – «ургам» (разновидности – «кавал ургам», «чубухайрайн ургам»), папахи – «бачукI» и обуви. Материалом для изготовления головных уборов служили овчина, сукно, войлок, каракуль.4

В настоящее время в сёлах мужчины носят те же головные уборы, что и в городе – шляпы, фуражки, ушанки, меховые шапки. В тоже время во всех сёлах некоторые представители старшего поколения всё ещё продолжают носить традиционные меховые шапки из каракуля. они своим примером показывают обязательное соблюдение традиций и обычаев табасаранского народа. 


5.2 Женский национальный костюм.

Женскую одежду изготавливали из льна, шерсти, хлопка. Наряду с домотканными материалами использовались и фабричные ткани, нефабричные восточные ткани (узорнотканный шёлк -»хара», золототканный шёлк – «дарай», бархат), приобретавшиеся состоятельными людьми в местных лавках или в Дербенте. Женская одежда табасаранок состояла из следующих основных компонентов: рубахи – «ккуртт», штанов – «хужаг», верхнего платья – «валжагъ», платья – «булушка (позднее), Обувь — кожаные чувяки и шерстяные носки-джорабы с цветным орнаментом. Традиционный костюм ныне вытеснен современной одеждой. Женская одежда наиболее ярко подчёркивала социальные различия горянок, хотя и выражала бытовавший идеал красоты — тонкую талию и плоскую грудь. Все горянки носили длинную рубаху с разрезом на груди и маленьким стоячим воротником, застёгнутым на пуговицу. Длинные рукава рубахи иногда спускались до подола. Поверх рубахи надевали платье. Кавказские женщины всегда носили головные уборы, платки или шарфы.

Немаловажное значение женщины придавали и украшениям. Почти все украшения заказывались ювелирам или покупались готовыми. В конце XIX – начале XX вв. в Табасаране был распространён ряд украшений, главным из которых являлся пояс – «камар». «Камар» был двух видов – кожаный или матерчатый с нашитыми серебряными украшениями и с серебряной пряжкой и целиком серебряный. 5

Табасаранки носили кольца – «тIулсан» (лит.»тIулбан») и серьги – «сиргьйир» («ибарикахьрудар»). Некоторые женщины носили на запястье браслеты.6


6. Основной промысел - Ковроткачество


Главный промысел, принёсший этому народу славу в веках и сохранившийся по сей день, - ковроткачество. Говоря о дагестанских коврах, часто имеют в виду именно табасаранские изделия. Некоторые считают, что мастерство их исполнения не уступает персидским и даже превосходит его!

В основу ремесла легли традиции восточных мастеров. Его развитию способствовало прохождение через Дербент Великого Шёлкового пути. Табасаранский ковёр может прослужить верой и правдой до 300 лет. Секрет такой долговечности и яркости красок – в особой технологии производства. В качестве сырья используют шерсть высокогорных овец, которую окрашивают традиционным способом. Роль красителей выполняют натуральные ингредиенты: полынь, кора ореха, барбарис, корень марены, зверобой, душица, луковая шелуха. Об этой технологии в своих трудах упоминал ещё Геродот. Проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу. Вот это были технологии!7

Ковры – главный элемент украшения табасарнского дома: ворсовые развешивали на стенах, безворсовые ("сумаха") стелили на глиняный пол для теплоты. Иногда они даже выполняли роль мебели. Специальными ткаными накидками покрывали люльки младенцев. Ковёр был обязательной частью приданого любой невесты. Его использовали в похоронных обрядах, продавали и меняли на товары (стоимость лучших изделий равнялась нескольким головам мелкого рогатого скота). А после принятия ислама появился и особый вид молельных ковриков - намазлык.

А ещё ковры умеют разговаривать: на своём особом языке. В рисунке зашифрованы сцены из жизни, моменты сражений, обряды. Жители Кавказа не сомневаются: ковры с определённым орнаментом могут привлечь счастье, удачу и защитить семью от невзгод. 

Центрами ковроткачества табасаранов с давних времён считаются сёла Хучни, Аркит, Халаг, Тинит, Ерси. Ткацкий станок был дома у каждой табасаранки. Усаживать за него девочек начинали с ранних лет.

В промысле применяется техника полотняного плетения: на ткацком станке натягиваются нити основы, сквозь которые с помощью челнока или пальцев протаскиваются шерстяные нити. Умелые мастерицы тратят на один узелок две секунды. Даже в небольшом ковре их больше трёх миллионов! За одним станком, таким образом, может трудиться до шести женщин. Создание одного изделия может потребовать несколько месяцев. Окончание работ празднуют танцем на вынесенном во двор ковре.

Сегодня многие табасаранки продолжают заниматься ковроткачеством. Ковры наших мастериц можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Измира. Табасаранские ковры выставляются на Международных и Российских выставках, удостоены многих Почетных дипломов и Золотых медалей.8

7. Традиции, обряды и праздники

В традиционном общественном быту стойко сохранялись обычаи:

  1. гостеприимства(«хялижвал», «ханухрар»),

  2. взаимопомощи («мил», «кюмек»),

  3. кровной мести («ифтин душманвал»).

Брак заключался по шариату. Свадебная обрядность состояла из ряда этапов, большинство из которых сохранились до наших дней.

Свадебные обряды:

  • обряд «спросить» («гьерхуб»),

  • сватовство («швушв ча кIуб»),

  • обряд «лишан» («знак», «отметина»),

  • обручение («тIублан хъапIуб»),

  • обряд «кройки одежды» («куртар ктатIуб»).

  • «никягь» (регистрация брака по шариату),

  • «сумчар» (свадьба в доме жениха). 9

Табасаранские праздники

У всех народов Дагестана в XVIII веке установился окончательно усовершенствованный сельскохозяйственный календарь. Он устанавливал сроки проведения всех видов работ: земледельческих, животноводческих, изготовления сельскохозяйственных орудий, обустройства каналов для полива садов и огородов, ухода за рабочим скотом, очищение пастбищ и сенокосов. Особенно широко отмечались такие праздники, как День весеннего равноденствия – Новруз-байрам и Праздник первой борозды.


Заключение


В завершении своей исследовательской работы хочется процитировать слова великого поэта с мировым именем Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, То я готов сегодня? умереть»10. В этих словах посыл нам - молодому поколению, помнить традиции и учить родной язык.

21 февраля во всех странах отмечают Международный день родного языка. Праздник был учрежден Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году в целях содействия признанию и использованию родных языков во всем мире. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития материального и духовного наследия народов. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. 11

Проблема знания родного языка и культуры очень актуальна сегодня. Еще несколько лет такого пренебрежительного отношения и мы забудем традиции своих предков, многовековую историю своего народа. А ведь только сохраняя и постоянно приумножая духовное наследие людей, можно с уверенностью смотреть в будущее.


Список используемых источников.

1.http://maxpark.com/user/ Антология традиционной культуры народов Дагестана. Сборник. Махачкала,2014.

2. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2869/Молчаливые табасараны | Журнал | Вокруг Света

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Табасараны Сефербеков Р.И. Историческая география Табасарана. Махачкала, 2000.

4. http://www.tabasaran.com/culture.htm.

5. http://wap.vostlit.borda.ru/ Табасаран с древнейших времен до наших дней. История Табасарана.

6. http://studopedia.su/14_141571_chast-V-istoriya-i-osobennosti-kulturi-etnosov-vostochnogo-kavkaza.html.

7. http://www.islam.ru/content/obshestvo/ Ковроткачество – тёплое искусство

8. http://bookz.ru/authors/Азизова Г. Табасаранцы: история, культура, традиции.

9. http://texts.news/sovetskoy-rossii-istoriya/tabasarantsyi Притчи, сказания Дагестана. Махачкала,2001.

10. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Махачкала,2010.

11. http://bda-expert.com/2016/02/21-fevralya-mezhdunarodnyj-den-rodnogo-yazyka/


Дополнительная литература


  1. Гаджимурадов М.Т. История Дагестана с древнейших времен до наших дней: курс лекций. Махачкала: Алеф, 2012. 

  2. Магомедов Р.М. Вековые ценности Дагестана. Махачкала, 2005.

  3. Сефербеков Р.И. Историческая география Табасарана. Махачкала, 2000.

  4. Сефербеков Р.И. Культура и быт табасаранцев в XIX-XX веках. Махачкала, 2004. 266 с.

1 http://maxpark.com/user/ Антология традиционной культуры народов Дагестана. Сборник. Махачкала,2014.


2 http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2869/Молчаливые табасараны | Журнал | Вокруг Света


3 http://ru.wikipedia.org/wiki/Табасараны Сефербеков Р.И. Историческая география Табасарана. Махачкала, 2000.



4 http://www.tabasaran.com/culture.htm.

5 http://wap.vostlit.borda.ru/ Табасаран с древнейших времен до наших дней. История Табасарана.



6 http://studopedia.su/14_141571_chast-V-istoriya-i-osobennosti-kulturi-etnosov-vostochnogo-kavkaza.html.


7 http://www.islam.ru/content/obshestvo/ Ковроткачество – тёплое искусство



8 http://bookz.ru/authors/Азизова Г. Табасаранцы: история, культура, традиции.


9 http://texts.news/sovetskoy-rossii-istoriya/tabasarantsyi Притчи, сказания Дагестана. Махачкала,2001.



1010 Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Махачкала,2010.

11 http://bda-expert.com/2016/02/21-fevralya-mezhdunarodnyj-den-rodnogo-yazyka/

Мемуары о будущем » 21 февраля — Международный день родного языка



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!