Япония: территория, границы, население.
Цели:
Образовательная: сформировать представление о основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения.
Развивающая: развить творческие способности учащихся, и закрепить навыки самостоятельной работы.
Воспитательная: способствовать формированию нравственных ценностей и эстетического отношения к духовной культуре японского народа.
Оборудование: Презентация, политическая карта мира, атласы, опорный конспект.
Структура урока:
Название страны и состав территории.
Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны.
Природные ресурсы и их использование.
Особенности населения. Демографическая политика.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебных принадлежностей, опорного конспекта).
II. Актуализация
Вступительное слово учителя
Слайд № 1.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, древнее название которой – Ямато, местные жители называют ее Нихон, то есть «Страна восходящего солнца». Это удивительная страна не похожая на другие, здесь пальто подает женщина, едят палочками, спят на полу, пишут сверху вниз, а белый цвет является траурным.
Слайд № 2.
Эта страна – Япония. Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине. Герб – круглая хризантема – национальный цветок Японии.
II.Формирование новых знаний
Задача урока состоит в том, чтобы изучить особенности экономико-географического положение данной страны его населения, культуру и традиции.
Вопрос: Ребята, скажите, пожалуйста, Япония – развитое или развивающееся государство?
Ответ: экономически развитое государство.
Вопрос: По вашему мнению, какие факторы способствуют экономическому росту любой страны?
Ответ: географическое положение, природные ресурсы…
И так, давайте с вами вмести разберемся, какие факторы наиболее всего повлияли на развитие Японии. И начнем, мы с географического положения.
Слайд № 3
1. Географическое положение.
(работа с контурными картами в опорном конспекте)
По размерам территории 372 тыс. кв. км. Японию можно сравнить с такими странами Европы, как ФРГ или Норвегия. Однако по своей конфигурации Япония очень отличается от большинства стран мира, поскольку представляет собой государство – архипелаг.
В его составе около 4000 островов, если учитывать и большие острова и совсем маленькие. Однако ядро страны образуют четыре самых больших острова. Найдите их в карте и подпишите в контурных картах. (Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо).
Определите, какой остров самый большой по площади? – о. Хонсю
Определите, какой остров самый северный? – о. Хоккайдо
Определите, какой остров самый маленький? – о. Сикоку
Определите, какой остров самый южный? – о. Кюсю.
Кроме того Японии принадлежат включающий в себя более 200 островов архипелаг Рюкю, а также отдельные более отдаленные острова в Тихом океане. Два архипелага – Японский и Рюкю – вместе образуют островную дугу, которая протягивается вдоль северо-восточного побережья Азии примерно на 3,5 тыс. км. От материка она отделена Охотским, Японским и Восточно-Китайским морями. Япония имеет только морские границы, так как ее берега чрезвычайно изрезаны, общая длина береговой линии достигает 30 тыс. км. Столица Японии город Токио, «Токио» в переводе с японского означает «восточная столица», расположен на о. Хонсю. Столицей он стал в 1869 году.
Определите положение Японии по отношению к соседним странам.
Имеет морские границы с Россией, КНДР, Республикой Кореей, Китаем.
Давайте разберемся с благоприятными и неблагоприятными факторами экономико-географического положения (посоветуйтесь в группах) – 1 минута
Благоприятные:
выход к морям и океанам;
центр Азиатско-Тихоокеанского региона
Неблагоприятные:
изолированность (островное государство);
удаленность от рынков сырья и сбыта.
Следует отметить, что особенность ЭГП Японии определяется, прежде всего тем, что острова на которых она расположена находятся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое положение открывает очень большие возможности для участия страны в международном географическом разделении труда.
Но Япония также удалена от главных районов сбыта продукции, за исключением стран с которыми она имеет соседское положение.
Итак, можем ли мы однозначно сказать, что ЭГП Японии выгодно или невыгодное?
Вывод: Подводя итог характеристики ЭГП Японии однозначно ответить на этот вопрос нельзя. С одной стороны Япония островное государство в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, а с другой стороны Япония отделена от центров мирового хозяйства – Европы и Северной Америки.
Слайд № 4
Давайте перейдем ко второму фактору, обеспеченность страны природными ресурсами.
2. Природные ресурсы и их использование.
Проанализируйте таблицу и дайте общую характеристику обеспеченности Японии минеральными ресурсами.
Страна | Запасы |
| Нефть | Газ | Уголь | Железная руда |
Япония | 200 мл. т. | 30 млр. м. | 8,7 млр. т. | 0,2 млр. т. |
России | 20 млрд. т. | 48,1 трлн. м. | 202 млр. т. | 25 млр. т. |
США | 3,7 млрд. т. | 4,7 трлн. м. | 445 млр. т. | 7 млр. т. |
Китай | 3,3 млрд. т. | 2,1 трлн. м. | 296 млр. т. | 25 млр. т. |
Вывод: Япония имеет незначительные запасы минеральных ресурсов, кроме железных руд имеются также незначительные запасы марганцевых, медных и свинцовых руд.
Из-за бедности минеральных ресурсов в Японии особое значение приобретают другие природные ресурсы. Благоприятные агроклиматические ресурсы позволяют снимать по два урожая в год риса и овощей. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые реки Японии – источник гидроэнергии и воды для орошения.
Слайд № 5
3. Население
Япония – конституционная монархия. Империи это практически единственная империя в мире. До принятия конституции в 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В настоящее время император страны – Акихито – символ государства и единства нации. По государственному строю Япония – унитарное государство, состоящее и 46 префектур и губернаторства Хоккайдо.
Население Японии составляет 127 млн. ч. – это восьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана и России.
Средняя плотность населения – 336 ч.кв. км. Но фактически плотность населения выше, почти все население страны сосредоточенно на приморских низменностях и в долинах рек. Подавляющая часть населения живет в городах – 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них города – миллионеры.
Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго типа воспроизводства населения к первому. Причем эта «демографическая революция» произошла в очень короткие сроки. Демографическая политика привела к снижению числа родившихся детей а показатели средней продолжительности жизни стали самыми высокими в мире женщины – 82 года, мужчины – 76. Давайте разберемся в данном явлении.
У каждой группы на столе есть научный текст. Вам необходимо за 3 минуты выделить основные аспекты. 1 группа – меры предпринятые государством в рамках демографической политики; 2 группа – причины высоких показателей продолжительности жизни японцев. (5 минут)
Слайд № 6
1 группа – меры:
1. Повышения возраста вступления в брак (мужчины – 28 лет, женщины – 26 лет)
2. «Мода» на безбрачье
3. Растущие затраты на воспитание и обучение ребенка
4. Дороговизна свадебных церемоний
Слайд № 7
2 группа – факторы:
1. Малое потребление алкогольных напитков;
2. Развитое здравоохранение;
3. Все продукты в магазине только свежие;
4. Отношение к жизни;
5. Доброжелательность друг к другу;
6. Привычка ходить;
7. Гигиена
Слайд № 8
Япония – типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы.
Слайд № 9
Японцы верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии – Буддизм. Японская система верования – Синтоизм – преимущественно обслуживает основные религиозно-бытовые обряды и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проводят в синтоистских храмах. Буддизм напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды.
Японская культура имеет весьма специфические черты, как вы думаете почему культура Японии такая самобытная и неповторимая?
однородность национального состава;
естественная изолированность страны.
Причины стоит искать в истории. Дело в том, что Япония вплоть до ХХ века была как бы спрятана от глаз европейцев. Японию – страну гор и морей никому долго не удавалось завоевать. В отличии от многих стран Восточной Европы и Азии она не была завоевана ордами Чингисхана. В 1274-1281 гг. монгольский военачальник Фибилай дважды посылал к берегам Японии большой флот, однако дважды его корабли были разбиты бурей. С ХII в. в Японии правили – сегуны – которые запрещали своим подданным путешествовать, иностранцы также не допускались в Японию. И лишь в ХVI в. в Японии появились европейцы.
Таким образом, Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Следует отметить, что экономически активное население городов, составляющее примерно 50%, имеет высокий уровень образования, высокую квалификационную подготовку, для овладения современной техникой и технологиями, а также обладает трудолюбием, приучены к строгой дисциплине. Рабочей силы, обладающей такими качествами, нет ни в США, ни в западноевропейских странах. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, чайная церемония, икебана, бонсай.
Слайд № 10
Вывод: Культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.
Слайд № 11
V. Рефлексия (5 минут)
9 августа 1945 г. на Нагасаки была сброшена атомная бомба. В память об этой трагедии здесь сохранено разрушенное здание и стоит памятник с надписью «Пусть в мире мир царит». С принятием конституции в 1947 году, в ней было прописано………………. Живет в Японии легенда о девочки Садако, умиравшей в больнице от лейкемии. Ей приснилось, что если она сделает тысячу бумажных журавликов, то обязательно поправится. Но не успела… с тех пор принято каждому гостю, входящему в дом дарить бумажного журавлика. По приданию эта птица обладает бессмертием, она как истинный мудрец, презирает суетные блага, и приносит людям счастье. И мне очень хотелось бы, чтобы мои журавлики принесли вам счастье. (все учащиеся получают по бумажному журавлику выполненному в технике оригами).
И в завершение нашего урока я предлагаю вам, составит Хокку, это традиционный японское трехстишье, которое составляется по специальной схеме.
Слайд № 12
А темой хокку выступит наш урок.
1. Я был кем-то или чем-то Я видел кого-то или что-то | Я был спасителем |
2. Место и действие (где и что делал) | В темном лесу |
3. Определение (как?) | Мужественно приносил себя в жертву |
Слайд № 13
Домашнее задание.
1. С.241-249 учебника
2.На контурную карту нанести: крупнейшие города, выделить мегалополис (Токайдо).
3. По желанию приготовить сообщение: «Токио - крупнейший город мира», «Российско-японские отношения на современном этапе», «Традиции Японии» сообщения выслать на электронный адрес: [email protected]