Урок географии в 11-м классе по теме "Япония"
Цели:
Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории , природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения; развитие умений составлять визитную карточку страны, экономико –географическую характеристику.
Умение использовать различные источники информации.
Расширение географических знаний и кругозора по теме «Япония».
Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Определение вклада Японии в мировую культуру.
Оборудование: экономическая и политичекая карта Японии, контурные карты, таблицы, флаг Японии, визитная карточка (заполняется вместе с детьми),
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на работу.
II.Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя (звучит японская музыка).
Япония – «страна наоборот»
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
Какими только эпитетами не награждали страну:
- Страна Восходящего Солнца,
- Страна вечной молодости,
- Страна цветущей сакуры,
- Страна самураев, якудзы и харакири,
- Страна икебаны и бонсаи,
- Страна чайной церемонии,
- Страна каллиграфии и живописи.
Определите тему урока.
- Вы догадались, о какой стране идет речь? Итак тема нашего урока (дети сами говорят тему) «Япония».
- Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас по соседству. А кому не известна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому сегодня мы постараемся ближе познакомиться с этой страной.
( Запись темы урока в тетрадь).
Целевая установка. Наша задача определить территорию, границы, познакомиться с особенностями населения и хозяйства страны.
На прошлом уроке была проведено анкетирование по вопросам:
1. Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»?
2.Хотели ли Вы побывать в Японии? Почему?
Вот ваши результаты анкетирования.
1. Автомобили, роботы, икебана, кимано, дзюдо, сакура, суши, палочки для еды и т.д.
Большинство учащихся класса хотели бы побывать в Японии, так как вас интересует природа, культура, жизнь японцев. Узнать, почему Япония стала мировым лидером в экономике?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы сегодня отправимся в эту загадочную страну и попытаемся ответить на поставленный вопрос.
Япония наш сосед. Лишь узенькие ниточки морских проливов разделяют территории наших стран. 43 км отделяют остров Хоккайдо от острова Сахалин и лишь 5 км до ближайшего из островов Курильской гряды.
Давайте составим визитную карточку нашего соседа.
Перед вами лежат листы с таблицей «Визитная карточка». Возьмите лист визитной карточки и попытайтесь заполнить её в ходе урока.
Заполнение визитки. (Приложение)
Слово учителя.
Название страны. Территория страны.
Древнее название страны – Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, то есть Страна восходящего солнца.
Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине.
Круглая хризантема – национальный цветок Японии.
Япония – страна – архипелаг, расположена на 4 крупных островах : Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырех тысячах мелких островах в Тихом океане.
Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположенная на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.
Оценка экономико – географического положения страны.
Япония – древнее государство. Однако длительный период его изоляции привел к тому, что вплоть до 20 века она была как бы спрятана от глаз европейцев.
Со времен второй мировой войны Япония не имела мирного договора с Россией, Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды.
Япония входит в «большую восьмерку», что говорит о ее высоком экономическом развитии но не является членом НАТО и других объединений, потому что её удалённость от большинства стран затрудняет процесс интеграции.
Население.
Практическое задание (работа в группах):
I группа. На основании анализа карт атласа (с 10-11) дать характеристику естественного движения и состава населения.
II группа. На основании анализа карты атласа (с.14) дать характеристику плотности населения.
III группа. Дать характеристику национального состава Японии на основании анализа карты атласа (с. 12-13) и текста учебника (с.242).
IV. Оценить уровень урбанизации на основании анализа карты атласа (с.15). Назвать крупнейшие города.
(Обсуждение итогов работы).
Учитель. Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире - 4 на 1000 (в США - 8 на 1000; в России - 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины -76 лет, женщины - 82 года). Для сравнения: в России женщины - 72 года, мужчины - 62 года.
Вопрос: Почему японцы живут долго?
(Ответы учащихся).
1) Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.
2) Само отношение к жизни. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
3) В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.
4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.
4. Промышленность.
Япония – страна, стоящая на постиндустриальном этапе развития.
Каким же образом, имея такие скудные ресурсы, Япония стала лидером в экономике современного мира? Чем обусловлено «экономическое чудо» Японии? Что такое «японская модель» развития экономики?
– Давайте рассмотрим, какие же отрасли хозяйства развиты в Японии. Перед вами экономическая карта Японии. Как вы думаете, какие отрасли промышленности мы можем назвать отраслями специализации?
Учащиеся отвечают:
Машиностроение и металлообработка;
Электротехника;
Судостроение;
Автомобилестроение;
Черная металлургия;
Химическая промышленность;
Нефтепереработка;
Пищевая промышленность;
Лёгкая промышленность;
Лесная и деревообрабатывающая промышленность.
– Назовите центры промышленного производства страны?
Токио; Осака; Иокогама; Нагасаки; Нагоя, Китакюсю; Саппоро; Фукуока. (Учащиеся отмечают на контурных картах)
– Посмотрите внимательно на карту. Какие особенности размещения крупных промышленных центров вы видите.
Ответ учащихся: Всю территорию Японии можно разделить на 2 части: южная, юго-восточная, которая носит название «лицевая часть», где и размещена большая часть производства. И северная, северо-западная – «тыльная часть», которая не имеет такой высокой концентрации производства и является более экологически чистой территорией
Важной особенностью экономики являются международные экономические связи, т.к.9/10 хозяйства ориентировано на импорт.
– Откройте в учебнике страницу 192, рисунок 69. Давайте рассмотрим схему экспорта и импорта. Какие товары ввозят в Японию, а какие товары Япония экспортирует?
5.Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Японии отличается высокой интенсивностью. В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство. Основной культурой является рис. Развито садоводство и огородничество. Развитие получили разведение крупного рогатого скота, свиноводство и птицеводство.
Важной отраслью является рыболовство. По улову рыбы Япония занимает первое место. В стране более трех тысяч рыболовных портов. Интенсивное использование ресурсов моря привело к развитию марикультуры.
6.Транспорт
Транспортная система отличается высоким уровнем развития. В Японии получили развитие практически все виды транспорта, за исключением речного и трубопроводного. По размерам перевозок Япония превосходит страны Западной Европы. Особенностью транспорта является высокий уровень его технической оснащенности: автоматизированная система управления транспортом, широкое применение находят монорельсовые скоростные железные дороги
Релаксационная пауза .
Журавлик сегодня стал не только символом счастья. После трагедии в городах Хиросима и Нагасаки он стал ещё и символом надежды. Учитель предлагает каждому сейчас на уроке немного отдохнуть и с помощью специалиста по оригами сделать «журавлика».
Работа со схемой в учебнике литература о Японии, картины японских художников, посуда для чайной церемонии, чашки для саке, супа, риса, палочки для еды и другая столовая утварь, кимоно и элементы одежды, предметы религиозного культа, икебана, бонсай, предметы искусства народа Японии, теле- и видеоаппаратура.
Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Они не похожи не на какой другой народ мира. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.
Японская нация зародилась от пришедших сюда с Дальнего Востока – айнов. Япония много столетий была изолирована от остального мира и поэтому сохранила свою самобытность и своеобразие. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай, оригами и т. д.
. Краткие сообщения учащихся о традициях в Японии.
1 учащийся. Поклон
Для японцев очень важно доброе отношение друг к другу. Это выражается прежде всего в поклоне. У Японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45?, коллеги кланяются друг другу под углом 15?, встречают клиентов под углом 30?, ученик кланяется учителю под углом 48? и если ученик вырос и стал, к примеру, премьер-министром страны, он при встрече с учителем кланяется под тем же углом - значит каждому свой «угол». Еще, когда мать по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.
2 учащийся. Чаепитие
Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя-ню-ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы в ней – старинные, лишь белоснежный льняной платок бамбуковый ковш подчёркнуто новые.
Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растёртый в пудру зелёный чай, заливает его кипятком и специальным бамбуковым венчиком взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.
Созерцание мира одна из черт японского народа. К нему можно отнести и выращивание бонсай и составление икебаны.
3 учащийся. Бонсай
Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, но своими размерами, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей, передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свое свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого садика может быть объяснено стремление людей познать красоту большого мира, иметь её рядом с собой.
4 учащийся . Икебана
Икебана – приблизительный перевод искусство составления цветов. Это целая наука. Её преподают в специальных школах. Обучают этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств. В основе лежат три линии символизирующие Небо. Человека и Землю. Икебана это не просто букет – это символ.
5 учащийся .Кимоно
Кимоно переводится с японского, как одежда. Кимоно – это японский национальный костюм. Его и сегодня в праздничные дни носят все от мала до велика. Оно передаётся по наследству, одно на всех: нет различий – мужское или женское. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается.
– Давайте посмотрим, как выглядит японский дом.
6 учащийся. Японский дом
В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь строят такие дома, при разрушении которых не гибнут люди.
Дома сделаны из лёгких деревянных планок. Стены раздвигаются, как дверцы книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы. Днем на них сидят и обедают, а ночью – спят. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому подадут вместо вилки две палочки. В Японии ежегодно покупают 11,3 млрд. деревянных палочек, используют только один раз, а потом выбрасывают. Вместо стульев мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем. Что мы называем сервизами. Приезжие удивляются, что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей иметь одну и ту же роспись на тарелках и чашках. А станут гости уходить, хозяева им подарят птичку- журавлика. Считается. Что он принесёт людям счастье.
Интересной является и японская философия. Например, японская писательница Сэй Сёнагон написала в 996 году «Макуро но соси» (записки у изголовья). Такие записки японцы до сих пор вешают у изголовья своей кровати.
(Привести примеры таких высказываний. Предложить выбрать ту, которую бы вы повесили бы у своих изголовий.)
– Традиции в Японии сохраняются благодаря своеобразному воспитанию своих детей. Воспитание ребёнка разделено на 3 этапа:
1 этап – до 5 лет. Ребёнок – «бог» – ему позволяется делать всё, т.к. ребёнок познаёт мир.
2 этап – до 14 лет. Ребёнок – «раб» – он должен беспрекословно подчиняться своим родителям. Т.к. он учится быть исполнительным.
3 этап – от 14 лет. Ребенок – «друг» – с его мнение считаются, с ним советуются, т.к. он учится быть самостоятельным.
– На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из самых удивительных уголков нашей планеты, в удивительной стране. В которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы им позавидовать.
Домашнее задание:
Тема 7, § 3.
Составить кроссворд по данной теме
Рефлексия
Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
В чем же состоит вера японцев в гармонию.
Проверьте себя.
Контроль.
На уроке вы узнали много нового и интересного. Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста.
Тест
Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
не понял
понял, но
понял
Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале
Визитная карточка.
Название: Япония;
Тип территории: островное государство;
Состав территории: 4 крупных острова (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку) и 4000 мелких островов. Все острова соединены между собой мостами и тоннелями.
Длина с севера на юг: 3500 км;
Площадь: 372,2 тыс. км2
Численность населения: 125,5 млн. чел.;
Государственный язык: японский;
Столица: Токио;
Денежная единица: Йена;
Член ООН: с 1956 года
Флаг: красный круг, олицетворяющий солнце;
Форма правления: конституционная монархия;
Глава государства: император;
Высший законодательный орган: парламент;
Государственное устройство: унитарное государство;
Национальный состав: 99% японцы;
Религиозный состав: синтоизм – 76%, буддизм – 16%. Многие исследователи, побывав Японии, считают японцев атеистами, а русский путешественник Г. Востоков так писал об этом: «…Если вы спросите японца, какая его вера, он вас не поймёт. Всё, что он сумеет вам ответить, что согласно обычаю, ему дали имя в синтоистском храме и что, вероятно, при похоронах его будут провожать буддийские бонзы, между этими крайними точками он легко может стать христианином»
Уровень грамотности: 100 % (у японских педагогов, психологов и врачей есть методика, по которой они обучают детей с глубокими отставаниями в развитии);
Средняя продолжительность жизни: 76 лет – мужчины, 82 года – женщины. На одного врача в Японии приходится 610 человек. Каковы же причины долголетия японцев:
Наисвежайшие продукты;
Отношение к жизни (ценят жизнь и берегут природу);
Доброжелательность;
Привычка ходить (в стране существует программа 10000 шагов к здоровью);
Гигиена.
Средняя плотность населения: 336 чел./км2, а по тихоокеанскому побережью от 1до 8 чел./м2;
Урбанизация: 77 %;
Национальный цветок: круглая хризантема;
Национальный символ: Фудзияма (рассказ учащегося о горе);
Горы: 75 % территории;
Леса: 70 % территории (причём большинство из них искусственные):
Омывается: Тихим океаном, Охотским, Японским и Южно-Китайским морями.
Поэтапное изготовление журавлика
Учитель географии
Бодряго И.Н.
МБОУ Душатинская СОШ