СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Япония. Географическое положение, ресурсы, население »

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок по теме "Япония. Географическое положение, ресурсы, население"

Просмотр содержимого документа
««Япония. Географическое положение, ресурсы, население »»

Тема урока. «Мы изучаем Японию»

Цели:

Образовательная: сформировать представление об основных чертах ЭГП, о природе, наседении, представить картину страны.

Развивающая:. развивать творческую самостоятельность учащихся через использование интерактивных и ИКТ ресурсов.



Воспитательная: способствовать формированию нравственных ценностей и эстетического отношения к духовной культуре японского народа.



Оборудование: Презентация, политическая карта мира, атласы, опорный конспект.

Тип урока: комбинированный урок

  1. Организационный момент (5 мин.)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель читает стихотворение:

На островах в соленых водах

Лежала древняя страна.

От государств, других районов

Так отличается она.

Цунами берег разрушали,

И ежегодно много раз

Земля внезапно содрогалась,

И люди гибли в тот же час.

Веками строятся дома.

И что рождалось здесь впервые -

Не умирало никогда.

Страной восходящего солнца

Назвали соседи ее.

Встает из-за моря здесь солнце,

За горы садится оно.


А страну эту называют очень странно – «страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает не мужчина, а женщина, руль в машине не с левой, а с правой стороны, кошки здесь бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Итак, сегодня мы составим комплексную географическую характеристику страны восходящего солнца - Японии. Попробуем понять предпосылки и сущность «Японского экономического чуда», постараемся ближе познакомиться с народом, с его традициями, культурой.


  1. Изучение нового материала (25 мин)

  1. Немного истории (задание на опережение, рассказывает ученик) (5 мин)

С конца XII века до 1867 года государственная власть в Японии находилась в руках сегунов. Сегун –титул правителей Японии в 1192-1867 годах, прикоторых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии Сегунов: Минамото (1192-1333), Асикага (1335 (1338)- 1573), Токугава (1603-1867)

В 1867-1868 годах в результате Реставрации Мэйдзи была восстановлена власть императора, проведены реформы, способствовашие модернизации страны. В 1889 году введена конституция, по которой Япония стала конституционной монархией. В 1890 году созван первый парламент. В 1894-1895 годах Япония вела войну против Китая. После русско-японской войны 1904-1905 годов Япония установила в 1905 году протекторат над Кореей, в 1910 году аннексировала её. В 1914 году вступила в первую мировую войну на стороне Антанты. В 1918 году развернулось народное движение – «рисовые бунты» в 1918-1922 годах Япония предприняла интервенцию на Дальнем Востоке России., но потерпела поражение. В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию, в 1937 году начала войну за захват всего Китая. Япония совершала нападение на СССР и Монголию. Во второй мировой войне Япония выступала как союзник Германии и Италии. Она окупировала многие азиатские страны, но с 1943 года начала терять захваченные территории. В августе 1945 года японский народ стал жертвой атомных бомбардировок. В 1945году СССР вступил в войну с Японией. Советские войска разгромили Квантунскую армию Японии. Правительство Японии в 1945 году подписало акт о безоговорочной капитуляции. В 1951 году США, Великобритания и ряд других государств подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией (вступил в силу с апреля 1952 года).


2 ЭГП Японии (5 мин.)

Учитель предлагает самостоятельно выполнить характеристику ЭГП по плану. После того как учащиеся оценили ЭГП Японии, предлает запонить таблицу:

Благоприятные черты ЭГП

Неблагоприятные черты ЭГП



Япония - страна-архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырёх тысячах мелких островах в Тихом океане. Столица Японии - Токио, что означает «Восточная столица», расположенная на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо. Древняя столица – Киото.

Япония расположена на большом стратовулканическом архипелаге, находящемся у тихоокеанского побережья Азии и входящем в систему тихоокеанского вулканического огненного кольца. Страна располагается к северо-востоку от Китая и Тайваня (отделена от них Восточно-Китайским морем) и строго на востоке от Кореи (отделена Японским морем). Севернее Японии находится Дальний Восток, географическая область России.

Крупнейшие острова архипелага (с севера на юг): Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Также в состав страны входят 6 848 меньших островов, включая Окинаву, некоторые из них обитаемы, а некоторые — нет.


3. Природные ресурсы (5 мин.)

Япония – гористая страна. Низменности, наиболее удобные для размещения населения и хозяйства, расположены вдоль морских побережий.

Ребята, давайте Ребята, давайте проанализируем таблицу и дадим общую характеристику обеспеченности Японии минеральными ресурсами.

Страна

Запасы


Нефть

Газ

Уголь

Железная руда

Япония

200 мл. т.

30 млр. м.

8,7 млр. т.

0,2 млр. т.

России

20 млрд. т.

48,1 трлн. м.

202 млр. т.

25 млр. т.

США

3,7 млрд. т.

4,7 трлн. м.

445 млр. т.

7 млр. т.

Китай

3,3 млрд. т.

2,1 трлн. м.

296 млр. т.

25 млр. т.

Вывод: Япония имеет незначительные запасы минеральных ресурсов, кроме железных руд имеются также незначительные запасы марганцевых, медных и свинцовых руд.

Да действительно страна бедна полезными ископаемыми. Поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы. Особую ценность представляют леса. Многочисленные реки из-за порожистости и малой длины непригодны для судоходства, но являются источником гидроэнергии и воды для орошения. Обилие тепла и влаги позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей.


4. Население (10 мин.)

У нас в гостях (японка) житель Японии (ребенок в японском наряде), внешние черты мы видим, а какими чертами характера обладает японец.

Ответы учащихся: образованность, самодисциплина, трудолюбие, вежливость, терпимость, скрытность, почтительность, уважительность, святость традиций, заботливость.

Рассказ учителя: «Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окружением они столь живописны, театральны и артистичны, что временами кажутся нацией позеров, весь их мир - как бы сцена, на которой они играют. Легкомысленный, поверхностный народ, думающий лишь о том, чтобы понравиться, произвести эффект. Здесь невозможны обобщения, ибо они столь не похожи на все другие азиатские народы, что всякие аналоги отпадают. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в то же время самые невозмутимые, самые непрактичные, безразличные и молчаливые люди».

У японцев отсутствует рукопожатие, у них приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45°, коллеги кланяются друг другу под углом 15°, встречают клиентов и покупателей под углом 30° - значит, каждому свой угол. Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.


Учитель предлагает заполнить таблицу (сначала синей пастой заполнить те колонки, ответы на вопросы которых ученики уже знают, а затем после проверки учащихся продолжают заполнять таблицу с помощью различных источников информации):



Черты населения


1.Численность. место в мире по численности населения.

Население 127 млн. человек.

2. Национальный состав населения Японии.

Японцев 99 %, 1 % айны. Государственный язык японский. Он очень специфичный и не входит ни в оду языковую семью.

3. Средняя продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни 80 лет.

3. Религиозный состав населения Японии.

Большинство верующих—буддисты и синтоисты. Обычно верующий проповедуют сразу две религии.

4. Урбанизация

Городское население 77, 6 % . в стране более 200 больших городов. Самыми крупными агломерациями считаются Токио (столица государства), Нагоя, Оскака, которые протянулись вдоль восточного побережья острова Хонсю. Они образуют мегаполис Токайдо. Здесь живет около 56 % всего населения страны.

5. Японский тип города.

Большинство городов возникло в средние века вокруг феодальных замков, монастырей. Они до сих пор сохранили свою традиционную прямоугольную планировку и одно- и двух-этажную постройку. После второй мировой войны многие большие города подверглись американизации: в них появились небоскребы. Однако в японских городах нет единого центра.

6. Сельские поселения.

Для сельского поселения Японии характерна прямоугольная планировка. В гористой местности, линейная. Типичны групповая и рассеянная форма расселения. На Хонсю и Хоккайдо встречаются фермерские хозяйства, хутора.

7. Размещение населения.

Средняя плотность населения 340 человек на 1 кв. км. Но фактически плотность выше, т.к. большинство населения живет на восточном побережье. В городах плотность достигает 10000 человек.

8. Форма правления. Глава государства.

Япония –конституционна монархия. Глава государства –император. Законодательный орган –двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей)

9. Административно-территориальное деление

Административно-территориальное деление: 9 областей, объединяющих 44 префектуры: столичный округ и 2 городские префектуры.



3. Рефлексия (3 минут)

9 августа 1945 г. на Нагасаки была сброшена атомная бомба. В память об этой трагедии здесь сохранено разрушенное здание и стоит памятник с надписью «Пусть в мире мир царит». С принятием конституции в 1947 году, в ней было прописано………………. Живет в Японии легенда о девочки Садако, умиравшей в больнице от лейкемии. Ей приснилось, что если она сделает тысячу бумажных журавликов, то обязательно поправится. Но не успела… с тех пор принято каждому гостю, входящему в дом дарить бумажного журавлика. По приданию эта птица обладает бессмертием, она как истинный мудрец, презирает суетные блага, и приносит людям счастье. И мне очень хотелось бы, чтобы мои журавлики принесли вам счастье. (все учащиеся получают по бумажному журавлику выполненному в технике оригами).


4. Подведение итогов (5 мин)

Учитель; - Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»?

Ответы учащихся: восходящее солнце, палочки для еды, вулкан Фудзияма, долгожители и др.

Выставление отметок.

5. Домашнее задание. (2 мин)

1. п. 10 стр. стр. 79 вопросы

2.На контурную карту нанести: крупнейшие города, выделить мегалополис (Токайдо).

3. По желанию приготовить сообщение: «Токио - крупнейший город мира», «Российско-японские отношения на современном этапе», «Традиции Японии» сообщения выслать на электронный адрес: [email protected].





Используемая литература:

- Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевкий География 2 часть «Экономическая и социальная география мира» Москва «Русское слово»

- Поурочные разработки по географии 10 класс Москва «Вако» .

Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/08/11/otkrytyy-urok-po-teme-yaponiya

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/16/urok-geografii-11-klass-po-teme-yaponiya

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/12/17/yaponiya-dalekaya-i-blizkaya












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!