Тема урока. «Мы изучаем Японию»
Цели:
Образовательная: сформировать представление об основных чертах ЭГП, о природе, наседении, представить картину страны.
Развивающая:. развивать творческую самостоятельность учащихся через использование интерактивных и ИКТ ресурсов.
Воспитательная: способствовать формированию нравственных ценностей и эстетического отношения к духовной культуре японского народа.
Оборудование: Презентация, политическая карта мира, атласы, опорный конспект.
Тип урока: комбинированный урок
Организационный момент (5 мин.)
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель читает стихотворение:
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличается она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Веками строятся дома.
И что рождалось здесь впервые -
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.
А страну эту называют очень странно – «страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает не мужчина, а женщина, руль в машине не с левой, а с правой стороны, кошки здесь бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Итак, сегодня мы составим комплексную географическую характеристику страны восходящего солнца - Японии. Попробуем понять предпосылки и сущность «Японского экономического чуда», постараемся ближе познакомиться с народом, с его традициями, культурой.
Изучение нового материала (25 мин)
Немного истории (задание на опережение, рассказывает ученик) (5 мин)
С конца XII века до 1867 года государственная власть в Японии находилась в руках сегунов. Сегун –титул правителей Японии в 1192-1867 годах, прикоторых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии Сегунов: Минамото (1192-1333), Асикага (1335 (1338)- 1573), Токугава (1603-1867)
В 1867-1868 годах в результате Реставрации Мэйдзи была восстановлена власть императора, проведены реформы, способствовашие модернизации страны. В 1889 году введена конституция, по которой Япония стала конституционной монархией. В 1890 году созван первый парламент. В 1894-1895 годах Япония вела войну против Китая. После русско-японской войны 1904-1905 годов Япония установила в 1905 году протекторат над Кореей, в 1910 году аннексировала её. В 1914 году вступила в первую мировую войну на стороне Антанты. В 1918 году развернулось народное движение – «рисовые бунты» в 1918-1922 годах Япония предприняла интервенцию на Дальнем Востоке России., но потерпела поражение. В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию, в 1937 году начала войну за захват всего Китая. Япония совершала нападение на СССР и Монголию. Во второй мировой войне Япония выступала как союзник Германии и Италии. Она окупировала многие азиатские страны, но с 1943 года начала терять захваченные территории. В августе 1945 года японский народ стал жертвой атомных бомбардировок. В 1945году СССР вступил в войну с Японией. Советские войска разгромили Квантунскую армию Японии. Правительство Японии в 1945 году подписало акт о безоговорочной капитуляции. В 1951 году США, Великобритания и ряд других государств подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией (вступил в силу с апреля 1952 года).
2 ЭГП Японии (5 мин.)
Учитель предлагает самостоятельно выполнить характеристику ЭГП по плану. После того как учащиеся оценили ЭГП Японии, предлает запонить таблицу:
Благоприятные черты ЭГП | Неблагоприятные черты ЭГП |
| |
Япония - страна-архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырёх тысячах мелких островах в Тихом океане. Столица Японии - Токио, что означает «Восточная столица», расположенная на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо. Древняя столица – Киото.
Япония расположена на большом стратовулканическом архипелаге, находящемся у тихоокеанского побережья Азии и входящем в систему тихоокеанского вулканического огненного кольца. Страна располагается к северо-востоку от Китая и Тайваня (отделена от них Восточно-Китайским морем) и строго на востоке от Кореи (отделена Японским морем). Севернее Японии находится Дальний Восток, географическая область России.
Крупнейшие острова архипелага (с севера на юг): Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Также в состав страны входят 6 848 меньших островов, включая Окинаву, некоторые из них обитаемы, а некоторые — нет.
3. Природные ресурсы (5 мин.)
Япония – гористая страна. Низменности, наиболее удобные для размещения населения и хозяйства, расположены вдоль морских побережий.
Ребята, давайте Ребята, давайте проанализируем таблицу и дадим общую характеристику обеспеченности Японии минеральными ресурсами.
Страна | Запасы |
| Нефть | Газ | Уголь | Железная руда |
Япония | 200 мл. т. | 30 млр. м. | 8,7 млр. т. | 0,2 млр. т. |
России | 20 млрд. т. | 48,1 трлн. м. | 202 млр. т. | 25 млр. т. |
США | 3,7 млрд. т. | 4,7 трлн. м. | 445 млр. т. | 7 млр. т. |
Китай | 3,3 млрд. т. | 2,1 трлн. м. | 296 млр. т. | 25 млр. т. |
Вывод: Япония имеет незначительные запасы минеральных ресурсов, кроме железных руд имеются также незначительные запасы марганцевых, медных и свинцовых руд.
Да действительно страна бедна полезными ископаемыми. Поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы. Особую ценность представляют леса. Многочисленные реки из-за порожистости и малой длины непригодны для судоходства, но являются источником гидроэнергии и воды для орошения. Обилие тепла и влаги позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей.
4. Население (10 мин.)
У нас в гостях (японка) житель Японии (ребенок в японском наряде), внешние черты мы видим, а какими чертами характера обладает японец.
Ответы учащихся: образованность, самодисциплина, трудолюбие, вежливость, терпимость, скрытность, почтительность, уважительность, святость традиций, заботливость.
Рассказ учителя: «Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окружением они столь живописны, театральны и артистичны, что временами кажутся нацией позеров, весь их мир - как бы сцена, на которой они играют. Легкомысленный, поверхностный народ, думающий лишь о том, чтобы понравиться, произвести эффект. Здесь невозможны обобщения, ибо они столь не похожи на все другие азиатские народы, что всякие аналоги отпадают. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в то же время самые невозмутимые, самые непрактичные, безразличные и молчаливые люди».
У японцев отсутствует рукопожатие, у них приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45°, коллеги кланяются друг другу под углом 15°, встречают клиентов и покупателей под углом 30° - значит, каждому свой угол. Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.
Учитель предлагает заполнить таблицу (сначала синей пастой заполнить те колонки, ответы на вопросы которых ученики уже знают, а затем после проверки учащихся продолжают заполнять таблицу с помощью различных источников информации):
Черты населения | |
1.Численность. место в мире по численности населения. | Население 127 млн. человек. |
2. Национальный состав населения Японии. | Японцев 99 %, 1 % айны. Государственный язык японский. Он очень специфичный и не входит ни в оду языковую семью. |
3. Средняя продолжительность жизни | Средняя продолжительность жизни 80 лет. |
3. Религиозный состав населения Японии. | Большинство верующих—буддисты и синтоисты. Обычно верующий проповедуют сразу две религии. |
4. Урбанизация | Городское население 77, 6 % . в стране более 200 больших городов. Самыми крупными агломерациями считаются Токио (столица государства), Нагоя, Оскака, которые протянулись вдоль восточного побережья острова Хонсю. Они образуют мегаполис Токайдо. Здесь живет около 56 % всего населения страны. |
5. Японский тип города. | Большинство городов возникло в средние века вокруг феодальных замков, монастырей. Они до сих пор сохранили свою традиционную прямоугольную планировку и одно- и двух-этажную постройку. После второй мировой войны многие большие города подверглись американизации: в них появились небоскребы. Однако в японских городах нет единого центра. |
6. Сельские поселения. | Для сельского поселения Японии характерна прямоугольная планировка. В гористой местности, линейная. Типичны групповая и рассеянная форма расселения. На Хонсю и Хоккайдо встречаются фермерские хозяйства, хутора. |
7. Размещение населения. | Средняя плотность населения 340 человек на 1 кв. км. Но фактически плотность выше, т.к. большинство населения живет на восточном побережье. В городах плотность достигает 10000 человек. |
8. Форма правления. Глава государства. | Япония –конституционна монархия. Глава государства –император. Законодательный орган –двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей) |
9. Административно-территориальное деление | Административно-территориальное деление: 9 областей, объединяющих 44 префектуры: столичный округ и 2 городские префектуры. |
3. Рефлексия (3 минут)
9 августа 1945 г. на Нагасаки была сброшена атомная бомба. В память об этой трагедии здесь сохранено разрушенное здание и стоит памятник с надписью «Пусть в мире мир царит». С принятием конституции в 1947 году, в ней было прописано………………. Живет в Японии легенда о девочки Садако, умиравшей в больнице от лейкемии. Ей приснилось, что если она сделает тысячу бумажных журавликов, то обязательно поправится. Но не успела… с тех пор принято каждому гостю, входящему в дом дарить бумажного журавлика. По приданию эта птица обладает бессмертием, она как истинный мудрец, презирает суетные блага, и приносит людям счастье. И мне очень хотелось бы, чтобы мои журавлики принесли вам счастье. (все учащиеся получают по бумажному журавлику выполненному в технике оригами).
4. Подведение итогов (5 мин)
Учитель; - Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»?
Ответы учащихся: восходящее солнце, палочки для еды, вулкан Фудзияма, долгожители и др.
Выставление отметок.
5. Домашнее задание. (2 мин)
1. п. 10 стр. стр. 79 вопросы
2.На контурную карту нанести: крупнейшие города, выделить мегалополис (Токайдо).
3. По желанию приготовить сообщение: «Токио - крупнейший город мира», «Российско-японские отношения на современном этапе», «Традиции Японии» сообщения выслать на электронный адрес: [email protected].
Используемая литература:
- Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевкий География 2 часть «Экономическая и социальная география мира» Москва «Русское слово»
- Поурочные разработки по географии 10 класс Москва «Вако» .
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/08/11/otkrytyy-urok-po-teme-yaponiya
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/16/urok-geografii-11-klass-po-teme-yaponiya
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/12/17/yaponiya-dalekaya-i-blizkaya