СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ямская гоньба в России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иллюстративная презентация содержит слайды, поветсвующие об истории создания ямской службы в России.

Просмотр содержимого документа
«Ямская гоньба в России»

НЕМЕЦКИЙ ДИПЛОМАТ И ПУТЕШЕСТВЕННИК   ГЕРБЕРШТЕЙН « ямщик может доехать от Москвы до Новгорода  Почтовая марка СССР. (562 версты (около 578 км) 1978год  за три дня» .

НЕМЕЦКИЙ ДИПЛОМАТ И ПУТЕШЕСТВЕННИК

ГЕРБЕРШТЕЙН

« ямщик может доехать от Москвы до Новгорода

Почтовая марка СССР.

(562 версты (около 578 км)

1978год

за три дня» .

Я М С К А Я Г О Н Ь Б А ЯМ (ОТ МОНГ.-ДОРОГА, ПУТЬ)- в Монгольской Империи Чингисхана это слово означало постройку на большой дороге, при которой содержались лошади. Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи (а затем ее преемника – государства Золотая Орда) с окраинами. Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали огромные расстояния как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять уставших лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь. Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в русских землях и использовалась для связи между русскими городами. скорая езда  С помощью системы ямов, расположенных на расстоянии 40—50 вёрст (43—53 км) друг от друга, с Москвой были соединены Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск, Нижний Новгород и северные, а позднее и украинские города. Ямом стали называть натуральную повинность тягловых людей по перевозке грузов, представлению лошадей для конной почты
  • Я М С К А Я Г О Н Ь Б А

ЯМ (ОТ МОНГ.-ДОРОГА, ПУТЬ)-

в Монгольской Империи Чингисхана это слово означало постройку на большой дороге, при которой содержались лошади.

Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи (а затем ее преемника – государства Золотая Орда) с окраинами. Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали огромные расстояния как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять уставших лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь. Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в русских землях и использовалась для связи между русскими городами.

скорая езда

С помощью системы ямов, расположенных на расстоянии 40—50 вёрст (43—53 км) друг от друга, с Москвой были соединены Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск, Нижний Новгород и северные, а позднее и украинские города.

Ямом стали называть натуральную повинность тягловых людей по перевозке грузов, представлению лошадей для конной почты

Что представляло собой ямская гоньба в 17веке? На основных дорогах, имевших общегосударственное значение, на определенном расстоянии (30 – 40) верст учреждались станции , которые и назывались ямами . Ямы были разного размера . ЯМ состоял из ямского двора, 2 – 3 избы, сенника и конюшни. Окрестное население выставляло подводы и лошадей; крестьяне сами занимались перевозкой – от одного «яма» до другого - или нанимали для этого «охотников». Впоследствии ямщики (добровольцы из местных крестьян) ездили уже на своих лошадях. За прогоны была установлена плата по таксе – 3 копейки за 10 верст; в конце XVII в. такса была снижена, а в XVIII в. опять выросла до двух копеек с версты. Служба была тяжелой – дороги легко делались «непроезжими», от «скорой гоньбы» падали лошади, на ямщиков нападали разбойники.
  • Что представляло собой ямская гоньба в 17веке?
  • На основных дорогах, имевших общегосударственное значение, на определенном расстоянии (30 – 40) верст учреждались станции , которые и назывались ямами .
  • Ямы были разного размера . ЯМ состоял из ямского двора, 2 – 3 избы, сенника и конюшни. Окрестное население выставляло подводы и лошадей; крестьяне сами занимались перевозкой – от одного «яма» до другого - или нанимали для этого «охотников». Впоследствии ямщики (добровольцы из местных крестьян) ездили уже на своих лошадях.
  • За прогоны была установлена плата по таксе – 3 копейки за 10 верст; в конце XVII в. такса была снижена, а в XVIII в. опять выросла до двух копеек с версты.
  • Служба была тяжелой – дороги легко делались «непроезжими», от «скорой гоньбы» падали лошади, на ямщиков нападали разбойники.
После свержения ордынского ига русские князья взяли татарский опыт на вооружение, сохранив ямские станции на русских дорогах. Расстояние между станциями составляло от 40 до 100 верст, а в среднем около 60 километров. ЧИНОВНИКОВ ИЗ ГОРОДА В ГОРОД КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ ГРУЗЫ ПУТНИКОВ Что перевозили таким образом?

После свержения ордынского ига русские князья взяли татарский опыт на вооружение, сохранив ямские станции на русских дорогах. Расстояние между станциями составляло от 40 до 100 верст, а в среднем около 60 километров.

  • ЧИНОВНИКОВ ИЗ ГОРОДА В ГОРОД
  • КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ
  • ГРУЗЫ
  • ПУТНИКОВ

Что перевозили таким образом?

  • Ямщики находились на государственной службе.
  • Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Однако работа была не из легких – ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным. При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем.
  • В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века главой ямщицкой семьи была бабушка – так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей – например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе (возле нынешнего Павелецкого вокзала), где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра.
  • Потребность в ямщиках значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРАЖЕНИЕ «ПРОКАЧУ СО СВИСТОМ»?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРАЖЕНИЕ

«ПРОКАЧУ СО СВИСТОМ»?

Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, которые предоставляла почтовая станция.  Для этого нужно было получить подорожную – специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой ; в ней указывался маршрут и цель поездки и количество лошадей, которое «командировочный» мог потребовать на каждой станции в зависимости от чина: бояре получали 20 подвод, окольничие - 15, думные дьяки - 10 и т.д. Предъявив ее на почтовой станции и оплатив «прогоны» – деньги за прохождение лошадью определенного расстояния – пассажир следовал до следующей станции с ямщиком, который затем возвращался на «свою» станцию. За прогоны была установлена плата по таксе – 3 копейки за 10 верст; в конце XVII в. такса была снижена, а в XVIII в. опять выросла до двух копеек с версты.
  • Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, которые предоставляла почтовая станция.
  • Для этого нужно было получить подорожную – специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой ; в ней указывался маршрут и цель поездки и количество лошадей, которое «командировочный» мог потребовать на каждой станции в зависимости от чина: бояре получали 20 подвод, окольничие - 15, думные дьяки - 10 и т.д. Предъявив ее на почтовой станции и оплатив «прогоны» – деньги за прохождение лошадью определенного расстояния – пассажир следовал до следующей станции с ямщиком, который затем возвращался на «свою» станцию.
  • За прогоны была установлена плата по таксе – 3 копейки за 10 верст; в конце XVII в. такса была снижена, а в XVIII в. опять выросла до двух копеек с версты.
ОТ ГОСУДАРСТВА ЯМЩИК ПОЛУЧАЛ: освобождение от налогов, землю под постройку дома,  жалованье – 3 рубля в год ( Для сравнения : Александру Пушкину его имение приносило порядка 3000 рублей в год, его жалование в 1822 составляло 700 рублей в год; на рубль можно было купить больше 3 килограммов говядины, а породистая лошадь, которую не стыдно было запрячь в свою карету богатому дворянину, стоила 200 рублей…

ОТ ГОСУДАРСТВА ЯМЩИК ПОЛУЧАЛ:

освобождение от налогов,

землю под постройку дома,

жалованье – 3 рубля в год ( Для сравнения : Александру Пушкину его имение приносило порядка 3000 рублей в год, его жалование в 1822 составляло 700 рублей в год; на рубль можно было купить больше 3 килограммов говядины, а породистая лошадь, которую не стыдно было запрячь в свою карету богатому дворянину, стоила 200 рублей…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!