СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я выбираю жизнь. Нет наркотикам!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие - тренинг с подростками группы риска и группы "норма", а также с подростками, состоящими на различных видах учёта

Просмотр содержимого документа
«"Я выбираю жизнь. Нет наркотикам!"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Башмаково

Башмаковского района Пензенской области



Занятие – тренинг для обучающихся старших классов


« Я выбираю жизнь. Нет наркотикам»
















Советник директора по воспитанию Кобзева Ольга Ивановна


2023 – 2024 учебный год


Цель:

Воспитание у обучащихся потребности и высокой мотивации к ведению здорового образа жизни, построение чётких жизненных планов, формирование активной жизненной позиции, устойчивого противостояния вредным привычкам.

Развитие коммуникативных навыков и умений в ходе обсуждения предложенной темы.


Оснащение: видеоролик, листы А3, маркеры,


Форма проведения: занятие - тренинг


Возрастная категория: обучающиеся в возрасте 15 – 17 лет


Участники: обучающиеся 9 – 10 классов, классные руководители, специалисты органов профилактики.


Ход занятия


Демонстрация видеоролика 5 минут

https://youtu.be/On0IPFbijP4


Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Только что мы просмотрели видеоролик. Скажите, какие чувства, и эмоции он у вас вызвал?

( ребята выражают своё мнение, высказыванию фиксируются на листе А3)


Ведущий: Спасибо за высказывания. Тема нашего занятия – жизнеутверждающий, мотивирующий лозунг - « Я выбираю жизнь. Нет наркотикам».

И прежде чем мы приступим к работе, предлагаю ознакомиться с Кодексом взаимодействия и принять его. Все согласны?

( на экран выводится кодекс).


Спасибо, мы начинаем.


Актуальность проблемы наркомании объясняется распространённостью этого заболевания и его тяжёлыми последствиями медицинского и социального характера. Подростковая наркомания – это очень серьёзный факт и касается не только отдельно взятой семьи, но и всего общества. Почему так происходит, на каком этапе жизни молодые люди попадают в зону риска? Я предлагаю каждой команде составить парковку идей, что и послужит ответом на поставленный вопрос. Итак, почему, по вашему мнению, человек начинает употреблять наркотики?


Время выполнения задания – 5 минут, затем спикеры от каждой команды огласят ответы.


С таким же вопросом к вашим сверстникам обратились корреспонденты молодёжной редакции «Арбузник». Предлагаю вашему вниманию интервью.


( демонстрация интервью)


Ведущий подводит итог, который можно вывести на экран: Чаще всего это происходит в компании друзей, спровоцировать первое употребление могут различные факторы: чувство любопытства, неумение сказать «нет», присутствие в жизни серьёзных проблем и ложное убеждение в том, что путём употребления наркотика можно их решить, или забыть о негативном, «назло» кому – то, просто плохое настроение, скука, отсутствие цели в жизни, за компанию с кем – либо.



Предлагаю ознакомиться с данными статистики: ( на экран выводится слайд)


По факту исследований Всемирной Организации Здравоохранения — из 7 млрд. человек населения нашей планеты — 210 млн. употребляют ПАВ (психоактивные вещества). Т.е. 3% человечества является химически зависимыми. Те же данные свидетельствуют об «омоложении» возрастного диапазона наркоманов. 10 лет назад это 15-17 лет, сегодня 12-17 лет.

К сожалению, тот, кто хотя бы раз попробует наркотик, в большинстве случаев

случаев возвращается к повторному его употреблению. Надо понимать следующий факт: Употребление наркотиков разрушает здоровье человека.


Предлагаю посмотреть на пагубную зависимость с разных ракурсов, а именно: с точки зрения медицины, биологии, психологии.


Почему же люди испытывают болезненное пристрастие к наркотикам?

( информационная справка от обучающихся)

Медицина: Наркомания – очень опасное хроническое заболевание. Первое, с чем сталкивается наркоман – это потребность постоянно увеличивать дозу для достижения изменённого состояния, называемого «кайф». Но наступает предел, и организм наркомана перестаёт переносить высокие дозы наркотика, человек умирает от передозировки. К физическим последствиям употребления наркотика можно отнести: учащение пульса, снижение лёгочной функции, кашель, опухшие красные глаза, расширенные зрачки, нарушение координации, ухудшение памяти. Наиболее частые причины смерти наркоманов с точки зрения медицины – это острая сердечно-сосудистая недостаточность, полное физическое истощение, дистрофия, передозировка.

Опасен любой наркотик, даже одноразовая его проба. Неизбежно появляется привычка. При отсутствии наркотика человек испытывает мучительное состояние – абстиненцию. Его преследует отчаяние, беспокойство, раздражительность, нетерпение, боли в костях и мышцах; он страдает от тяжкой бессонницы или кошмарных снов. Приём наркотика прекращает эту муку, но ненадолго. Организм требует новой встряски. И снова под воздействием наркотика возбуждается нервная система. Могут возникнуть болезненный восторг, иллюзии или галлюцинации. Но потом будто бы происходит падение с вершины в глубокую пропасть – следует торможение. Настроение становится очень угнетённым, подавленным, наступает тяжёлая депрессия.

Биология: Последствия приёма наркотиков страшны: нарушается деятельность головного мозга, утрачивается логика, изменяется процесс мышления.

Наркотик включается в процесс обмена веществ в организме и становится необходимым для поддержания его жизнедеятельности. Защищаясь от ядовитого действия наркотика, организм стремится нейтрализовать его, поэтому при каждом последующем приёме требуется всё большая доза. Чем меньше лет подростку и чем сильнее наркотик, тем быстрее происходит привыкание.

Психология: Человеческий организм обладает удивительной природной способностью: выделение собственных эндоморфинов, или гормонов радости. Большая доля эндоморфинов выделяется тогда, когда мы испытываем сильные положительные эмоции. У наркоманов полностью утрачиваются прежние чувства и интересы, единственной заботой становится добыча наркотика любой ценой. Наркоманы стимулируют у себя выработку эндоморфинов искусственно. Наступает, окончательная нравственная и интеллектуальная деградация – полный распад личности. Со временем у потребителей наркотиков замечается явный спад интенсивности труда на работе, в школе, трудности в завершении поставленных задач, потеря интереса к окружающему миру, стимула жизни. Одна из частых причин смерти наркоманов, с точки зрения психологии – самоубийство.


Ведущий: Какова ответственность несовершеннолетних за употребление и хранение наркотиков? Согласно законодательству потребление наркотиков и психотропных веществ запрещено на всей территории России.


(Далее слайд на экране)


Сейчас я предлагаю перейти к решению кейсов. В каждом из них будет по два задания. Кейсы будут дублироваться в двух командах для того, чтобы мы смогли услышать несколько мнений на одну и ту же ситуацию. Вашему вниманию будут предложены реальные ситуации, взятые из жизни, которые необходимо будет проговорить и предложить свои пути решения. Кроме этого все команды получат один и тот же отрывок письма, который необходимо будет дополнить подходящими по смыслу словами и затем прочитать его.


Время на решение кейсов – 10 минут.


Ситуация 1: «Что делать, если ты любишь человека с наркозависимостью? Как почувствовать его мир изнутри? Как его понять?» Это вопрос, который задала девушка в одном из чатов и просила высказаться по этой проблеме. Один из пользователей ответил так:

«Единственный способ помочь наркоману – пройти путь вместе с ним». Как вы относитесь к данному высказыванию? А как бы вы ответили?


( Комментарий ведущего уже после ответа команды: Если рассуждать таким образом, то может получиться следующее: если любимый человек сломал ногу, то ради него нужно тоже сломать ногу, чтобы почувствовать его состояние. А единственный путь помочь, к примеру, плохо успевающему в учёбе другу - тоже стать двоечницей. А если он начал употреблять алкогольные напитки, пиво, к примеру, нужно злоупотреблять вместе с ним. Подобные формулы – попытка оправдать собственное бессилие, и, скорее всего страх потерять отношения. Это путь в никуда. Нужно искать другие пути помощи, либо, как бы это грустно не звучало, расстаться с человеком, потому что велик риск приобрести такие же зависимости, а впереди вся жизнь и совсем другие планы на будущее. )


Ситуация 2:


Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля во время дискотеки предложил Маше попробовать наркотик. Он объяснил ей, что начал недавно употреблять, ему это нравится, и он хочет, чтобы ей тоже было хорошо. Маша отказалась от предложения и убежала домой. Всю ночь она думала, что ей делать, и в итоге решила рассказать всё своей однокласснице Свете. Света обещала всё устроить и решить проблему.

Света рассказывает о том, что произошло, классному руководителю, в свою очередь, классный руководитель ставит в известность директора школы. Родителей Коли вызывают и сообщают о сыне, Колю кладут в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходит к нему. Только друг Ваня не изменил своего отношения к другу и навещает его. Когда Коля вышел из больницы, он решил, что наркотики употреблять больше не будет, но и с Машей поддерживать отношения не собирается. Оцените правильность действий всех участников ситуации.


( Комментарий ведущего уже после ответа команды: Обратите внимание, что в этой истории есть один интересный факт. Как только Коля оказался в стационаре, он словно перестал существовать для друзей, одноклассников, любимой девушки. Конечно, мы смотрим на их поступок, прежде всего с осуждением. Но подумайте, может быть, это просто во имя собственной безопасности, может, срабатывает инстинкт самосохранения? Ведь наркоман забывает понятие дружба. Оно стирается, исчезает. В компании наркоманов не бывает друзей. Каждый «друг» заинтересован либо в деньгах от продажи вам наркотиков, либо в получении за счёт вас бесплатной дозы или товара для распространения. Очень правильным было информировать взрослых, ведь благодаря их реакции подросток прошёл курс лечения и теперь занял правильную позицию по отношению к наркотикам. Что касается решения Коли не общаться с Машей, это скорее всего обида за то, что она не навещала его, а ведь все мы так нуждаемся в поддержке любимых людей в трудные минуты своей жизни. Будем надеяться, что всё же они откровенно поговорили друг с другом и поняли друг друга).


Письмо с пропусками для всех команд:


Перед вами отрывок из письма наркоманки. В нём пропущены некоторые слова. Попытайтесь восстановить текст письма, вставляя вместо пропусков то или иное слово, выделенное курсивом: кричишь, ужас, выйти, физических, болью, пустота, любопытство, чудо, бросить, не достал, придумываешь, жестокую, выхода. Каждое слово повторяется только один раз.


Самое страшное, что не удается____________, – смертельно боишься ____________ болей дикой силы. ________ и стремление к удовольствию гонят на поиски куда угодно. Бежишь, _____________ что угодно, умоляешь… Если сегодня ____________, не знаешь, как жить, и думаешь, думаешь об одном и том же. Это похоже на ______________ сказку: идет человек по прекрасному саду и видит красивый дом. _______________ толкает заглянуть. Входит, а сзади – хлоп. И нет __________. И внутри нет никакой красоты – _____________, мрак и боль… . Можно ___________, разбив стену. Но это сопряжено с большой ___________ и ужасом. Надеешься на _______. Чудес не бывает! ___________ «помогите!». «Услышат ли?»


Как сказать «НЕТ»?

Отказ-соглашение – человек в принципе согласен с предложением, но

по каким-то причинам не решается сразу дать согласие.

-Спасибо, нет. Вдруг нас увидит мама.


Отказ-обещание – человек в принципе согласен с предложением, но в

данный момент он не может его принять. Самая лёгкая форма отказа –

бесконфликтное решение ситуации.

-Спасибо нет. Как - нибудь в другой раз. Или: -Мне ещё предстоит

делать уроки (мне рано вставать и т.п.)


Отказ-альтернатива – отказ направлен на предложение или внешние

обстоятельства, однако при этом выдвигается альтернативное предложение.

Удачная форма отказа, т.к. не затрагивает личных чувств предлагающего.

-Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на лыжах. И тебе предлагаю

сделать тоже самое. Или: -Давай лучше сходим в кино.



Отказ-отрицание – отказ направлен на само предложение или

предлагающего. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких

обстоятельствах на предложение.

-Спасибо нет. Это не в моём стиле. Или: -Мне не нравится вкус

алкоголя (никотина, наркотика).

Отказ-конфликт – крайний вариант отказа-отрицания. Обычно

направлен на предлагающего. Агрессивен по форме.

-Спасибо, нет. Я не такой сумасшедший. Или: Я же не алкоголик…


Способы сказать «НЕТ»:

Объясни причину отказа

-Ты не хотел бы выпить?

-Нет, спасибо. Я не пью.

Повтори несколько раз свой отказ («Заезженная пластинка»)

-Покурим?

-Нет.

-Ну, давай!

-Нет.

-Попробуй, тебе понравится.

-Нет.

Предложи альтернативу

-Пойдём покурим.

-Нет, спасибо. Давай лучше съедим шоколадку.

Уйди

-Давай выпьем. Родители уехали на дачу.

-Нет (уйти).

Смени тему разговора

-Пойдём на вечеринку, говорят там можно попробовать наркотик.

-Нет, давай ко мне. У меня есть новый интересный фильм.



Далее ведущий читает стихотворение:


Человек, ты волен выбирать:

Жизни путь, свою судьбу творить.

То, что нам дала природа-мать

Можно не задумавшись сгубить.

Бесконечно много юных жертв

Сгинуло за белой пеленой

В наркотическом бреду не осознав,

Что душа навеки улетает в мир иной.

Останавливает жизнь свой бег

И становится всё прошлое легендой.

Остаётся только лишь портрет

В рамке траурной, с печальной, чёрной лентой.

Этого ведь можно избежать

Как прекрасно полной жизнью жить!

Быть в кругу семьи, среди друзей,

И влюбляться, и цветы дарить!

Человек, ты волен выбирать:

Пусть разумным будет выбор твой.

И тогда не будет места злу –

Наркоманию низвергнет шар земной!

(Автор стихотворения – Кобзева Ольга Ивановна, советник директора по воспитанию)


Ведущий: Как известно, привычки, приобретаемые в детском и подростковом возрасте, усваиваются всерьёз и надолго. Именно подростковый и школьный период – это фаза формирования наших привычек, полезных и вредных. И сейчас я предлагаю закончить мои высказывания:

  1. Я считаю, что наркотики мешают человеку … .

  2. В моей жизни нет места вредным привычкам, потому что … .

  3. Мне не грозит наркотическая зависимость, так как я … .

  4. Наркоманы – это люди, которые … .

  5. Наркотические вещества опасны тем, что … .

  6. Важно в ситуации давления говорить НЕТ, потому что … .


Ведущая:


1: Наркомания - не личное дело каждого. У наркомана возникают серьёзные проблемы со здоровьем, в отношениях с людьми, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями и столь же легко их распространяет.


2: Потребители наркотиков втягиваются в криминальную деятельность и поэтому представляют серьёзную опасность для окружающих


3: У наркоманов разрушаются семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом, защищать интересы государства.


4: Задача взрослого – быть рядом с подростком: вовремя прийти на помощь, подсказать, посоветовать, если надо – вмешаться в его жизнь, проявляя при этом уважение и доверие.


Спасибо большое, ребята, за совместную работу и за общение. Я уверена, каждый расставит правильно жизненные приоритеты.

В заключении нашей встречи я предлагаю вам сделать скретч – заметки с добрыми пожеланиями и обменяться ими друг с другом.


Берегите себя и своих близких.




















Задание №3


Занятие - тренинг « Тропа здоровья»

по профилактике аддиктивного поведения



МБОУСОШ № 2 р.п. Башмаково

Башмаковского района

советник директора по воспитанию

Кобзева О.И.


Цели:

- способствовать формированию осознанного выбора форм поведения в жизненных ситуациях;

- создать условий для оказания психолого-педагогической помощи подросткам «группы риска»;

- сориентировать детей на осознанный выбор принятия решений.

Задачи:

- вовлечение учащихся, в том числе «группы риска» в позитивную общественную и творческую деятельность;

- формирование качеств личности, помогающих противостоять пагубным привычкам;

- закрепление и обогащение опыта совершения социально- значимых поступков;

- повышение уверенности в себе, формирование навыка различения манипуляций.

Методы:

  • Мозговой штурм

  • Работа в группах

  • Упражнения.

Ход занятия

  1. Вступление: Добрый день, дорогие ребята. Завершилась первая четверть, есть повод пообщаться в неформальной обстановке, поговорить на важные темы и проиграть разные ситуации, с которыми вы можете столкнуться в реальной жизни в любой момент, или уже встречались. Речь пойдёт о зависимостях и о зависимом от ПАВ поведении. Для начала давайте договоримся, вся работа сегодня будет строиться по правилам, назовём эти правила – Кодекс взаимодействия, составим их вместе и запишем на ватман.

(Ребята предлагают правила работы на занятии, записывают на ватман, который затем вывешивается на доску).

Кодекс взаимодействия:

- Обсуждай и предлагай;

- Уважай право на собственное суждение;

- Говори от своего имени;

- Умей слушать и слышать;

- В спорном вопросе научись находить компромисс;

- Переведи мобильный на режим вибрации;

- Право ведущего (Ведущий может прервать упражнение или другую деятельность, если это мешает процессу)






    1. Знакомство: Мы друг друга хорошо знаем. Фамилия, имя и так далее. А я предлагаю познакомиться в другом формате и ответить на вопрос Вопрос «Кто Я?», сообщив не просто имя, но и, к примеру, знак зодиака и основную черту характера или особенность личности.

( можно начать с себя: Я – Ольга, козерог, стремлюсь быть положительным лидером в любых ситуациях).


  1. Разминка

Упражнение «Общение руками»

Два круга: один внутри другого. Под приятную музыку круги двигаются в разных направлениях. Когда музыка выключается, участники останавливаются и хлопают в ладоши того, кто оказался напротив, произнося при этом какой – нибудь комплимент, одним словом, например: модный и так далее.


  1. Основная часть

Ребята, мы замечательно поиграли все вместе, а теперь предлагаю разделиться на команды ( в зависимости от количества детей – 2,3 или 4 команды). Разделение придумать в любой форме, рандомно.


Упражнение «Алгоритм принятия решений»

Каждой команде предлагается проблемная ситуация, где герой стоит перед выбором (требуется принять решение): курить или нет (вариант: принять наркотики).

«Встречаются два приятеля. Один другому предлагает покурить одну «вещь», которая ему очень понравится. На все сомнения и опасения друга он отвечает, приводя себя в пример: «Я тоже не раз пробовал и со мной всё в порядке». Приятель видит, что с виду это так и …»

Что он может сделать (согласиться или отказаться)?

В каком случае он согласиться (если поверит приятелю, и если у него будет интерес и любопытство)?

В каком случае он откажется (если он знает о плохих возможных последствиях этого и если у него есть убеждение, что этого делать нельзя)? Ответ каждая команда оформляет на листе А3 и потом вешает на доску. Поясняет ответ.

Н аписать на листе

С огласие


О тказ


Цель поступка:


удовлетворение любопытства


желание уберечь себя от последствий




Алгоритм:

Первый шаг. Определить цель поступка, т.е. понять «что я хочу».

Второй шаг: Рассмотреть различные варианты решения проблемы (два варианта: согласия и отказ).

Третий шаг: Предвидеть отдалённые последствия того или иного выбора (записать на листке к чему приведёт курение).

Четвёртый шаг. Сделать приемлемый выбор.

Пятый шаг. Взять на себя ответственность за свой выбор. Например, в предложенном варианте, нельзя перекладывать ответственность на приятеля, т.к. он только предложил, а выбор остался за мальчиком.

Шестой шаг. Осуществление выбора. Какое решение примите вы, если вам предложат попробовать курение или наркотики?


Упражнение «Чаша весов»

Задаётся ситуация: представьте себе компанию, где все курят (пьют, колются), кроме одного мальчика. Подумайте и скажите, что может заставить его закурить, и мысленно положите «ЭТО» на левую руку. Теперь скажите, что может ему помочь отказаться от курения, и положите «ДРУГОЕ» на правую руку. Представьте, что ваши руки – чаши весов, какая из них перевесит? Если перевесит левая, то подумайте и добавьте на правую руку ещё что-нибудь «тяжёлое», чтобы правая рука опустилась ниже левой руки. Теперь мысленно возьмите в себя то, что на правой руке, а то, что на левой – выбросите влево от себя. В каждой команде выбирается один человек в роли «весов». Остальные по очереди «кладут» на чашу весов аргументы. ( Ведущий не вмешивается в упражнение, переходит от команды к команде, выступает наблюдателем).



Упражнение «Диалог со своим мозгом»

Каждая команда записывают на листе высказывание Э. Фромма: «Человек – это тот, кто постоянно решает проблему жизни» В игре участвует 5 человек (все вместе они составляют «мозг»).

1 – тот, кто называет проблему;

2 – тот, кто предупреждает, что будет сейчас;

3 – тот, кто предупреждает, что будет через неделю;

4 - тот, кто предупреждает, что будет через месяц;

5 - тот, кто предупреждает, что будет в конце жизни.

Называется проблема, например «Я хочу закурить сигарету» - для одной команды, «Я хочу выпить алкоголь» - для другой команды, «Я хочу принять наркотик» - для третьей команды ( проблемы могут варьироваться в зависимости от того, сколько команд участвует. В идеале – каждая команда по 5 человек).


Мозг отвечает:

«Если ты выкурил сигарету, то сейчас…»

«Если ты выкурил сигарету, то через неделю….»

«Если ты выкурил сигарету, то через месяц…»

«Если ты выкурил сигарету, то в конце жизни…»

Упражнение может повторяться с другим участниками и другими проблемами. После обсуждения проблемы нужно либо отказаться от какого-то решения, либо утвердиться в нём. Здесь используется тайминг, после истечения времени каждая команда публично представляет работу своего «мозга».

Упражнение « Будь в теме» с использованием интерактивного задания.

Участникам занятия предлагается отсканировать куар код, перейти по ссылке, ознакомиться с информацией и ответить на вопросы:

      1. Как по – другому называют вейпинг?

      2. Что вырабатывают электронные сигареты?

      3. Какое действие оказывают ароматизаторы?

      4. В каком виде содержится никотин в электронных сигаретах?

      5. Верно ли утверждение, что в капсулах для заправки электронных сигарет содержится столько же никотина, сколько и в пачке из 20 обычных сигарет?

      6. Как называется необратимое и опасное заболевание лёгких при употреблении вейпа? Назовите два варианта этого заболевания.

      7. Как называется химическое вещество, которое выявлено во многих популярных ароматах жидкости, ведущее к заболеванию легких?

      8. Что и как может вызвать приступ астмы при курении электронных сигарет?

      9. Дополните утверждение: Воздействие аэрозоля электронных сигарет снижает реакцию ____________________________________ и увеличивает восприимчивость к _______________________, __________________ и других ______________________________________________.

      10. Дополните утверждение: Никотин, содержащийся в аэрозоле, вызывает ____________________________, а это может привести к ___________________________________.

      11. Почему мозг человека до 25 лет особенно уязвим для никотина ?

      12. Почему находиться рядом с курильщиком опасно?



 Упражнение « Пожелание»

Ученики пишут на листах бумаги какое-либо пожелание и вешают на доску. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг любуются множеством пожеланий. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.


  1. Заключительная часть.

Рефлексия (что запомнилось, понравилось – не понравилось, какие выводы для себя сделали).




Задание № 4


  1. Опишите технологию профилактического мероприятия, которую вы используете.



Занятие – тренинг «Тропа здоровья» ( 1 этап – общий флешмоб в холле перед кабинетом, где будет проходить занятие; 2 этап – рандомное распределение участников по цвету входных жетонов; 3 этап – ознакомление с Кодексом взаимодействия на время проведения игры, либо составление такового; 4 этап – игры на сплочение, установление дружеских контактов в команде; 5 этап – выполнение основной части заданий, представление спикерами готового продукта совместной работы; 6 этап – рефлексия)


  1. Представьте, что вы решили изменить форму своего мероприятия. Как бы вы переосмыслили свое выступление? Какие изменения в структуре, содержании, подходах к взаимодействию с аудиторией вы бы внесли?



Пригласила бы на данное занятие специалиста, который тоже поработал бы с аудиторией, в качестве соведущего. Возможно, ещё раз пересмотрела бы тайминг каждого этапа. В качестве самого завершающего этапа добавила бы обмен мнениями, а не только выбор пожеланий, которые подростки пишут на листочках и оставляют на доске. Обязательно добавила бы интерактивное задание, чтобы дети использовали интернет с пользой, как источник информации для решения поставленных задач.


3. Опишите, какая форма профилактического мероприятия выглядит для вас наиболее привлекательной и почему. В чем, на ваш взгляд, преимущества этой формы? Какие возможности она предоставляет в контексте работы по профилактике аддиктивного поведения?

Наиболее привлекательной считаю занятие – тренинг, построенное на работе в микрогруппах. Преимущества: развитие навыков коммуникации, умений выстраивать оценочное суждение, навыки работы в команде, укрепление положительного взаимодействия, обсуждение проблематики в малых группах, возможность наблюдать ход работы со стороны, не вмешиваясь. Подростки в малых группах общаются свободнее, не боятся высказывать своё мнение, даже если оно ошибочно.


  1. Размышляйте о том, какая форма профилактического мероприятия, по вашему мнению, могла бы быть наиболее интересной и привлекательной для подростков. Почему вы так думаете? Какие аспекты этой формы могут вызвать интерес у подростков и способствовать их активному участию?


Как и в пункте 3 считаю наиболее интересной и привлекательной формой работы – командная работа в малых группах. Здесь не будет хаоса, поскольку изначально мы сами определяем наш кодекс взаимодействия. Второй момент: самостоятельность при принятии решений( например в самом начале ребята сами распределяют между собой функционал: кто будет спикер, секретарь или «хранитель времени», следящий за таймингом). Состав команды также подбирается случайно и ребятам изначально становится интересно, кто же будет с ними. Вот поэтому здесь целесообразно провести сначала пару – тройку упражнений, способствующих созданию атмосферы положительных эмоций, доверия, готовности сотрудничать.



Задание № 5


В период осенних каникул я провела занятие – тренинг с обучающимися 10 классов и уже увидела, что следует оставить, а что следует изменить. Представляю тот же сценарий занятия, но с небольшими изменениями. Их я выделила синим цветом.


Цели:

- способствовать формированию осознанного выбора форм поведения в жизненных ситуациях;

- создать условий для оказания психолого-педагогической помощи подросткам «группы риска»;

- сориентировать детей на осознанный выбор принятия решений.

Задачи:

- вовлечение учащихся, в том числе «группы риска» в позитивную общественную и творческую деятельность;

- формирование качеств личности, помогающих противостоять пагубным привычкам;

- закрепление и обогащение опыта совершения социально- значимых поступков;

- повышение уверенности в себе, формирование навыка различения манипуляций.

Методы:

• Мозговой штурм

• Работа в группах

• Упражнения.

Приглашение в качестве стейкхолдера врача – нарколога районной больницы с дополнительной информацией


Ход занятия

Перед началом занятия спортивные волонтёры проводят флеш – моб - разминку перед актовым залом. Краткое информирование о занятии, представление членов молодёжной школьной редакции «Арбузник». Затем участники заходят в актовый зал, берут жетоны разного цвета ( для последующего рандомного разделения на команды).

1. Вступление: Добрый день, дорогие ребята. Завершилась первая четверть, есть повод пообщаться в неформальной обстановке, поговорить на важные темы и проиграть разные ситуации, с которыми вы можете столкнуться в реальной жизни в любой момент, или уже встречались.

О чём пойдёт речь? Сделайте вывод, сформулируйте тему нашего разговора после просмотра мультфильма. Внимание на экран.

( показ м/ф о птичке и зависимости)

Обучающиеся формулируют тему предстоящего разговора.

Речь пойдёт о зависимостях и о зависимом от ПАВ поведении.

Сегодня на нашем занятии специальный гость, врач – нарколог Башмаковской районной больницы Зуев Юрий Анатольевич. Вы сможете задать вопросы в ходе занятия и получить частную консультацию.

Для начала давайте договоримся, вся работа сегодня будет строиться по правилам, назовём эти правила – Кодекс взаимодействия, с которым мы познакомимся прямо сейчас. Ориентирован наш Кодекс будет на работу в команде, с командой. Внимание на экран

(Презентация).

Слайд 1 Кодекс взаимодействия:

- Обсуждай и предлагай;

- Уважай право на собственное суждение;

- Говори от своего имени;

- Умей слушать и слышать;

- В спорном вопросе научись находить компромисс;

- Переведи мобильный на режим вибрации;


Ведущий: Сегодня мы выходим на «тропу здоровья» и будем говорить о том, что такое аддиктивное поведение и как воспринимать данное явление в молодёжной среде, как научиться распознавать его симптомы и вовремя пресечь вредные последствия. Предлагаю обратиться для начала к научной терминологии. Итак, что такое аддикция.

Слайд 2 Аддикция – зависимость, пагубная привычка, в широком смысле, ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности.

Ребята, какие примеры аддикции, то есть зависимости человека от чего – то вы можете привести. ( Ответы ребят)

Суммируя сказанное вами, предлагаю детально познакомиться с типами аддиктивного поведения.

Слайд 3 алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция), азартные игры, компьютерная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме, нарушение пищевого поведения, полное погружение в какой – то вид деятельности с игнорированием жизненно – важных обязанностей и проблем и другое.

Слайд 4 Аддикция – способ «бегства» от реальной жизни, бегство в контакты, или одиночество, бегство в «фантазии». при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму; интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.

Слайд 5 Наша задача на сегодня – рассмотреть стратегию преодоления и профилактики зависимостей.

Сниженное настроение: каждый из нас сталкивается с таким весьма некомфортным душевным состоянием.

Подумайте и зафиксируйте следующую информацию: какие пять фактов можно причислить к причинам вашего плохого настроения. А также на каждый факт назовите способ, который может помочь справиться с плохим настроением, не прибегая к приёму веществ, которые искусственно стимулируют эмоциональный подъем, то есть хорошее настроение.

(этот самоанализ – индивидуальный, затем к микрофону приглашаются несколько человек, которые публично представляют свои ответы).

Люди по-разному относятся к периодам сниженного настроения, как правило, они находят в себе силы справиться с ними, используя свои внутренние ресурсы, общаются с друзьями и близкими, считая периоды спада естественными циклами жизни. Для других же колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как труднопереносимые, что и заставляет их искать комфортного состояния посредством приема веществ, фиксации на определенных активностях и предметах. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно. Незаметно от первого употребления наступают самые тяжелые этапы зависимостей: четвёртый и пятый. Четвертый этап - Полное преобладание аддиктивного поведения. Исходное «Я» разрушено. Наркотик, перестает приносить удовольствие, он употребляется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены. Пятый этап - «Катастрофа». Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом планах (хроническая интоксикация приводит к поражению органов и систем жизнедеятельности человеческого организма).И в конечном итоге, от первой стадии, которую называют периодом проб, человек постепенно скатывается к последней стадии аддикции, вызывающей разрушение личности.

Давайте послушаем компетентный комментарий нашего гостя – Юрия Анатольевича

(Выступление врача – нарколога)


Единственный способ не попасть под влияние различных аддикций – уметь управлять собой, своими эмоциями и желаниями, уметь говорить чёткое «нет», если вам предлагают уйти от реальности с помощью ПАВ и других средств, их заменяющих.

Ребята, это была научная информация. Далее вы продолжите работать в командах. Давайте обратим внимание на жетоны и разделимся по цветам.



Итак, команды у нас определились, и вот для вас первое задание:



1. Знакомство: Мы друг друга хорошо знаем. Фамилия, имя и так далее. А я предлагаю познакомиться в другом формате и ответить на вопрос: «Кто Я?», сообщив не просто имя, но и, к примеру, знак зодиака и основную черту характера или особенность личности.

( можно начать с себя: Я – Ольга, козерог, люблю общаться с людьми).


2. Разминка

Упражнение «Общение руками»

Образуйте импровизированные круги. Пожмите за руку стоящего рядом и скажите этому человеку какой – нибудь комплимент, обращаясь обязательно по имени.

Ребята, упражнения, которые мы сейчас сделали, нужны были для того, чтобы установить дружеские контакты в команде для последующей работы. Переходим к основной части тренинга «Тропа Здоровья».


3. Основная часть


Упражнение «Алгоритм принятия решений»

Каждой команде предлагается проблемная ситуация, где герой стоит перед выбором (требуется принять решение): курить или нет (вариант: принять наркотики).

«Встречаются два приятеля. Один другому предлагает покурить одну «вещь», которая ему очень понравится. На все сомнения и опасения друга он отвечает, приводя себя в пример: «Я тоже не раз пробовал и со мной всё в порядке». Приятель видит, что с виду это так и …»

Что он может сделать (согласиться или отказаться)?

В каком случае он согласится (если поверит приятелю, и если у него будет интерес и любопытство)?

В каком случае он откажется (если он знает о плохих возможных последствиях этого и если у него есть убеждение, что этого делать нельзя)? Ответ каждая команда оформляет на ватмане и спикер от команды поясняет ответ. Посмотрите на следующие два слайда

Написать на листе

Согласие

Отказ

Цель поступка:

удовлетворение любопытства желание уберечь себя от последствий

Алгоритм:

Первый шаг. Определить цель поступка, т.е. понять «что я хочу».

Второй шаг: Рассмотреть различные варианты решения проблемы (два варианта: согласия и отказ).

Третий шаг: Предвидеть отдалённые последствия того или иного выбора (записать на листке к чему приведёт курение).

Четвёртый шаг. Сделать приемлемый выбор.

Пятый шаг. Взять на себя ответственность за свой выбор. Например, в предложенном варианте, нельзя перекладывать ответственность на приятеля, т.к. он только предложил, а выбор остался за мальчиком.

Шестой шаг. Осуществление выбора. Какое решение примите вы, если вам предложат попробовать курение или наркотики? Обратите внимание на тайминг – 15 минут. Затем выслушаем спикера от каждой команды, тайминг выступления – не более 2 минут.


Упражнение «Чаша весов» Ведущий предлагает перевернуть ватман на обратную сторону и нарисовать импровизированную чашу весов. Одну чашу пометьте знаком плюс, другую - знаком минус.

Задаётся ситуация: представьте себе компанию, где все курят (пьют, колются), кроме одного мальчика. Подумайте и скажите, что может заставить его закурить, и мысленно положите «ЭТО» на левую руку. Теперь скажите, что может ему помочь отказаться от курения, и положите «ДРУГОЕ» на правую руку. Представьте, что ваши руки – чаши весов, какая из них перевесит? Если перевесит левая, то подумайте и добавьте на правую руку ещё что-нибудь «тяжёлое», чтобы правая рука опустилась ниже левой руки. Теперь мысленно возьмите в себя то, что на правой руке, а то, что на левой – выбросите влево от себя. Затем спикеры снова представят мнение команды. Тайминг – 5 минут. Выступление спикеров – не более минуты.

Команды отлично справились с заданием, чувствуется соблюдение Кодекса взаимодействия. И это радует. Вы – приятная аудитория. А мы идём дальше. Сейчас каждая команда получит лист с куар кодами и вопросами. Чтобы корректно на них ответить, необходимо отсканировать код и ознакомиться с информацией. Тайминг – 10 минут. Я попрошу спикеров выйти за листами.



Упражнение « Будь в теме» с использованием интерактивного задания.

Участникам занятия предлагается отсканировать куар код, перейти по ссылке, ознакомиться с информацией и ответить на вопросы:

1) Как по – другому называют вейпинг?

2) Что вырабатывают электронные сигареты?

3) Какое действие оказывают ароматизаторы?

4) В каком виде содержится никотин в электронных сигаретах?

5) Верно ли утверждение, что в капсулах для заправки электронных сигарет содержится столько же никотина, сколько и в пачке из 20 обычных сигарет?

6) Как называется необратимое и опасное заболевание лёгких при употреблении вейпа? Назовите два варианта этого заболевания.

7) Как называется химическое вещество, которое выявлено во многих популярных ароматах жидкости, ведущее к заболеванию легких?

8) Что и как может вызвать приступ астмы при курении электронных сигарет?

9) Дополните утверждение: Воздействие аэрозоля электронных сигарет снижает реакцию ____________________________________ и увеличивает восприимчивость к _______________________, __________________ и других ______________________________________________.

10) Дополните утверждение: Никотин, содержащийся в аэрозоле, вызывает ____________________________, а это может привести к ___________________________________.

11) Почему мозг человека до 25 лет особенно уязвим для никотина ?

12) Почему находиться рядом с курильщиком опасно?



Ребята, давайте проверим результат. Приглашаю спикеров от каждой команды с листами ответов подняться на сцену.


4. Заключительная часть.

Сегодня мы с вами коснулись значимой проблемы, существующей во всем мире. Это проблема зависимостей: алкоголизации, наркомании, курения и других. Мы рассмотрели причины их возникновения, этапы развития и вместе создали стратегии для недопущения возникновения этих зависимостей. Ребята, и прежде чем пойти на поводу у своего любопытства, под давлением компании, или желания уйти от проблем, что, конечно, не решает проблем, а только усложняет их, из – за желания может быть сделать назло родителям, после ситуаций конфликтов в семье, и так далее, помните очень чётко:

Зависимости - это психологические причины личных катастроф, разрушений и заболеваний. Учитесь воспитывать в себе морально устойчивую личность со своей адекватной позицией, в основе которой – стремление к здоровому образу жизни.

Вы молоды, энергичны, амбициозны в хорошем смысле этого слова, вперёд, к лучшим целям!

Ребята, попрошу вас перейти по куар – коду и заполнить анкету обратной связи, это даст возможность понять, насколько полезным и содержательным было для вас мероприятие.


Задание № 7


В сентябре 2022 года в нашей школе была введена новая должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Многозадачность и насыщенный функционал – мои первые ассоциации, которые я отметила для себя в новой области работы. В сентябре 2023 года я получила возможность расширить и усовершенствовать свой спектр знаний в сфере профилактики, это текущий учебный курс, насыщенный, действенный. За это отдельное спасибо Вам, уважаемые организаторы. Сразу вспомнился далёкий период работы в школе, в Казахстане, в Карагандинской области, когда мне предложили вести уроки валеологии. Была на стажировке в полипрофильной валеологической экспериментальной школе № 95 города Караганды и признаюсь честно, для меня каждый педагог, занятия которого я посетила, казался магистром своего дела. Это было лирическое отступление. Теперь перехожу к содержанию задания.

Задание № 7

На данном этапе я начинающий специалист по профилактике. Многое придётся ещё осваивать ( хотя стаж работы в школе 30 лет и опыт воспитательной работы достаточный). Сейчас, после прохождения курсов понимаю, что нельзя вести профилактическую работу, расставляя акценты только лишь по верхушкам вредных привычек. Действительно, если составлять программу, она должна быть, в моём методическом понимании, модульной, каждый модуль должен состоять из серии теоретических и практических занятий, на каждую зависимость – свой отдельный модуль. Какие трудности у меня? Самая первая – огромная учебная загруженность. К сожалению, я не являюсь освобожденным специалистом, у меня большая учебная нагрузка и классное руководство в 10 классе, помимо ставки советника. Однако, есть и плюс, мой собственный класс – взрослые ребята, с ними можно проводить занятия и беседы по профилактике в любое время. Гораздо сложнее вовлекать в эту работу остальных, потому что не всегда классные руководители идут навстречу советнику и поясняют это большой загруженностью детей. На моей практике имели место случаи даже категорического отказа задействовать класс в том, или ином профилактическом мероприятии. К счастью, это скорее исключение, больше всё же понимающих коллег. Организационных сложностей нет. Наша школа открылась после капитального ремонта. Я могу работать с малыми группами, у нас есть для этого Центр детских инициатив, если требуется нечто более масштабное, в школе прекрасный актовый зал, оборудование. Вижу западающее звено в своей работе: это диалоговая площадка с родителями. На собрания я хожу, родителей информирую, но этого недостаточно. В идеале хочется разработать и реализовать на практике нечто большее, с участием и детей, и родителей. Вот то ток – шоу, разработку которого я представила, моя первая задумка. Надеюсь, на практике получится.

Как решаются проблемы? Однозначного рецепта нет. Расскажу о некоторых. У нас в Башмаковском районе хорошо работает наша «молодёжка» ( отдел молодёжной политики), довольно часто мы проводим совместные форумы, «классные встречи» и другие события. Вот здесь уже интерес подростков повышен, потому что мы выходим за пределы внутришкольного общения, на такие встречи приезжают ребята из сельских школ всего района, проводятся интересные тренинги, интерактивы. А если уж говорить всё же о своей работе в школе, продумываю систему поощрения и мотивации. Недавний пример: обучающийся из 8 класса поставлен был весной на внутришкольный учёт, там всё в комплексе: и учёба и курение. В конце первой четверти выходила двойка по моему предмету. Поговорили с ним, предложила на время осенних каникул поработать в нашем школьном лагере с дневным пребыванием детей, вожатым, взамен обещала дать возможность в щадящем режиме исправить отметку, выполнить задания. Мальчик согласился. Сработало. Ему некогда было отвлекаться на вредные привычки, поскольку он реально был целый день занят с детьми начальной школы на отряде. Да, пусть это точечный пример, и не решает проблему глобально, но это успех, и прежде всего его личный. Затем, когда проводила тренинг «Тропа здоровья» предложила ему выступить со спортивными волонтёрами, провести флешмоб. И снова получилось.

Моя собственная недостаточная методическая подготовленность – первая и главная трудность для разработки полноценной программы профилактики. Однозначно, потребуется помощь экспертов и сопровождение специалистов. Однако это вопрос решаем. Для меня был бы полезен опыт очного общения, скажем, на региональном уровне, знакомство с практиками своих коллег, а именно освобождённых специалистов, которые не просто разрабатывают качественные программы, но и успешно реализуют их на практике. Финансы нужны всегда, если задумывается проект, пусть даже краткосрочный, а значит, нужно найти социальных партнёров. Такой опыт у меня есть пока только в волонтёрских социальных инициативах. Да, и нужна команда единомышленников, которые готовы участвовать в реализации программы от самого первого этапа, когда только идёт разработка, до рефлексии и мониторинга. Возможно, это ещё не всё, о чём я хотела рассказать в своём эссе, но ключевые моменты постаралась обозначить. Спасибо за прочтение. Буду ждать обратно связи.


Задание № 8

  1. Обратную связь важно получать, поскольку это индикатор верности/ошибочности проводимой работы/отдельных составляющих, эффективности внедряемых методов. Я могу видеть, достигнуто ли понимание между мной, как педагогом и целевой аудиторией.

  2. Сразу после проведения мероприятия использую прямой опрос, диалоговую площадку, называю это «Беседка», где каждый, кто желает, может высказать своё оценочное суждение: какая информация была полезной, какую практическую пользу можно из всего этого извлечь, в чём поменялись взгляды на проблему, а что вызвало сомнения и так далее. Дополнительно применяю разные формы письменного общения, анкеты, опросники, гугл – формы и прочее, поскольку не все участники события готовы публично высказаться, а вот в письменной форме им это делать комфортнее.

  3. По итогам тренинга «Тропа здоровья» провели обсуждение в форме «Беседка». По итогам сделала выводы о том, какие задания были интересными, а какие не стоит планировать в следующий раз. Участники однозначно поддержали рандомное разделение на микро – группы, упражнения на установление дружеских эмоциональных связей в команде, интерактив, «чашу весов». Не вызвало особого энтузиазма предложение поддержать спортивных волонтёров до начала события и станцевать флеш – моб; были предложения иначе продумывать тайминг, на некоторые задания требовалось больше/меньше времени.


Финальное задание:


На первую составляющую задания позволю себе ответить авторским стихотворением из сборника «Мир слова моего», выпущенного в2022 году и заранее спасибо за прочтение:

Я живу по двухмерной шкале:

В ней – неведомый срок от Создателя,

Параллельно – как красная нить –

Путь в профессии – долгий, старательный.

Без терпения в детской душе

Огонёк сам собой не зажжётся.

Эту истину тот признаёт,

кто УЧИТЕЛЕМ гордо зовётся.

Да, бывает порой тяжело,

Мозг кипит, опускаются руки.

Только вера в себя и детей

Открывает врата в храм науки.

Сам себе как молитву твердишь:

Я смогу, постараюсь, сумею!

Мне неведомы слабость, хандра,

Перед трудностями не сробею!

Свой состав под названием «жизнь»

Не могу я без школы представить,

И пока шар кружится земной,

Буду труд я учительский славить!

Этим стихотворением описан мой путь в профессии с 1993 года. Только в режиме реального времени мой функционал расширяется, я не просто педагог и классный руководитель, но и советник директора по воспитанию, и, надеюсь, стану неплохим специалистом в области профилактики.

В ходе обучения я представила для методического анализа две разработки: ток – шоу и занятие – тренинг. Затрудняюсь ответить, какая из них представляет наибольший интерес для подростков. Думаю, всё же, ток – шоу, потому что в нём задействованы и родители, и стейкхолдеры. Предполагается, что и взрослые, и дети, будут совместно решать поставленные вопросы. Я смогу адаптировать содержание тогда, когда на практике реализую задуманное. Это как при разработке урока: кажется, всё учла, идеальная картинка вырисовывается, а потом что – то идёт не так. Однозначно, надо использовать и переключение внимания и обязательно рассказать жизненную историю. Мой материал важен для подростков, поскольку всё, о чем мы говорим, имеет место быть в реальности. Мы с этим живём и ребятам важно понимать, что нет идеальной картинки мира, что будут разные ситуации и лучше всего проживать их вместе здесь, на занятии, составить для себя некий сценарий того, как я поступлю в жизни. Проговаривать свои действия, учиться правильно реагировать на трудности, соблазны, избегать опасностей, учиться выражать свою социальную позицию, не позволять вести себя в угоду компании, чтобы не отличаться от тех, кто уже употребляет ПАВы, курит и так далее, развивать в детях умение ценить собственное «Я», это важно, и это не всегда просто, требуются усилия. Ещё один основной момент: как побудить подростков к действию, поучаствовать в таких событиях. На базе своего класса мы практикуем чаепития, за которыми ненавязчиво можно обсудить острые подростковые проблемы. Причём бывает это не раз в четверть, по праздникам. У нас действительно с ребятами в классе есть чайник и мы можем просто после уроков оставаться, пить чай и общаться. Либо, во время классного часа. Гораздо сложнее, если нужно выходить на другие классы, на параллели. Здесь зову на помощь своих помощников – Совет обучающихся, активистов Движения Первых. Вместе продумываем алгоритм действий. Например, предлагаем встретиться не в школе, а в районной библиотеке, приглашаем интересных стейкхолдеров. Это своего рода социальное партнёрство с субъектами поселкового социума. Какие визуальные средства я использую? Да всё, что может заинтересовать аудиторию. На одной из встреч с подростками района я вышла к ним в образе капитана, с соответствующей белой кепкой, которая уже создала определённый образ и обязывала играть эту роль на уровне, как говорится. Всё зависит от формата встречи, идеи приходят неожиданно. Что нового могут узнать подростки? Мне кажется, что как раз выполнение интерактивного задания с использованием куар кода - это и есть для них новый материал, подробно рассказывающий, в чём заключается глобальный вред от курения, к примеру, электронных сигарет.

В завершении хочу отметить следующее:

Меня более всего интересует не просто рутинная работа в виде бесед, внутришкольного контроля и прочих мер, хочется выйти за рамки всего этого и по-настоящему научиться распознавать индикаторы тревожного состояния подростков, когда они ещё не успели оступиться, но уже на грани. Как всё это распознавать? Делаю вывод, что всё же хочу совершенствовать свои знания в области подростковой психологии. Ещё раз хочу обозначить западающее звено в своей работе: взаимодействие с родителями. С благополучными семьями работается легко, а как найти подход там, где изначально видна агрессия в адрес школы и негативный настрой ребёнка на школу, на учителя, на советника и других участников образовательного процесса. Вот такое видение получается.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!