Цель: формировать основы правового сознания младшего школьника, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся школьников. Задачи: Образовательные: Обобщить начальные правовые знания у детей. Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей Развивающие: Развивать коммуникативные навыки. Развивать правовое мировоззрение; обогатить словарь детей. Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни Корректировать внимание, память, логическое мышление, связную речь. Воспитательные: Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал для оформления «правовых островов», сладкие угощения (в качестве сокровища). Ход занятия Организационный момент. Учитель: По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки Вдаль смотря широкими глазами, Шел ребёнок знакомиться с правами Слайд 1. Учитель: Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни! Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главный вопрос: «Как вы понимаете выражение «имею право»? (Ответы учеников) 2. Основная часть Слайд 2. Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (ПРИНЯТА ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕЙ ООН 10.12.1948) Слайд 3. А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка». Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права. Декларация прав ребенка принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года. Теперь рассмотрим, какие есть у вас права. Учитель: В ноябре 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. Это главный документ международного права, касающийся прав детей. К нему обращаются все страны, присоединившиеся к Конвенции, если возникают спорные вопросы при защите интересов детей. Ну что ж, теперь можно отправляться в путешествие по остовам «Дети имеют права» Слайд 4. 1.Остров: «Право на жизнь здоровое развитие» Учитель: Давайте посмотрим, что есть на этом острове? И попробуем отгадать, к какому праву ребёнка это относится? (ответы учеников) Учитель: Верно, ребята! Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь и здоровое развитие, которое неразрывно связано с его правом на охрану здоровья, на доступ к здравоохранению, закрепленным в ст. 24 Конвенции о правах ребенка. Слайд 5. 2. Остров: «Право на имя и гражданство» Учитель: А тут что мы видим? (копия свидетельства на рождение), (ответ учеников, Документ, свидетельство на рождение) Учитель: Молодцы, ребята! Теперь давайте разберёмся для чего нужно нам свидетельство о рождении! Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? (Ответ учеников, благодаря родителям) Учитель: После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении (показать ребятам документ). Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Учитель: Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И, конечно, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку, это нарушает его право на имя. А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество. Называем по очереди. (ответы учеников) Слайд 6. Учитель: Остров: «Право на семью, любовь и понимание со стороны родителей, семьи» Ребята, что вы видите на этом острове? (ответ учеников: семейная фотография) А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете? (ответы учеников) Как можно назвать вас и ваших родителей одним словом? (ответы учеников: семья) Учитель: В книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи. Слайд 7. Учитель: Остров: «Право на дом» Ребята, что же мы видим на этом, 4-м острове (детский рисунок с изображением дома)? (ответы учеников) Учитель: Молодцы! Дальше в книге «Прав ребёнка» написано следующее: «Ребенок имеет право на дом». У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Люди даже сочинили пословицы о доме: Без хозяина дом - сирота! В родном доме и стены помогают. Человек без угла, что птица без крыла. Учитель: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища. Слайд 8. 5. Остров: «Право на образование (обучение)» Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите на этом острове? (ответы учеников. книга) Учитель: Молодцы, ребята! Это книга! Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами страны и приносить пользу государству, Великой России. Слайд 9. 6. Остров: «Волшебный цветочек» Учитель: Смотрите, ребята! Это волшебный цветочек! Давайте, вместе поиграем с ним! (По очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека. Свидетельство о рождении) Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя). Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь). Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество). Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование). Игрушечная семейка - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой). Слайд 10. Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Какие ещё есть у вас права? (ответы учеников) Рефлексия Слайд 11. Учитель: Дети, вам понравилось наше путешествие? Почему нельзя смешивать свои права со своими желаниями? О каких правах вы сегодня узнали? (ответы учеников). Будь ты слабым или сильным Белым, черным все равно - Ты родился быть счастливым Это право всем дано! Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей. Использованные ресурсы: |