СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я пишу детектив

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока развития речи. Интегрированное занятие: русский язык и литература

Просмотр содержимого документа
«Я пишу детектив»

Я пишу детектив

(урок развития речи в 8 кл.)


Цели:

- расширить представление учащихся о детективе как жанре художественной литературы;

- учить создавать речевые высказывания по канонам жанра;

- закрепление речеведческих понятий (текст, тема, идея, типы речи, стили речи, речевые жанры и др.).

- развивать интерес к творчеству авторов детективов: А. Конан Дойла, Э. По, А. Кристи, Ж. Сименона и др.


Оборудование:

- распечатки текстов (Приложение 1: Кэролайн Кин, «Тайна сапфира с пауком»; Приложение 2: Артур Конан Дойл, «Шесть Наполеонов»; Приложение 3: Задача для детективного расследования),

- доска (запись схемы «Функции персонажей»).


Технологии: проблемное обучение, игровая технология


И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда

По создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он

сразу классическую форму детектива. И форма эта была

и остается во веки веков истинной в этом бесконечном мире.

Эллери Куин


Читать детективы скучно, неинтересно. Они предсказуемы,

так как сюжет детектива подчинен одной схеме.

А.Петров


ХОД УРОКА


I. Работа с эпиграфами.


- Прочитайте первый эпиграф к уроку. Кого американский писатель Куин считает основоположником детектива? Что особо Куин ставит в заслугу «изобретателю» детективного жанра?


- Назовите известные вам детективные произведения Э. По. («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо», «Золотой жук» и др.)


- Обратитесь ко второму эпиграфу, который представляет собой высказывание композитора Андрея Петрова. Сравните оба эпиграфа. Что является предметом внимания в них?

(Схема, по которой создается классический детектив.)


- В чем же заключается парадокс восприятия классической схемы детектива?

(Противоположное восприятие этой схемы: для Куина она является главным достоинством детектива, для Петрова – основным недостатком, который делает произведения данного жанра неинтересными.)

Познакомившись с эпиграфами, вы поняли, что отношение к детективу неоднозначно: от восхищения до полного неприятия.

- Каково ваше отношение к детективным произведениям?

- Чем они привлекают или отталкивают вас?

- Назовите известные вам детективы и их авторов.

- Каково ваше читательское представление о детективе как жанре?

- По каким признакам вы отличаете детективы от произведений других литературных жанров?


(Ученики приходят к решению, что основу детектива составляет загадка, тайна.)


А что такое тайна? Вот какое определение дает этому слову ученый Альберт Эйнштейн: «Самое прекрасное чувство, которое может выпасть на долю человека, - ощущение тайны. Это источник всякого истинного искусства, всякой истинной науки. Тот, кто никогда не знал этого чувства, у кого нет чутья к таинственному, тот словно и не живет: у него закрыты глаза».

На этом уроке вам предстоит « ощутить тайну», постичь законы (классическую форму), по которым создается детективное произведение. Ваша работа будет считаться удачной в том случае, если результатом ее станет речевое высказывание по канонам исследуемого жанра.


II. Работа по теме.


1. Законы детективного жанра. Итак, перед вами – тайна жанра: особенности композиции и языка детективов, функции персонажей в произведениях такого жанра.

- Существует мнение, что детектив – самый «законопослушный» жанр. Как вы понимаете данное утверждение? Выскажите свое согласие или несогласие с ним.

(Это высказывание вполне справедливо. В любом детективном произведении персонажа, преступившего писаный или неписаный закон, обязательно ждет наказание или порицание.)

- Давайте определим круг законов для детектива, которые позволят ему считаться самостоятельным жанром. Для этого нам необходимо выяснить особенности содержания детективных произведений, особенности их композиции, языка.

1) Что составляет содержание детектива?

(Тайна: убийство, кража, мошенничество; разгадка таинственного сообщения – обязательное условие детектива. Все события развиваются в пространстве, ограниченном тайной.)

2) На какие две части можно разделить любое детективное произведение?

(На задачу (тайну) и ее решение.)

3) Выделите основные композиционные части детективного произведения. Что составляет его завязку? Что является основой развития действия? Что – кульминацией? Что представляет собой развязка?


2. Композиция детектива. Соотнесите свое представление об особенностях построения детективного произведения с данной схемой. Составьте (устно) высказывание «Композиция детективного произведения».

Прочитайте отрывок из детектива «Тайна сапфира с пауком» Кэролайн Кин (Приложение 1). Обратитесь к схеме «Композиция детективного произведения». Какой частью композиции является приведенный отрывок? Докажите.

(Отрывок представляет собой кульминацию – изобличение преступников в их злодеяниях.)

Композиция детективного произведения

Осмотр

места преступления

(учет улик;

представление

подозреваемых)



Тайна

(детектив

включается

в действие)

Объяснение (доказательство)

Решение

(группировка улик и информации)

Изобличение



3. Языковые средства детектива. Итак, в центре внимания детективного произведения – обстоятельства дела, события, связанные с раскрытием тайны. Все это требует особого языкового оформления.


1) Вернемся к тексту отрывка из детектива «Тайна сапфира с пауком» Кэролайн Кин (Приложение 1). Соотнесите количество глаголов (глагольных форм) и прилагательных в тексте. Сделайте вывод о том, слова какой части речи (из указанных) преобладают в детективах и почему.

(В тексте преобладают глаголы. Их соотношение с прилагательными – 8:1. Все это свидетельствует о том, что описания природы, чувств героев в произведениях детективного жанра вторичны. Вообще детективу чуждо все, что осложняет, замедляет сюжет, выходит за пределы тайны.)


2) Отличительной особенностью языка любого детективного произведения является обязательное присутствие в тексте рассуждений (суждений) сыщика по поводу тех или иных событий, персонажей, связанных с тайной, и, конечно же, его рассуждений, содержащих объяснение самой тайны. Прочитайте рассуждение Шерлока Холмса (Приложение 2), которое содержит объяснение тайны, связанной с уничтожением бюстов Наполеона и убийством. Какой способ доказательства (прямой или обратный) использует Великий Мастер? Обратите внимание на логику его суждения. За счет чего она выдерживается?

(В суждении, объясняющем причастность Беппо к разрушению бюстов Наполеона и убийству, использован пряиой способ доказательства. Суждение выстроено очень логично. Холмс последовательно раскрывает тайну кражи и обнаружения жемчужины, обосновывает каждый свой вывод, каждое наблюдение или предположение. Доводы его достаточно убедительны.)


4. Система персонажей детектива. Исследователи, объясняя притягательность детективных произведений для читателей, сравнивают этот жанр со сказкой, подчеркивают условный, игровой характер детектива. Чтобы убедиться в справедливости такого утверждения, нам нужно будет выполнить следующее задание.

У каждого сказочного героя, как пишет ученый В.Я.Прош, есть в сказках постоянная функция (роль). В этом мы убеждались много раз, анализируя сказки. Если детектив так близок к сказке, как утверждают литературоведы, то у его персонажей должны быть тоже постоянные функции.

Посмотрите на доску (запись сделана заранее). Перед вами перечисление основных ролей сказочных героев: герой; лжегерой; враг; король, принцесса (тот, кто дает задачу); даритель, дающий ориентир; помощник. Соотнесите с ними персонажей классического детектива, определив функцию каждого из них: детектив; убийца; доверитель; профессиональный полицейский; свидетели; подозреваемые; ассистент сыщика. Оформите запись в виде схемы.

( В результате сопоставления должна получиться такая схема.


Функции персонажей

Сказка

Детектив

герой

детектив

лжегерой

профессиональный полицейский

враг

убийца (мошенник, вор)

король, принцесса

доверитель (дает задачу)

даритель

свидетели

дающий ориентир

подозреваемые

помощник

ассистент сыщика


Характеры персонажей детектива, как и их роли, тоже постоянны. Мы получаем их «готовыми» в определенном состоянии, то есть процесс становления героев, их характеров не является предметом изображения в произведениях рассматриваемого жанра. Время для персонажа детектива как бы останавливается. Герои-сыщики всегда легко узнаваемы. Создавая образ детектива, авторы движимы прежде всего желанием сделать своего героя единичным, запоминающимся читателю, оригинальным. Это достигается как с помощью эф­фективных внешних примет, так и за счет постоянного, наро­читого «выпячивания» определенных качеств характера героя, его привычек. Попытайтесь узнать детективов по их описанию. (Приложение 3)

Как правило, каждый из героев-сыщиков сам раскрывает тайну. Помощь со стороны, если она есть, совсем незначительна. Но тем не менее у каждого мастера сыска есть помощник, ассистент. Какова их роль в детективном произведении?

(В некоторых случаях помощники выполняют отдельные незначительные поручения, выступают в качестве хроникеров, описывая тайны, раскрытые их друзьями-сыщиками. Но главная роль ассистента – быть посредником между читателем и детективом. Например, с помощью доктора Ватсона Шерлок Холмс ведет «беседу» с читателем: сообщает ему свои наблюдения, разделяет подозрения, дает анализ каких-то факторов, направление в раскрытии тайны. Этот писательский прием помогает читателю ощутить себя в роли сыщика, вступить в игру – «соревнование» с мастером сыска, то есть делает чтение детективных произведений увлекательным. Помощник также призван передавать детективу недоверчивые вопросы читателя, его любопытство, беспомощность и иногда восторженное удивление.)


5. Закрепление теоретического материала. Вы уже достаточно много знаете

о детективном жанре. Сформулируйте те его законы, которые вам кажутся основными, отличающими детектив от других литературных жанров. Запишите их.


Детективное произведение строится по определенным законам:

1) основное содержание детектива составляет тайна и ее расследование;

2) произведение имеет особую композицию – концентрическую. Завязкой ее является тайна; развитие действия – это то расследование, которое ведет мастер сыска; кульминация – изобличение преступника; развязка – суждение сыщика, объясняющее тайну;

3) герои статичны и, подобно сказочным персонажам, наделены определенной функцией;

4) язык детективного произведения довольно прост, лишен описаний, в тексте доминируют глаголы. Суждения отличаются логичностью и доказательностью.)


6. Творческое задание. Вам предстоит выполнить последнее задание: построить речевое высказывание по законам детективного жанра. Ваше высказывание будет только частью детективной истории – ее развязкой. Вы должны составить суждение, объясняющее тайну. Тайну, а также необходимые сведения о персонажах вы найдете в Приложении 4.


(Учащиеся знакомятся с Приложением 4).


Придумайте (устно) объяснение шутки, которую сыграли с лавочником. Вычислите организаторов этого невиданного мошенничества. Объясните тайну, построив суждение по законам детективного жанра.


  1. Прослушивание и рецензирование одного – двух высказываний.


  1. Домашнее задание.

Составьте (письменно) задачу для детективного расследования, указав действующих лиц, их отличительные особенности и описав тайну, которую необходимо раскрыть.





Библиография.


  1. Кин К. «Тайна сапфира с пауком» (любое издание).

  2. Конан Дойл А. «Шесть Наполенов» (любое издание).

  3. Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь»: 8 кл./ Под общ. Ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!