СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я лиру посвятил народу своему" Конкурс стихотворений к 200- летию Н.А.Некрасова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся расширили представление о творчестве Н.А.Некрасова.Попробовали свои силы не только в чтении, но и в инсценировании стихов поэта, выражающих тяжелую судьбу крестьянки, нравственный подвиг жен декабристов, доброе отношение к детям и веру в великое будущее России. 

Просмотр содержимого документа
«"Я лиру посвятил народу своему" Конкурс стихотворений к 200- летию Н.А.Некрасова»

«Я лиру посвятил народу своему» Конкурс стихов по творчеству Н.А.Некрасова

Цели.Обучающие:

- расширить представление учащихся о творчестве Н.А. Некрасова;

- Развивающие:- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие познавательного интереса учащихся к творчеству поэта;

- развитие памяти, внимания , сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта;

Воспитательные:-воспитывать интерес к творчеству поэта через духовность, чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и ее понимание.

-развивать интерес к родной культуре, литературе через поэтическое творчество Н.А.Некрасова

Ход мероприятия.

Ведущий 1 (Слайд 1)

Стихи мои!Свидетели живые

за мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о великом русском поэте Николае Алексеевиче Некрасове. (Слайд 2)

Вед.2 10 декабря 1821 года родился русский поэт Н.А.Некрасов.Это год юбилейный для писателя. Ровно 200 лет назад родился будущий поэт. Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, Родине, России. «Я песни Родине слагал»,-говорил поэт.И сегодня  будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой. Николай Некрасов оставил после себя большое литературное наследие, среди которого самыми выдающимися произведениями можно считать поэмы —   «На Волге» «Мужичок с ноготок» и «Крестьянские дети» года, «Зеленый шум» «Мороз, Красный Нос» «Дед Мазай и зайцы» «Русские женщины».

Ведущий 1.Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жен декабристов и тяжелая судьба крестьянки, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России.

Ведущий 2.Неподалеку от Волги, на равнине, средь бесконечных полей и лугов,раскинулось село Грешнево. Здесь провел свое детство Н.А.Некрасов. (Слайд 3)

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии на Украине. Николай был третьим ребенком в семье. Раньше него родились брат Андрей и сестра Елизавета . Чуть позже – в 1823 году на свет появилась сестра Анна, а год спустя – брат Константин. Самый младший брат – Федор – родился в 1827 году.(Слайд 4)

Фотографии семьи некрасовых (Слайд 5)

Ведущ 1.Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов (1782-1862), принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. Сначала он служил в армии, а выйдя в отставку в чине майора, поселился с семьей в родовом имении. Натура необузданная, ни в чем не знающая удержу, отец поэта был страстным охотником и азартным игроком. По отношению к жене и детям он вел себя как деспот и самодур. Оскорбление близких и даже побои были нормой его поведения.До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал мать. Мама — Елена Закревская, красивая и образованная, дочь богатых родителей. Алексей всегда умел нравиться женщинам, и с легкостью вскружил голову юной девушке. Родители Елены были категорически против их брака, они понимали, что таким образом жених хочет поправить свое материальное положение, пошатнувшееся из-за карточных долгов. Елена и Алексей поженились без благословения родителей, и этот брак не сделал женщину счастливой. Деспотичный муж сделал из нее вечную затворницу. Чтобы отвлечься от суровых реалий своей жизни, Елена много читала и музицировала.

  (Фото отца и матери)(Слайд 6)

Ведущ 2. При усадьбе был старый, запущенный сад,обнесенный глухим забором.Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину,вишни.(Слайд 7)Конечно,господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но,улучив удобную минуту,мальчик убегал к своим деревенским друзьям,уходил с ними в лес,делал «грибные набеги». . Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды и грибы, а когда наступала зима, катался с горки на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого народа. Он всегда восхищался умом деревенских детей, их находчивостью, трудолюбием и смелостью. И когда Николай Алексеевич стал поэтом, он посвятил им много стихов: «Мужичок с ноготок», «Крестьянские дети», «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Соловьи» и «Накануне Светлого праздника» и др. В них он с любовью и нежностью говорил о жизни детей-бедняков

Ведущ 1. Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра. землицы родной


Ведущий 2. Некрасов любил детей и по-доброму, с теплотой и улыбкой писал:

О милые плуты!Кто часто их видел,

Тот,верю я.любит крестьянских детей… (Слайд 8)


Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».


Ведущ 1. Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В семь-восемь лет помогал на пашне - управлял лошадью. В девять лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу, К 14- ти годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.

Так и видишь шестилетнего мальчика,важного и гордого.Им любуется поэт и говорит о нем с доброй улыбкой . Стихотворение - инсценировка « Однажды в студеную зимнюю пору»(Слайд 9)


Ведущий 2.Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Дети бедняков могли получить только начальную грамоту - научиться читать, писать, считать. Одна из таких школ для крестьянских детей была открыта благодаря хлопотам Н.А.Некрасова.. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём учителей. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных сёл и деревень. Ученики были освобождены от всякой платы и пользовались бесплатно книгами и другими учебными пособиями.

Ведущий 2. Однажды на пустынной проезжей дороге Некрасов встретил голодного,оборванного мальчишку,в руках которого были книжки. Поэт вспомнил «великого архангельского мужика», М.В.Ломоносова. Одному из таких крестьянских школьников посвятил Н.А.Некрасов (Слайд 10)

стихотворение "Школьник":


    Ведущий 1. (Слайд 11)   Свое детство Николай Алексеевич провел в барской усадьбе своего отца в селе Грешневе. Оно было расположено невдалеке от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая:

О, Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый свет едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.

       Ведущий 2. (Слайд 12) Так написал он в одном из своих стихотворений «На Волге», передавая те чувства, которые зародились в его душе еще в раннем детстве   Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика. (Слайд 13) (Звучит песня «Эй, ухнем!Эй, ухнем!)

Отрывок из стихотворения « На Волге»


Вед.1 (стихотворение «Несжатая полоса»).(Слайд 14)

Слушаешь стихотворение «Несжатая полоса» и понимаешь, что это очень личные стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя. Образ «несжатой полосы» обретает у Некрасова переносный смысл:это и крестьянская нива, и «нива» писательского труда, тяга к которому у большого поэта сильнее смерти.

(Слайд 15) Песня «Ой. Мороз, мороз!»

Ведущий 2.(отрывок – инсценировка из поэмы «Мороз,Красный нос» Не ветер бушует над бором» (Слйд 16)

Ведущий 2 (Слайд 17-18).В центре многих произведений Некрасова-образ русской женщины,гордой и величавой,красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия.

Стихотворение «Есть женщины в русских селеньях»

Ведущий 1.«Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым грубым колесом».

Звучит романс «Тройка».( Слайд 19)

Ведущий 2.Опять бесконечная тянется дорога, «проторенная цепями», и по ней в мерзлой кибитке спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина.

 (отрывок из поэмы «Русские женщины»). (Слайд 20)

   Ведущ 1.     В свободное от работы время Николай Алексеевич любил охотиться. Охота была для него не только забавой, но и средством знакомиться с народом. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, где водилось очень много всякой дичи. Каждое лето поэт приезжал на неделю в эту деревню, чтобы погостить у старого охотника и вместе с ним поохотиться. Как-то раз во время очередной охоты Старик рассказал ему одну историю, которая с ним приключилась. Раз Мазай поехал за дровами. Вдруг увидел он островок, на котором собрались зайцы. Охотник забрал их к себе в лодку. Вся деревня смеялась над ним. А за деревней, как только он причалил к берегу, все зайцы пустились бежать врассыпную..
        Эту историю Николай Алексеевич Некрасов описал в своем стихотворении и назвал его «Дедушка Мазай и зайцы». (Слайд 21-22)


Ведущий 2.Вершиной творчества Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо».В ней решаются вечные для народа вопросы:о правде и кривде,о добре и зле,о горе и счастье. . Множество людей повстречали мужики во время своего путешествия и каждого спрашивали, каково живется ему. Не нашли они счастливых среди духовенства, не нашли и среди помещиков. Не было их и среди крестьян.(Слайд 23)

Исполнение отрывка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Ведущий 1По дорогам России в поисках счастливого бродили не только мужики-странники.Вот идут по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька,деревенские торговцы.Это герои поэмы «Коробейники».

Звучит песня «Коробушка». (Слайд 24-25)

Ведущий 1Некрасов создал поэзию, выражающую душу народа. Говоря о страданиях простых людей, поэт в то же время подчеркивал богатырство этого народа, у которого «топоры лежали до поры». Именем Некрасова обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет благородной души служению народу, борьбе за его счастье. Взволнованное слово поэта морем разливалось по всей стране, внушало ненависть к угнетению, веру в свободу человека...О чем бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжелой доле пахаря- все стихи поэта о России. Многочисленные свидетельства неимоверных страданий народа заставили Некрасова по-иному взглянуть вокруг, внушили ему мысль о социальной несправедливости, об ужасах подневольного рабского труда: (Слайд 26)

                               …Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля…

Ведущий 2.Стихотворение «Русь» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».-одно из самых бодрых и радостных стихотворений Некрасова.Это одно из самых современных стихов поэта.В нем величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера.Но главное в этом стихотворении-вера в великое будущее России,любовь к русскому народу.

 (отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»- «Русь»).

Ведущий 2Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его , помочь в нужную минуту

Ведущий 1Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в ее великое будущее. Спасибо за внимание.(Слайд 27)





Звучит романс на стихи Некрасова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!