СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я-исследователь

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Я-исследователь»




Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10» х. Хапачёв







СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Зам. Директора по УВР Цеева З.М. И.О.директора Мерзаканов М.Я.

МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв

____________/__________________ ______________/________________

Подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи

Приказ №____от _______2023 г.









Рабочая программа

проектно-исследовательской деятельности по курсу

«Я –исследователь»»



для обучающихся 2 класса











Составила учитель начальных классов

Яхутлева А.З.



х.Хапачёв

2023-2024 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Я - исследователь» для 2 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами :

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),

-положение об утверждении перечня курсов внеурочной деятельности для обучающихся уровней НОО ООО от _____________

-учебного плана МБОУ «СОШ№10» х. Хапачев и рабочей программы воспитания на 2023-2024 учебный год от ______________

-на курс внеурочной деятельности во 2 классе отводится 34 часа (1ч в неделю, 34 учебные недели).

Результаты освоения программы курса.

Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Я- исследователь» отражают формирование у обучающихся:

уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);

первоначальных представлений о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовности к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);

позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);

понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);

готовности соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережного, отношения к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);

понимания ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание);

первоначальных представлений о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; основах экологической культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).

Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

«Я -исследователь» отражают:

  1. овладение познавательными универсальными учебными действиями:

использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта; проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению

особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта; устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации; классифицировать изучаемые объекты; использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного);

  1. овладение регулятивными учебными действиями:

понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из

них;

устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия

для преодоления ошибок;

  1. овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);

осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

готовить небольшие публичные выступления;

соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств;

  1. овладение умениями работать с информацией:

выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники, словари различного типа, Интернет);

анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

использовать схемы, таблицы для представления информации;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при

работе в сети Интернет;

  1. овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;

распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее

дело;

проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.


Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Я- исследователь» ученик научится:

-видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Результаты внеурочной деятельности школьников в курсе

«Я- исследователь» распределяются по трѐм уровням.

  1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной

жизни): предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к

социальной реальности в целом): использование обучающимися метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта

самостоятельного социального действия): участие обучающихся в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.


Способы определения результативности программы: беседа,

наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование, занятия-исследования, практические занятия, поисковая работа, конференции


2.Содержание программы
  1. Проектная деятельность. Основы проектной деятельности.

Что такое научный эксперимент?

Этапы проведения научного эксперимента. Учимся работать со справочной литературой.

Формы организации занятий: беседа, просмотр презентации, исследование, добывание информации. Виды деятельности обучающихся: знакомятся с понятиями, изучают этапы эксперимента, работают со справочной литературой, самостоятельно добывают информацию из источников.


  1. Практическая работа, как вид исследовательской деятельности


Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Свойства воды.

Проведение практической работы «Что плавает, что тонет.».Выдвижение идеи. Развитие умения видеть проблему. Эксперимент «Лодка с мыльным двигателем»

Развитие умения видеть проблему. Проведение эксперимента «Воздействие воды на корабль.» Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулирование предположения(гипотезы).Свойство воды.

Свойства воды. Проведение эксперимента «Строим плот из различных материалов»

Воздух и атмосферное давление. Проведение эксперимента «Свойства нагретого воздуха. Тепловое колесо»

Проведение эксперимента «Парашют .Его устройство и свойства. Наблюдение за падением парашюта».

Практическая работа. «Природа звука.Угадай звук!» Выдвижение гипотезы . Постановка вопросов.

Формы организации занятий: беседа, практические работы, эксперименты.

Виды деятельности обучающихся: самостоятельно выполняют практическое задание, знакомятся с новыми понятиями и свойствами, участвуют в экспериментах, учатся ставить вопрос, гипотезу .Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности

Обоснованный выбор способа выполнения задания. Практическая работа «Наблюдение за направлением ветра с помощью воздушного змея.»

Проведение практической работы «Измерение силы ветра»

Проведение практической работы «Измерение количества осадков и облачности» .Проведение практической работы «Пиктограммы и результаты исследования»

Условные знаки для обозначения показателей температуры, силы ветра и других погодных явлений Проведение практической работы «Построение графика изменения температуры»

Круглый стол. Защита индивидуальных проектов.

Формы организации занятий: беседа, наблюде6ние, экскурсии, практические работы.

Виды деятельности обучающихся: наблюдают, участвуют в экскурсиях, изучают свойства погоды, выполняют практические работы, изучают условные обозначения погоды, участвуют в беседе, подводят итоги.



3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Я исследователь»


Тема

Кол-во часов

1

Проектная деятельность. Основы проектной деятельности.

4

2

Практическая работа,

как вид исследовательской деятельности

18

3

Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской

деятельности

12








































Календарно – тематическое планирование


Раздел, тема

Кол часов

По плану

По факту

I

Проектная деятельность. Основы проектной

деятельности.

4



1

Что такое научный эксперимент?

1




2

Этапы проведения научного

эксперимента.

1



3-4

Учимся работать со справочной

литературой.

2




II

Практическая работа,

как вид исследовательской деятельности

18



5-6



Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Свойства

воды.

2



7-8

Проведение практической работы

«Что плавает, что тонет.»

2



9-10

Выдвижение идеи. Развитие умения видеть проблему.

Эксперимент «Лодка с мыльным двигателем»

2



11-12

Развитие умения видеть проблему. Проведение эксперимента

«Воздействие воды на корабль.»

2




13-14


Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулирование предположения(гипотезы).Свойст во воды. Эксперимент

«Подводная лодка из яйца»


2





15-16



Свойства воды. Проведение

эксперимента «Строим плот из различных материалов»



2



17-18

Воздух и атмосферное давление. Проведение эксперимента

«Свойства нагретого воздуха. Тепловое колесо»

2



19-20

Проведение эксперимента

«Парашют .Его устройство и свойства. Наблюдение за падением парашюта».

2



21-22

Практическая работа. «Природа звука.Угадай звук!» Выдвижение гипотезы . Постановка вопросов.

2



II I

Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской

деятельности

12




23

Наблюдение . Экскурсия в парк. Погода. Свойства погоды.


1



24-25

«Наблюдение за направлением

ветра с помощью воздушного змея.»

2



26-27

Проведение практической работы

«Измерение силы ветра»

2



28-29

Проведение практической работы

«Измерение количества осадков и

облачности»

2



30

Проведение практической работы

«Пиктограммы и результаты исследования»

1



31-32

Условные знаки для обозначения показателей температуры, силы

ветра и других погодных явлений

2



33-34

Проведение практической работы

«Построение графика изменения температуры»

2




Итого:

34





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!