СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я и моя будущая профессия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предпрофильной подготовке для обучающихся 9 классов

Просмотр содержимого документа
«"Я и моя будущая профессия"»

Пояснительная записка

 

Программа предназначена для проведения предпрофильной подготовки с учащимися 9 –го класса в системе профориентационной работы.

Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы.

Технология выбора профиля в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно. Под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. Если учащийся после 9-го класса не продолжает обучение в школе, то он вынужден сделать свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение начального или среднего профессионального образования.

Необходимость профессионального выбора в старшем подростковом возрасте обусловлена и внутренними причинами – личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечить достойное существование, прожить счастливую жизнь.

Таким образом, учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению.

Разработанный нами элективный курс предпрофильной подготовки дает возможность учащимся совершенствовать знания о самих себе, своих возможностях и расширить систему представлений 9-классников о современном мире профессий, т. е. актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения.

2. Теоретические и методологические основы программы

Формирование профессиональной направленности у учащихся – процесс нелегкий и продолжительный. Поэтому целенаправленную работу по формированию профессиональной направленности нужно начинать еще в раннем возрасте.

Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют, как наиболее типично, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.

Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень, он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего. Полноценное переживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень. Позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

Нам представляется, что в основе наиболее благоприятных психолого – педагогических условий лежит реализация в работе с детьми принципа «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). «Зона ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта школьника предполагает сотрудничество ребенка и взрослого. В процессе осуществления совместной деятельности (игры, учения, общения, труда) формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым.

Использование принципа деятельностного подхода в разработке данной программы (теории А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина), центральным моментом которого является положение о роли деятельности в психическом развитии подростка предполагает включение ребенка в такие виды деятельности, которые не только являются наиболее распространенными в данном возрастном периоде, но и содержат в себе мощный развивающий эффект, ведут за собой развитие ребенка.

Профессиональное самоопределение учащихся 9- го класса осуществляется в процессе познавательной, преобразовательной, ценностно – ориентационной и коммуникативной деятельности.

Познавательная деятельность призвана обеспечить профессиональное просвещение и профессиографическую грамотность учащихся. Переживание и осознание личностного смысла и значения профессионального самоопределения осуществляется в процессе ценностно – ориентационной деятельности, так как сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что значимо для человека в связи с отношением к его потребностям. На основе единства познавательной и ценностно – ориентационной деятельности возникает рефлексия личности, благодаря которой формируется профессиональная направленность, смысл и цель жизни, интересы.

При составлении данного курса, мы опирались на следующие методические принципы:

- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;

- принцип комплексности методов психологического воздействия;

- принцип усложнения, позволяющий поддерживать интерес к работе и дающий ребенку возможность испытывать радость преодоления; трудностей;

- принцип учета объема материала, предполагающий внесение определенных изменений только после относительной сформированности того или иного умения;

- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон как в процессе работы, так и при ее окончании;

- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения — родителей, других родственников.

 

3. Цель курса:

-               Подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения, составлению первичного профессионального плана;

-               Открытие перед девятиклассниками перспектив в дальнейшем личностном росте;

-               Овладение способами конструктивного взаимодействия с людьми для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Задачи курса:

-               Изучение профессиональной направленности учащихся;

-               Расширение системы представлений девятиклассников о мире профессий, их содержании и востребованности в настоящее время;

-               Совершенствование знаний подростков о себе, своих интересах, склонностях, потребностях, способностях и других психологических особенностях;

-               Развитие способностей самопознания, саморазвития, самореализации;

-               Формирование адекватной самооценки;

-               Повышение уровня психологической компетентности учащихся;

-               Повышение компетентности в общении, как необходимое условие успешной деятельности.

4. Организация, формы и методы работы:

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.

Использовать:

-               групповые дискуссии,

-               ролевые игры,

-               переживание профессиональных ситуаций («профессиональные пробы»),

-               моделирование мира человека конкретной профессии,

-               диагностику личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями профессии,

-               групповые занятия с элементами тренинга.

В течение всех этапов участники работают с личными дневниками, в которые вносят результаты психологической диагностики различных профессиональных проб, личные размышления.


5. Ожидаемые результаты:


Метапредметные результаты

Познавательные УУД:


- развивать любознательности и познавательной инициативы;

- развитие умения выделять главное;

- развитие умения осознанно строить речевые высказывания;

- учить работать с информацией;

-развивать рефлексию способов и условий действия, контролю и оценке процесса и результатов деятельности

-анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений;

-анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;

-анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.

Регулятивные УУД:


- формировать умения преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

- формировать умения взаимодействовать со сверстниками во внеучебной деятельности;

- формировать готовность к преодолению трудностей;

- формировать умения планировать и организовывать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:


- умение отвечать на поставленный вопрос;

- умение выполнять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения;

- умение вступать в диалог;

- умение аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли;

- умение слушать собеседника;


Личностные УУД:

-формировать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

-формировать умение строить жизненные планы во временной перспективе

-формировать представление о мире профессий,

- понимание значимости различных профессий

-развивать умения работать в группе.

-овладение начальными навыками самопознания и самоопределения









6. Тематическое планирование

 

п/п

Тема

Цели занятий

Кол.ча-сов

Методическое обеспечение

1

Самооценка и уровень притязаний.

 

Знакомство с учащимися. Формирование положительной установки на занятия; развитие рефлексии, навыков самопознания

1

Тетради, ручки, чистые листы, анкета ознакомительная

2

Темперамент и профессия

Познакомить учащихся с понятиями «интересы» и «склонности»; сформировать потребность адекватно оценивать свои интересы, склонности при выборе профессии; активизировать познавательные интересы

1

Тетради, ручки, методика «Карта интересов»

3

Чувства и эмоции

Ознакомить учащихся с понятием «эмоция», научить проявлять чувства и эмоции; формировать представление о влиянии чувств и эмоций на профессиональную деятельность

1

Тетради, ручки, чистые листы

4

Что такое стресс

Ознакомить учащихся с понятием «стресс»;

1

тесты

5

Определения типа мышления.

 

 

Ознакомить учащихся с понятием «мышление» и типами мышления; формировать потребность в изучении особенностей своего мышления

1

Задачи для определения типа мышления, спички, тетради, ручки

6

Внимание и память

Знакомство учащихся с понятием «внимание», формирование потребности в развитии способностей управления вниманием

1

Игровое поле для упражнения «Муха», тетради, ручки

7

Уровень внутренней свободы.

 

 

Ознакомить учащихся с понятием «свобода»,

1

Карточки с названиями животных, тетради, ручки

8

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».

 

 

Обобщение полученных знаний

1

Тетради, ручка

9

Классификации профессий. Признаки профессии.

 

Выявить наиболее предпочтительные для учащихся группы профессий, ориентировочно выявить наиболее развитые качества и способности учащихся, активизировать учащихся для ценностно – нравственных размышлений, связанных с выбором профессии

1

Методика Н.С. Пряжникова, тетради, ручки

10-11

Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

 

 

Обучение учащихся навыкам составления резюме, осознание своих профессиональных ожиданий, отношения к профессиональной карьере, развитие коммуникативной культуры, развитие рефлексии

2

Листы А4, ручки

12-13

Определение типа будущей профессии.

 

 

«Человек – Техника» ,«Человек – Природа»,«Человек – Знак»,

«Человек – Искусство», «Человек – Человек»,

2

Методика Беннета, бланки к методике, ручки

14

Интересы и склонности в выборе профессии.

 

 

Формирование у учащихся знаний о способах классификации профессий, актуализация имеющихся знаний о профессиях, развитие навыков группового взаимодействия

1

Ватман, маркеры (доска, мел), тетради, ручки.

 

15

Профессионально важные качества.

 

 

Знакомство учащихся с общими качествами

1

 

16

Профессия и здоровье.

 

Знакомство учащихся с общими особенностями профессий, развитие рефлексии и навыков коммуникативной культуры

1

Ручки, тетради

17

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

 

Обобщение полученных знаний

Ручки, тетради, карточки с проблемными ситуациями

18

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

 

 

Знакомство учащихся с общими и специальными способностями, поддержка положительного эмоционального фона, развитие рефлексии

1

Ручки, тетради

19

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

 

Познакомить учащихся с понятием «интеллектуальным» сформировать потребность адекватно оценивать свои способности, склонности при выборе профессии; активизировать познавательные интересы

1

Ручки, тетради, карточки с проблемными ситуациями

20

Способности к профессиям социального типа.

 

 

Сформировать у учащихся школы потребности в изучении содержания и условий своей будущей профессиональной деятельности, развитие навыков группового взаимодействия.

1

Бланки для методики «Как поживаешь?», карточки, мяч

21

Способности к офисным видам деятельности

Осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным целям; развитие навыков группового взаимодействия, развитие рефлексии

1

Игра Н. Пряжникова, Е. Пряжниковой «Ловушки – капканчики», тетради, ручки

22

Способность к предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

Сформировать у учащихся школы потребности в изучении содержания и условий своей будущей профессиональной деятельности, развитие навыков группового взаимодействия.

 

1

Ручки, тетради, карточки с проблемными ситуациями

23

Эстетические способности.

 

 

Сформировать у учащихся школы потребности в изучении содержания и условий своей будущей профессиональной деятельности, развитие эстетических способностей

1

Ручки, тетради, карточки с проблемными ситуациями

24

Уровни профессиональной пригодности.

 

 

Знакомство с понятием «профессиограмма», обучение навыкам составления профессиограмм разных профессий, развитие коммуникативной культуры

1

Доска, мел, листы А4, тетради, ручки

25

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».

 

 

Обобщение полученных знаний

1

Доска, мел, листы А4, тетради, ручки

26

Мотивы и потребности.

 

 

 

27

Ошибки в выборе профессии.

Осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным целям; развитие навыков группового взаимодействия, развитие рефлексии

1

Игра Н. Пряжникова, Е. Пряжниковой «Ловушки – капканчики», тетради, ручки

28-29

 

Современный рынок труда.

 

Определение уровня профессиональной готовности учащихся к разным сферам деятельности

2

Методика ОПГ Л.Н. Кабардовой, тетради, ручки

30-

31

Навыки самопрезентации

Презентация

2

 

32

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры»

Обобщение полученных знаний

1

Доска, мел, листы А4, тетради, ручки

33

Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».

 

 1


34-35

Подведем итоги


2

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!