СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я и мир профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий  классного  часа по  профориентации в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«"Я и мир профессий"»

«Я и мир профессий»

(Классный час по профориентации 8 класс)

Классный руководитель: Ребята, тема нашей встречи "Я и мир профессий".

Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем. Жизнь человека – череда многочисленных выборов: серьёзных, повседневных, бытовых. Но, среди тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли и по влиянию на судьбу с выбором профессии.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Сегодня мы будем говорить о профессиях и о том, как правильно сделать этот выбор.


Ведущий1. Да, это задача не из легких! Но паниковать не будем! Надо спокойно во всем разобраться для этого мы и собрались сегодня. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается свыше 50 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий — 8—10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.


Ведущий 2: «Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?», ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье. Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.


Ведущий 1: Слово профессия (от лат. означает – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того профессия – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.


Ведущий 2: Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Поднимите руки, кто уже задумывался над выбором профессии?

Кто пока не думал об этом?

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.

Давайте посмотрим на факторы, которые влияют на выбор профессии.


Ведущий 1:

  1. фактор – это знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

Ведущий2.

2 фактор- склонности ,интересы

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).


Ведущий 1:

3 фактор- способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

Ведущий 2:

4 фактор-уровень притязаний и самооценка.

Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

Ведущий 1:

5 фактор-мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей.


Ведущий 1:

6 фактор- мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.


Ведущий 2:

7 фактор-позиция учителей, психологов

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий.


Ведущий 1:

8 фактор- личный профессиональный план

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Ведущий 2. Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. На выбор профессии оказывает влияние ряд выше названных факторов.(слайд)


Классный руководитель. А теперь мы познакомимся с миром профессий. В мире насчитывают более 50 тысяч профессий. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

  1. Человек-природа.

  2. Человек-техника.

  3. Человек-человек.

  4. Человек-знаковая система.

  5. Человек-художественный образ.(слайд)


Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо прежде всего знать самого себя. Для этого вам предлагался опросник «Знаешь ли ты себя?» На предыдущем классном часе вы определились с типом профессии, создали свою группу и именно так вы сегодня сели за стол.


Классный руководитель: предлагаю вам задание «Выбери профессию?»

Выберите название профессий, относящиеся к вашему типу профессии.


Примерные ответы детей:

— Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

— Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник., горнорабочий и т. п,

— Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер,

- Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и т. п.

— Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.


Ведущий 1: Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, сис­темный администратор, главный бухгалтер, специалисты по инфор­мационным технологиям.

Ведущий 2: В последнее время в России появились новые про­фессии.

Коротко расскажем о некоторых из них. (выходят 6 ребята с табличками профессий и зачитывают написанное)

Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Аудитор - это специалист, который проверяет фи­нансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эф­фективность.

Бренд-менеджер - специалист, который придумы­вает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Маркетолог - в переводе с латыни «знающий ры­нок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потреб­ности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении


Ведущий 1:Знаете ли вы , что есть очень редкие профессии.

Как вы думаете, чем занимается титестер? Тите­стер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исклю­чительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы..

Ведущий 2: Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре постижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижеры - это еще и гри­меры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профес­сии требуется завидное терпение и усидчивость.

Ведущий 1: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Ведущий 2: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.



Классный руководитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Следующее задание…..

"ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ "

Сейчас каждая группа получит карточку с четырьмя предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

  1. Люди работают ради…

  2. Настоящий труд – это…

  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…

  4. В любом профессиональном труде самое важное…

дети заканчивают предложения, (Записали, зачитали).

Классный руководитель: Мир профессий изменчив, одни профессии исчезают со временем, другие появляются.

С этим связано следующее задание: «НАЗОВИ ПРОФЕСсии», где необходимо назвать профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.





Для справки:

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д

Б) появились в 20 веке: программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) появятся в будущем: профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.



Классный руководитель: Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров!

"НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ"

На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна… Ваша задача: Каждая группа составляет список из 6 профессий, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!

(на лист бумаги записываем итоговый выбор 6 профессий).

Ведущий 1: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться? Или, если спросить по-другому, "Из чего сделано платье?" На этот вопрос нам ответит поэт Овсей Дриз.



Если шерсти овечьей пастухи настригут,
Если с шерстью овечьей поезда побегут,
Если те, что у ткацкой машины стоят,
Разноцветные ткани наткут для ребят,
Если доменщик сварит хороший металл,
О котором на фабрике мастер мечтал,
Если сделает мастер иглу для портного,
Пару ножниц, утюг электрический, новый, -
Значит, мальчика можно поздравить с обновой! -
Так ответил портной, надевая очки
И иглой пришивая стальные крючки.

Ведущий 2: Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.

Классный руководитель: Теме труда посвящено множество пословиц и поговорок. Следующие задание "СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ"

(На полосках бумаги написаны пословицы, разрезаны пополам и перепута­ны. Необходимо правильно составить пословицу Т.Е. собрать половинки.)


Пословицы о труде


  • Без дела жить, только небо коп­тить.

  • Без охоты нет работы.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  • Была бы охота, а работа найдется.

  • Глаза страшатся, а руки делают.

  • Где труд, там и правда.

  • Глядя на нужную работу, сыт не будешь.

  • Дело мастера боится, а иной мас­тер дела боится.

  • Кто не работает, тот и не ест.

  • Мало хотеть, надо и уметь.

  • Не боги горшки обжигают.

  • Одно дело делай, а от другого не бегай. рыбку съесть, надо в воду лезть.

  • Семь раз отмерь, а один раз от­режь.


Классный руководитель: А сейчас проведём блиц-турнир «Угадай профессию»

«ВОПРОСЫ О ПРОФЕССИЯХ»


  1. Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр.)

  2. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)

  3. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.)

  4. Специалист по сборке и налад­ке механического оборудования. (Слесарь.)

  5. Специалист по обработке ме­таллов давлением. (Чеканщик.)

  6. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радио-мастер.)

  7. Мастер по ручной ковке ме­талла. (Кузнец.)

  8. Специалист с высшим техни­ческим образованием. (Инженер.)

  9. Владелец сельскохозяйствен­ного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.)

  10. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Са­довод.)

  11. Специалист по технологии со­единения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.)

  12. Специалист по уходу за ло­шадьми. (Коневод.)

  13. Специалист по духовым и кла­вишным инструментам. (Музыкант.)

  14. Специалист, владеющий нож­ницами и расческой. (Парикмахер.)

  15. Специалист по изучению про­цессов, происходящих в земной ат­мосфере. (Метеоролог.)

  16. Специалист по обработке дере­ва. (Столяр.)

  17. Специалист, наносящий рису­нок на ткань. (Раклист.)

  18. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрическо­го оборудования. (Электромонтер.)

  19. Специалист по передаче инфор­мации с помощью радиоволн. (Ра­дист).

  20. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агро­ном.)

  21. Работник торговли. (Продавец.)

  22. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, тех­нических устройств и приспособле­ний) в соответствии с установленны­ми едиными требованиями. (Чер­тежник.)

  23. Рабочий на стройке. (Каменщик.)

  24. Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор.)


Ведущий 1: Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере­сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться»


Классный руководитель:

В России более 7000 профессий, более 700 из них наиболее распространены и, как правило, пользуются спросом на рынке труда.

Где же можно получить профессию?


  1. На курсах, в специализированных учебных центрах и студиях можно пройти профессиональное обучение

и приобрести различные профессии (бухгалтер, водитель и т.п.).

  1. Специалистов рабочих профессий обучают и образовывают в училищах и техникумах (колледжах или профес- сиональных лицеях).

  2. Специалистов с высшим образовани-ем готовят высшие учебные заведения (вузы) – институты, университеты, ака-демии. Университеты и институты гото-вят научные и научно-педагогические кадры.

Аспирантура и докторантура го-товят научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации из числа лиц, имеющих законченное высшее об-разование и склонности к самостоя-тельной научно-исследовательской ра-боте (кандидатов и докторов наук).


Где же можно получить профессию в Новосибирской области?

В каких учебных учреждениях, профильными предметами являются

математика, физика, биология, химия?


Предлагаю вам список ВуЗов и профессиональных образовательных

учреждений Новосибирска и Новосибирской области(см. слайды)


Заключительная беседа.

Классный руководитель: Итак ребята, у нас сегодня состоялся первый разговор о профессиях и выборе профессии. Что вы узнали нового из сегодняшнего разговора, какие мысли у вас появились и какие выводы вы сделали?

Ответы учащихся.


Рефлексия.

В заключении нашей встречи , ещё раз используя жетоны разного цвета отразим свои склонности и интересы к разным группам профессий, может кто-то в ходе встречи изменил свои взгляды по вопросу выбора профессии.

(на доске закрепляют жетоны в соответствии с наклонностями)


Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя», а это значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности.

Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.

Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!