МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 145 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Классный час
на тему « Я – гражданин Донецкой Народной Республики»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Чепа Ю.В.
Цель: - познакомить учащихся с историей возникновения города Донецка, символикой ДНР;
- развивать желание изучать историю родного края;
- воспитать чувство патриотизма и чувство уважения к родному краю, к людям трудового Донбасса
Оборудование:
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово
Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего классного часа « Я – гражданин Донецкой Народной Республики!» Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой «гражданин», что значит для каждого человека Отечество, Родина, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.
Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей республики.
Основная часть
Актуализация опорных знаний
Звучит песня «О Родине» (1 куплет и припев)
Родина у каждого своя:
Дом родной, деревья и поля,
Небо, золотистые луга,
Нашей милой речки берега.
Припев:
Где родина, там солнце ярче светит
Нам родина милей всего на свете.
Не знаю, где потом я буду жить,
Но родину всегда буду любить!
На фоне песни слайды улиц Донецка, полей, лугов, реки Кальмиус.
Беседа
Учитель:
- Ребята! Что для каждого из вас родина?
- А какая родина есть у каждого человека? (Малая и большая)
- Что значит малая родина? (Это город, село, где человек родился, его родная улица …)
- А что значит большая Родина? (Это страна, республика, в которой человек живёт)
- Назовите свою малую родину.
- Как называется наша большая Родина? (Донецкая Народная Республика)
- Какой город является столицей Донецкой Народной Республики? (город Донецк)
2.3. Беседа с элементами рассказа «Знакомство с родным краем»
Территория между Днепром и Доном с юга Азовским морем, а с севера – условной линией лесов называется малым Донбассом. Включающий в себя территории современных ДНР и ЛНР.
По территории Донбасса протекает 110 рек. Самая большая река – Северский Донец. Богатые недра нашего края. Всего вдоволь всего в достатке.
Стихотворение «Мое Отечество Донбасс» автор В.Зайцев
(читает ученик наизусть)
Мое Отечество Донбасс
Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным,
Как объяснение вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным
Донбасс мое Отечество, Донбасс!
Тебе века крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!
В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который все осилит и все сможет!
Донбасс! Мое Отечество Донбасс!
Могучий край родной моей державы,
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей чести, мужества и славы.
2.4 Объяснение понятие «гражданин»
-Ребята назовите главное богатство республики? (народ)
-Национальный состав населения разнообразный, (украинцы, греки, евреи, татары) Да, много народов живет в нашей республике. И все они составляют единую дружную семью.
-Каждый человек с рождения является гражданином своей страны, республики.
-Итак, мы с вами граждане молодой республики.
-А кто такой гражданин? (ответы детей)
Гражданин – это житель республики, который признает ее законы, любит ее, гордится ею. Вместе с ней переживает ее горе и радость, старается сделать ее сильней и богатой.
Физминутка
2.5 Знакомство с символами Донецкой Народной Республики
Есть у нашей любимой Отчизны,
Символы - отражение жизни.
Это герб, овеянный славой:
С серебристым орлом двуглавым.
Это флаг трёхцветный, который
Отражает богатства и волю.
Это гимн, где каждое слово
проявляет гордость народа.
Это самая торжественная песнь -
Слава Республике, честь.
(Учитель показывает иллюстрацию флага ДНР)
Флаг – один из основных символов государства, его официальный отличительный знак. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.
Ученик:
Флаг бывает разный,
Но мне всего милей
Чёрно-сине-красный –
Флаг Родины моей.
- Рассмотрите Флаг нашей Республики. Из полос каких цветов он состоит?
- Как вы думаете, что символизирует чёрный цет? Синий? Красный? (Ответы учащихся)
Значение цветов флага Донецкой Народной Республики:
Чёрный цвет символизирует плодородную землю и уголь Донбасса.
Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.
Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа. Теперь, когда в нашем крае мир и тишина, красный цвет обозначает множество алых ярких роз, которые украшают наш Донбасс.
- Почему именно эти цвета используются на флаге Донецкой Народной Республики? Потому что именно эти цвета могут рассказать о нашем крае.
Ученик:
Чёрно - сине - белый флаг,
Ты – страны родимой стяг.
Гордо веешь до небес,
Что мы знаем о тебе?
Ученик:
Сила жизни – красный цвет,
Цвет сражений и побед.
Проливалась красным цветом
Кровь погибших в войнах дедов.
Ученик:
Синий цвет – вселяет веру
В Отчизну, в правильное дело.
В нём – народа постоянство,
Дружба, неразрывность, братство.
И Азовских вод лазурь,
Моря тихого, без бурь.
Ученик:
Самый верхний – чёрный цвет –
Это богатство наших недр.
Красота и блеск угля,
Плодородная земля.
2.6 Знакомство с символами Донецкой Народной Республики
- Герб - эмблема, отличительный знак государства, города, сословия, рода и т.п. Изображение герба присутствует на монетах, бланках, печатях (Учитель показывает иллюстрацию герба)
Ученик:
Знайте ввзрослые и дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.
- Рассмотрите Герб нашей Республики. Что изображено на нём?
- Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх расправленные крылья. На груди орла – в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоке (мантии), с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом, с золотым крестом.
Ученик:
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой — двуглавый,
Символизирует страну -
Могучий, величавый.
Ученик:
И вот взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
Ученик:
А на груди орла в щите
Святой с мечом и со щитом.
Он не пропустит никого,
Хранит Республику – наш дом.
Учитель:
Гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
Гимн Донецкой Народной Республики – главная песня, которая исполняется на всех торжественных событиях. Когда она звучит, все слушают (или поют) её стоя, таким образом выражая уважение к своей Республике, её символам.
(Видеосюжет с Гимном ДНР)
Учитель:
- Какие слова звучат в припеве нашего Гимна? (Славься республика, славься любимый шахтёрский Донбасс)
- Как вы думаете, почему в Гимне прославляется наша Республика, наш Донбасс?
Ученик:
Главную песнь страны
Снова и снова слышим мы.
От юга до севера она звучит,
И сердце у каждого так стучит!
Ученик:
В ней – слава Отечества, слава народа,
Что крепнет союзом,
Растёт год от года.
Мы с песнею главной по жизни идём,
Гордимся страною, верим и ждём –
Ученик:
Нам годы дадут исполненья мечты
Для счастья народа, любви, красоты!
Практическая работа
-Дети раскрашивают флаг ДНР и подписывают значение каждой из полос .
Рефлексия
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает детей в круг «От сердца к сердцу» и предлагает закончить фразу: « Гражданином называют человека, который …», или « Я гражданин Донецкой Народной Республики и горжусь тем, что в моей республике…»
- Вы граждане Донецкой Народной Республики, именно вам преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей республики, ее истории и подвигов. Именно от вас зависит ее светлое будущее.
Итог урока
- С какими государственными символами мы познакомились на уроке?
- Какие цвета имеет Флаг Донецкой Народной Республики? Что символизирует каждый цвет?
- Что изображено на Гербе ДНР?
- Что прославляет Гимн ДНР?
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С Герба, Гимна и Флага Республики
С уваженья заветов святых.
- Знайте, уважайте, почитайте и любите символику своей Республики. Любите свою Родину, своё Отечество.