СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я -добропорядочный гражданин

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Я -добропорядочный гражданин»

Государственное учреждение образования «Вилейская специальная школа-интернат»

















УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

«Я- ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ ГРАЖДАНИН»



Адамович Татьяна Ярославовна,

воспитатель 6 класса













2024


Разработка внеклассного мероприятия предназначена для учащихся с ОПФР шестых – седьмых классов специальной школы-интерната. Целью проведения является способствование гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, правовому воспитанию ребёнка, развитию его внутренних ресурсов, привитие ценностных ориентиров в духе любви, уважения, прощения, взаимопомощи.

Содержание мероприятия является актуальной наглядной основой, на которой базируется дальнейшее развитие самосознания учащегося среднего звена. На внеклассном мероприятии раскрывается узкое значение понятия «добропорядочный гражданин» (обязанности учащегося, правила поведения, любовь к малой родине и ко всему Отечеству).

В процессе реализации мероприятия решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи, интегрируются урочная и внеурочная формы работы.

Разработка классного часа обобщает материал нескольких предметных дисциплин: русской литературы, русского языка, этики. Разработка состоит из ряда этапов, каждый последующий этап исходит из предыдущего и нацелен на определенный результат.

Надеюсь, что данная разработка позволит педагогам использовать данный материал в своей работе для формирования у учащихся правильного отношения к жизненным ценностям.

Мероприятие будет полезно воспитателям, классным руководителям, педагогам при проведении классных часов, внеклассных мероприятий.

Информационная карта воспитательного мероприятия

Название мероприятия: Я-добропорядочный гражданин.

Целевая аудитория: обучающиеся 6 класса с ОПФР

Цель мероприятия: создание условий для формирования представления о

сущности понятия «добропорядочный гражданин»

Форма мероприятия: устный журнал

Задачи:

-формировать активную жизненную гражданскую позицию, правовую и нравственную культуру учащихся, сознательное отношение к понятию «добропорядочный гражданин»;

- показать связь изучаемой темы с жизнью;

- развивать умение высказывать свои мысли и умения работать в группе;

- воспитывать положительные качества личности;

- формирование у учащихся способность самостоятельно планировать пути достижения целей.

Формируемые компетенции:

Личностные:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: учащегося, гражданина;

  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

  • владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

  • актуализировать житейский опыт учащихся в ходе занятия;

  • формировать нравственно ориентированные взаимоотношения учащихся, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому члену коллектива;

  • развивать умения осуществлять адекватную самооценку, умение принимать ответственность при коллективной работе.

Метапредметные:

регулятивные

  • определять цель деятельности;

  • умение воспринимать образец, правила, алгоритмы, последовательности, на которые следует ориентироваться при выполнении действия по готовому образцу, правилу, алгоритму;

  • осуществлять контроль своей деятельности, определять способ действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

коммуникативные

  • умение внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;

  • умение выстраивать общение с учетом ситуации, быть активным, уверенным в общении;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • развивать логическое мышление, внимание, речь, познавательные способности детей;

  • оформлять свои мысли в устной форме.

познавательные

  • делать выводы на основе анализа высказываний;

  • способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы;

  • совершенствовать умение работать с текстовой информацией;

  • развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • умение отыскивать информацию, обрабатывать, интерпретировать и представлять её;

  • умение осуществлять смысловое чтение.

Предметные:

  • формирование представлений об основах правомерного, добропорядочного поведения;

  • уметь подбирать синонимы и антонимы к словам «добропорядочный гражданин»;

  • правильно выполнять разбор слов по составу;

  • приводить в качестве примера и объяснять нравственные качества добропорядочного человека;

  • использовать знания, полученные на уроках русского языка и русской литературы.

Межпредметные связи: русская литература, русский язык.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, листочки А4, карандаши и ручки, украшение для классного кабинета: шары, лампа «звёздное небо».

Подготовительная работа с детьми

За неделю до классного часа некоторые учащиеся получили задания: выучить роли Фонарщика и Делового человека. Все ребята вместе с воспитателем просмотрели мультфильм «Маленький принц».

  1. Организационный момент. Введение в тему, создание настроения, мотивация к учебной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное мероприятие, потому что помощником у нас будет литературный герой, которого вы видите на экране. Кто это? (Маленький принц) (слайд). А ещё наше мероприятие необычное потому, что маленьким принцем буду я. Прошло уже много лет со дня открытия моей астероида В-612 в 1909 году, и с того времени открыли очень много новых планет, я предлагаю вам занять своё место на этих планетах. Посмотрите внимательно на столы, вы увидите название вашей звезды, оно состоит из первых слогов ваших имён, вы будете сидеть и работать по парам. Но перед тем, как занять своё место на орбите, давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им того, что зашифровано в слове «здравствуйте» (каждый учащийся по очереди желает всем присутствующим гостям того, что начинается с буквы, которая есть в слове «здравствуйте» (повторять нельзя): здоровья, добра, радости, активности, внимания, счастья, терпения, веры, уважения, искренности, тепла, единства). А теперь, ребята, ищем друга со своей планеты: ВлаДАР- кто житель этой планеты?- Влад и Дарья. (И так далее дети занимают места за партами: ВлаДар, ЕгАндр, МарДан, АртПа, ВаДан, РусДан).

  1. Основная часть занятия.

Воспитатель: Теперь вы - добропорядочные граждане своей планеты. Так что же такое добропорядочный гражданин? Мы сегодня постараемся сформировать представление о понятии «добропорядочный гражданин», выделим несколько качеств этого человека, запишем их в наш устный журнал, а также мы будем высказывать свои мысли и работать в паре.

- Подумайте, когда мы работаем в паре, что нам мешает, а что помогает в работе? (ответы детей)

Мешает: шум, споры, невнимание, критика.

Помогает: поддержка, порядок, тактичность, уважение, умение слушать.

Вы сами выработали правила, по которым надо работать на уроке: Каждый должен уважать друг друга, уметь выслушать чужое мнение, оказать помощь, поддержать, тактично исправить, если надо.

Посмотрите на доску, у Маленького Принца на планете «есть такое твердое правило: встал утром, умылся, привел себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету» .Что такое порядок?

(Ответы детей)

Воспитатель: Прочитайте, какое объяснение слову «порядок» даёт толковый словарь. (Порядок – всё, что требуется делать в обязательном порядке, нужно делать обязательно (в соответствии с приказом, законом и т.п.– Толковый словарь Дмитриева).

  • На каждом мероприятии, в каждом деле должен быть порядок. Где еще нужен порядок? (порядок на полке, в комнате, в тетрадях). Давайте выполним следующее задание.

Задание: Дописать слова.

Инструкция: в каждой строке дописать по одному слову.

содержать в порядке свою… (комната, полка, одежда, обувь, страна, планета)

содержать в порядке свой… (дом, дневник, гардероб, кабинет)

содержать в порядке своё… (имущество, помещение)

содержать в порядке свои… (вещи, учебники, игрушки, полки, сладости)

- Ребята, а давайте теперь подумаем, почему я предложила вам дописать четыре похожие фразы и чем они отличаются? (существительные разного рода, три первые строчки существительные единственного числа, а четвертая- множественное ) (ответы детей).

- А соблюдение режима дня может быть поддержанием порядка? (ответы детей)

- Теперь я предлагаю по парам выполнить коррекционную работу:

Коррекционная работа по парам:

1 пара около доски. Разобрать слово «добропорядочный» по составу;

2 пара. Подчеркнуть синонимы к слову «добропорядочный» (благородный, недобросовестный, плохой, уважаемый, добросовестный, подлый, честный, законопослушный, непорядочный, ненадёжный, правопослушный);

3 пара. Подчеркнуть антонимы к слову «добропорядочный» (благородный, недобросовестный, плохой, уважаемый, добросовестный, подлый, честный, законопослушный, непорядочный, ненадёжный, правопослушный);

4 пара. Вставить нужные слова в предложение: Добропорядочный гражданин- это человек, соблюдающий действующие______ того государства, к постоянному населению которого он принадлежит, пользующийся _______ и исполняющий ________ .

5 пара около доски. Разобрать слово «гражданин» по составу;

6. Следующие слова поставить во множественное число: житель, гражданин, человек, личность, подданый.

(озвучивание ответов)

Воспитатель: Давайте прочтём первую запись нашего устного журнала:

Я- добропорядочный гражданин, потому что соблюдаю порядок во всём


Воспитатель:
Значит, добропорядочный гражданин должен соблюдать порядок и выполнять свои обязанности. А что такое обязанности?

-А кого я вижу: Здравствуй, фонарщик (воспитатель обращается к учащемуся, который выполняет роль фонарщика). Я так хотел у тебя поселиться, но твоя планета очень маленькая. Как же ты живёшь после последней нашей встречи? Почему ты сейчас погасил фонарь?

Фонарщик (учащийся): Добрый день. У меня на планете ночь. А ночью я должен гасить фонарь. Такой уговор. В моей работе есть смысл. Когда я зажигаю свой фонарь - как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда я гашу фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво. Я делаю это, потому что такой уговор, это моя обязанность.

Воспитатель: Ребята, а фонарщик - это профессия или увлечение? А у нас теперь есть фонарщики? А как будет «фонарь»,«фонарщик», по-белорусски? (ліхтаршчык, ліхтар). А знаете, почему я спросила, как будет по-белорусски? Потому что у нас в Беларуси, в городе Бресте, есть настоящий фонарщик. Виктор Кирисюк работает с 2009 года фонарщиком и получает зарплату. Он является брендом города Бреста. Бренд- это такой отличительный знак, логотип города, предприятия. Туристы, которые приезжают в город, мечтают подержаться за пуговицу настоящего фонарщика. (Рассказ про брестского фонарщика). Зажигать фонари- это обязанность бресткого фонарщика, фонарщика, с которым подружился Маленький Принц. Ребята, так что же такое обязанность? (Это долг, ответственность. То, что входит в круг обязательных действий, поступков кого-либо согласно общественным требованиям или внутреннему побуждению).

Воспитатель: Некоторые ребята не видят грани между правами и обязанностями. Можно ли права отделять от обязанностей? Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности. Попробуем правильно выполнить следующие задания:

Подчеркните только обязанности любого учащегося

  1. Бесплатное образование (право)

  2. Уважение мнений всех учащихся и учителей (обязанность)

  3. Удобное рабочее место (право)

  4. Приветствовать знакомых людей при встрече (обязанность)

  5. Посещение школы в предназначенное для этого время (обязанность)

  6. Активное приобретение знаний (право)

  7. Защита личной собственность (право)

  8. Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)

  9. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность)

  10. Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)

  11. Выполнение домашнего задания, даже если не хочется (обязанность)

(озвучивание результатов)

Воспитатель: Прочитайте, пожалуйста, отрывок из произведения:

Учащийся: Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лоханки… При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому нужен бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку — домашний цветок посадить. Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. (Михаил Пришвин «Кладовая солнца»)

Воспитатель: Из какого произведения этот отрывок? На каком уроке вы с ним знакомились? То, что делала Настя и Митраша- это обязанность или право? (ответы детей)

- Давайте прочтём следующую страницу нашего устного журнала:

Добропорядочный гражданин- это человек, который имеет права, выполняет обязанности, соблюдает порядок, приносит пользу людям и стране.

Космическая физкультминутка для глаз

Воспитатель: Ребята, а что значит приносить пользу. Давайте спросим это у Делового человека с четвёртой планеты. Добрый день, Деловой человек. Чем вы заняты?

Деловой человек (учащийся): Я долго искал то, у чего нет хозяина. Ими оказались звезды, я их присвоил, теперь каждый день пересчитываю их и коплю, чтобы быть богатым.

Воспитатель: Странное у тебя занятие. А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

Прослушайте притчу.

«Ученик спросил Мастера:

Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью.

И доказать это просто.

Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;

еду, но не аппетит;

лекарства, но не здоровье;

слуг, но не друзей;

жилище, но не домашний очаг;

развлечения, но не радость;

образование, но не ум».

Воспитатель: Вот видишь, Деловой человек, в твоём занятии нет никакого смысла.

Деловой человек (учащийся): Не мешайте мне работать, я серьёзный человек. Я ищу для себя пользу.

Воспитатель: Ребята, вы согласны, что польза в жизни бывает только от денег? (ответы детей)

- Ребята, вот добропорядочный человек соблюдает порядок, он выполняет обязанности, приносит пользу. А польза от Делового человека, от его богатства для людей всего мира будет или польза должна быть только направлена на себя?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно: каждый добропорядочный гражданин должен приносить пользу людям. Мы должны судить о поступках человека по делам, а не по словам. Прочитайте отрывок текста (учащийся читает):

Можно еще много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата…! Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны.
На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное…
(Константин Паустовский «Мещерская сторона»- Бескорыстие)

Воспитатель: Из какого произведения этот отрывок? Как он называется? Как вы понимаете слово «бескорыстие»? Какую характеристику мы добавим к понятию «добропорядочный гражданин»? Да, это человек- патриот, который любит свою Родину. И на следующей странице нашего устного журнала будет записано следующее:

В Добропорядочный гражданин- это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий порядок во всём, приносящий пользу, любящий свою Родину, преданный своему народу, своему Отечеству.

Воспитатель: Да, ребята, добропорядочный гражданин должен иметь свою гражданскую позицию: всегда быть верным в любви и дружбе, прислушиваться к голосу сердца, не быть равнодушным к окружающему миру в любой ситуации.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня мы попытались найти ответы на некоторые вопросы по теме «добропорядочный гражданин». Подведем итог:

- Кого можно назвать добропорядочным гражданином?

- Какая основная обязанность у вас, как юных граждан, на данный период? (Вы  должны подготовиться к жизни основательно и прожить ее интересно, ярко, с пользой для людей и Отчизны)

- Достигли ли вы цели урока? (да, мы узнали очень много нового о том, кто такой добропорядочный гражданин и как им стать)

Сегодня мы в свой устный журнал записали следующие правила добропорядочного гражданина, каковым мы являемся или стараемся им стать. Посмотрите на слайд и прочтите их. (дети читают)

Приём «Мишень».

Воспитатель: Мы закончили рассматривать вопросы нашего классного часа. Но мне хотелось бы узнать, какой след он оставил у вас в душе. На мишень прикрепите магнитики в ту цель, которая соответствует об эмоциях от мероприятия:

- Давайте озвучим свой выбор (озвучивание своего выбора). А закончить наше мероприятие я хочу игрой «Круговая беседа»

Дети сидят за партами по кругу. Воспитатель предлагает закончить начатые им предложения. Дети по очереди, не перебивая друг друга, дополняют его.

Больше всего мне нравится в себе...

Я бы хотел стать...

Моя любимая игра...

Я хотел бы больше знать о...

Когда-нибудь я надеюсь...

Больше всего я боюсь...

Однажды я испугался...

Я бы не хотел ещё раз испытать страх от...

Я мечтаю о...

Моя любимая книга…

Больше всего мне жалко…

Воспитатель также берёт листик, заканчивает предложение. В дальнейшем предлагает ответ каждого занести в устный журнал «КТО Я?»

Воспитатель: Ребята, мы такие разные, у нас разные мечты, надежды, страхи, но мы все – добропорядочные граждане страны. Спасибо за активную работу.

Приложение

Игра «Круговая беседа»

БОЛЬШЕ ВСЕГО МНЕ НРАВИТСЯ В СЕБЕ...

Я БЫ ХОТЕЛ СТАТЬ...

МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРА...

Я ХОТЕЛ БЫ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ О...

КОГДА-НИБУДЬ Я НАДЕЮСЬ...

БОЛЬШЕ ВСЕГО Я БОЮСЬ...

ОДНАЖДЫ Я ИСПУГАЛСЯ...

Я БЫ НЕ ХОТЕЛ ЕЩЁ РАЗ ИСПЫТАТЬ СТРАХ ОТ...

Я МЕЧТАЮ О...

МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА…

БОЛЬШЕ ВСЕГО МНЕ ЖАЛКО…

(Добропорядочный гражданин – соблюдающий законы того государства, к постоянному населению которого он принадлежит, пользующийся правами и исполняющий обязанности).



На месте пропусков вставить нужные слова

Добропорядочный гражданин – это человек, соблюдающий__________ того государства, к постоянному населению которого он принадлежит, пользующийся ________и исполняющий_________________.

(слова для справки: обязанности, законы, права)

(Добропорядочный гражданин – соблюдающий законы того государства, к постоянному населению которого он принадлежит, пользующийся правами и исполняющий обязанности).



Подчеркните только обязанности любого учащегося

  1. Бесплатное образование

  2. Уважение мнений всех учащихся и учителей

  3. Удобное рабочее место

  4. Приветствовать знакомых людей при встрече

  5. Посещение школы в предназначенное для этого время

  6. Активное приобретение знаний

  7. Защита личной собственность

  8. Примерное поведение на уроках и переменах

  9. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения

  10. Бережное отношение к школьному имуществу

  11. Выполнение домашнего задания, даже если не хочется




Задание: Вместо точек вставьте нужные слова.

содержать в порядке свою…

содержать в порядке свой…

содержать в порядке своё…

содержать в порядке свои…

(слова для справок: вещи, учебники, игрушки, полки, сладости, дом, дневник, гардероб, кабинет, имущество, помещение, комната, полка, одежда, обувь, страна, планета)


Порядок – 1.всё, что требуется делать в обязательном порядке; 2.нужно делать обязательно в соответствии с приказом, законом и т.п. ( Толковый словарь Дмитриева)


Коррекционная работа в паре:

1. Разобрать слово «добропорядочный» по составу;

2. Подчеркнуть синонимы к слову «добропорядочный» (благородный, недобросовестный, плохой, уважаемый, добросовестный, подлый, честный, законопослушный, непорядочный, ненадёжный, правопослушный);

3. Подчеркнуть антонимы к слову «добропорядочный» (благородный, недобросовестный, плохой, уважаемый, добросовестный, подлый, честный, законопослушный, непорядочный, ненадёжный, правопослушный);

4.Вставить нужные слова в предложение: Добропорядочный гражданин- это человек, соблюдающий действующие______ того государства, к постоянному населению которого он принадлежит, пользующийся _______ и исполняющий ________.

5. Разобрать слово «гражданин» по составу;

6. Следующие слова поставить во множественное число: житель, гражданин, человек, личность, подданый.

Подчеркнуть синонимы к слову «добропорядочный»: благородный, недобросовестный, плохой, уважаемый, добросовестный, подлый, честный, законопослушный, непорядочный, ненадёжный, правопослушный.



Подчеркнуть антонимы к слову «добропорядочный»: благородный, недобросовестный, плохой, уважаемый, добросовестный, подлый, честный, законопослушный, непорядочный, ненадёжный, правопослушный.




Можно еще много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата…! Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны.

На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное.

______________________________________________________________


Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лоханки… При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому нужен бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку — домашний цветок посадить. Сделает, и потом ему тоже отплатят добром.

Фонарщик: Добрый день. У меня на планете ночь. Я должен ночью гасить фонарь. Такой уговор. В моей работе есть смысл. Когда я зажигаю свой фонарь - как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда я гашу фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво. Я делаю это, потому что такой уговор, это моя обязанность.


Деловой человек: Я долго искал то, у чего нет хозяина. Ими оказались звезды, я их присвоил, теперь каждый день пересчитываю их и коплю, чтобы быть богатым.

Деловой человек: Не мешайте мне работать, я серьёзный человек. Я ищу для себя пользу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!