Урок литературы в 9 классе.
«И жизнь, и слёзы, и любовь…» (Любовная лирика А.С.Пушкина.)
Цели:
1) изучить любовную лирику Пушкина в эволюции, раскрыть её духовный потенциал;
2) формировать эстетическое восприятие посредством различных видов искусства: литературы, музыки;
3) обучить выразительному чтению стихотворения.
Оборудование:
музыкальное оформление, компьютер, проектор, экран, предметы интерьера, воссоздающие пушкинскую эпоху, гитара.
I. Ход урока.
1.Вступление
Под звуки лирической мелодии П.И.Чайковского («Времена года. Октябрь») звучит эпиграф в исполнении учителя (Слайд 1 Слова появляются по ходу чтения ).
"В душе померк бы день,
И тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь,
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот всё равно, что не жил…"
Ж.-Б. Мольер
2. Сообщение темы урока
-Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому- любовь. Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы.
- А какие ассоциации возникают у вас со словом ЛЮБОВЬ?
-Сегодня мы с вами попытаемся понять, а что такое любовь, как это чувство развивается и каким бывает. И помогут нам в этом пленительные стихи великого А.С.Пушкина (Проецирование на экран темы урока. Слайд 2)
3. Чтение учителем наизусть стихотворения «На холмах Грузии» (Текст и иллюстрация появляются на слайде 3)
4. Анализ стихотворения.
Это стихотворение является примером удивительной простоты и ясности. По словам Гоголя «Здесь нет наружного блеска, всё просто. Слов немного, они так точны, что обозначают всё.
-Что значит «нет наружного блеска»?
(Использовано очень мало выразительных средств: ярких эпитетов, красивых метафор)
-Всего 8 строк(2 четверостишия) Но каких! оно волнует не словесной красивостью, а глубиной мысли.
-Каково основное настроение стихотворения? (Светлая печаль)
-Для какого жанра характерна грусть, печаль, задумчивость (Элегия)
-Как построено стихотворение? Какова его композиция?
-В стихотворении соотнесены мир внешний и внутреннее состояние поэта. Давайте определим ключевые образы внешнего мира
*образы горных вершин
*глубокой реки, шумящей в темноте
*тишина, которую нарушает только шум реки
*ночная мгла
-Итак это тёмная южная ночь, видны лишь очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки, только подчёркивающего тишину. Не правда ли поэтическая картина? Спокойствие и гармония в природе.
-Где мы уже встречались с таким пейзажем? (Мцыри).
-Как называется такой пейзаж? (Романтический).
-Повтор каких звуков подчёркивает это спокойствие и умиротворение (повторяющиеся согласные выделяются другим цветом) А они какие? (сонорные, полугласные). Как называется повтор согласных?( аллитерация)
-Для чего здесь используется? (Мелодичность, напевность стиха)
-И вот поэт на фоне романтического пейзажа- наедине со своим чувством, таким же романтическим и поэтичным.
-Определите ключевые слова, передающие состояние героя:
* грустно и легко
*печаль светла
*унынье
-Достаточно противоречивые чувства: не только разные, но и трудносовместимые понятия. Как называется такое сочетание слов? (оксюморон) Причём повторяющийся :
1 - грустно и легко…
-Почему поэту грустно? (разлука с любимой, безответная любовь, невозможность быть вместе)
-Почему же тогда легко? Должно же быть тяжело? (ответы)
-А объяснение даёт выражение «печаль моя светла…» Печаль пронизана светом
-Каким светом? Светом чего?(ответы)
И в следующем стихе мы найдём объяснение: «Печаль моя полна тобою» И именно она становится источником света, т.е.любовь! Ведь это жизнеутверждающее чувство. Поэтому и легко.
ВЫВОД 1 Что для Пушкина любовь? Это источник света.
-Итак ,как же соотносится пейзаж и душевный мир поэта?( Они параллельны). Герой находится в согласии с окружающим пейзажем: задумчиво-спокойным, умиротворённым. Этот параллелизм подчёркивается и системой звуковых повторов ,слова третьего стиха повторяют звуки первого, являясь как бы эхом. Попробуем услышать эхо…(слова по ходу чтения на экране выделяются жирным шрифтом)
Грузия-грустно
Лежит-легко
Ночная-печаль
Мгла-моя светла
-Обратите внимание, в стихотворении нет ни одного местоимения «Я»,хотя поэт говорит о своих чувствах. А сколько раз повторяется слово тобою?(3)
-О чём это говорит? (Любовь не эгоистичная, для себя, а саможертвенная) Тот же мотив повторяется и в другом стихотворении, которое мы сегодня услышим.
-Как меняется интонация последних стихов? (Эти четверостишья на контрасте. Не случайно после первого стоит многоточие.
- Сколько глаголов? (6). И что это даёт? (Спокойно-печальная, повествовательная интонация делается более напряжённой)
- Найдите метафору. Как понимаете «Сердце горит»?(горит, пылает, волнует-живёт)
А отчего оно горит-живёт оттого, что (составной союз перенесён и разделён внутри запятой) не любить оно не может.
ВЫВОД 2 Любовь для Пушкина не только источник света, но и сама жизнь.
-Это стихотворение не просто о любви, а о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все чувства, любви поэтической, возвышенной, заключающей в себя всю гамму переживаний: от тихой нежности до бурной страсти, о любви животворящей, которая может творить чудеса, противостоять гонениям судьбы. Именно таков смысл другого пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье»
5. Выступление 1 группы
На экране слайд 4 «Первая встреча с А.Керн». (Мальчик и девочка.)
Ученик рассказывает о первой встрече поэта с Керн, читает 1-ую часть стихотворения. Воспоминания Керн: первое впечатление о Пушкине.
Смена слайда (№5) Вторая встреча. Тригорское (фоном звучит музыка романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье»). Рассказ о второй встрече после ссылки и чтение 2-ой части стихотворения на фоне автоматически меняющихся слайдов с изображениями Тригорского.
Воспоминания ученицы-Керн о подаренном ей стихотворении (Слайд 7.Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» с иллюстрацией)
Выходит вторая пара учеников. Учащийся рассказывает о другом адресате этого шедевра (Слайд 8). Подводит к выводу: «А стоит ли прощаться с легендой?» (Слайд 9)
Повествует о том, как из одного шедевра родился другой: романс М.Глинки (Слайд 10) Звучит романс
Учитель: Итак, первая встреча с Керн. Пушкину только 20 лет. Это период его жизни был ознаменован романтической направленностью, из-под его руки тогда выходили самые светлые, радостные стихи:
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты
6. Анализ стихотворения (на экран снова выводится текст стихотворения)
-Какие эпитеты употребляет поэт? Что он вспоминает? (Счастливый миг, когда впервые увидел)
-С кем сравнивает поэт женщину, которую он так сильно полюбил (с чем-то неземным, эфемерным, идеальным).Она возвышенная и необыкновенно прекрасная
-Что изменилось в жизни поэта после этой встречи?
Вся жизнь его, суета, преобразилась с её появлением. Поэт часто слышит её голос (нежный, милые черты-эпитеты)
-Как меняется настроение поэта в следующих строфах?
-При помощи каких средств передаёт это настроение? (метафора: мрак заточенья, бурь порыв мятежный). Поэт страдает оттого, что гений чистой красоты был далеко от него, их разделяли расстояния, поэтому его поэтическая душа страдала в разлуке.
-Пятая строфа есть почти точное повторение первой. Почему? (Кольцевая композиция)
(Поэт как бы снова перерождается, вновь оживают мечты, он опять по- настоящему счастлив).Это то самое светлое, радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую потухшую душу. Поэтому ему необходимо это чувство, оно вдохновляет его всякий раз на творческий подвиг.
ВЫВОД 3 Любовь - творческое вдохновение.
( Зачитывается 6 строфа.)
И сердце бьётся в упоенье
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье
И жизнь, и слёзы, и любовь.
-Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Услышали ли вы звуковые повторы, повторы слов, повтор строк? (ответы)
-Каким размером написано стихотворение? (5стопн.ямб с перекрёстной рифмовкой, чередование муж. и жен. рифмы создаёт невесомость, ритм чёткий, композиция очень музыкальна (рефрены).
Учитель. - Трудно представить Пушкина без любви. Без особого преклонения перед женщиной. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его донжуанского списка. В лирике говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными, любовь за пределами быта, житейской прозы. Стихи Пушкина-это выражение представлений о Женщине как об источнике красоты, гармонии. Пушкин не просто любил женщин, он воспевал их.
Любовь-это способность подняться над мелким, обыденным. Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания с гениальной простотой переданы в другом стихотворении.
7. Выступление 2 группы
Девятиклассник под музыку в стиле рэп читает речитативом стихи собственного сочинения, которые плавно переходят в стихотворение « Я вас любил». На экране имитация бьющегося в такт сердца.
Листок…на нём пишу я,
И только от чернил следы.
Пишу о ней, которую ещё не позабыл.
Я много раз любил…
И так безудержно, так чисто
В душе остался влажный след,
Да там других следов немало.
Но этот след останется всегда:
Не побороть мне этот бред.
Как бы хотелось, чтобы сейчас его не стало.
Прошу я снова в сотый раз, любимая,
Не уходи! Как будто бездна подо мной.
Ты говоришь: «Я не твоя!»
Таких ведь слов врагу не пожелаешь из уст любимой
Вот так и много лет назад, и в нынешнее время
Любимыми хотим мы быть!
И вот вам стих, что дал мне вдохновенье:
Я вас любил, любовь ещё быть может… и т.д по тексту
Выходят трое учеников ( Слайд 11 А.Оленина )
1 выступающий - рассказ о любви как неизменном в веках (19 - 21 в.в.) чувстве.
2 выступающий - рассказ о встрече с Олениной
3 выступающий - отказ Олениной (Слйд 12 Стихотворения, посвящённые Олениной)
чтение первых 4-х строк « Я вас любил» (Слайд 13 Стихотворение с иллюстрацией)
1 выступающий - краткий анализ и последнее четверостишье ( на экране слайд 14 в виде схемы)
Учитель - Это стихотворение по простоте и лаконичности можно соотнести со стихотворением «На холмах Грузии».Опять самое небольшое по объему стихотворение заставляет задуматься о том, что настоящая любовь не может быть эгоистичной, что так порой. Трудно, но необходимо сохранить щедрость души и благородство.
8. Анализ стихотворения
-.В каком времени использованы глаголы? Почему?(показать, что любовь- прошлое, её не вернуть)
-Какая это была любовь? (безответная, неразделённая, чистая, лишённая эгоизма, высокая ,бескорыстная, жертвенная)
-Как поэт подчёркивает силу уходящей любви?
-.Какие средства худ. выразительности использует автор в этом стихотворении?
(троекратное повторение (сколько раз повторяет?); синтаксич. параллелизм (однотипные конструкции; ) аллитерация: 1 часть - [л] (придаёт нежность, печальность), 2 часть - [р] (символизирует разрыв)
-Что придаёт стиху гармоничность и музыкальность? Положены на музыку: романсы Даргомыжского и Шереметьева. (пятистопн. ямб и точные, простые рифмы, отсутствие переносов, перекрёст муж. и жен. рифма)
Стихотворение «Я вас любил» пронизано оптимизмом, верой в жизнь, в духовные возможности человека ,в его способность любить и дарить любовь.
Белинский, отмечая просветлённый и одухотворённый характер творчества великого поэта, сказал, что его стихи-это лелеющая душу гуманность.
- Вы согласны с этим?
-В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает первообраз, который именуется Мадонной, Девой Марией, Пречистой
И вот его «Мадонна» …
9. Выступление 3 группы
Инсценировка стихотворения «Мадонна». (Слайд 15 Пушкин с пером в задумчивости, за столом ученик в том же образе Пушкина. Звучит лирическая музыка. Появляется муза в белом платье в образе Н.Гончаровой .Приходит вдохновение и ученик-Пушкин пишет стихотворение Другой ученик «за кадром» читает ,а на экране плавно по ходу чтения появляется текст).
Выходит ученица и рассказывает об истории создания «Мадонны», о последней любви Пушкина, о дуэли, девочка - Гончарова зачитывает отрывки из писем влюблённых и всё это сопровождается слайдами 16,17,18,19,20,21,23,24,25: Бриджуотерская мадонна Рафаэля , репродукции Мадонн Леонардо да Винчи , Рафаэля, Ботичелли , портреты Гончаровой ,цитаты, комментарии , венчание , дуэль, памятник Пушкину и Гончаровой в Петербурге
10. Заключительное слово учителя
Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального духовного смысла. Образ небесной Модоны сопоставляется с образом земной женщины., ведь смысл любви в том ,что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало,основу,образ Божий.
Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передаёт все основные оттенки и этапы развития любовного чувства и который сохранил множество прекрасных женских портретов.
В бессмертных стихах никогда не померкнут ангельские глаза Олениной, не отзвучит голос девственный, невинный « Алины Осиповой, не сотрётся белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает « мимолётное виденье2 Анны Керн, не забудутся его « ревнивые мечты» об Амалии Ризнич и не перестанет сиять « во славе и лучах» образ Мадонны-Гончаровой .Ведь для Пушкина любовь была светом, любовь была жизнью, любовь была творческим вдохновением.( На экране слайд 26. Портрет Пушкина, графика, и на его фоне ярким цветом 3 вывода урока)
Начали мы урок с Мольера, а закончить хочется словами великого певца любви Шекспира (отрывок из сонета 116). Шекспир написал эти строки в16 веке, у Пушкина сердце горело от любви в 19. Мы живём в 20 веке, а любовь по-прежнему продолжает будоражить наше воображение, волновать и вдохновлять на новые творческие подвиги. Ибо любовь вечна.
11. Подведение итогов урока. Домашнее задание (наизусть одно из стихотворений)