СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе"»

Дата проведения урока: 13.01.20

Номер урока по КТП: 34/55

Класс, в котором проводится урок: 7-А

Тема урока: И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; предметные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Оборудование урока: учебник, наглядность, тетрадь

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие.

  1. Актуализация опорных знаний

Беседа

  1. От чьего лица ведется повествование?

  2. Время суток в рассказе?

  3. Какая стояла погода?

  4. Профессия Бирюка?

  5. Чем освещалась изба Бирюка?

  6. Как звали Бирюка?

  7. Как звали его дочь?

  8. Как отзывались соседские мужики о Бирюке?

  9. Что случилось с женой Бирюка?

  10. Где крестьянин рубил дерево?

  11. Чем связал Бирюк руки мужику?

  12. Почему мужик рубил дерево?

  13. Что сделал Бирюк с мужиком?

  1. Дворянин-охотник

  2. Вечер

  3. Гроза

  4. Лесник

  5. Лучина горела на столе

  6. Фома (Фома Кузьмич)

  7. Улита

  8. Вязанки хвороста не даст утащить

  9. С прохожим мещанином сбежала

  10. У Кобыльего Верху (в овраге)

  11. Кушак

  12. С голодухи

  13. Отпустил вместе с лошадью


  1. Объявление темы урока и целеполагание

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Мы с вами определили тему урока. Теперь скажем, что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Какие задачи поставим перед собой?

  1. Объяснение новой темы

«Стихотворения в прозе» справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творений, как бы вновь перечувствованные автором на склоне лет.

Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений Тургенев называл их иногда «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, необычайность жанра.

Писатель опасался, что «река времени в своем течении унесет эти легонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд нашей литературы.

Недаром «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли» назвал их П.В.Анненков, выразив общее мнение читающей публики. А мы эти слова возьмем сегодня в качестве эпиграфа к нашему уроку.

М.М. Стасюлевич. Из воспоминаний о последних днях И. С. Тургенева и его похоронах.

Как теперь помню, входя к нему в кабинет (ровно за год перед его смертью), я, по обычаю, постучал; Он сидел за своим кабинетным столом, в обычной его вязаной куртке, и что-то писал; увидев меня, он очень быстро встал и пошел ко мне навстречу.

Вообще я думал тогда, что Тургенев, как это бывает, находится более под сильным впечатлением пройденной им болезни и под страхом ее возвращения, но в настоящую минуту его здоровье весьма удовлетворительно. Среди разговора я спросил Тургенева, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Он энергически отрицал этот слух: «… хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. «Это мои материалы, -заключил он, - они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу; так вот, чтобы доказать вам, что я ничего не пишу и ничего не напишу, я запечатаю все это и отдам на хранение до моей смерти».

«Нет, Иван Сергеевич, - сказал я ему, - я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придется пожелать, чтобы вы скорее умерли; а мы просто напечатаем все это теперь же». Недели через две прислал мне листков 50, тщательно и собственноручно переписанных им , как это всегда бывало с его рукописями.

Эти листки были заготовками к циклу «Стихотворения в прозе».

Послушаем рассказ о том, как И.С.Тургенев работал над этим циклом.

Начиная с 1877 года Тургенев стал создавать «Стихотворение в прозе», которым было суждено остаться в русской литературе непревзойденным образцом этого трудного и своеобразного жанра.

Писатель пытался создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы зарисовки виденного, воспоминания о прошедшем, мимолетные впечатления, размышления о будущем.

В этих эскизах на самые разнообразные темы говорилось о жизни вселенной, о родине, о природе, о любви, о смерти, о подвиге, о дружбе.

Тургенев долгое время вовсе не помышлял о печатании их и не придавал им большого значения.

Дав им общее название «Старческое», он говорил, что пишет их не для печати, и только изредка читал их друзьям.

Однажды, уже незадолго до смерти, он познакомил с ними навестившего его в Бужи-вале М.М.Стасюлевича, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале «Вестник Европы». Тургенев согласился, и 51 стихотворение было опубликовано в журнале в 1882 году.

А в 1930 году было издано еще 31 стихотворение.

Круг тем, затронутых в стихотворениях, обширен: тема героического подвига («Порог», «Чернорабочий и белоручка».) размышляя о судьбе русского крестьянства, противопоставляя народ и городских людей,

писатель утверждает моральную силу и нравственное превосходство простого человека («Деревня», «Маша», «Два богача»). писатель верит в великое будущее русского народа («Русский язык»), но он далек от идеализации народной жизни («Сфинкс»). прибегая к фантастическим образам, видениям, Тургенев подчеркивает свой скептицизм по отношению к потустороннему («Монах», «Молитва»). значительное место в стихотворениях занимают психологические наброски человеческих характеров («Близнецы», «Враг и друг»).

теме всепобеждающей любви, молодости, вечно обновляющейся жизни («Воробей», «Камень», «Мы еще повоюем»).

В 1882 году Тургенев озаглавил это собрание из 51 стихотворения словом «Senilia» (старческие).

Тургенев никак не ожидал, что появление его миниатюр будет встречено так тепло. Вскоре они были переведены на французский язык Полиной Виардо, а затем были опубликованы и на другие европейские языки.

Общее настроение Тургенева в последние годы жизни становилось всё мрачнее. С 1878 года он начал свои «Стихотворения в прозе», проникнутые усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительными мыслями о старости, о близкой смерти.

Сам Тургенев так определил свои стихотворения: «Это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они пользуются, когда пишут большую картину». В черновике было название «Стихотворения без рифмы и размера».

В критике, существует мнение, что жанр стихотворений в прозе был заимствован Тургеневым у западноевропейских писателей: «Психологические замечания» Шопенгауэра, «Диалоги» Леопарди, «Стихотворения в прозе» Ш. Бодлера.Одно из к5оторых сейчас прозвучит в сокращении.

+таблица

5. Физкультминутка

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

6.Закрепление изученного материала

А начнем знакомство со стихотворения «Русский язык».

Какая мысль заключена в этом произведении?

(Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события)

Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь?

(С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, русский народ— великий народ.)

Обратите внимание на текст  стихотворения. В  нем всего  три  предложения.   Какие  это предложения?

(Два предложения восклицательных, одно вопросительное.)

О чем это нам говорит?

(Конечно, это говорит о патетическом звучании текста, об искренней взволнованности автора. Недаром же именно этим стихотворением обычно завершают издание «Стихотворений в прозе».)

Какие художественные приемы используются в трех фразах, из которых состоит все произведение?

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.)

Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный». Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.

Какова основная мысль этого стихотворения?  (вера в русский народ, любовь  к русскому народу, его языку.  Какие бы испытания на его долю не выпали, он справится и выстоит.) Вера в великое будущее русского народа.

Обобщение:

Итак, мы проанализировали стихотворение в прозе «Русский язык». 1.Предлагаю вам выделить характерные признаки  стихотворения в прозе:

1.Посмотрите, какое по объему это стихотворение? Небольшое  (небольшой объем)

2.Текст единый или делится на небольшие абзацы? (членение на мелкие абзацы)

3.Выражает  свои чувства писатель? (Да, повышенная эмоциональность)

4. Здесь есть сюжет?  (Нет, обычно бессюжетная композиция, это раздумье писателя)

5. Можно ли назвать это произведение стихотворением?

Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя.

6. Чем это стихотворение отличается от привычных  нам? Здесь нет рифмы.

7. Какова особенность  этого произведения – то, что это стихотворение в прозе.

Итак, стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы.

Тургенев много говорил о красоте русского языка:

«Я никогда ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке, в противном случае я был бы не художник… Как это можно писать на чужом языке, когда и на своем-то, на родном, едва можно сладить с образом, мыслями…»

«Берегите чистоту языка как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас…»

«Берегите наш язык. Наш прекрасный русский язык. Этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…

«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в умелых руках оно в состоянии совершать чудеса!»

Чтение и анализ стихотворения «Близнецы».

Каковы  темы  стихотворений  в  прозе?  (Работа по учебнику, «Близнецы».)

Каких  близнецов  имел  автор  в  виду? (Настоящих близнецов и не только. Близнецами могут быть люди внешне очень разные, но по воспитанию, по поведению, по поступкам, по желаниям, по запросам, по языку, по отношению к людям очень похожи. И если они начнут выяснять, кто  из  них  лучше,  кто  хуже,  то  лучше  вспомнить  строчки из басни И. А. Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!»)

Чтение и анализ стихотворения «Два богача».

О чем говорится в стихотворении?

(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).

Можно ли сказать, что в стихотворении показаны 2 богача? (Да, один имеет деньги, а другой  - доброту и бескорыстие) Значит, они противопоставлены друг другу? Т.е. тема социального неравенства.

Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме? Да

Скажите, а кто важней, кто больше принесет пользы для людей? (И одни и другие, потому что нужны деньги и для детских домов и для дома престарелых, и очень важно, чтобы не было обездоленных детей, чтобы они все нашли свой родной дом, новых родителей.

А кто больше по душе автору? В каких словах это заключено? (зачитать)– (Автору больше по душе “бедный богач”. В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).

Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу? (“Хвалю и умиляюсь”).

Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом? (“Далеко Ротшильду до этого мужика”).

Обобщение:

Итак, о какой любви говорится в этом стихотворении? 

В нем раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным.

Зачем  написал  Тургенев  эти  полстранички  о  богаче  Ротшильде с его щедростью и об убогом крестьянском семействе, точнее о мужике, «принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко»? (Ответ в заглавии. Богач, по словам Тургенева, – это тот, кто отдает последнее, чтобы спасти кому-то жизнь. Ротшильд тоже выделяет тысячи на воспитание  детей,  на  лечение  больных,  на  признание  старых,  но  он не отдает  последнее,  не  становится  нищим, он по-прежнему купается в роскоши.)

Мир человеческих отношений сложен и многообразен. Положительное и отрицательное, добро и зло рядом. Такова жизнь. По большому счёту, Тургенев говорит о любви, о любви к ближнему, к человеку, потому что только ею, только любовью держится и движется жизнь. 

7.Рефлексия

Правило трех «М» на уроке. Отвечает каждый ученик.

8.Домашнее задание.

9.Оценивание. Самооценивание

























Поэзия

Содержание

Проза

+

Рифма

-

+

Ритм

-

+

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

-

Чаще небольшой

Объём

Больше, чем стихи

Строфы, строки

Способ размещения на листе

Сплошной текст

Передать чувства, переживания, впечатления, эмоции автора. Сюжет отсутствует

Цель

Передать сюжет, вызвать какие-то представления. Пересказ рассказа, романа возможен, а стихотворения – нет.

Поэзия

Содержание

Проза

+

Рифма

-

+

Ритм

-

+

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

-

Чаще небольшой

Объём

Больше, чем стихи

Строфы, строки

Способ размещения на листе

Сплошной текст

Передать чувства, переживания, впечатления, эмоции автора. Сюжет отсутствует

Цель

Передать сюжет, вызвать какие-то представления. Пересказ рассказа, романа возможен, а стихотворения – нет.

Поэзия

Содержание

Проза

+

Рифма

-

+

Ритм

-

+

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

-

Чаще небольшой

Объём

Больше, чем стихи

Строфы, строки

Способ размещения на листе

Сплошной текст

Передать чувства, переживания, впечатления, эмоции автора. Сюжет отсутствует

Цель

Передать сюжет, вызвать какие-то представления. Пересказ рассказа, романа возможен, а стихотворения – нет.

Поэзия

Содержание

Проза

+

Рифма

-

+

Ритм

-

+

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

-

Чаще небольшой

Объём

Больше, чем стихи

Строфы, строки

Способ размещения на листе

Сплошной текст

Передать чувства, переживания, впечатления, эмоции автора. Сюжет отсутствует

Цель

Передать сюжет, вызвать какие-то представления. Пересказ рассказа, романа возможен, а стихотворения – нет.







1.Друг и враг

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

— Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

— Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

— А все-таки жалко, по человечеству!

И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

2.Простота

Простота! простота! Тебя зовут святою… Но святость — не человеческое дело.

Смирение — вот это так. Оно попирает, оно побеждает гордыню. Но не забывай: в самом чувстве победы есть уже своя гордыня.



1.Друг и враг

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

— Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

— Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

— А все-таки жалко, по человечеству!

И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

2.Простота

Простота! простота! Тебя зовут святою… Но святость — не человеческое дело.

Смирение — вот это так. Оно попирает, оно побеждает гордыню. Но не забывай: в самом чувстве победы есть уже своя гордыня.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!