СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Тургенев. Рассказы «Живые мощи». Биографическая основа рассказа. Образ русской крестьянки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Рассказы «Живые мощи». Биографическая основа рассказа. Образ русской крестьянки.»

И.С. Тургенев. «Живые мощи». Биографическая основа рассказа. Образ русской крестьянки.

И.С. Тургенев. «Живые мощи». Биографическая основа рассказа. Образ русской крестьянки.

Рассказ Тургенева «Живые мощи» изначально был написан как самостоятельный труд. Но во время составления цикла «Записки охотника», автор решил включить его в сборник как заключение.

Рассказ Тургенева «Живые мощи» изначально был написан как самостоятельный труд. Но во время составления цикла «Записки охотника», автор решил включить его в сборник как заключение.

Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1874 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».  «Рассказ этот получен Я. П. Полонским, для передачи в сборник, при следующем письме И. С. Тургенева: „ Любезный Яков Петрович! Желая внести свою лепту в „Складчину“ и не имея ничего готового, стал я рыться в своих старых бумагах и отыскал прилагаемый отрывок из „Записок охотника“, который прошу тебя препроводить по принадлежности.  – Всех их напечатано двадцать два, но заготовлено было около тридцати. Иные очерки остались недоконченными из опасения, что цензура их не пропустит; другие – потому что показались мне не довольно интересными или неидущими к делу. К числу последних принадлежит и набросок, озаглавленный „Живые мощи“. 

Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1874 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».

«Рассказ этот получен Я. П. Полонским, для передачи в сборник, при следующем письме И. С. Тургенева:

Любезный Яков Петрович! Желая внести свою лепту в „Складчину“ и не имея ничего готового, стал я рыться в своих старых бумагах и отыскал прилагаемый отрывок из „Записок охотника“, который прошу тебя препроводить по принадлежности. 

Всех их напечатано двадцать два, но заготовлено было около тридцати. Иные очерки остались недоконченными из опасения, что цензура их не пропустит; другие – потому что показались мне не довольно интересными или неидущими к делу. К числу последних принадлежит и набросок, озаглавленный „Живые мощи“. 

Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».  В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».

Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской». В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения.

Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».

С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту. Основная тема и идея «Записок охотника» - изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Здесь Тургенев дает оценку высоких духовных и нравственных качеств; показывает нравственное оскудение русского дворянства Идея произведения – это протест против крепостного права. « Записки охотника состоят из 25 произведений. Все произведения , которые входят в цикл объединяют тема, общность содержания, взятого из обыденной жизни.

С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника»

(«Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту.

Основная тема и идея «Записок охотника» - изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Здесь Тургенев дает оценку высоких духовных и нравственных качеств; показывает нравственное оскудение русского дворянства

Идея произведения – это протест против крепостного права.

« Записки охотника состоят из 25 произведений.

Все произведения , которые входят в цикл объединяют тема, общность содержания, взятого из обыденной жизни.

ЧТО ТАКОЕ ЦИКЛ РАССКАЗОВ? Цикл рассказов как жанровое понятие (циклизация). Циклизация (от греч.KYKLOS- «круг, колесо»)- объединение ряда произведений на основе идейно- тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, образов персонажей, формы повествования стиля. Результатом такого объединения является цикл. ( Википедия)

ЧТО ТАКОЕ ЦИКЛ РАССКАЗОВ?

Цикл рассказов как жанровое понятие (циклизация). Циклизация (от греч.KYKLOS- «круг, колесо»)- объединение ряда произведений на основе идейно- тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, образов персонажей, формы повествования стиля. Результатом такого объединения является цикл.

( Википедия)

Что представляет собой русский народ и подавляющее его большинство – крестьянство, каковы его духовные ресурсы, как влияет на народ существующий общественно-политический строй и в первую очередь крепостное право – на эти все вопросы можно найти ответ в « Записках охотника» И. С. Тургенева. В этот цикл входит и рассказ « Живые мощи»

Что представляет собой русский народ и подавляющее его большинство – крестьянство, каковы его духовные ресурсы, как влияет на народ существующий общественно-политический строй и в первую очередь крепостное право – на эти все вопросы можно найти ответ в « Записках охотника»

И. С. Тургенева.

В этот цикл входит и рассказ

« Живые мощи»

Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа: События разворачиваются в Алексеевке. Там располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича. Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор встречался в первой половине 40-х годов. Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был знаком в 17-летнем возрасте, он также взял во внимание для создания Лукерьи. В юные годы она была живой и жизнерадостной личностью, но затем болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила ее усыхать. Именно она и напомнила автору живые мощи.

Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:

  • События разворачиваются в Алексеевке. Там располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича.
  • Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор встречался в первой половине 40-х годов.
  • Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был знаком в 17-летнем возрасте, он также взял во внимание для

создания Лукерьи. В юные годы она была живой и жизнерадостной личностью, но затем болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила ее усыхать. Именно она и напомнила автору живые мощи.

Троице-Сергиева Лавра Мощи преподобного Сергия Радонежского РАЗБЕРЕМ ПОНЯТИЕ «МОЩИ» Заглавие как ключевое понятие всего рассказа  Лингвистический комментарий  1. Мощи – высохшие останки людей, считаемые церковью святыми.  Живые мощи – перен.: о больном , очень исхудалом человеке.  толковый словарь С.И.Ожегова  2. Мощи – нетленное тело угодника Божьего.  толковый словарь В.И.Даля  3. Мощи – останки людей, считаемые церковью святыми. Заимств. из ст.-слав. языка: МОШТЬ – «сила» (во мн. ч.) Буквально «силы, способные совершать чудеса»  этимологический словарь Н.М.Шанского Праведник – человек, который живет праведной жизнью; Видение – призрак, привидение; Душа – внутренний, психический мир человека; Икона – у верующих: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых. Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.

Троице-Сергиева Лавра

Мощи преподобного Сергия Радонежского

РАЗБЕРЕМ ПОНЯТИЕ «МОЩИ»

Заглавие как ключевое понятие всего рассказа Лингвистический комментарий

1. Мощи – высохшие

останки людей, считаемые церковью святыми. Живые мощи – перен.: о больном , очень исхудалом человеке. толковый словарь С.И.Ожегова 2. Мощи – нетленное тело угодника Божьего. толковый словарь В.И.Даля 3. Мощи – останки людей, считаемые церковью святыми. Заимств. из ст.-слав. языка: МОШТЬ – «сила» (во мн. ч.) Буквально «силы, способные совершать чудеса» этимологический словарь Н.М.Шанского

  • Праведник – человек, который живет праведной жизнью;
  • Видение – призрак, привидение;
  • Душа – внутренний, психический мир человека;
  • Икона – у верующих: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых.
  • Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.
« Живые мощи» НАЗВАНИЕ РАССКАЗА Используется стилистическая фигура, которая называется  «оксюморон» Что такое оксюморон? Оксюморон  –  это  литературное понятие, которое сочетает в себе два противоположных или противоречивых аспекта в одном выражении. В переводе с греческого «оксюморон» -«остроумная глупость», что само по себе является оксюмороном.  Хотя такие определения явлений действительности парадоксальны по своей сути, но они, образно говоря, мирно «уживаются» вместе, создавая яркий выразительный образ, который хочет донести до своих читателей художник слова.

« Живые мощи»

НАЗВАНИЕ РАССКАЗА

Используется стилистическая фигура, которая называется  «оксюморон»

Что такое оксюморон?

Оксюморон  –  это  литературное понятие, которое сочетает в себе два противоположных или противоречивых аспекта в одном выражении.

В переводе с греческого «оксюморон» -«остроумная глупость», что само по себе является оксюмороном. 

Хотя такие определения явлений действительности парадоксальны по своей сути, но они, образно говоря, мирно «уживаются» вместе, создавая яркий выразительный образ, который хочет донести до своих читателей художник слова.

« Живые мощи» « Мёртвые души» И. С. Тургенев Н. В. Гоголь 1842 год 1874 год Наличие христианских добродетелей Отсутствие христианских добродетелей

« Живые мощи»

« Мёртвые души»

И. С. Тургенев

Н. В. Гоголь

1842 год

1874 год

Наличие

христианских добродетелей

Отсутствие

христианских добродетелей

Рассказ «Живые мощи» интересен тем, что в нём не поднимаются социальные проблемы, всегда волновавшие писателя, но с удивительной точностью изображается народный тип. И. С. Тургенев приподнимает завесу с великой русской души. Весь рассказ пропитан духом и колоритом русского народа. Неслучайно эпиграф взят из стихотворения Ф. Тютчева, с необычайной поэтической силой воспевшего русский многострадальный народ. Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный,  Ч т о сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.  Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя. (Ф. Тютчев)

Рассказ «Живые мощи» интересен тем, что в нём не поднимаются социальные проблемы, всегда волновавшие писателя, но с удивительной точностью изображается народный тип.

И. С. Тургенев приподнимает завесу с великой русской души. Весь рассказ пропитан духом и колоритом русского народа. Неслучайно эпиграф взят из стихотворения Ф. Тютчева, с необычайной поэтической силой воспевшего русский многострадальный народ.

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Ч т о сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

(Ф. Тютчев)

 Цикл рассказов «Записки охотника» обращён к жизни крестьян, наполнен антикрепостническими настроениями. Писатель раскрывает различные стороны народного характера. Особенно привлекательны образы крестьян, в которых воплощена поэтичность, непосредственность, высокая нравственность и чистота народной души. В рассказе «Живые мощи» Тургенев развивает тему долготерпения русского народа в свете христианского гуманизма, создаёт образ крепостной крестьянки, наделённый чертами святой.  В рассказе Тургенева «Живые мощи» заглавие и эпиграф имеют глубокий смысл. Не просто терпение, а именно «долготерпение» определяет основную черту характера Лукерье. В героине великое , безграничное терпение. А заглавие- это основное понятие всего рассказа , которое раскрывает религиозно- философский смысл рассказа в целом.

Цикл рассказов «Записки охотника» обращён к жизни крестьян, наполнен антикрепостническими настроениями. Писатель раскрывает различные стороны народного характера. Особенно привлекательны образы крестьян, в которых воплощена поэтичность, непосредственность, высокая нравственность и чистота народной души. В рассказе «Живые мощи» Тургенев развивает тему долготерпения русского народа в свете христианского гуманизма, создаёт образ крепостной крестьянки, наделённый чертами святой.

В рассказе Тургенева «Живые мощи» заглавие и эпиграф имеют глубокий смысл.

Не просто терпение, а именно «долготерпение» определяет основную черту характера Лукерье. В героине великое , безграничное терпение.

А заглавие- это основное понятие всего рассказа , которое раскрывает религиозно- философский смысл рассказа в целом.

ПОЧЕМУ ПОВЕСТВОВАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕЙЗАЖА, С ПОДРОБНОГО ОПИСАНИЯ ЛИВНЯ, А ЗАТЕМ СОЛНЕЧНОГО УТРА? «…для охотника дождь — сущее бедствие. Именно такому бедствию подверглись мы с Ермолаем в одну из наших поездок за тетеревами в Белевский уезд. С самой утренней зари дождь не переставал. Уж чего-чего мы не делали, чтобы от него избавиться!» … На следующий день я проснулся ранехонько. Солнце только что встало; на небе не было ни одного облачка; всё кругом блестело сильным двойным блеском: блеском молодых утренних лучей и вчерашнего ливня. Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов. Я даже шапку снял с головы и дышал радостно — всею грудью». В ПРИРОДЕ ПЛОХАЯ ПОГОДА СМЕНЯЕТСЯ ХОРОШЕЙ, В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА РАДОСТЬ ОБРЫВАЕТСЯ ПЕЧАЛЬЮ.

ПОЧЕМУ ПОВЕСТВОВАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕЙЗАЖА, С ПОДРОБНОГО ОПИСАНИЯ ЛИВНЯ, А ЗАТЕМ СОЛНЕЧНОГО УТРА?

«…для охотника дождь — сущее бедствие. Именно такому бедствию подверглись мы с Ермолаем в одну из наших поездок за тетеревами в Белевский уезд. С самой утренней зари дождь не переставал. Уж чего-чего мы не делали, чтобы от него избавиться!»

На следующий день я проснулся ранехонько. Солнце только что встало; на небе не было ни одного облачка; всё кругом блестело сильным двойным блеском: блеском молодых утренних лучей и вчерашнего ливня. Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов. Я даже шапку снял с головы и дышал радостно — всею грудью».

В ПРИРОДЕ ПЛОХАЯ ПОГОДА СМЕНЯЕТСЯ ХОРОШЕЙ, В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА РАДОСТЬ ОБРЫВАЕТСЯ ПЕЧАЛЬЮ.

КОГДА МЕНЯЕТСЯ РАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ?

«Я приблизился — и остолбенел от удивления. Предо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?»

Картина прекрасного летнего утра контрастна тому, что рассказчик увидел в плетёном сарайчике.

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ КОНТРАСТ В ОПИСАНИИ ПОРТРЕТА БОЛЬНОЙ ЛУКЕРЬИ?

«Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать — только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, — но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нем, по металлическим его щекам, я вижу — силится... силится и не может расплыться улыбка».

Рассказчик воспринимает Лукерью как святую. Его поражает необычная внешность, напоминающая икону и в то же время излучающая жизнь, смирение, покой, неземное. Не случайно рассказ называется «Живые мощи». Вспомним: «Мощи — нетленное тело угодника Божия».

РАССКАЗЧИК И ЛУКЕРЬЯ Постепенно внимание рассказчика обращается к внутренней жизни героини - И так ты всё лежишь да лежишь?  - Кто же за тобой ходит? Присматривает кто?  - И нескучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?  - Хочешь, я распоряжусь: тебя в больницу перевезут, в хорошую городскую больницу? В вопросах – сочувствие, желание помочь

РАССКАЗЧИК И ЛУКЕРЬЯ

Постепенно внимание рассказчика обращается к внутренней жизни героини

- И так ты всё лежишь да лежишь? - Кто же за тобой ходит? Присматривает кто? - И нескучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? - Хочешь, я распоряжусь: тебя в больницу перевезут, в хорошую городскую больницу?

В вопросах – сочувствие,

желание помочь

КАКОЙ ЛУКЕРЬЯ БЫЛА В ПРОШЛОМ?

«Эта мумия — Лукерья, первая красавица во всей нашей дворне — высокая, полная, белая, румяная, — хохотунья, плясунья, певунья! Лукерья, умница Лукерья, за которою ухаживали все наши молодые парни, по которой я сам втайне вздыхал, я — шестнадцатилетний мальчик!»

КАКИЕ ЧУВСТВА ИСПЫТЫВАЕТ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ, КАК ОН ОТНОСИТСЯ К БОЛЬНОЙ ЛУКЕРЬЕ?

Рассказчика изумляло, что она вела разговор почти весело, не напрашиваясь на жалость к себе, понимание. Силилась улыбнуться, кусая пересохшие губы. Наконец собралась петь.

«Мысль, что это полумертвое существо готовится запеть, возбудила во мне невольный ужас. Но прежде чем я мог промолвить слово — в ушах моих задрожал протяжный, едва слышный, но чистый и верный звук... за ним последовал другой, третий. «Во лузях» пела Лукерья. Она пела, не изменив выражения своего окаменелого лица, уставив даже глаза. Но так трогательно звенел этот бедный, усиленный, как струйка дыма колебавшийся голосок, так хотелось ей всю душу вылить...»

«Мысль, что это полумертвое существо готовится запеть, возбудила во мне невольный ужас…»

«Уже не ужас чувствовал я: жалость несказанная стиснула мне сердце».

Мы видим, как ужас повествователя сменяется невыразимой жалостью, которая сжимает его сердце. Рассказчик удивительно точно передаёт состояние героини через её голос, он понимает её и переполнен состраданием к бедной женщине.

КАК ЖИВЁТ ЛУКЕРЬЯ В НАСТОЯЩЕМ? НАЙДИТЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, РАСКРЫВАЮЩИЕ БОГАТЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР ГЕРОИНИ. – Лукерья не держит зла на мужа, который женился на другой, оправдывает его, радуется за него: «И какая уж я ему могла быть подруга... А жену он нашёл себе хорошую, добрую, и детки есть у них... не оставаться же ему холостым».  – Лукерья ещё думает, как помочь чем-то другим. Девочку-сиротку учит народным песням.  – Девушки крестьянские зайдут, погуторят; странница забредет, станет про Иерусалим рассказывать, про Киев, про святые города.  – Я хоть грамоте знаю и читать завсегда охоча была … А то я молитвы читаю, — продолжала, отдохнув немного, Лукерья. — Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану господу богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест — значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту Отче наш, Богородицу, акафист Всем скорбящим — да и опять полеживаю себе безо всякой думочки.

КАК ЖИВЁТ ЛУКЕРЬЯ В НАСТОЯЩЕМ? НАЙДИТЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, РАСКРЫВАЮЩИЕ БОГАТЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР ГЕРОИНИ.

Лукерья не держит зла на мужа, который женился на другой, оправдывает его, радуется за него: «И какая уж я ему могла быть подруга... А жену он нашёл себе хорошую, добрую, и детки есть у них... не оставаться же ему холостым».

Лукерья ещё думает, как помочь чем-то другим. Девочку-сиротку учит народным песням.

Девушки крестьянские зайдут, погуторят; странница забредет, станет про Иерусалим рассказывать, про Киев, про святые города.

Я хоть грамоте знаю и читать завсегда охоча была … А то я молитвы читаю, — продолжала, отдохнув немного, Лукерья. — Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану господу богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест — значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту Отче наш, Богородицу, акафист Всем скорбящим — да и опять полеживаю

себе безо всякой думочки.

А отношение её к природе — яркое свидетельство своеобразной, поэтической натуры русской крестьянки. Для Тургенева — человек неотделимая часть природы, и отношение к природе — мера нравственной оценки человека.  – Лукерья не просто любит цветы, птиц, животных, она живёт внутри природы.  «Вижу прекрасно и всё слышу, всё. Крот под землёю роется — я и то слышу...  Гречиха в поле зацветёт или липа в саду — мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу... воробей залетит или бабочка — мне очень приятно...»  «Ласточки вон там в углу гнездо себе свили и детей вывели. Уж как же оно было занятно!»  «А то раз... заяц близко сел... всё носом водит и усами дёргал — настоящий офицер! И на меня смотрел. Понял, значит, что я ему не страшна».  «Какие вы, господа охотники, злые!»  «Вся-то она, ласточка, не больше жука...»  «Полевые цветы хороши, пахнут ещё лучше садовых. Вот хоть бы ландыш... на что приятнее!»

А отношение её к природе — яркое свидетельство своеобразной, поэтической натуры русской крестьянки. Для Тургенева — человек неотделимая часть природы, и отношение к природе — мера нравственной оценки человека.

Лукерья не просто любит цветы, птиц, животных, она живёт внутри природы. «Вижу прекрасно и всё слышу, всё. Крот под землёю роется — я и то слышу... Гречиха в поле зацветёт или липа в саду — мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу... воробей залетит или бабочка — мне очень приятно...» «Ласточки вон там в углу гнездо себе свили и детей вывели. Уж как же оно было занятно!» «А то раз... заяц близко сел... всё носом водит и усами дёргал — настоящий офицер! И на меня смотрел. Понял, значит, что я ему не страшна». «Какие вы, господа охотники, злые!» «Вся-то она, ласточка, не больше жука...» «Полевые цветы хороши, пахнут ещё лучше садовых. Вот хоть бы ландыш... на что приятнее!»

О ЧЁМ ПРОСИТ ЛУКЕРЬЯ БАРИНА? НАЙДИТЕ ЭТОТ ФРАГМЕНТ.  «Я стал прощаться с нею... попросил её ещё раз хорошенько подумать и сказать мне — не нужно ли ей чего? — Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу, — с величайшим усилием, но умилённо произнесла она. — Дай Бог всем здоровья. А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить — крестьяне здешние бедные, хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет. Они бы за вас Богу помолились. А мне ничего не нужно, всем довольна». 

О ЧЁМ ПРОСИТ ЛУКЕРЬЯ БАРИНА? НАЙДИТЕ ЭТОТ ФРАГМЕНТ. «Я стал прощаться с нею... попросил её ещё раз хорошенько подумать и сказать мне — не нужно ли ей чего?

Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу, — с величайшим усилием, но умилённо произнесла она. — Дай Бог всем здоровья. А вот вам бы, барин, матушку вашу

уговорить — крестьяне здешние бедные, хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет. Они бы за вас Богу помолились. А мне ничего не нужно, всем довольна». 

14 июля 1572 году был обнаружено место захоронения святой девы Гликерии Новгородской. Пролежав в земле более пятидесяти лет, тело праведницы оказалось нетленным. Сохранились сведения, что после предания тела земле, многие страждущие находили исцеление от посещения могилы Гликерии и обращения к ней в молитве.

Святые мощи усопшей праведницы Гликерии Новгородской с соблюдением всех торжественных обязательств были положены архиепископом Новгородским Леонидом во храме, возведенном в честь святых мучеников Фрола и Лавра. В этот же день стали твориться многократные чудеса исцеления. Все это послужило основанием для канонизации и причисления праведной Гликерии Новгородской к лику святых.

КОМУ, ПО МНЕНИЮ ХУДОЖНИКА, БЛИЗКА РУССКАЯ КРЕСТЬЯНКА ЛУКЕРЬЯ ПО СВОЕЙ ДУХОВНОЙ СИЛЕ, ТЕРПЕНИЮ И МУЖЕСТВУ?

В русской житийной литературе изображены святые, их чудесное рождение. Они, служа Богу, совершают подвижнический подвиг, защищают свой народ и родину от врагов, совершают чудеса, но также прославляются и святые, которые смиренно выносили тяжёлые испытания, соблюдая христианские заповеди. В рассказе Тургенева образ такой святой. 

ИСТОКИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА - В ПРАВОСЛАВИИ.  ВЕРА В БОГА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРУ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА.  Возможно, для кого-то станет откровением, что каждый святой — это обыкновенный человек из плоти и крови, некогда живший на Земле. Обыкновенный в том смысле, что он ел и пил, спал, дышал, чувствовал все, что присуще каждому из нас. Но святой от обычного человека отличается тем, что этот человек смог своей жизнью познать и воплотить Замысел Господа о вечном спасении.  Можно представить, что святой человек — это такое уникальное существо, которое не грешит, которому неведомы ни искушения, ни страсти, ни желания. Это совершенно не так, многие подвижники испытывали страшнейшие духовные испытания. Они мучились и чревоугодием, и блудной похотью, и гневливостью, и тщеславием. Разница не в том, что эти люди ощущали и с чем сталкивались по жизни, а в том, как на это все реагировали и как преодолевали. Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен

ИСТОКИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА - В ПРАВОСЛАВИИ.

ВЕРА В БОГА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРУ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Возможно, для кого-то станет откровением, что каждый святой — это обыкновенный человек из плоти и крови, некогда живший на Земле. Обыкновенный в том смысле, что он ел и пил, спал, дышал, чувствовал все, что присуще каждому из нас. Но святой от обычного человека отличается тем, что этот человек смог своей жизнью познать и воплотить Замысел Господа о вечном спасении.

Можно представить, что святой человек — это такое уникальное существо, которое не грешит, которому неведомы ни искушения, ни страсти, ни желания. Это совершенно не так, многие подвижники испытывали страшнейшие духовные испытания. Они мучились и чревоугодием, и блудной похотью, и гневливостью, и тщеславием. Разница не в том, что эти люди ощущали и с чем сталкивались по жизни, а в том, как на это все реагировали и как преодолевали.

Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен

ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЛУКЕРЬИ смирение терпение кротость любовь к людям умение «нести свой крест»

ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЛУКЕРЬИ

смирение

терпение

кротость

любовь к людям

умение «нести

свой крест»

ИСТОКИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА - В ПРАВОСЛАВИИ.  ВЕРА В БОГА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРУ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА  Духовную силу и волю Лукерьи укрепляет истинная вера в Бога. Лукерья знает и до конца чувствует, что Он любит её, что её ожидает новая, вечная жизнь:  «Да и на что я стану Господу Богу наскучивать? О чём я Его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал Он мне Крест — значит, меня Он любит. Так нам велено это понимать».  Смиренная Лукерья, соблюдающая Божьи заповеди, с её желанием добра ближним, самопожертвованием, готовностью помочь, сама страдающая, тяжелобольная, не думает о своей исключительности, считая себя обыкновенным человеком.  Лукерья вот-вот умрёт, а в таком состоянии человек живёт и думает не так, как в здравии. Тургенев говорит о рассказе: «Всё это истинное происшествие».  Под пером великого художника реальный образ становится образом огромной обобщающей силы. Понятно, Лукерья — главная героиня рассказа.

ИСТОКИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА - В ПРАВОСЛАВИИ.

ВЕРА В БОГА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРУ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА

Духовную силу и волю Лукерьи укрепляет истинная вера в Бога. Лукерья знает и до конца чувствует, что Он любит её, что её ожидает новая, вечная жизнь: «Да и на что я стану Господу Богу наскучивать? О чём я Его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал Он мне Крест — значит, меня Он любит. Так нам велено это понимать». Смиренная Лукерья, соблюдающая Божьи заповеди, с её желанием добра ближним, самопожертвованием, готовностью помочь, сама страдающая, тяжелобольная, не думает о своей исключительности, считая себя обыкновенным человеком. Лукерья вот-вот умрёт, а в таком состоянии человек живёт и думает не так, как в здравии. Тургенев говорит о рассказе: «Всё это истинное происшествие». Под пером великого художника реальный образ становится образом огромной обобщающей силы. Понятно, Лукерья — главная героиня рассказа.

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ ОБ ОБРАЗЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ?  Богатый барин, не знающий сколько у него земли, страстный охотник, поэтически влюблённый в неброскую красу русской природы. По сочувствию судьбе Лукерьи можно судить и о его отношении к русскому народу.  Чтобы глубоко понять страдания больного человека, надо побывать на его месте: «Да, барин, милый, кто другому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай!» В этих словах много правды. Однако мы видим и чувствуем, что рассказчик глубоко понимает Лукерью, сострадает, любит, наконец, предлагает помощь. Лукерье нельзя много говорить, но она впервые не может наговориться, потому что чувствует рядом человека большого сердца, который разделяет с ней горе и понимает её.

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ ОБ ОБРАЗЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ?

Богатый барин, не знающий сколько у него земли, страстный охотник, поэтически влюблённый в неброскую красу русской природы. По сочувствию судьбе Лукерьи можно судить и о его отношении к русскому народу. Чтобы глубоко понять страдания больного человека, надо побывать на его месте: «Да, барин, милый, кто другому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай!» В этих словах много правды. Однако мы видим и чувствуем, что рассказчик глубоко понимает Лукерью, сострадает, любит, наконец, предлагает помощь. Лукерье нельзя много говорить, но она впервые не может наговориться, потому что чувствует рядом человека большого сердца, который разделяет с ней горе и понимает её.

Написать развернутый ответ на вопрос «В чем тайна души человека?» ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать развернутый

ответ на вопрос

«В чем тайна

души человека?»

ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!