СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С.Тургенев "Как хороши, как свежи были розы"

Категория: Литература
Тема: Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последние годы жизни великого писателя, создание стихотворений в прозе. Влияние на творчество другиз поэтов  ( И.Северянина).

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев "Как хороши, как свежи были розы"»

Ива́н Серге́евич Турге́нев — русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860). Считается одним из классиков мировой литературы.

Ива́н Серге́евич Турге́нев — русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860). Считается одним из классиков мировой литературы.

Начинал своё литературное творчество известный прозаик, как ни странно, со стихов. Когда в 1836 году начинающий поэт показал свои творения профессору Плетнёву, тот пригласил его на литературный вечер, где Тургенев встретился с самим Пушкиным. Через пару лет произведения Тургенева появляются в журнале «Современник». К этому времени им было написано около ста стихотворений и даже поэма.
  • Начинал своё литературное творчество известный прозаик, как ни странно, со стихов. Когда в 1836 году начинающий поэт показал свои творения профессору Плетнёву, тот пригласил его на литературный вечер, где Тургенев встретился с самим Пушкиным. Через пару лет произведения Тургенева появляются в журнале «Современник». К этому времени им было написано около ста стихотворений и даже поэма.

Стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы..»

Стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы..»

Стихотворение в прозе как жанр отличается от афоризма , обычного стихотворения, имеющего членение на строки, ритм и   рифму; от верлибра , имеющего только членение на строфы. Стихотворение в прозе выглядит скорее как проза — внешне в нём нет ничего присущего стихотворной форме. Со стихотворным жанром его сближает эмоциональность — оно передает чувства, переживания лирического героя; тонкий лиризм.

Стихотворение в прозе как жанр отличается от афоризма , обычного стихотворения, имеющего членение на строки, ритм и   рифму; от верлибра , имеющего только членение на строфы. Стихотворение в прозе выглядит скорее как проза — внешне в нём нет ничего присущего стихотворной форме. Со стихотворным жанром его сближает эмоциональность — оно передает чувства, переживания лирического героя; тонкий лиризм.

Стихотворение

Стихотворение "Розы" И.П. Мятлев (1796-1844) написал в 1834 г. Впервые напечатано в 1835 г. без указания автора.

  • Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Как я берег, как я лелеял младость Моих цветов заветных, дорогих; Казалось мне, в них расцветала радость, Казалось мне, любовь дышала в них. Но в мире мне явилась дева рая, Прелестная, как ангел красоты, Венка из роз искала молодая, И я сорвал заветные цветы.
В.Г. Короленко:

В.Г. Короленко: "Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозаикой, создающей цельную картину."

Схема литературоведческого анализа   1. Время и обстоятельства написания произведения. 2. Место произведения в творчестве писателя. 3. Литературный род (эпос, лирика, драма). 4. Жанр произведения. 5. Основная проблематика. 6. Тема. 7. Композиция. 8. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность. 9. Образный строй. 10.Идея. 11.Художественные особенности (тропы, фигуры, приёмы).

Схема литературоведческого анализа

  • 1. Время и обстоятельства написания произведения.
  • 2. Место произведения в творчестве писателя.
  • 3. Литературный род (эпос, лирика, драма).
  • 4. Жанр произведения.
  • 5. Основная проблематика.
  • 6. Тема.
  • 7. Композиция.
  • 8. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность.
  • 9. Образный строй.
  • 10.Идея.
  • 11.Художественные особенности (тропы, фигуры, приёмы).

Где-то, когда-то , давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти : Как хороши, как свежи были розы.
  • Где-то, когда-то , давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти : Как хороши, как свежи были розы.
И вижу я себя перед низким окном загородного  русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица ! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце! Как хороши, как свежи были розы..
  • И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица ! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце! Как хороши, как свежи были розы..
Встают передо мною другие образы ... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками , алые щеки трепещут сдержанным смехом , руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара... Как хороши, как свежи были розы
  • Встают передо мною другие образы ... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками , алые щеки трепещут сдержанным смехом , руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара... Как хороши, как свежи были розы
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча . Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит: Как хороши, как свежи были розы...
  • Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча . Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит: Как хороши, как свежи были розы...
Свеча меркнет и гаснет ... Кто это кашляет там так хрипло и глухо ? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли ... умерли ... Как хороши, как свежи были розы
  • Свеча меркнет и гаснет ... Кто это кашляет там так хрипло и глухо ? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли ... умерли ... Как хороши, как свежи были розы
Итак, подведем итог: В результате нашей работы мы теперь попробуем ответить на вопрос: почему гимн вечной жизни Тургенев захотел исполнить именно стихотворениями в прозе? Почему в конце жизни он обратился именно к такому необычному жанру? Дань моде (Франция). Именно в стихотворениях в прозе возможно передать столько лирических переживаний . Лаконизм и свобода в выборе художественных средств позволяют писателю запечатлеть то, что невозможно отобразить в масштабном эпическом произведении. (Тургеневу хотелось сказать о многом в доступной форме.) Возможность использования в миниатюрах разнообразных жанров (элегия, некролог, сказка, сатира, сон, рассказ, монолог, диалог). Именно в стихотворениях в прозе гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы - это
  • Итак, подведем итог:
  • В результате нашей работы мы теперь попробуем ответить на вопрос: почему гимн вечной жизни Тургенев захотел исполнить именно стихотворениями в прозе? Почему в конце жизни он обратился именно к такому необычному жанру?
  • Дань моде (Франция).
  • Именно в стихотворениях в прозе возможно передать столько лирических переживаний . Лаконизм и свобода в выборе художественных средств позволяют писателю запечатлеть то, что невозможно отобразить в масштабном эпическом произведении. (Тургеневу хотелось сказать о многом в доступной форме.)
  • Возможность использования в миниатюрах разнообразных жанров (элегия, некролог, сказка, сатира, сон, рассказ, монолог, диалог).
  • Именно в стихотворениях в прозе гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы - это "сплав поэзии и прозы". Тургенев любил и хорошо знал музыку - вот почему так красиво "звучат" его произведения.

  Какой представляется личность писателя в эти годы? О чём свидетельствует его «лирический дневник»?   Стихотворения в прозе Тургенева написаны в последние пять лет жизни. В коротких произведениях переданы ощущения человека, предчувствующего свою близкую кончину. Жизнь для него разделилась на две части: до болезни и после. Их разделяет бездна. Там, в том мире, — жизнь, молодость, красота, творчество — счастье; здесь — смерть и мука. Это  взгляд глубоко страдающего человека , не умеющего примириться с болезнью, старостью, смертью.
  •   Какой представляется личность писателя в эти годы? О чём свидетельствует его «лирический дневник»? Стихотворения в прозе Тургенева написаны в последние пять лет жизни. В коротких произведениях переданы ощущения человека, предчувствующего свою близкую кончину. Жизнь для него разделилась на две части: до болезни и после. Их разделяет бездна. Там, в том мире, — жизнь, молодость, красота, творчество — счастье; здесь — смерть и мука. Это  взгляд глубоко страдающего человека , не умеющего примириться с болезнью, старостью, смертью.
  Что нового вы узнали на уроке?    Тургенев заставляет нас задуматься над важнейшими вопросами бытия. Как мы живем? Какие непреходящие ценности управляют нашими поступками? А восхваляет он при этом самую обычную жизнь с её радостями и горестями, т.е. то, что нужно ценить.  Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы с каждым днем становиться хоть немного лучше, исправляя себя.

  Что нового вы узнали на уроке?

  • Тургенев заставляет нас задуматься над важнейшими вопросами бытия. Как мы живем? Какие непреходящие ценности управляют нашими поступками? А восхваляет он при этом самую обычную жизнь с её радостями и горестями, т.е. то, что нужно ценить.
  • Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы с каждым днем становиться хоть немного лучше, исправляя себя.

Домашнее задание: прочитать «Стихотворения в прозе», определить тему, основную мысль.  «Русский язык» выучить наизусть.

Домашнее задание: прочитать «Стихотворения в прозе», определить тему, основную мысль. «Русский язык» выучить наизусть.

Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге  В феврале 1918 в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его соперников — В. Маяковского, К. Бальмонта). В этом же году он уезжает в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается отрезанным от родины.   В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, но читателей становилось все меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они не расходились. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности. Игорю Северянину принадлежат одни из самых известных строк в литературе русского рассеяния : «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!»
  • Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге

В феврале 1918 в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его соперников — В. Маяковского, К. Бальмонта). В этом же году он уезжает в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается отрезанным от родины.  В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, но читателей становилось все меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они не расходились. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности. Игорю Северянину принадлежат одни из самых известных строк в литературе русского рассеяния : «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!»

В те времена, когда роились грезы  В сердцах людей, прозрачны и ясны,  Как хороши, как свежи были розы  Моей любви, и славы, и весны!   Прошли лета, и всюду льются слезы...  Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...  Как хороши, как свежи ныне розы  Воспоминаний о минувшем дне!   Но дни идут - уже стихают грозы.  Вернуться в дом Россия ищет троп...  Как хороши, как свежи будут розы,  Моей страной мне брошенные в гроб!
  • В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слезы... Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране... Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут - уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп... Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!