"И песня с немудреными словами бывает настоящей неспроста"
Конспект урока по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова.
Тип урока: усвоение нового материала.
Цель урока:
Обучающие: знакомство с интересными фактами жизни дагестанского поэта Расула Гамзатова, обучить выразительному чтению стихотворений, анализу поэтических произведений, эстетическому восприятию лирического произведения.
Развивающие цели: развить коммуникативные качества учащихся, обогатить эмоциональную сферу.
Воспитательные цели: воспитать гражданские чувства и нравственные качества учащихся на примере творчества Р.Гамзатова.
Задачи урока: организовать исследовательскую работу учащихся, формировать умения: грамотно излагать свои мысли, творчески подходить к выполнению домашнего задания, работать самостоятельно, развивать монологическую речь.
Методы: исследовательский, частично-поисковый, словесный, демонстраций.
Приемы: выразительное чтение, постановка вопросов, беседа.
Оборудование:
Проектор, портрет Расула Гамзатова, книжная выставка (издание произведений Расула Гамзатова), стенд, оформленный учащимися, свеча, аудиозапись песни «Журавли», документальный фильм "Кавказец родом из Цада", «Краткий путеводитель в мастерскую поэта Расула Гамзатовича Гамзатова» (см.Приложение 1)
Ход урока.
Оформление: портрет Р.Гамзатова, перед ним горит свеча.
I. Организационный этап. Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
На доске эпиграф :
К дальним звездам в небесную роздымь
Улетали ракеты не раз.
Люди, люди – высокие звезды
Долететь бы мне только до вас.
Р.Гамзатов
Учитель: Изумительные строки дагестанского поэта Р.Гамзатова – стихотворение из четырех строчек, облетели весь мир. Потому что эти четыре строчки созданы сердцем, взлетевшим на космическую высоту любви, дружбы и мудрости. Четыре строки – и мы сразу видим образ поэта, образ, который становится в один ряд с высокими звездами, с людьми, с человеком, ибо человек для Расула Гамзатова – это высокие крылья для могучей поэзии.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, я думаю, что вы знаете о том, что в этом учебном году наша школа работает над проектом «150 культур Дона», задачей которого является воспитание у детей с раннего детства уважения к культурам народов, проживающих в Ростовской области. В состав Ростовской области, кроме русского народа, входит много других народов и народностей, для которых донская земля - родина, большой наш общий дом. Поэтому мы должны интересоваться и знать литературу других, братских нам народов, уважительно относиться к народному достоянию.
Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Расула Гамзатовича Гамзатова - народного дагестанского поэта, автора огромного количества стихов и песен, обогативших культуру многонациональной России. Многие песни на его стихи столь органично вошли в сознание народа России, что по праву считаются общенациональными российскими шедеврами.
III. Первичное усвоение новых знаний.
(звучит мелодия к стихам Р. Гамзатова).
Учащийся 1: В дождливые дни родники на склонах гор становятся особенно сильными. В засуху многие из них иссякают. Но есть родники, которые клокочут и бьют во все времена. С журчанием бегут их воды и реки сливаются с морем...
Вот так и поэзия Расула Гамзатова. Рожденная в ауле Цада, потекла она по родным горам и живой струей влилась в литературное море нашей страны.
Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в ауле Цада в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы.
В большой семье крестьянской, сакле скромной,
Под солнцем плывшем в утреннем дыму
Родился в Дагестанской автономной
Мальчишка неизвестный никому.
Он рос над облаками снеговыми,
Где у людей бесстрашные сердца.
И как ягнёнок рожками своими,
Гордился родом своего отца.
Учащийся 2: Как и все советские дети, в возрасте 7 лет, Расул Гамзатов пошел учиться в среднюю школу Аранинска, был довольно прилежным, смышленым и любознательным учеником. Мальчик очень любил свою маму.
Изрек пророк:
- Нет бога, кроме бога!-
Я говорю:
- Нет мамы, кроме мамы!..-
Никто меня не встретит у порога,
Где сходятся тропинки, словно шрамы.
Вхожу и вижу четки,
на которых
Она в разлуке, сидя одиноко,
Считала ночи, черные, как порох,
И белы дни, летящие с востока.
Кто разожжет теперь огонь в камине,
Чтобы зимой согрелся я с дороги?
Кто мне, любя, грехи отпустит ныне
И за меня помолится в тревоге?
Я в руки взял Коран, тисненный строго,
Пред ним склонялись грозные имамы.
Он говорит:
- Нет бога, кроме бога!-
Я говорю:
- Нет мамы, кроме мамы!
Учащийся 3:
С раннего детства маленькому Расулу очень нравилось слушать стихи, написанные его отцом. Вскоре он выучил их наизусть. Когда мальчику было всего лишь 9 лет, он написал свои первые стихи, когда впервые увидел самолет в своем селении Цада. Мальчика переполняли эмоции, и он решил отразить их на бумаге. С этого дня строки из-под его пера лились, как из рога изобилия. Они были о его родной школе, о друзьях-одноклассниках, об учителях и т. д. К 13 годам в одной из аварских газет опубликовали одно из его стихотворений.
Учащийся 4:
После этого Расул то и дело печатался в различных местных изданиях. Поскольку собственного псевдонима у юноши не было, то он подписывался творческим именем своего отца - Цадаса. Но однажды один седой горец выказал ему свое удивление по поводу изменений в стиле его отца. И для того чтобы его не спутали с Цадасом, он взял себе в качестве псевдонима фамилию своего предка. Ныне он был молодым аварским поэтом, который носил имя Расул Гамзатов.
День и ночь рождены для добра
Дети времени - брат и сестра.
И от века они по планете
Только порознь ходят всегда,
А Земли первозданные дети -
Это люди, огонь и вода.
Над рекою костер языкато
Рвется в небо.
И рад до утра
Видеть я красноликого брата,
Слыша, как напевает сестра.
Учащийся 1:
После окончания 8 класса средней школы будущий известный поэт подал документы в Аварское педагогическое училище в городе Буйнакске. Через 2 года он уже учителем вернулся в свою родную школу. Спустя некоторое время он поступил на службу в Аварский государственный театр в качестве помощника режиссера, а потом устроился заведующим отделом в дагестанскую газету «Большевик гор», где также работал собственным корреспондентом. Дальше судьба его привела на дагестанское радио, и он некоторое время был редактором передач.
Учащийся 2:
После окончания Великой Отечественной войны, в которой он потерял братьев, Расул Гамзатов переехал в Москву для учебы в столичном литинституте им. М. Горького. Здесь, в институте, молодой аварец открыл для себя много нового. Поэзия раскрылась для него в новом свете. Все больше знакомясь с творчеством различных русских и иностранных авторов, он каждый раз влюблялся то в одного, то в другого.
Я с ребятами встречи жажду,
Загрустил по студентам я.
Вместе все и отдельно каждый
Предо мною встают друзья.
Что мне надо? Отвечу вкратце:
Пусть, как прежде, звенит звонок,
Чтобы снова нам вместе собраться
Хоть на самый короткий срок.
Даже пусть без стихов по кругу,
Без экзаменной кутерьмы.
Только в лица взглянуть друг другу,
И на то б согласились мы.
Были общими наши планы,
Общей радость была и беда,
И сердца наши и чемоданы
Без замков оставались всегда.
В мире было студентов немало,
Но, пожалуй, с древнейших дней
Курса лучшего не бывало,
Не бывало ребят дружней!
Пусть один был ленив немного,
А иной болтливей других,
Но к последнему курсу, ей-богу,
Удалось нам исправить их.
Был один из нас скуповатым,
Но и он не принес нам зла.
Ну а в целом какие ребята,
И какие были девчата,
И какою пора была!
Я по ней стосковался смертельно, З
Загрустил по ребятам я.
Вместе все и каждый отдельно
Предо мною встают друзья.
Учащийся 3:
Среди его любимцев были Блок, Есенин, Багрицкий, Маяковский, ну и, конечно, Пушкин. В 1950 году поэт Расул Гамзатов окончил институт. Позже он говорил, что русская литература произвела неизгладимое впечатление на него и на его творчество.
Все, что в нас хорошего бывает,
Молодостью люди называют.
Пыл души, непримиримость в спорах,
Говорят, пройдут, и очень скоро.
Говорят, когда я старше буду,
Я горячность юности забуду,
От тревог и от дорог устану.
Говорят, я равнодушным стану.
Сделаюсь спокойным и солидным,
Безразличным к славе и обидам,
Буду звать гостей на чашку чая,
От друзей врагов не отличая...
Если, правда, может так случиться —
Лучше мне сегодня ж оступиться,
Лучше мне такого не дождаться,
Нынче в пропасть со скалы сорваться!
После того как Расул Гамзатов получил высшее образование в московском литературном и вернулся в родной Дагестан, его избрали председателем Союза писателей автономной республики. Эту должность он занимал целых 53 года, вплоть до своей кончины в 2003-м.
Учащийся 4:
Жизнь Расула Гамзатова была очень насыщенной: он постоянно переезжал из Дагестана в Москву, много путешествовал, встречался с поклонниками своего таланта, но самое главное - он всегда ощущал внимание и заботу государства. Его можно назвать баловнем судьбы. В те годы государство присуждало талантливым деятелям искусства различные премии и награждало медалями и орденами. Гамзатов был кавалером орденов Ленина (четырежды), “Октябрьской революции”, “ Дружбы народов” и др. Перед смертью в 2003 году он от президента В. Путина получил орден Андрея Первозванного.
Учащийся 1:
Еще во время учебы в институте вышел в свет первый сборник стихов знаменитого аварского поэта на русском языке. После этого он был переведен на языки других народов СССР. Лучшими произведениями поэта были: «Наши горы», «Земля моя», «Год моего рождения», «Слово о старшем брате», «Родина горца», «В горах мое сердце» и другие. Практически каждый из сборников удостаивался какой-либо государственной премии.
Учащийся 2:
Великий аварский поэт скончался в 2003 году в возрасте 80 лет. Еще при жизни он обессмертил себя своими прекрасными произведениям. Правительства России и Дагестана не раз принимали решения об установлении мемориалов памяти великому аварцу как на территории Дагестана (здесь установлены в большом количестве памятники Расулу Гамзатову), так и по всей России. В 2013 году в присутствии президента РФ В. Путина и мэра Москвы в столице был торжественно открыт мемориал памяти великому поэту.
Про жизнь я думаю, что как надо
Идет она - в вечерних трудах и драках
И смерть, я думаю, мне в награду
Придет, не подав заранее знаков.
Не опасаясь нежданной встречи,
Живу, не боясь во все горло гаркать.
Свечу как могу! Есть люди - свечи,
Не обязательно стать огарком.
О жизни и творчестве Р. Гамзатова созданы кинофильмы "В горах мое сердце", "Кавказец родом из Цада", "Наш Расул" и другие. Сейчас мы посмотрим фрагмент документального фильма "Кавказец родом из Цада" (Учащиеся смотрят фрагмент кинофильма)
IV.Первичная проверка понимания.
Учитель: Сейчас мы проверим, что нового вы узнали о жизни и творчестве Гамзатова. Перед вами на партах лежит краткий путеводитель в мастерскую поэта Расула Гамзатовича Гамзатова.(Приложение 1)
Откройте его и заполните кроссворд. (Учащиеся заполняют кроссворд)
V.Первичное закрепление.
Учитель: Одним из стихотворений, благодаря которому Р.Гамзатов получил широкую известность, было стихотворение «Журавли». Поразительна история его возникновения. В 60-х годах Гамзатов был в Японии, видел известный памятник белым журавлям, поставленный в городе Хиросиме на месте взрыва американской атомной бомбы во время Второй мировой войны. Там же он получил телеграмму о смерти матери. В самолёте он вспомнил погибших на войне братьев – и написал стихи о журавлях как о символе смерти и вечной памяти об умерших. Внимательно послушайте это стихотворение и заполните таблицу, определив художественные средства, которые автор использует для передачи своих чувств. (Учащийся читает наизусть стихотворение «Журавли»)
- Каким вы видите лирического героя?
- Почему стихотворение называется «Журавли»?
- Какие изобразительно- выразительные средства есть в стихотворении?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?
-В задании №2 краткого путеводителя вам необходимо заполнить таблицу. (Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу (см. Приложение 1))
- На стихотворение «Журавли» композитор Ян Френкель написал музыку, и эта песня по сей день считается своеобразным гимном всем тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны. (Прослушивание аудиозаписи песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса).
VI. Домашнее задание.
Подготовить сообщение «Чему научил нас Р.Гамзатов» или написать мини- сочинение на тему «Какой бы памятник я поставил Р.Гамзатову?»
Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.
VII. Рефлексия.
- Что вы узнали о Расуле Гамзатове?
- О чём писал поэт?
-Какие стихотворения вам особенно запомнились и почему?
Хотелось бы закончить наш урок словами аварской поэтессы и писательницы Фазу Алиевой: «Расул Гамзатов – поэт со своей яркой художественной позицией. Для него характерно обострённое восприятие жизни: любить – так любить, ненавидеть – так ненавидеть. Он – поэт жизни, видит жизнь подробно, детально, осязаемо, конкретно…»