СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"И песня с немудреными словами бывает настоящей неспроста" Конспект урока по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"И песня с немудреными словами бывает настоящей неспроста" Конспект урока по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова»

"И песня с немудреными словами бывает настоящей неспроста"

Конспект урока по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова.

Тип урока: усвоение нового материала.

Цель урока:

Обучающие: знакомство с интересными фактами жизни дагестанского поэта Расула Гамзатова, обучить выразительному чтению стихотворений, анализу поэтических произведений, эстетическому восприятию лирического произведения.

Развивающие цели: развить коммуникативные качества учащихся, обогатить эмоциональную сферу.

Воспитательные цели: воспитать гражданские чувства и нравственные качества учащихся на примере творчества Р.Гамзатова.

Задачи урока: организовать исследовательскую работу учащихся, формировать умения: грамотно излагать свои мысли, творчески подходить к выполнению домашнего задания, работать самостоятельно, развивать монологическую речь.

Методы: исследовательский, частично-поисковый, словесный, демонстраций.

Приемы: выразительное чтение, постановка вопросов, беседа.

Оборудование:

Проектор, портрет Расула Гамзатова, книжная выставка (издание произведений Расула Гамзатова), стенд, оформленный учащимися, свеча, аудиозапись песни «Журавли», документальный фильм "Кавказец родом из Цада", «Краткий путеводитель в мастерскую поэта Расула Гамзатовича Гамзатова» (см.Приложение 1)







Ход урока.

Оформление: портрет Р.Гамзатова, перед ним горит свеча.

I. Организационный этап. Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

На доске эпиграф :



К дальним звездам в небесную роздымь

Улетали ракеты не раз.

Люди, люди – высокие звезды

Долететь бы мне только до вас.

Р.Гамзатов



Учитель: Изумительные строки дагестанского поэта Р.Гамзатова – стихотворение из четырех строчек, облетели весь мир. Потому что эти четыре строчки созданы сердцем, взлетевшим на космическую высоту любви, дружбы и мудрости. Четыре строки – и мы сразу видим образ поэта, образ, который становится в один ряд с высокими звездами, с людьми, с человеком, ибо человек для Расула Гамзатова – это высокие крылья для могучей поэзии.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.



Ребята, я думаю, что вы знаете о том, что в этом учебном году наша школа работает над проектом «150 культур Дона», задачей которого является воспитание у детей с раннего детства уважения к культурам народов, проживающих в Ростовской области. В состав Ростовской области, кроме русского народа, входит много других народов и народностей, для которых донская земля -  родина, большой наш общий дом. Поэтому мы должны интересоваться и знать литературу других, братских нам народов, уважительно относиться к народному достоянию.

Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Расула Гамзатовича Гамзатова - народного дагестанского поэта, автора огромного количества стихов и песен, обогативших культуру многонациональной России. Многие песни на его стихи столь органично вошли в сознание народа России, что по праву считаются общенациональными российскими шедеврами.

III. Первичное усвоение новых знаний.

(звучит мелодия к стихам Р. Гамзатова).

Учащийся 1: В дождливые дни родники на склонах гор становятся особенно сильными. В засуху многие из них иссякают. Но есть родники, которые клокочут и бьют во все времена. С журчанием бегут их воды и реки сливаются с морем...

Вот так и поэзия Расула Гамзатова. Рожденная в ауле Цада, потекла она по родным горам и живой струей влилась в литературное море нашей страны.

Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в ауле Цада в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы.



В большой семье крестьянской, сакле скромной,

Под солнцем плывшем в утреннем дыму

Родился в Дагестанской автономной

Мальчишка неизвестный никому.

Он рос над облаками снеговыми,

Где у людей бесстрашные сердца.

И как ягнёнок рожками своими,

Гордился родом своего отца.



Учащийся 2: Как и все советские дети, в возрасте 7 лет, Расул Гамзатов пошел учиться в среднюю школу Аранинска, был довольно прилежным, смышленым и любознательным учеником. Мальчик очень любил свою маму.



Изрек пророк:

- Нет бога, кроме бога!-

Я говорю:

- Нет мамы, кроме мамы!..-

Никто меня не встретит у порога,

Где сходятся тропинки, словно шрамы.


Вхожу и вижу четки,

на которых

Она в разлуке, сидя одиноко,

Считала ночи, черные, как порох,

И белы дни, летящие с востока.


Кто разожжет теперь огонь в камине,

Чтобы зимой согрелся я с дороги?

Кто мне, любя, грехи отпустит ныне

И за меня помолится в тревоге?


Я в руки взял Коран, тисненный строго,

Пред ним склонялись грозные имамы.

Он говорит:

- Нет бога, кроме бога!-

Я говорю:

- Нет мамы, кроме мамы!





Учащийся 3:

С раннего детства маленькому Расулу очень нравилось слушать стихи, написанные его отцом. Вскоре он выучил их наизусть. Когда мальчику было всего лишь 9 лет, он написал свои первые стихи, когда впервые увидел самолет в своем селении Цада. Мальчика переполняли эмоции, и он решил отразить их на бумаге. С этого дня строки из-под его пера лились, как из рога изобилия. Они были о его родной школе, о друзьях-одноклассниках, об учителях и т. д. К 13 годам в одной из аварских газет опубликовали одно из его стихотворений.

Учащийся 4:

После этого Расул то и дело печатался в различных местных изданиях. Поскольку собственного псевдонима у юноши не было, то он подписывался творческим именем своего отца - Цадаса. Но однажды один седой горец выказал ему свое удивление по поводу изменений в стиле его отца. И для того чтобы его не спутали с Цадасом, он взял себе в качестве псевдонима фамилию своего предка. Ныне он был молодым аварским поэтом, который носил имя Расул Гамзатов.



День и ночь рождены для добра

Дети времени - брат и сестра.


И от века они по планете

Только порознь ходят всегда,

А Земли первозданные дети -

Это люди, огонь и вода.


Над рекою костер языкато

Рвется в небо.

И рад до утра

Видеть я красноликого брата,

Слыша, как напевает сестра.



Учащийся 1:

После окончания 8 класса средней школы будущий известный поэт подал документы в Аварское педагогическое училище в городе Буйнакске. Через 2 года он уже учителем вернулся в свою родную школу. Спустя некоторое время он поступил на службу в Аварский государственный театр в качестве помощника режиссера, а потом устроился заведующим отделом в дагестанскую газету «Большевик гор», где также работал собственным корреспондентом. Дальше судьба его привела на дагестанское радио, и он некоторое время был редактором передач.



Учащийся 2:

После окончания Великой Отечественной войны, в которой он потерял братьев, Расул Гамзатов переехал в Москву для учебы в столичном литинституте им. М. Горького. Здесь, в институте, молодой аварец открыл для себя много нового. Поэзия раскрылась для него в новом свете. Все больше знакомясь с творчеством различных русских и иностранных авторов, он каждый раз влюблялся то в одного, то в другого.

Я с ребятами встречи жажду,

Загрустил по студентам я.

Вместе все и отдельно каждый

Предо мною встают друзья.

Что мне надо? Отвечу вкратце:

Пусть, как прежде, звенит звонок,

Чтобы снова нам вместе собраться

Хоть на самый короткий срок.

Даже пусть без стихов по кругу,

Без экзаменной кутерьмы.

Только в лица взглянуть друг другу,

И на то б согласились мы.

Были общими наши планы,

Общей радость была и беда,

И сердца наши и чемоданы

Без замков оставались всегда.

В мире было студентов немало,

Но, пожалуй, с древнейших дней

Курса лучшего не бывало,

Не бывало ребят дружней!

Пусть один был ленив немного,

А иной болтливей других,

Но к последнему курсу, ей-богу,

Удалось нам исправить их.

Был один из нас скуповатым,

Но и он не принес нам зла.

Ну а в целом какие ребята,

И какие были девчата,

И какою пора была!

Я по ней стосковался смертельно, З

Загрустил по ребятам я.

Вместе все и каждый отдельно

Предо мною встают друзья.

Учащийся 3:

Среди его любимцев были Блок, Есенин, Багрицкий, Маяковский, ну и, конечно, Пушкин. В 1950 году поэт Расул Гамзатов окончил институт. Позже он говорил, что русская литература произвела неизгладимое впечатление на него и на его творчество.



Все, что в нас хорошего бывает,

Молодостью люди называют.


Пыл души, непримиримость в спорах,

Говорят, пройдут, и очень скоро.


Говорят, когда я старше буду,

Я горячность юности забуду,


От тревог и от дорог устану.

Говорят, я равнодушным стану.


Сделаюсь спокойным и солидным,

Безразличным к славе и обидам,


Буду звать гостей на чашку чая,

От друзей врагов не отличая...


Если, правда, может так случиться —

Лучше мне сегодня ж оступиться,


Лучше мне такого не дождаться,

Нынче в пропасть со скалы сорваться!



После того как Расул Гамзатов получил высшее образование в московском литературном и вернулся в родной Дагестан, его избрали председателем Союза писателей автономной республики. Эту должность он занимал целых 53 года, вплоть до своей кончины в 2003-м.



Учащийся 4:

Жизнь Расула Гамзатова была очень насыщенной: он постоянно переезжал из Дагестана в Москву, много путешествовал, встречался с поклонниками своего таланта, но самое главное - он всегда ощущал внимание и заботу государства. Его можно назвать баловнем судьбы. В те годы государство присуждало талантливым деятелям искусства различные премии и награждало медалями и орденами. Гамзатов был кавалером орденов Ленина (четырежды), “Октябрьской революции”, “ Дружбы народов” и др. Перед смертью в 2003 году он от президента В. Путина получил орден Андрея Первозванного.



Учащийся 1:

Еще во время учебы в институте вышел в свет первый сборник стихов знаменитого аварского поэта на русском языке. После этого он был переведен на языки других народов СССР. Лучшими произведениями поэта были: «Наши горы», «Земля моя», «Год моего рождения», «Слово о старшем брате», «Родина горца», «В горах мое сердце» и другие. Практически каждый из сборников удостаивался какой-либо государственной премии.



Учащийся 2:

Великий аварский поэт скончался в 2003 году в возрасте 80 лет. Еще при жизни он обессмертил себя своими прекрасными произведениям. Правительства России и Дагестана не раз принимали решения об установлении мемориалов памяти великому аварцу как на территории Дагестана (здесь установлены в большом количестве памятники Расулу Гамзатову), так и по всей России. В 2013 году в присутствии президента РФ В. Путина и мэра Москвы в столице был торжественно открыт мемориал памяти великому поэту.

Про жизнь я думаю, что как надо

Идет она - в вечерних трудах и драках

И смерть, я думаю, мне в награду

Придет, не подав заранее знаков.

Не опасаясь нежданной встречи,

Живу, не боясь во все горло гаркать.

Свечу как могу! Есть люди - свечи,

Не обязательно стать огарком.



О жизни и творчестве Р. Гамзатова созданы кинофильмы "В горах мое сердце", "Кавказец родом из Цада", "Наш Расул" и другие. Сейчас мы посмотрим фрагмент документального фильма "Кавказец родом из Цада" (Учащиеся смотрят фрагмент кинофильма)



IV.Первичная проверка понимания.


Учитель: Сейчас мы проверим, что нового вы узнали о жизни и творчестве Гамзатова. Перед вами на партах лежит краткий путеводитель в мастерскую поэта Расула Гамзатовича Гамзатова.(Приложение 1)

Откройте его и заполните кроссворд. (Учащиеся заполняют кроссворд)


V.Первичное закрепление.


Учитель: Одним из стихотворений, благодаря которому Р.Гамзатов получил широкую известность, было стихотворение «Журавли». Поразительна история его возникновения. В 60-х годах Гамзатов был в Японии, видел известный памятник белым журавлям, поставленный в городе Хиросиме на месте взрыва американской атомной бомбы во время Второй мировой войны. Там же он получил телеграмму о смерти матери. В самолёте он вспомнил погибших на войне братьев – и написал стихи о журавлях как о символе смерти и вечной памяти об умерших.  Внимательно послушайте это стихотворение и заполните таблицу, определив художественные средства, которые автор использует для передачи своих чувств. (Учащийся читает наизусть стихотворение «Журавли»)


- Каким вы видите лирического героя?

- Почему стихотворение называется «Журавли»?

- Какие изобразительно- выразительные средства есть в стихотворении?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?


-В задании №2 краткого путеводителя вам необходимо заполнить таблицу. (Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу (см. Приложение 1))


- На стихотворение «Журавли» композитор Ян Френкель написал музыку, и эта песня по сей день считается своеобразным гимном всем тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны.  (Прослушивание аудиозаписи песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса).


VI. Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение «Чему научил нас Р.Гамзатов» или написать мини- сочинение на тему «Какой бы памятник я поставил Р.Гамзатову?»

  2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.


VII. Рефлексия.


- Что вы узнали о Расуле Гамзатове?

- О чём писал поэт?

-Какие стихотворения вам особенно запомнились и почему?


Хотелось бы закончить наш урок словами аварской поэтессы и писательницы Фазу Алиевой: «Расул Гамзатов – поэт со своей яркой художественной позицией. Для него характерно обострённое восприятие жизни: любить – так любить, ненавидеть – так ненавидеть. Он – поэт жизни, видит жизнь подробно, детально, осязаемо, конкретно…»


















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!