СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" И не в шурф их бросали..."Отображение подвига молодогвардейцев в произведениях искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время большое внимание в воспитательной работе с обучающимися уделяется патриотическому воспитанию. Данное мероприятие не только познакомит детей с деятельностью подпольной комсомольской организации, существовавшей в годы ВОВ, с тем, как увековечена память о героях в произведениях искусства, но и на примерах сверстников поможет воспитывать в них высокие нравственные идеалы.

Просмотр содержимого документа
«" И не в шурф их бросали..."Отображение подвига молодогвардейцев в произведениях искусства»

Внеклассное мероприятие 10 класс

Тема: «И не в шурф их бросали…» Отображение подвига молодогвардейцев в произведениях искусства

Цели: образовательные: формировать умения и навыки исследовательской работы , совершенствовать речь обучающихся;

развивающие: развивать познавательные и мыслительные процессы, эмоциональное восприятие обучающихся;

воспитательные: воспитывать высокие нравственные чувства у обучающихся, патриотизм, любовь к своей Родине, гордость за нее, уважение памяти тех, кто защищал Родину.


Оборудование: проектор, фотографии молодогвардейцев, памятников, звукозапись песни , «Ах, война, что ж ты сделала…», фрагменты из кинофильма «Молодая гвардия», распечатки отрывков из романа А.Фадеева «Молодая гвардия»,репродукции картин.

Эпиграф


И не в шурф их бросали, а в наши сердца,
В нашу память, что с нами болит до конца.

Ход мероприятия



1.Организация класса

2. 3.Сообщение темы урока СЛАЙД ТЕМА УРОКА


3. Мотивация учебной деятельности.

Звукозапись мелодии. Голос за кадром

Дорогой друг!

Пусть эта книга будет твоим верным товарищем. Герои ее – твои сверстники. Если бы они жили сейчас, они были бы твоими друзьями.

Береги эту книгу, ее написал хороший человек – для тебя.

Пусть она будет всегда с тобой. Она поможет тебе вырасти настоящим гражданином нашей Родины.

Учитель:

-Вы, наверняка, догадались какой книге идет речь.

-Кто ее автор?

4.Представление результатов самостоятельного поиска информации

-Готовясь к сегодняшнему уроку, ребята провели исследовательскую работу. И сейчас они представят результаты своей деятельности.

1.Презентация. Биографическая справка

-Александр Фадеев прожил недолгую, сложную, но яркую жизнь.

Прошу вас представить краткую биографическую справку ПРЕЗЕНТАЦИЯ БИОГРАФИЯ

2.Историческая справка

-Чтобы лучше понять произведение необходимо знать, какие события легли в его основу. Какое место занимает данное произведение в творчестве писателя, историю его создания. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

3. Анализ романа через характеристику образов с использованием цитат

Как ни тяжела и ни страшна война, какие бы жестокие потери и страдания ни несла она людям, юность с ее здоровьем и радостью жизни, с ее наивным добрым эгоизмом, любовью и мечтами о будущем не хочет и не умеет за общей опасностью и страданием видеть опасность и страдание для себя, — пока они не нагрянут и не нарушат ее счастливой походки.



Ученик. Молодогвардейцы… Это были не картинные герои, а жизнелюбивые с ребячьими недостатками и проказами мальчишки и девчонки, только что ставшие юношами и девушками.

Ты помнишь школьные годы?

Он был высоким и смуглым,

Умел взбираться на сосны

И в пруд с обрыва нырять,

Читал Майн Рида и Блока,

Играл на гитаре в струнном,

И мог любую задачку

Без всяких подсказок решать.

Учитель. Эти строки можно отнести ко многим краснодонцам – эдакий коллективный портрет предвоенной молодежи. Тогда было модно много читать и заниматься спортом, было необходимым разбираться в международной политике и быть подкованным комсомольцем, сознательным школьником…

-Неужели и в романе Александра Фадеева все будущие герои изображены такими «правильными и сознательными», такими «пай-мальчиками»?

(Ответы детей)

СЛАЙД ФОТО СЕРГЕЯ ТЮЛЕНИНА

Ученик. Не все они были «пай-мальчиками». Вот , к примеру, Сергея Тюленина , посетил директор школы с угрозой исключить его за озорство и хулиганство. Но , видимо, неплохие педагоги были в этой краснодонской школе, если смог этот «не то мальчик, не то маленького роста паренек» стать отчаянным подпольщиком.

Звукозапись песни «Ах война, что ты сделала подлая».

Учитель: Какое чувство овладело Сергеем Тюлениным, когда пришли фашисты? ( Ответы детей)

-Как об этом пишет А.Фадеев?

Ученик. «Мстительное чувство сотрясало все его тело. Сережке трудно было дышать. «Обождите, пусть только стемнеет!» - думал Сережка, корчась на постели. Никакая сила уже не могла удержать его от того, что он задумал».

Учитель. И что же задумал Сергей Тюленин?

Ученик. А задумал он взорвать немецкий штаб.

-Какие черты характера были у этого юного подпольщика? (Ответы детей),

Звукозапись песни «Ах, война, что ж ты сделала…»( минус)

Учитель. Юное, свежее, сверкающее глазами, с выражением необычайного напряжения и силы, с румянцем на щеках, скуластое лицо… мальчика с большими глазами в длинных темных золотистых ресницах…

Одно плече, левое, было у него чуть высшее другого. Он был очень юн, совсем еще мальчик, но от загорелого лица, высокой легкой фигуры, даже от одежды, хорошо проглаженной, от всей его манеры двигаться, говорить с легким заиканием исходило такое ощущение свежести, силы, доброты, душевной ясности. 
-О ком идет речь?

СЛАЙД ФОТО ОЛЕГА КОШЕВОГО

-Какие мысли одолевали Олега в первый месяц оккупации Краснодона?

Мне тяжело, куда только ни глянь,

Везде я вижу гитлеровскую дрянь…

И я решил, что жить так невозможно,

Смотреть на муки и самому страдать,

Надо скорей, пока еще не поздно,

В тылу врага – врага уничтожать.

Ученик. Настроение Олега разделяли многие его друзья, товарищи, сверстники. От пассивного протеста они переходили к активным действиям, объединялись в небольшие группы, собирали оружие, писали и распространяли листовки, взрывали здания, где размещались фашисты, уничтожали изменников Родины.

Учитель: Да ребята, фашисты свирепствовали на оккупированной территории. Одно из тяжелых преступлений палачи совершили в ночь с 28 на 29 сентября 1942 года. Они закопали живыми 32 шахтера , большинство из которых были коммунистами. Это и послужило толчком к объединению всех небольших групп подпольщиков в единую организацию «Молодая гвардия».

-Какая роль была отведена в этой организации Олегу Кошевому?

Звукозапись песни «Ах война, что ты сделала подлая».(минус)


СЛАЙД ФОТО УЛЬЯНЫ ГРОМОВОЙ

-Когда я слышу это и вижу небо, такое ясное, вижу ветви деревьев, траву под ногами, чувствую как ее нагрело солнышко, как она вкусно пахнет, — мне делается так больно, словно все это уже ушло от меня навсегда, навсегда.

— Душа, кажется, так очерствела от этой войны, ты уже приучила ее не допускать в себя ничего, что может размягчить ее, и вдруг прорвется такая любовь, такая жалость ко всему! ..Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали! Но что же делать? Что же делать?

Ученик. «Уля была окружена тем неосознанным бережным и бескорыстным обожанием ребят, которое выпадает на долю исключительно сильных и чистых девушек. Именно поэтому, а не только потому, что она была начитанна и умна, она естественно, свободно, даже незаметно для самой себя владела душами подруг и товарищей- первомайцев. Только теперь стало видно, какой огромный моральный авторитет среди подруг и товарищей был накоплен этой девушкой Учитель.

- В каких операциях подпольщиков принимала участие Ульяна Громова?

Ученик. Ульяна Громова распространяла листовки, собирала медикаменты, проводила агитационную работу среди населения, вывесила красный флаг на шахте «1-БИС».

Звукозапись песни «Ах война, что ты сделала подлая».(минус)


Учитель. Послушайте эти стихи. Они принадлежат Ване Земнухову:

СЛАЙД ФОТО ИВАНА ЗЕМНУХОВА

Нет, нам не скучно и не грустно,

Нас не тревожит жизни путь.

Измен незнаемые чувства-

Нет! – не волнуют нашу грудь.

Бегут мятежною чредою

Счастливой юности лета,

Мечты игривою толпою

Собой заполнили сердца.

Нам чуждо к жизни отвращенье,

Чужда холодная тоска,

Горячей юности сомненья

И внутренняя пустота.

Ученик. «Ваню Земнухова называли в школе профессором ,когда он надевал свои в черной роговой оправе очки и появлялся в коридоре школы с карманами, полными газет, и с книгой, все товарищи с невольным почтением уступали ему дорогу, как будто он и в самом деле был профессором».

Учитель. С сентября по декабрь 1942 года члены «Молодой гвардии» осуществили 39 операций.

-В каких боевых операциях принимал участие Иван Земнухов?

Ученик. Иван Земнухов принимал участие в освобождении советских военнопленных из лагеря в х.Волченском Ростовской области; в освобождении пленных советских бойцов и командиров, находившимися в здании Первомайской больницы; в уничтожении вражеской автоколонны, следовавшей на юг из Краснодона; в подрыве шоссейного моста Михайловка-Каменск…

СЛАЙД ФОТО ЛЮБЫ ШЕВЦОВОЙ.

Учитель. Какой изображает Фадеев в романе Любовь Шевцову?

-Какие черты характера ей присущи?

-Какое отношение у нее было к оккупантам?

Подтвердите свои высказывания цитатами из романа.

. «Когда она немножко выросла, она полюбила танцы: бальные- русские и заграничные, и народные- украинские и кавказские . К тому же у нее обнаружился хороший голос, и теперь уже было ясно, что она будет артисткой. Безумная отвага и чувство детского, озорного, пронзительного счастья – все звало и звало ее вперед, все выше, чтобы всегда было что-то новое и чтобы всегда нужно было к чему-то стремиться.

« У меня к этим фашистам да полицаям такая ненависть, я бы их резала своими руками!- сказала она с наивным и жестоким выражением в глазах

-Как вела себя Люба в фашистских застенках?

Звукозапись песни «Ах война, что ты сделала подлая».(минус)

« Нет, я все таки так скажу, что наш народ не сломит никто. Да разве есть другой такой народ на свете, у кого вот душа такая хорошая, которая столько вот вынести может. Да , может, мы умрем все, а мне вот не страшно, а мне нисколечко не страшно, то есть мне бы , конечно, не хотелось, мне бы вот еще рассчитаться вот с ними, с этими, а потом бы песни попеть.

4. Инсценирование клятвы молодогвардейцев Звукозапись

Я ,вступая в ряды "Молодой гвардии", перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь: беспрекословно выполнять любые задания организации; хранить в глубочайшей тайне все, что касается моей работы в "Молодой гвардии". Я клянусь мстить беспощадно за сожженные, разоренные города и села, за кровь наших людей, за мученическую смерть героев-шахтеров. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебаний. Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня саму покарает суровая рука моих товарищей. Кровь за кровь, смерть за смерть!


Учитель: «Еще вчера они были просто школьные товарищи, беспечные и озорные, и вот с того дня как они дали клятву, каждый из них словно простился с собой прежним. Они словно разорвали прежнюю дружескую связь, чтобы вступить в новую, более высокую связь – дружбы по общности мысли, дружбы по организации, дружбы по крови, которую каждый поклялся пролить во имя освобождения родной земли».

Но, к сожалению, ребятам пришлось выполнить и последние строки клятвы:«если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебаний».

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, родина…

Разве для смерти рождаются дети, родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?

Тихо сказала «Вставайте на помощь!» Родина…

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого: я или Родина…



Весна их только начиналась,
Казалось, жить еще и жить.
Но как же рано оборвалась
Судьбы связующая нить.
От зверских пыток став седыми,
Они в бессмертие ушли,
Оставшись вечно молодыми
Для поколений и земли.



5. Показ фрагмента из кинофильма «Казнь молодогвардейцев»

СЛАЙДЫ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА

6.История создания кинофильма «Молодая гвардия»

7.Многих советских художников подвиг героев- молодогвардейцев вдохновил на написание картин. Вот некоторые из них.

8. Погибшим и живым

 

Погибшим –

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым –

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!

9. СЛАЙДЫ ПАМЯТНИКИ И СКУЛЬПТУРЫ

Памятники молодогвардейцам в разных городах РФ

 


10.Рефлексия

Движется время, стирает углы воспоминаний, лечит раны, выравнивает душевные потрясения. И в этом столько же естественного, сколько порой досадного и горького. Но как росток сквозь асфальт пробивается суровая, но справедливая истина: то, что отмечено печатью бессмертия, забвению не подлежит. Оно будет жить вечно, всегда волновать умы всех последующих поколений. Давайте сегодня пропустим через себя ток времени, высокое напряжение Памяти, что позволит прикоснуться к их подвигу — сердцем.

Помните, ребята, какой подвиг совершили эти мальчишки и девчонки, помните, какой ценой нам досталась победа и берегите мир!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!