Мое видение и рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий
В последнее время в общеобразовательных кругах все чаще звучит этот термин. Понятие это довольно емкое. Здесь и развитие физкультуры, и спорта, и профилактика заболеваний, и оборудование школьных медицинских кабинетов, и прочие меры, призванные сберечь детское здоровье, подрываемое учебным процессом. Все это можно назвать полумерами. Если ты любишь свою профессию и детей, за которых несешь ответственность, то самым первым элементом работы любого учителя должна быть программа «здоровье».
О методике профессора Базарнова знают многие педагоги и чиновники, но эффективность ее могут оценить лишь те, кто опробовал ее на практике.
Работая в обычной общеобразовательной школе, я использовала лишь некоторые элементы методики. Самое первое правило любого учителя - проветривание помещений перед уроками и на переменах. Включать музыку с добрыми детскими песнями или произведениями классиков. Для активизации зрительной координации - использовать на уроках схему зрительно-двигательных траекторий. Упражнения выполняются стоя, сочетая в себе движения глазами, головой и туловищем. Использовать подвижные «сенсорные кресты» с целью развития творческого воображения и устного восприятия. Можно использовать картину-панно, расположенную на одной из стен класса ( с изображением уходящего в бесконечность пейзажа). Ежедневно применять массажные коврики для ног. В первом классе детям лучше писать карандашами, чтобы не травмировать их психику. В случае неправильно или некрасиво выполненной работы, дать возможность ребенку реабилитироваться в собственных глазах. Начинать письмо нужно карандашом, постепенно и индивидуально переводя на перьевую ручку. Во время уроков нельзя забывать о физминутках, которые нужно проводить 3-4 раза за урок. Некоторые учебные задания можно проводить стоя или в движении, инсценируя задачи, устный счет, литературные произведения. По отзывам самих детей, им очень нравится письмо под спокойную музыку. Я всегда разрешаю детям танцевать на переменах или петь хором под диск «любимые детские песни». Потому что это укрепляет нервную систему и психику и является профилактикой голосового аппарата и органов дыхания.
К сожалению, в общеобразовательных школах нет возможности использовать парты-конторки, которые позволяют оздоравливать позвоночник и укреплять осанку. Они снижают утомляемость и увеличивают работоспособность учащихся. В целях улучшения здоровья, обязательно нужно проводить «прогулочные перемены» даже в плохую погоду.
Раздельно-параллельное обучение
Я поддерживаю и разделяю принцип раздельно-параллельного обучения мальчиков и девочек. На собственной практике ощутила его достоинства и прелести. Этот принцип дает быструю адаптацию и положительное отношение к школе, в которой ребенок учится, имеет более высокую успеваемость. Это разделение дает возможность духовного и физического развития мальчиков, на основе формирования у них комплекса мужественности, а у девочек - формирования идеалов женственности, добра, красоты, целомудрия. Такой подход дает и социальные навыки. Правильно сформированные взаимоотношения между мальчиками и девочками, основанные на достоинстве, ответственности и взаимоуважении еще в школьном возрасте, станут основой крепкой семьи. Мальчики обычно бывают более шумными, активными, озорными. Девочки более грациозны, аккуратны, ласковы. Естественно, и воспитательный подход должен быть разным. Психологически мальчики более уязвимы, легко попадают под влияние. Девочки развиваются быстрее и учатся поначалу лучше, опережая мальчиков за счет усидчивости и аккуратности. Мальчикам не подходит традиционный прием «повторения и закрепления» материала. Их мозг не воспринимает повторов. У девочек- наоборот. Поэтому у каждой группы учащихся будут «свои» задания, приемы, требования и идеалы. При раздельном обучении мальчики проявляют галантность и заботу о девочках, а девочки стараются быть более женственными.
С чего должен начинать учитель в первом классе.
Узнать как можно больше о каждом ребенке (о его здоровье и психологических особенностях), о его семье. Кто в семье больше занимается ребенком. Каковы традиции его семьи.
Первый урок в первом классе должен быть « открытым», чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, комфортно.
Познакомить детей в первые же дни с Уставом (правилами) школы. Создать правила для своего класса.
Учитель должен уважать человеческое достоинство учащегося, дать понять ему, что класс-это семья, где его будут любить и всегда помогут.
Научить детей уважать друг друга, уметь радоваться чужим успехам и поддержать в трудную минуту.
Объяснить детям, что класс-это часть большой семьи под названием «школа».
При взаимодействии с родителями стремиться к созданию единого воспитательного поля.