Школа России
Литературное чтение
3 класс
НАЧИНАЕТСЯ
УРОК!
Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.
Руки?
-На месте!
Ноги?
-На месте!
Локти?
- У края!
Спинка?
- Прямая!
Прочитайте текст, определите жанр
Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
-Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией (с удивлением, весело).
-Прочитайте небылицу быстро.
Небылица
Сегодня мы обратимся к жанру басни.
- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?
- Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?
Продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством И.А. Крылова.
Пушкин очень любил басни Ивана Андреевича Крылова и назвал его «истинно народным поэтом».
Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др .
В баснях обычно действуют животные , в которых мы легко узнаем людей . Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни .
Наряду с мифом басня была одной из древнейших форм мышления и одним из древнейших жанров словесного искусства.
Родоначальником жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,
живший в VI веке до н.э.
Как называется приём, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
Что такое мораль?
Мораль - назидание, поучение, присутствующее в басне.
Крылов
Иван Андреевич
(1769-1842 гг.)
Иван Андреевич Крылов (1769— 1844) свою литературную деятельность начал как драматург. Им написано 13 пьес , они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже , впервые они появились в печати в 1806 г., когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево, сразу все поймете.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76-м году жизни и написал более 200 басен . С 1812 г. Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в Петербургской публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги - спутники всей его жизни.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их
заучивали наизусть и
пересказывали, хохоча, друг
другу и боевые генералы, и
солдаты, и мелкие чиновники, и
даже императоры Александр I
и Николай II ими зачитывались.
Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому — все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиной скрываются люди со своими характерами и делами.
Работа по теме урока с. 130 - 133
А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:
Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.
Слушать
басню
Смотреть
басню
- Какие картины вы себе представили?
- Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?
мартышка -маленькая обезьянка,
дюжина -12,
полдюжины - 6,
темя - верхняя часть головы,
нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку,
к худу клонит - к плохому,
невежда - необразованный, несведущий человек,
невежа - грубый, невоспитанный человек,
познатней - знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса.
Работа по учебнику стр.134 -135
- Почему слова Очки и Мартышка написаны с большой буквы?
-Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?
- Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками.
Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?
- Почему Мартышка решила, что люди её обманули?
- Кто виноват в том, что очки не действовали?
-В чём комичность ситуации?
-Что тебя в басне забавляет, смешит?
- Перечитай мораль басни и сделай вывод.
-С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?
- Что же автор хотел сказать нам, читателям?
- Оправдаем надежды И. А. Крылова?
- Для чего люди читают
басни И. А. Крылова?
Выразительное чтение
-Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно.
Брызги засверкали
– разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.
Назовите фразеологические обороты.
- Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.
- К худу клонит – говорит плохо о ней.
- То он ее ещё и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.
Подбери строки из
басни к иллюстрациям.
Сделай свою обложку к басне И.А. Крылова
«Мартышка и очки»
Инсценирование басни
- Поиграем в театр. Попробуйте изобразить мартышку, читая басню.
Заполни таблицу.
Название басни
Главные герои
Мораль
-Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?
- Что такое басня?
- Назовите признаки басни.
Мне удалось на уроке…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я могу похвалить себя за …
-С каким настроением заканчиваем урок?
- Подготовиться к выразительному чтению басни Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и очки»
(с.134-135);
2. Заполнить таблицу: название
басни, главные герои, мораль.
Название басни
Главные герои
Мораль
Прозвенел звонок весёлый,
Подошёл урок к концу.
Повторили всё, что знали
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!