СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А.Крылов "Лебедь,рак и щука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.А.Крылов "Лебедь,рак и щука".Конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«И.А.Крылов "Лебедь,рак и щука"»

Тема урока.И.А.Крылов « Лебедь, рак и щука».

Цели: Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова. Формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы. Способствование развитию навыка выразительного чтения,мышления, речи обучающихся. Умения работать над прочитанным текстом,научить находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного чтения.

Расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса.Воспитание интереса к чтению, к творчеству И.А.Крылова и культуры речи.



Планируемые результаты:учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения,сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни, понимать нравственный смысл басен, характер героев,соотносить смысл басни и пословицы.



Оборудование:проектор, толковый словарь С.И. Ожегова, выставка книг.



Ход урока

I Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

А к уроку все готовы?

II Речевая разминка.

Чтение без размышления- пустое занятие.

-Ребята, прочитайте, как вы понимаете выражение?. Какую цель вы поставите для себя на уроке?

III Работа по теме урока.

1.Вводная часть.

-А перед нами сегодня на уроке произведение одного замечательного писателя. Вы должны постараться научиться его хорошо читать.

Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. А сейчас мы поиграем. Игра «Какая буква спряталась в стихах?».Я читаю стихи, вы отгадываете букву и кладете на парту. Слушаем внимательно.

На крыльце красивый кот.

Кашу курица клюет.

Кормит кошечка котят.

Кличет козочка козлят.(К).



Рак- речной, усатый рак.

Учится он кое –как.

Не бери с него пример.

А запомни букву ….(Р).



Какая ты толстушка?

Твой животик как подушка.

Чтобы легче ей ходить.

Палочку пришлось добыть. (Ы).



Лейка, лейка поливай.

Лук и репка прорастай!

Лето жаркое настало.

Луж на улице не стало. (Л).



Посмотри на колесо.

И увидишь букву ..(О).



Дует с юга на восток.

В море волны гонит.

В поле травку клонит.

Заблудился в мураве.

Проевратился в букву..(В).



-Какое слово получилось? -Крылов.

- А теперь отгадайте как его зовут?

ИВАНАНДРЕЕВИЧ -Иван Андреевич.

(Слайд 1)

- Сегодня мы познакомимся с новым жанром литературы.

Как называется этот жанр вы сможете узнать, если восстановите лесенку из букв. (на карточке с обратной стороны)

-Какое слово получилось? -Басня.

-Как называется жанр литературы над которым сегодня будем работать? (Слайд 2)

-Как называют человека, который пишет стихотворения? -Поэт.

-А человек, который пишет басни- Баснописец.

-Послушайте рассказ об И.А.Крылове.

2.Рассказ учащихся об И.А. Крылове.

1.И.А. Крылов родился в Москве. Десять лет было мальчику, когда отец умер. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете.

2. Будущий писатель не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным.

-Ребята,а сейчас откройте учебник страницу 102 и прочитайте текст о Крылове .Дети читают.

3. Выборочное чтение по вопросам.

-Что нужно для того,чтобы писать хорошие басни?(Надо быть очень трудолюбивым человеком.)

-Сколько черновых строк было к басне «Кукушка и петух»? (Около двухсот строк).

-Сколько строк в ней? (21 строка).

-Чем занимался всю свою жизнь Иван Андреевич Крылов?(Работал и учился)

-Когда он начал работать? (В 11 лет)

-Когда он начал изучать греческий язык (В 50 лет .И за 2 года овладел им в совершенстве)

Ребята, посмотрите на доску.Что мы здесь видим?/выставить книги на доску

-Сегодня мы будем читать басню, а чтобы узнать как она называется отгадайте загадки.

Эта птица величава

Выступает словно пава.

Шею белую согнет-

Глаз народ не отведет.(Лебедь - вывешивается рисунок)



Под водой живет народ

Ходит задом наперед. (Рак- рисунок)



У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всх пугала, всех глотала,

А теперь в котел попала.(Щука –рисунок)

Давайте прочитаем, как называется басня.(Дети читают по рисункам)

-Эта басня была написана в 1814 году. 198 лет назад.

-Что такое басня? ( Слайд 3)

(ответ в толковом словаре стр.37)

Басня.

1.Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

2.Вымысел, выдумка.

-Давайте прочитаем все вместе. так ли это.

Басня- это короткий, чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.

-Чем отличается басня от сказки? (Ответы детей)

-Рассмотрите иллюстрацию к басне. (Слайд 4)

-Что общего? -Все могут плавать. Все любят воду.

-Что делают герои? -Пытаются сдвинуть телегу с места.

-Получается или нет? -Нет.

4.Первичное знакомство с произведением.

Послушайте, что рассказал об этом Крылов. /Прослушивают запись басни (сеанс воображения)

- Понравилась ли вам басня?

-Назовите героев басни.

-Чем она вам понравилась?



5.Словарная работа.

-Прочитайте басню, есть ли незнакомые слова?

Дело на лад – налаживается.

Воз – деревянная повозка для лошадей.

Поклажа – багаж.

Впряглись – вместо лошадей.

Из кожи вон – очень стараются.

И ныне там – на том же месте.



Теперь поработаем со словами, которые трудно прочитать. Мы будем их читать с наращиванием.(Слайд 5)

согласья впряглись согласье

сог пря однажды

лась пряг поклажа

ласья лись впряглись

соглась пряглись

соглась я в пряглись

согласья впряглись

Итак, для чего мы читали эти слова? Мы читали эти слова для того, чтобы в тексте читать их целыми словами, а не по слогам.

V.Физминутка.



6.Самостоятельное чтение басни. (жужжащее чтение)



7.Анализ басни.



Кто главные герои басни? -Лебедь, Рак и Щука.



- Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя.



- Лебедь рвётся в облака.



-Рак пятится назад.



-Щука тянет в воду.



- Какими словами описано усердие героев?- Из кожи лезут вон.



- Был ли воз на самом деле тяжёлым?-Поклажа бы для них казалась и легка.



- Почему же воз и ныне там?-Потому что они не смогли договориться. Тянули в разные стороны.



-Вот сейчас я вам открою секрет. В басне есть главная часть- мораль. -А что такое мораль? (Слайд 6)(толковый словарь стр.365)

1.Нормы поведения, отношений с людьми. /ученик читает из словаря

2.Поучительный вывод.

3.Нравоучение, наставление.



-Давайте прочитаем все вместе.



- Ребята, прочитайте еще раз басню и найдите главную часть басни – мораль.



Когда в товарищах согласья нет ,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.



- Чему же учит басня?

Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.



-Найдите слово в морали, которое показывает, что они смогли сдвинуть воз. (товарищ).

-Почему?

-Прочитайте пословицу в конце басни: Дружно-негрузно, а врозь – хоть брось.

-В чём смысл этой пословицы? Дети объясняют смысл пословицы.

-Подходит пословица к басне?

-А как надо было бы сделать героям ?



8.Выразительное чтение басни детьми.

- Сейчас вы должны постараться и прочитать басню выразительно, без ошибок.- Как будем читать басню? (Ответы детей).



- Как вы считаете смогли ли мы прочитать басню выразительно?



-Итак, научились ли мы читать басню выразительно, без ошибок?



9. Составление диафильма. Словесное рисование.

Сопровождается показом иллюстраций к басне. (Слайд 7-13)



10.«Озвучивание» слайдов. (Выборочное чтение подходящих строк из басни) (Слайд 7-13)

VРефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение.

-На сегодняшнем уроке я узнал…..

-После урока мне захотелось….

-Сегодня я сумел….

VI.Итог

-С каким писателем сегодня познакомились?

-С каким жанром литературы познакомились?



VI Домашнее задание: выразительное чтение басни с.104;

VIIОценивание

Отметить детей, наиболее активных на уроке.

Спасибо всем, кто работал старательно

И слушал внимательно!



.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!