- Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов»
- В чем секрет мастерства Гончарова писателя?
- Какие художественные приемы использует Гончаров в романе “Обломов”?
Зимой 1859 г. в редакции журнала “Отечественные записки” литераторы делились впечатлениями о новом романе
И. А. Гончарова “Обломов”.
1-й критик: - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица.
2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приемы изображения, секрет которых доступен не каждому.
Исследование.
План.
- Прочитать и озаглавить эпизод.
- Найти художественный прием.
- Дать определение художественного приема (по словарю литературоведа).
- Объяснить роль художественного приема в создании образа.
- Сформулировать вывод (ответ на вопрос урока).
- Подготовить отчет (защиту своей работы).
Пейзаж как средство раскрытия образа героя.
Часть I, глава 9.
Эпизод: “Не таков мирный уголок” до слов “…под журчанье которых сладко дремлется”.
Илья Ильич воспитывался и рос на лоне такой природы.
Каково состояние природы в Обломовке?
Какие художественные средства передают это состояние?
Установите связь между “мирным уголком” и характером и образом жизни Обломова.
Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт?
Художественная деталь и ее роль в романе.
Часть II, глава 1.
Эпизод: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…” до слов “…непременно попадал в них сразу”.
Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?
Какую черту характера Обломова символизируют эти детали?
При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему?
Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?
Речевая характеристика героя.
- Часть II, глава 4.
- Эпизод: “Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…” до слов “…говорил с одушевлением, не останавливаясь”.
- Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни?
- Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя?
- Почему Штольц после речи Илья Ильича называет его поэтом?
- Какие качества героя отражает речевая характеристика?
Сквозной мотив еды и его роль в романе.
Мотив – маленькая часть сюжета. Мотив может повторяться в произведении, т.к. помогает выделить характерную черту какого-либо образа. (Мотив бегства, мотив одиночества, мотив еды).
- Часть I, глава 9.
- Эпизод: “Не главною заботою была кухня и обед…” до слов “… пеклись в Обломовке”.
- Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему?
- Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы?
- Есть ли место еде в мечтах Обломова?
- Какую черту Обломова усиливает мотив еды?
№
п\п
Художественный прием / эпизод
1
Пейзаж
“ Описание природы Обломовки”
ч. I, гл.9
2
Роль художественного приема в создании образа
Художественная деталь
“ Халат Ильи Ильича”
ч.I, гл.1
Вывод
Роль прописать кратко (по вопросам).
3
Сформулировать как ответ на вопрос урока.
Речевая характеристика героя
“ Речь Обломова об идеале жизни”
ч.II, гл.4
4
Мотив еды “Главная забота в Обломовке”ч.I, гл.9
Обобщение. Итог урока.
Ответ на вопрос.
- Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся?
(Связывание выводов представляет характеристику Обломова посредством художественных приемов)
Творческое задание.
Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору.
- 1. Стихотворение о халате (Сожаление о старом халате, хвала любимому халату ..)
- 2. Хвала еде.
- 3. Репортаж с места событий (из Обломовки).
Штольц не смог пробудить Обломова к жизни. Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи.
В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У
- Обломов предстает перед нами как мечтатель – романтик.
- Он творит поэтически яркие, полные художественных подробностей планы благодеяний человечеству, проекты переустройства имения, картину своей деревенской идиллии, рисуя в воображении узор своей жизни. И пусть, рисуя мечты Обломова, автор прибегает к иронии: “он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит 2-3 позы с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом”, - перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках. На мгновение душа Обломова раскрывается в таких своих глубинах, которые казалось бы, трудно и предполагать в нем. Приоткрывается свойственный высокому романтизму интерес к потаенным сторонам человеческой природы.
- Обломов был бы пошлым персонажем, предстань он нам в первоначальной одноплановой характеристике. Но 6 глава неожиданно вносит новые диссонирующие с предыдущим человеческие приметы. “Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова…” Он приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. В тексте есть фраза, которая показывает отличие Обломова от других.
- КЛЮЧОМ к новой странице истории становится ФРАЗА “ОН уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”.
- Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что означает фраза “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность.
- Неожиданности 6 главы неисчерпаны. Авторское резюме: сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто “внешним показателям”.
- “ Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сам писатель наталкивает на “крамольную” мысль. Возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, а не настоящий, о ком написан роман. Так, образ главного героя усложняется, новое содержание снимает гоголевскую маску. За поступком встает психология. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!”
- К одноплановой характеристике нет возврата.
- КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, лишающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее.
- Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”.
- Специфика автора прослеживается уже в первой части нашей работы – это решение сложной эстетической задачи: раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. В обыденности жизни, обычном дне, удивляющей медлительности ее течения он сумел передать внутреннюю напряженность
№
п / п
1
Художественный приём / эпизод
Пейзаж
«Описание природы Обломова»
Ч. 1, Гл. 9
2
Роль художественного приёма в создании образа
Художественная деталь «Халат Ильи Ильича»
Ч. 1, Гл. 1
3
Вывод
«Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле...», «Река бежит весело, шаля», «Оно распростёрлось так невысоко над головой, как родительская надёжная кровля...»
Сравнение, метафоры, эпитеты и др. различные тропы. Объёмные синтаксические конструкции.
Воспитанный в «мирном уголке» (идиллия) Обломов несёт в себе все эти же черты характера.
4
Речевая характеристика героя «Речь Обломова об идеале жизни»
Ч. 2, Гл. 4
Художественная деталь обогащает образ Обломова. Помогает понять черты характера героя. «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеможенному телу...»
Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильёй всё больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними.
Трагедия Обломова заключается именно в нежелании выглянуть за узкие рамки своего внутреннего мира, чтобы увидеть большой и прекрасный мир внешний Обломов постепенно опускается, его внешний вид говорит сам за себя.
Мотив еды «Главная забота в Обломовке»
Ч. 1, Гл. 9
Созданный идеал жизни у Обломова строится по законам искусства и сориентирован на определённую поэтическую традицию: дружеское послание, элегия, идиллия. Уединение не подразумевает одиночество, участие друзей – непременный атрибут жизни.
Идеал счастья Обломова – полное спокойствие и хорошая еда. Идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. Незыблемой нормой считает Обломовщину.
Мать Илюши всё свободное от сна время посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом.
«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Письмо Обломову
Здравствуйте, Илья Ильич! Я очень обеспокоена Вашим состоянием. Ваша судьба мне настолько не безразлична, что я пытаюсь искренне помочь Вам. Но для этого мне нужно кое-что для себя уточнить: Обыкновенный ли Вы лентяй или человек, не видящий никакого смысла в жизни?
Последние события жизни Вашей меня очень беспокоят. Вы перестали жить полной жизнью, а начали бессмысленное существование. Каждый новый день похож на предыдущий, у Вас нет никаких стремлений. Помнится мне, что первого числа в Екатерингофе был праздник. Знаю также, что в тот день посетили Вас друзья, на праздник звать приходили, но Вы даже и не соизволили с постели встать. Нельзя же всячески противиться тем, кто пытается поднять Вас с уютного дивана. Каждый день друзья находят Вас за любимым занятием – лежанием на диване. Смысл жизни Вы находите в диване, халате и туфлях. Но ведь это символы лени и бездействия. У Вас даже нет желания выходить из дома, общаться с разными интересными людьми. Круг общения Ваш сузился почти до одного Захара. Вся жизнь большого города не для Вас. А ведь Вы живёте в центре. Это такая возможность посетить множество полезных и интересных мест, но Вы упускаете эту возможность. В Вас присутствует полное безразличие ко всему окружающему. Вы не хотите менять свою жизнь, потому что она Вас полностью устраивает. Но Вы не знаете другой жизни, а может быть следует попробовать внести ощутимые изменения в привычный Вам образ жизни. Даже друзья Ваши куда-то спешат, что-то делают, но Вы так и остаётесь безразличны ко всему. А ведь жизнь не стоит мёртвым грузом, она проходит, проходит Ваша любовь, возможность счастья семейного. Ваше бездействие губительно для Вас. Вы постепенно опускаетесь, а в жизни Вашей ничего не остаётся. Лучший друг Ваш, Андрей Штольц, тоже пытался возродить Вас к жизни. Я знаю, Вы на какое-то время хотели изменить и обновить себя, но ничего из этого не получилось, потому что Вы слишком боитесь новой жизни. А как же Ваша любовь к Ольге Ильинской? Вы уже начали пробуждение, появились мечты, желание жить. Но Вы снова испугались, испугались изменений в жизни.
Пока Вы не переступите черту бездействия и страха перед новыми начинаниями, Вы не достигните ничего. Подумайте над этим.
Доброжелатель
Халат! О милый мой халат -
Себе я нравлюсь в старом облачении!
И надевать тебя всегда я очень рад,
Тебя снимаю с сильным сожалением…
В другой одежде нет покоя мне,
Рубашки, галстуки – всё это не по мне.
Жду не дождусь я времени такого,
Чтобы в халате том по улице гулять,
Прийти домой и в нём улечься спать,
А утром в гости, даже на обед –
Мне лень… ведь я в халат одет…
Диляра Бадалова
Халатик яркий – просто сказка,
Какая у него окраска!
Он мягок, гибок и упруг –
Обломову он просто друг.
Лежит он в нём в тоске-печали,
Томленье в теле – жизнь в начале…
Переживает: «Сложный век…» -
Обломов! Новый человек???
Да нет, пожалуй, как и прежде
Хватало на Руси невежей.
Хотя, как знать, быть может, лучше
Лежать и не стремиться к путчу.
Виталий Иванов
Еда в Обломовке – главная тема.
Обеды и ужины - первое дело.
А как поели, можно поспать
И уж не скоро завтра вставать.
Еда в Обломовке даже не тема.
Меню составлять – ежечасное дело.
Никак не прожить без еды и без сна.
Не спорит никто – жизнь на то и дана.
Ирина Бредихина
Ты так прекрасен,
мягок, гибок,
С тобой не страшен
холод, зной.
Меня спасаешь
от ошибок,
Которые нас ждут
порой
В деревне, в службе,
на свиданье,
С друзьями, на балу,
в кружке.
Халат!
Во всём ты
оправданье,
Недосягаемо что мне.
Кристина Похвинская
По жизни всюду мы вдвоём
И днём и ночью. И при том
Здесь складка каждая – своя –
Изгибом тела рождена…-
Обломов, -
Чудный мой халатик!
Проблем с имением
нам охватит,
Захар, куда ты дел письмо?
Подай скорей сюда его!
Халат… Он словно развлеченье,
Он жизни целой назначенье.
К Ильинской Ольге недосуг,
Ведь надо выгладить сюртук.
Андрей, прости, но если всё же
Придётся сердцем выбирать,
Халат мне всех друзей дороже,
А вместе с ним диван-кровать.
Евгения Грицай