СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. А. Гончаров "Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация будет в помощь и преподавателям и студентам к подготовке к занятию по литературе ПО РОМАНУ и. а. гОНЧАРОВА "оБЛОМОВ"

Просмотр содержимого документа
«И. А. Гончаров "Обломов"»

Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов» Вопросы урока :  В чем секрет мастерства Гончарова писателя? Какие художественные приемы использует Гончаров в романе “Обломов”?
  • Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов»
  • Вопросы урока :
  • В чем секрет мастерства Гончарова писателя?
  • Какие художественные приемы использует Гончаров в романе “Обломов”?
Зимой 1859 г. в редакции журнала “Отечественные записки” литераторы делились впечатлениями о новом романе И. А. Гончарова “Обломов”. 1-й критик: - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица. 2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приемы изображения, секрет которых доступен не каждому.

Зимой 1859 г. в редакции журнала “Отечественные записки” литераторы делились впечатлениями о новом романе

И. А. Гончарова “Обломов”.

1-й критик: - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица.

2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приемы изображения, секрет которых доступен не каждому.

Исследование. План.  Прочитать и озаглавить эпизод. Найти художественный прием. Дать определение художественного приема (по словарю литературоведа). Объяснить роль художественного приема в создании образа. Сформулировать вывод (ответ на вопрос урока). Подготовить отчет (защиту своей работы).

Исследование.

План.

  • Прочитать и озаглавить эпизод.
  • Найти художественный прием.
  • Дать определение художественного приема (по словарю литературоведа).
  • Объяснить роль художественного приема в создании образа.
  • Сформулировать вывод (ответ на вопрос урока).
  • Подготовить отчет (защиту своей работы).
Пейзаж как средство раскрытия образа героя. Часть I, глава 9. Эпизод: “Не таков мирный уголок” до слов “…под журчанье которых сладко дремлется”. Илья Ильич воспитывался и рос на лоне такой природы. Каково состояние природы в Обломовке? Какие художественные средства передают это состояние? Установите связь между “мирным уголком” и характером и образом жизни Обломова. Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт?

Пейзаж как средство раскрытия образа героя.

Часть I, глава 9.

Эпизод: “Не таков мирный уголок” до слов “…под журчанье которых сладко дремлется”.

Илья Ильич воспитывался и рос на лоне такой природы.

Каково состояние природы в Обломовке?

Какие художественные средства передают это состояние?

Установите связь между “мирным уголком” и характером и образом жизни Обломова.

Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт?

Художественная деталь и ее роль в романе. Часть II, глава 1. Эпизод: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…” до слов “…непременно попадал в них сразу”. Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича? Какую черту характера Обломова символизируют эти детали?  При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему? Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?

Художественная деталь и ее роль в романе.

Часть II, глава 1.

Эпизод: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…” до слов “…непременно попадал в них сразу”.

Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?

Какую черту характера Обломова символизируют эти детали?

При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему?

Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?

Речевая характеристика героя. Часть II, глава 4. Эпизод: “Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…” до слов “…говорил с одушевлением, не останавливаясь”. Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни? Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя? Почему Штольц после речи Илья Ильича называет его поэтом? Какие качества героя отражает речевая характеристика?

Речевая характеристика героя.

  • Часть II, глава 4.
  • Эпизод: “Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…” до слов “…говорил с одушевлением, не останавливаясь”.
  • Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни?
  • Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя?
  • Почему Штольц после речи Илья Ильича называет его поэтом?
  • Какие качества героя отражает речевая характеристика?
Сквозной мотив еды и его роль в романе.  Мотив – маленькая часть сюжета. Мотив может повторяться в произведении, т.к. помогает выделить характерную черту какого-либо образа. (Мотив бегства, мотив одиночества, мотив еды). Часть I, глава 9. Эпизод: “Не главною заботою была кухня и обед…” до слов “… пеклись в Обломовке”. Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему? Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? Есть ли место еде в мечтах Обломова? Какую черту Обломова усиливает мотив еды?

Сквозной мотив еды и его роль в романе.

Мотив – маленькая часть сюжета. Мотив может повторяться в произведении, т.к. помогает выделить характерную черту какого-либо образа. (Мотив бегства, мотив одиночества, мотив еды).

  • Часть I, глава 9.
  • Эпизод: “Не главною заботою была кухня и обед…” до слов “… пеклись в Обломовке”.
  • Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему?
  • Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы?
  • Есть ли место еде в мечтах Обломова?
  • Какую черту Обломова усиливает мотив еды?
№ п\п Художественный прием / эпизод 1 Пейзаж “ Описание природы Обломовки” ч. I, гл.9 2 Роль художественного приема в создании образа  Художественная деталь “ Халат Ильи Ильича” ч.I, гл.1 Вывод  Роль прописать кратко (по вопросам). 3 Сформулировать как ответ на вопрос урока. Речевая характеристика героя “ Речь Обломова об идеале жизни” ч.II, гл.4 4 Мотив еды “Главная забота в Обломовке”ч.I, гл.9

п\п

Художественный прием / эпизод

1

Пейзаж

Описание природы Обломовки”

ч. I, гл.9

2

Роль художественного приема в создании образа

Художественная деталь

Халат Ильи Ильича”

ч.I, гл.1

Вывод

Роль прописать кратко (по вопросам).

3

Сформулировать как ответ на вопрос урока.

Речевая характеристика героя

Речь Обломова об идеале жизни”

ч.II, гл.4

4

Мотив еды “Главная забота в Обломовке”ч.I, гл.9

Обобщение. Итог урока. Ответ на вопрос. Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся? (Связывание выводов представляет характеристику Обломова посредством художественных приемов)

Обобщение. Итог урока.

Ответ на вопрос.

  • Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся?

(Связывание выводов представляет характеристику Обломова посредством художественных приемов)

Творческое задание. Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору. 1. Стихотворение о халате (Сожаление о старом халате, хвала любимому халату ..) 2. Хвала еде. 3. Репортаж с места событий (из Обломовки).

Творческое задание.

Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору.

  • 1. Стихотворение о халате (Сожаление о старом халате, хвала любимому халату ..)
  • 2. Хвала еде.
  • 3. Репортаж с места событий (из Обломовки).
Домашнее задание.  Штольц не смог пробудить Обломова к жизни. Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи.
  • Домашнее задание.

Штольц не смог пробудить Обломова к жизни. Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи.

В О С Х О Ж Д Е Н И Е   К   Д И В А Н У

В О С Х О Ж Д Е Н И Е   К   Д И В А Н У

  • Обломов предстает перед нами как мечтатель – романтик.
  • Он творит поэтически яркие, полные художественных подробностей планы благодеяний человечеству, проекты переустройства имения, картину своей деревенской идиллии, рисуя в воображении узор своей жизни. И пусть, рисуя мечты Обломова, автор прибегает к иронии: “он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит 2-3 позы с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом”, - перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках. На мгновение душа Обломова раскрывается в таких своих глубинах, которые казалось бы, трудно и предполагать в нем. Приоткрывается свойственный высокому романтизму интерес к потаенным сторонам человеческой природы.
  • Обломов был бы пошлым персонажем, предстань он нам в первоначальной одноплановой характеристике. Но 6 глава неожиданно вносит новые диссонирующие с предыдущим человеческие приметы. “Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова…” Он приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. В тексте есть фраза, которая показывает отличие Обломова от других.
КЛЮЧОМ к новой странице истории становится ФРАЗА “ОН уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”. Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что означает фраза “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность. Неожиданности 6 главы неисчерпаны. Авторское резюме: сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто “внешним показателям”. “ Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сам писатель наталкивает на “крамольную” мысль. Возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, а не настоящий, о ком написан роман. Так, образ главного героя усложняется, новое содержание снимает гоголевскую маску. За поступком встает психология. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!”
  • КЛЮЧОМ к новой странице истории становится ФРАЗА “ОН уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”.
  • Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что означает фраза “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность.
  • Неожиданности 6 главы неисчерпаны. Авторское резюме: сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто “внешним показателям”.
  • Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сам писатель наталкивает на “крамольную” мысль. Возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, а не настоящий, о ком написан роман. Так, образ главного героя усложняется, новое содержание снимает гоголевскую маску. За поступком встает психология. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!”
К одноплановой характеристике нет возврата. КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, лишающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее. Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”. Специфика автора прослеживается уже в первой части нашей работы – это решение сложной эстетической задачи: раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. В обыденности жизни, обычном дне, удивляющей медлительности ее течения он сумел передать внутреннюю напряженность
  • К одноплановой характеристике нет возврата.
  • КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, лишающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее.
  • Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”.
  • Специфика автора прослеживается уже в первой части нашей работы – это решение сложной эстетической задачи: раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. В обыденности жизни, обычном дне, удивляющей медлительности ее течения он сумел передать внутреннюю напряженность

п / п

1

Художественный приём / эпизод

Пейзаж

«Описание природы Обломова»

Ч. 1, Гл. 9

2

Роль художественного приёма в создании образа

Художественная деталь «Халат Ильи Ильича»

Ч. 1, Гл. 1

3

Вывод

«Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле...», «Река бежит весело, шаля», «Оно распростёрлось так невысоко над головой, как родительская надёжная кровля...»

Сравнение, метафоры, эпитеты и др. различные тропы. Объёмные синтаксические конструкции.

Воспитанный в «мирном уголке» (идиллия) Обломов несёт в себе все эти же черты характера.

4

Речевая характеристика героя «Речь Обломова об идеале жизни»

Ч. 2, Гл. 4

Художественная деталь обогащает образ Обломова. Помогает понять черты характера героя. «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеможенному телу...»

Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильёй всё больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними.

Трагедия Обломова заключается именно в нежелании выглянуть за узкие рамки своего внутреннего мира, чтобы увидеть большой и прекрасный мир внешний Обломов постепенно опускается, его внешний вид говорит сам за себя.

Мотив еды «Главная забота в Обломовке»

Ч. 1, Гл. 9

Созданный идеал жизни у Обломова строится по законам искусства и сориентирован на определённую поэтическую традицию: дружеское послание, элегия, идиллия. Уединение не подразумевает одиночество, участие друзей – непременный атрибут жизни.

Идеал счастья Обломова – полное спокойствие и хорошая еда. Идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. Незыблемой нормой считает Обломовщину.

Мать Илюши всё свободное от сна время посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом.

«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Письмо Обломову

Здравствуйте, Илья Ильич! Я очень обеспокоена Вашим состоянием. Ваша судьба мне настолько не безразлична, что я пытаюсь искренне помочь Вам. Но для этого мне нужно кое-что для себя уточнить: Обыкновенный ли Вы лентяй или человек, не видящий никакого смысла в жизни?

Последние события жизни Вашей меня очень беспокоят. Вы перестали жить полной жизнью, а начали бессмысленное существование. Каждый новый день похож на предыдущий, у Вас нет никаких стремлений. Помнится мне, что первого числа в Екатерингофе был праздник. Знаю также, что в тот день посетили Вас друзья, на праздник звать приходили, но Вы даже и не соизволили с постели встать. Нельзя же всячески противиться тем, кто пытается поднять Вас с уютного дивана. Каждый день друзья находят Вас за любимым занятием – лежанием на диване. Смысл жизни Вы находите в диване, халате и туфлях. Но ведь это символы лени и бездействия. У Вас даже нет желания выходить из дома, общаться с разными интересными людьми. Круг общения Ваш сузился почти до одного Захара. Вся жизнь большого города не для Вас. А ведь Вы живёте в центре. Это такая возможность посетить множество полезных и интересных мест, но Вы упускаете эту возможность. В Вас присутствует полное безразличие ко всему окружающему. Вы не хотите менять свою жизнь, потому что она Вас полностью устраивает. Но Вы не знаете другой жизни, а может быть следует попробовать внести ощутимые изменения в привычный Вам образ жизни. Даже друзья Ваши куда-то спешат, что-то делают, но Вы так и остаётесь безразличны ко всему. А ведь жизнь не стоит мёртвым грузом, она проходит, проходит Ваша любовь, возможность счастья семейного. Ваше бездействие губительно для Вас. Вы постепенно опускаетесь, а в жизни Вашей ничего не остаётся. Лучший друг Ваш, Андрей Штольц, тоже пытался возродить Вас к жизни. Я знаю, Вы на какое-то время хотели изменить и обновить себя, но ничего из этого не получилось, потому что Вы слишком боитесь новой жизни. А как же Ваша любовь к Ольге Ильинской? Вы уже начали пробуждение, появились мечты, желание жить. Но Вы снова испугались, испугались изменений в жизни.

Пока Вы не переступите черту бездействия и страха перед новыми начинаниями, Вы не достигните ничего. Подумайте над этим.

Доброжелатель

Халат! О милый мой халат - Себе я нравлюсь в старом облачении! И надевать тебя всегда я очень рад, Тебя снимаю с сильным сожалением… В другой одежде нет покоя мне, Рубашки, галстуки – всё это не по мне. Жду не дождусь я времени такого, Чтобы в халате том по улице гулять, Прийти домой и в нём улечься спать, А утром в гости, даже на обед – Мне лень… ведь я в халат одет… Диляра Бадалова Халатик яркий – просто сказка, Какая у него окраска! Он мягок, гибок и упруг – Обломову он просто друг. Лежит он в нём в тоске-печали, Томленье в теле – жизнь в начале… Переживает: «Сложный век…» - Обломов! Новый человек??? Да нет, пожалуй, как и прежде Хватало на Руси невежей. Хотя, как знать, быть может, лучше Лежать и не стремиться к путчу.  Виталий Иванов

Халат! О милый мой халат -

Себе я нравлюсь в старом облачении!

И надевать тебя всегда я очень рад,

Тебя снимаю с сильным сожалением…

В другой одежде нет покоя мне,

Рубашки, галстуки – всё это не по мне.

Жду не дождусь я времени такого,

Чтобы в халате том по улице гулять,

Прийти домой и в нём улечься спать,

А утром в гости, даже на обед –

Мне лень… ведь я в халат одет…

Диляра Бадалова

Халатик яркий – просто сказка,

Какая у него окраска!

Он мягок, гибок и упруг –

Обломову он просто друг.

Лежит он в нём в тоске-печали,

Томленье в теле – жизнь в начале…

Переживает: «Сложный век…» -

Обломов! Новый человек???

Да нет, пожалуй, как и прежде

Хватало на Руси невежей.

Хотя, как знать, быть может, лучше

Лежать и не стремиться к путчу.

Виталий Иванов

Еда в Обломовке – главная тема. Обеды и ужины - первое дело. А как поели, можно поспать И уж не скоро завтра вставать. Еда в Обломовке даже не тема. Меню составлять – ежечасное дело. Никак не прожить без еды и без сна. Не спорит никто – жизнь на то и дана. Ирина Бредихина Ты так прекрасен,  мягок, гибок, С тобой не страшен холод, зной. Меня спасаешь от ошибок, Которые нас ждут порой В деревне, в службе,  на свиданье, С друзьями, на балу,  в кружке. Халат! Во всём ты  оправданье, Недосягаемо что мне. Кристина Похвинская

Еда в Обломовке – главная тема.

Обеды и ужины - первое дело.

А как поели, можно поспать

И уж не скоро завтра вставать.

Еда в Обломовке даже не тема.

Меню составлять – ежечасное дело.

Никак не прожить без еды и без сна.

Не спорит никто – жизнь на то и дана.

Ирина Бредихина

Ты так прекрасен,

мягок, гибок,

С тобой не страшен

холод, зной.

Меня спасаешь

от ошибок,

Которые нас ждут

порой

В деревне, в службе,

на свиданье,

С друзьями, на балу,

в кружке.

Халат!

Во всём ты

оправданье,

Недосягаемо что мне.

Кристина Похвинская

По жизни всюду мы вдвоём И днём и ночью. И при том Здесь складка каждая – своя – Изгибом тела рождена…- Обломов, - Чудный мой халатик! Проблем с имением нам охватит, Захар, куда ты дел письмо? Подай скорей сюда его! Халат… Он словно развлеченье, Он жизни целой назначенье. К Ильинской Ольге недосуг, Ведь надо выгладить сюртук. Андрей, прости, но если всё же Придётся сердцем выбирать, Халат мне всех друзей дороже, А вместе с ним диван-кровать. Евгения Грицай

По жизни всюду мы вдвоём

И днём и ночью. И при том

Здесь складка каждая – своя –

Изгибом тела рождена…-

Обломов, -

Чудный мой халатик!

Проблем с имением

нам охватит,

Захар, куда ты дел письмо?

Подай скорей сюда его!

Халат… Он словно развлеченье,

Он жизни целой назначенье.

К Ильинской Ольге недосуг,

Ведь надо выгладить сюртук.

Андрей, прости, но если всё же

Придётся сердцем выбирать,

Халат мне всех друзей дороже,

А вместе с ним диван-кровать.

Евгения Грицай


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!