СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Бунин "Не видно птиц. Покорно чахнет..." 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.А. Бунин "Не видно птиц. Покорно чахнет..." 6 класс»

Мир природы и человека. И.А.Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Мир природы и человека. И.А.Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

ЦЕЛИ выявить особенности мировосприятия И.А.Бунина, нашедших отражение в ранней лирике поэта формировать исследовательские навыки, развивать образное мышление и творческие способности формировать чувство единства с миром природы, гуманистическое мировоззрение

ЦЕЛИ

  • выявить особенности мировосприятия И.А.Бунина, нашедших отражение в ранней лирике поэта
  • формировать исследовательские навыки, развивать образное мышление и творческие способности
  • формировать чувство единства с миром природы, гуманистическое мировоззрение

 Чтение статьи учебника об И.А. Бунине. О каких особенностях творческой манеры И.А. Бунина рассказал К.Г. Паустовский? На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении  бунинских произведений?

Чтение статьи учебника об И.А. Бунине.

  • О каких особенностях творческой манеры И.А. Бунина рассказал К.Г. Паустовский?
  • На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении бунинских произведений?
История создания стихотворения Стихотворение написано 19-летним поэтом в 1889г. Оно вошло в первый сборник стихов Ивана Алексеевича Бунина. Стихотворение проникнуто личными мотивами. Юноша очень любил охоту, гулял по лесу орловской губернии. Созерцание природы – одно из любимых занятий.

История создания стихотворения

Стихотворение написано 19-летним поэтом в 1889г. Оно вошло в первый сборник стихов Ивана Алексеевича Бунина.

Стихотворение проникнуто личными мотивами. Юноша очень любил охоту, гулял по лесу орловской губернии. Созерцание природы – одно из любимых занятий.

- Какое время года изображено в стихотворении? - Какое настроение преобладает в стихотворении?

- Какое время года изображено в стихотворении?

- Какое настроение преобладает в стихотворении?

Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение? Глубокая осень… Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сёл и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы . В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах. Это постоянство и повторяемость – закон мудрого бытия природы.

Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение?

Глубокая осень… Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сёл и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы . В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах. Это постоянство и повторяемость – закон мудрого бытия природы.

 Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.

Не видно птиц. Покорно чахнет  Лес, опустевший и больной.  Грибы сошли, но крепко пахнет  В оврагах сыростью грибной.  Глушь стала ниже и светлее,  В кустах свалялася трава,  И, под дождем осенним тлея,  Чернеет тёмная листва.  А в поле ветер. День холодный  Угрюм и свеж - и целый день  Скитаюсь я в степи свободной,  Вдали от сел и деревень.  И, убаюкан шагом конным,  С отрадной грустью внемлю я,  Как ветер звоном однотонным,  Гудит-поет в стволы ружья.

Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж - и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным, Гудит-поет в стволы ружья.

1 группа. Выписать слова, характеризующие звуки осеннего леса. 2 группа . Выписать слова, характеризующие запахи осеннего леса. 3 группа. Выписать слова, характеризующие цвета осеннего леса.
  • 1 группа. Выписать слова, характеризующие звуки осеннего леса.
  • 2 группа . Выписать слова, характеризующие запахи осеннего леса.
  • 3 группа. Выписать слова, характеризующие цвета осеннего леса.
Исследовательская работа с текстом Фрагменты текста Цвета, звуки, запахи Покорно чахнет, Лес, опустевший и больной Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, День холодный угрюм… И, под дождём осенним тлея, И под дождём осенним тлея… Чернеет тёмная листва. А в поле ветер… И, убаюкан шагом конным… Серый, тёмно-коричневый, чёрный Тёмно-зелёный, чёрный, светло-серый Серый Шорох дождя по опавшей листве Шум ветра Шуршание листвы под копытами коня

Исследовательская работа с текстом

Фрагменты текста

Цвета, звуки, запахи

Покорно чахнет,

Лес, опустевший и больной

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

День холодный угрюм…

И, под дождём осенним тлея,

И под дождём осенним тлея…

Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер…

И, убаюкан шагом конным…

Серый, тёмно-коричневый, чёрный

Тёмно-зелёный, чёрный, светло-серый

Серый

Шорох дождя по опавшей листве

Шум ветра

Шуршание листвы под копытами коня

Исследовательская работа с текстом Фрагменты текста Цвета, звуки, запахи Как ветер звоном однотонным Гудит-поёт в стволы ружья Крепко пахнет В оврагах сыростью грибной В кустах свалялася трава, И, под дождём осенним тлея, Чернеет тёмная листва. Высокий звук, похожий на свист Запах грибов Запах прелой травы и листвы

Исследовательская работа с текстом

Фрагменты текста

Цвета, звуки, запахи

Как ветер звоном однотонным

Гудит-поёт в стволы ружья

Крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной

В кустах свалялася трава,

И, под дождём осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

Высокий звук, похожий на свист

Запах грибов

Запах прелой травы и листвы

Исследовательская работа с текстом Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадные» и «грустные» чувства? «Лес покорно чахнет» метафора «Лес больной» эпитет «Глушь стала ниже и светлее» эпитет

Исследовательская работа с текстом

Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадные» и «грустные» чувства?

«Лес покорно чахнет»

метафора

«Лес больной»

эпитет

«Глушь стала ниже и светлее»

эпитет

Исследовательская работа с текстом Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадные» и «грустные» чувства? «В степи свободной» эпитет «С отрадной грустью» оксюморон «День угрюм и свеж» эпитет Определите стихотворный размер Ямб

Исследовательская работа с текстом

Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадные» и «грустные» чувства?

«В степи свободной»

эпитет

«С отрадной грустью»

оксюморон

«День угрюм и свеж»

эпитет

Определите стихотворный размер

Ямб

Отрада: светлее, свеж, свободной, отрадной. Грусть: покорно чахнет, больной, ниже, тлея, чернеет, угрюм, грустью, однотонным.

Отрада: светлее, свеж, свободной, отрадной.

Грусть: покорно чахнет, больной, ниже, тлея, чернеет, угрюм, грустью, однотонным.

Исследовательская работа с текстом Какое настроение лирического героя передано в красках, звуках, запахах осеннего леса?  Цвета в стихотворении не названы, однако ощущение цвет присутствует. Цветовая гамма стихотворения – от светло-серого до чёрного – создаёт особое настроение тихой грусти, печального ожидания. Запахи грибов, прелой листвы и травы, звуки дождя, шум осеннего ветра усиливают это настроение. Картина осенней природы передана через переживания лирического героя.

Исследовательская работа с текстом

Какое настроение лирического героя передано в красках, звуках, запахах осеннего леса?

Цвета в стихотворении не названы, однако ощущение цвет присутствует. Цветовая гамма стихотворения – от светло-серого до чёрного – создаёт особое настроение тихой грусти, печального ожидания. Запахи грибов, прелой листвы и травы, звуки дождя, шум осеннего ветра усиливают это настроение. Картина осенней природы передана через переживания лирического героя.

Исследовательская работа с текстом Почему лирический герой испытывает одновременно столь разные чувства? Герой ощущает своё единство с миром природы и принимает её мудрые законы. Он видит в увядании особую прелесть, поскольку знает, что за ним неизбежно следует обновление и в природе, и в жизни человека.

Исследовательская работа с текстом

Почему лирический герой испытывает одновременно столь разные чувства?

Герой ощущает своё единство с миром природы и принимает её мудрые законы. Он видит в увядании особую прелесть, поскольку знает, что за ним неизбежно следует обновление и в природе, и в жизни человека.

 Пейзажная лирика И. Бунина наполнена глубоким философским содержанием.  В разных вариантах автор высказывал одну и ту же мысль: «Нет, мучительно для меня жить на свете! Все меня мучает своей прелестью». Слово прелесть, по мысли писателя, всегда относилось к тому, что не подвластно как будто человеческому выражению: к цветам, деревьям, морю. Напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии — вот что главенствовало в юношеской лирике Бунина.

Пейзажная лирика И. Бунина наполнена глубоким философским содержанием.

В разных вариантах автор высказывал одну и ту же мысль: «Нет, мучительно для меня жить на свете! Все меня мучает своей прелестью». Слово прелесть, по мысли писателя, всегда относилось к тому, что не подвластно как будто человеческому выражению: к цветам, деревьям, морю. Напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии — вот что главенствовало в юношеской лирике Бунина.

Подведём итоги В ранней «пейзажной» лирике И.А.Бунина много мудрого понимания человека, его отношения к миру. В бунинских стихах богатая «палитра» цветов и соцветий, неповторимая гамма звуков. Бунин следует здесь традициям русской классической поэзии, но постоянно ищет свежие штрихи, смелые сопоставления. Печальное настроение лирического героя придаёт образам природы ощущение неуютности, опустошённости.

Подведём итоги

В ранней «пейзажной» лирике И.А.Бунина много мудрого понимания человека, его отношения к миру.

В бунинских стихах богатая «палитра» цветов и соцветий, неповторимая гамма звуков.

Бунин следует здесь традициям русской классической поэзии, но постоянно ищет свежие штрихи, смелые сопоставления.

Печальное настроение лирического героя придаёт образам природы ощущение неуютности, опустошённости.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Наизусть стихотворение И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Наизусть стихотворение И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!