СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок .Мастер-класс https://disk.yandex.ru/i/LMvOTpHEW2sK-Q

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок .3 класс.Русский язык Тема "Род имен существительных"

https://disk.yandex.ru/i/LMvOTpHEW2sK-Q 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок .Мастер-класс https://disk.yandex.ru/i/LMvOTpHEW2sK-Q»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года-2022» Урок «Русский язык» 3 класс

Тема «Род имён существительных»

Разработала и провела

учитель начальных классов

МБОУ Киселевская СОШ им. Н.В.Попова

Ковалева В.В.

Тема: Род имён существительных

Тип урока: открытие нового знания

Цель:

способствовать формированию представлений о мужском, женском и среднем родах имён существительных;

способствовать развитию умений распознавать род имён существительных в форме единственного и множественного чисел;

воспитывать умение работать в группе, нравственные качества, чувство патриотизма.

Предметные задачи:

- знание о постоянных признаках имён существительных;

- умение определять род имён существительных;

- умение применять знания в жизненных ситуациях.

Метапредметные задачи:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели (определение рода имён существительных);

- умение планировать, контролировать свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Форма проведения: урок-исследование

Оборудование: учебник, рабочие листы, записи на доске, проектор, экран


ХОД УРОКА

Организационный момент. Психологический настрой

 

- Итак,  мы настроились на  работу на уроке.

В начале урока ребята берут матрешки разного цвета команды красных, белых, синих и проходят за парты соответствующего цвета.

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок русского языка. Меня зовут Валентина Владимировна.

- Ребята, подарите улыбку мне, друг другу, нашим гостям. Улыбка может согреть других своим теплом, расположить к приятному общению, улучшить всем настроение, а хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

-Сядьте  за парты правильно, спину держите прямо.


Я вам предлагаю провести не просто урок русского языка, а урок –исследование. Любое научное заведение имеет своё название. Мы будем называться научно-исследовательский класс. Научно – потому, что русский язык – это наука, исследовательский – так как мы будем исследовать. Исследования будем проводить в лабораториях. У нас 3 лаборатории (красная, синяя и белая). А исследуют всегда что-то новое, неизвестное. Результатом нашего исследования станут правила, которые мы сами составим для всех, кто хочет хорошо знать русский язык.

-А что такое исследование и кто такие исследователи?

Исследование -это поиск новых знаний, систематизация и анализ известных данных с целью установки новых фактов.

Исследователь- человек, занимающийся научными исследованиями. Очень пытливый.

Хотели бы вы побыть самыми настоящими исследователями? (Да)

А поможет нам провести исследование гостья нашего урока - Матрешка. Матрёшка — русская деревянная игрушка , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — 4.Столько же у нас будет и этапов исследований. И так в путь.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.

Прежде ,чем мы перейдем к нашему исследованию подготовим наши пальчики.

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

И совсем, совсем не сладкий.

- Снежок лепили, ручки замерзли. Потрите их между собой, согрейте.

У каждого на столах рабочие листы. Давайте запишем число и классная работа. Вспомните правила посадки во время письма.

Посмотрите на экран, какую буквы вы видите? Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква р.

(Согл., тв., зв., непарный; согл., мягк., зв., непарн.)

Запишите буквосоединения, которые видите на доске.

ре ра рё ри ро ру ры рэ рю ря.

Давайте прочитаем слова: Россия, Родина, родня, род. Какое слово лишнее? Почему? А вы можете подобрать однокоренные слова. Выделите корень в однокоренных словах

Давайте приступим к 1 исследованию. Откройте 1 матрешку, прочитайте задание.

Первое исследование «Что мы знаем об имени существительном»: научные сотрудники проверим насколько глубоки ваши  знания по теме «Имя  существительное»

 Я буду задавать вопрос, ваша задача, если согласны поднять 2 руки, если нет, то руки сложить.

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Молодцы!

Постановка цели урока.Введение в новую тему.

Второе исследование. Матрешку открываем.Прочитайте как называется наш следующий этап. «Знакомство с новой темой»

-Сегодня нам предстоит исследовать факты, которое дополнят ваши знания об имени существительном. А поможет ребус.

-Какое слово зашифровано? (Род)

-А что такое род?

Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная

- А имеет ли существительное род? Это нам предстоит узнать.

-Что мы будем исследовать сегодня? Чем мы будем заниматься?

Род имён существительных

-Чему мы будем учиться?

Научиться определять…(род имени существительного.)

-Ребята послушайте сказку о том, как у существительных появился род и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

В некотором царстве, в некотором государстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама Елена Премудрая их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для существительных знаки различия, тот будет награжден”. Услышали об этом сестрица Аленушка и братец Иванушка и прибыли в царство.. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Елена Премудрая решила: “Те слова, которые забрал себе братец Иванушка, пусть будут мужского рода (туда попали слова: край, флаг, луг, соловей) Те слова, которые оказались у сестрицы Аленушки, будут женского рода (туда попали слова: родина, Россия, береза…). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (так и стали: солнце, государство)”. Вот так появился род у существительных.

На какие три группы можно разделить имена существительные?

Правильно, молодцы ребята.  В русском языке  имена существительные бывают мужского , женского и среднего рода.

У вас на столах лежат названия ваших лабораторий, переверните их посмотрите какой род будет исследовать каждая из ваших групп.

А как же мы будем определять род имени существительного.

Елена Премудрая каждой лаборатории передала стих с секретом. Давайте его прочитаем хором.

Женский род запомню я,

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило моё!

Найдите и прочитайте о своем роде.

Существительные к которым подходят слова он, мой – относятся к мужскому роду. - Существительные к которым подходят слова она, моя – относятся к женскому роду.

- Существительные к которым подходят слова оно, моё – относятся к среднему роду.

Ребята а как вы думаете, как мы будем обозначать на письме род?

НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННО: м.р., ж.р, ср.р

Какие слова-помощники нам помогут определить род?

Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.

Если подходит Он мой – это слово М. р.

Если подходит Она моя – это слово Ж.р.

Если подходит Оно моё – это слово С. р.

-Покажите, как надо в словах определять род. Придумайте своё слово.

Физкультминутка

Давайте проведем физминутку.

Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.

(солнце,мир, луг, родина,степь, небо,герб, поле.)

Третье исследование .Матрешку открываем и читаем следующий этап исследования :» Работа с новым материалом. «



На магнитной доске прикреплены слова, каждая из лабораторий выбирает слова своего рода. Распределите слова в 3 столбика по родам.

 герб, флаг, хлеб, Россия, Родина, береза, воин, победитель, парад, улица, салют, проспект, театр, небо, поле, облако.

Научные сотрудники сделайте отчет.  Измените слова по родам.

- Какое открытие вы сделали?

Вывод: имя существительное не изменяется по родам, оно имеет постоянный признак.

Посмотрите на экран, вы видите текст. Такой же текст в ваших рабочих листах, подчеркните имена существительные и каждая лаборатория определите свой род. В нашем тексте встретились слова во множественном числе.

Как определить род у существительных во мн.ч.?

Чтобы определить род, нужно поставить слова в начальную форму (ед.ч ,вопрос кто?что?)

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Проверяем. Все слова вам понятны? Где мы можем их посмотреть? (в словаре)

Отечество-

предки-

братские-

Ребята, откуда я взяла эти строки?

Какой вывод мы можем сделать? (Чтобы определить род имени сущ. во мн.числе надо поставить это имя сущ. в нач. форму) Н.ф- имя сущ стоит в ед. числе и отвечает на вопрос кто? что?)

- Есть такие языки, в которых у существительного нет никакого рода. Их называют «безродовыми» языками. Например, бурятский язык. А есть языки, в которых не три рода, как в русском языке, а сорок. Например, в языках африканских народов. Ребята, у нас в классе учатся и русские и чеченцы, и кумыки и иорданцы.. А знаете ли вы сколько родов в ваших языках? Найдите информацию к следующему уроку.

Закрепление нового материала

Исследование 4 (Творческое задание) Матрешку открываем, читаем следующее исследование.

-Моя соседка Оля дружит с Майклом. Он живёт в Лондоне.

-На каком языке там говорят?

 Майкл пишет на русском языке, но предложения его звучат необычно. Оля разрешила прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.

Здравствуй, мой любимый подруга Оля!

Часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умная папа учил меня играть в лото. А твоя умный дядя учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбила Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл

-Что вас насмешило?(не знает русского языка, неправильно употребляет слова)

-Исправьте ошибки, допущенные Майклом.

В) Проверка задания. Обменяйтесь рабочими листами с соседом, проверьте.

Так для чего нужно уметь правильно распознавать род имён существительных?

Итог урока

Вот мы и собрали все 5 матрешек, а значит наше исследование подошло к концу. Сегодня научно-исследовательский класс сделал много открытий. Какие?

-Что нового вы узнали об имени существительном?

-Какого рода бывают существительные?

Какие слова прозвучали на уроке? На какую тему?

(Мы говорили о России, цвета ваших команд соответствуют цвету флага)

Ребята, а вы знаете, что 2022год указом Владимира Владимировича Путина объявлен годом культурного наследия народов  России, годом народного искусства. Поэтому гостьей нашего урока была матрешка – всеми любимая расписная деревянная кукла. Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями.Мы очень гордимся своей страной, её культурой и древними традициями. Нельзя не согласиться, что наша страна богата талантливыми и творческими людьми.

Домашнее задание.

Продолжим наше исследование дома. Подобрать из словаря учебника по 5 слов каждого рода.

Самооценивание.

Вы сегодня хорошо поработали и в награду вам приз. Девочки берут приз своего рода, мальчики – своего (ручка,карандаш,)

Рефлексия.

- Возьмите в руки матрешек, которые лежат на ваших столах.

Давайте дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой.

- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Поднимите матрешек. Молодцы.

- Ребята, спасибо за урок .Я довольна нашим уроком. Вот и моя улыбающаяся гостья. Давайте аплодисментами поблагодарим друг друга.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!