СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе как основа духовно-нравственного становления личности ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное, для ребенка — воспитание, а не образование…

Шалва Александрович Амонашвилли

Просмотр содержимого документа
«Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе как основа духовно-нравственного становления личности ребенка»

Булдакова Т.Н., воспитатель МБДОУ «Д/с «Умка» г. Абакана

Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе как основа духовно-нравственного становления личности ребенка


Главное, для ребенка — воспитание, а не образование…

Шалва Александрович Амонашвилли



Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации и закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273 и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Воспитание с точки зрения нового национального воспитательного идеала ориентировано на достижение определенного образа человека, имеющего, приоритетное значение для общества в конкретно – исторических социокультурных условиях.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Меняются времена, вводятся новые образовательные стандарты, но личность ребенка всегда стоит для меня на первом месте. В нашем образовательном учреждении приоритетным направлением является социально-личностное развитие Ребёнка через организацию образовательной деятельности осуществляемой в рамках программы «Растим юного гражданина» по модулям "Ребёнок-Благородный человек-гражданин", "Государство – это мы", "Наши права". Работа ведется с использованием педагогической технологии академика РАО Шалвы Александровича Амонашвилли, гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе (адаптированная программа «Школа жизни»).

Главной целью воспитания в концепции Ш. А. Амонашвили, является: воспитание Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина, а также, становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств. Что не только не противоречит новому закону «Об образовании в Российской федерации» и Федеральным Государственным Образовательным Стандартам дошкольного образования, а позволяет решать поставленную государством задачу по духовно-нравственному воспитанию детей уже с раннего возраста, через реализацию части образовательной деятельности, предусмотренной Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования на это отводится сорок процентов. Вести детей по лестнице духовного становления личности мне помогает гуманная педагогика.

Основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.

Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.

Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.

Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.

Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.

Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Педагогические аксиомы.

Доброта воспитывается добротою.

Любовь воспитывается любовью.

Радость воспитывается радостью.

Благородство воспитывается благородством.

Личность воспитывается личностью.

Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.

Воображение ничто в сравнении с жизнью.

Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни.

Жизнь это шанс - не упусти его.

Жизнь это красота - удивляйся ей.

 Жизнь это мечта - осуществи её.

Жизнь это тайна - разгадай её.

Жизнь это трагедия - выдержи её.

Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её.
Дети не готовится к жизни - они в ней живут. Реализация гуманной педагогики предусматривает включение в образовательный процесс специально организованную деятельность с детьми. Такую как: чтение детям философских сказок из книги А. Андрианова «Философия для детей», в которой, знакомство детей с таким чувством как любовь происходит с использованием сказок «Фиалка и подснежник», «Любите друг друга всегда». А так же дети узнают о благородстве через сказки «Испугался, или нет?», «Благородный олень». Тематика непосредственно образовательной деятельности также имеет большое разнообразие «Горячее сердце», «Дружить надо уметь», «Семейное древо», «Мамочке любимой песенку поем» и другие.

Таким образом, система гуманно-личностного подхода вдохновляет меня на создание такого образовательного процесса, в котором Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления становится высокая духовность: воспитателя, ребенка, родителей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Образовательный процесс строится на принципе интеграции разных видов деятельности и форм работы с детьми:

- непосредственно образовательную деятельность;

- совместную деятельность воспитателя с детьми;

- деятельность в ходе режимных моментов.

Работа с родителями предусматривает активное участие в создании книжек – малышек совместно с детьми дома по темам НОД и пополнении детской библиотеки группы. Эта работа обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Цель: формирование основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста как предпосылки их успешной социализации в демократическом обществе.

Задачи:

- Приобщение детей к общечеловеческим, национальным ценностям, в том числе ценностям демократического общества.

- Формирование первичных представлений и понятий о демократическом обществе, элементарных правовых нормах, избирательном праве.

- Развитие эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.

- Формирование предпосылок активной гражданской позиции ребенка (умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность).

- Становление в Ребенке Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина.

Тематическое планирование деятельности с детьми

(вторая младшая группа)

 

п/п

Тема

Краткое содержание

Сентябрь

1

«Имя»

1.Чтение «Сказка об имени»
И. В. Вачков

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Автопортрет»

2

«Семья»

1. Чтение русской народной сказки «Три медведя»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Моя семья»

3

«Слово»

1. Чтение русской народной сказки «Слово»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Улыбка»

4

«Совесть»

1. Чтение сказки «Угрызения совести» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Мешок совести»

Октябрь

5

«Вредные привычки»

1. Чтение сказки «Просто так» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Помоги Маше убрать игрушки»

6

«Добро и зло»

1. Чтение сказки «Добрый олень»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Волшебный горшочек каши»

7

«Щедрость и жадность»

1. Чтение сказки «Про ненасытную Хапугу и Жадюгу» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Скатерть Самобранка»

8

«Любовь»

1. Чтение сказки «Фиалка и подснежник» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Любящее сердце»

Ноябрь

9

«Правда и ложь»

1. Чтение рассказа «Огурцы» Н. Н. Носова

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Кристалл правды»

10

«Грубость и жестокость»

1. Чтение сказки «История о грубом ремне» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Подарок для Бабы Яги»

11

«Послушание»

1. Чтение сказки «Город больных ослиной болезнью» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Котенок по имени Гав»

12

«Трудолюбие»

1. Чтение сказки «Как Павлика по телевизору показали» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Я помогаю маме»

Декабрь

13

«Милосердие»

1. Чтение сказки «Два облачка» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Два облачка»

14

«Дружба»

1. Чтение сказки «История о короткой дружбе» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Портрет моего друга»

15

«Умение быть другом»

1. Чтение сказки «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Чебурашка»

16

«Как аукнется, так и откликнется»

1. Чтение сказки «Как кактус свое получил» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Подарок моему другу»

Январь

17

«С кем поведешься, от того и наберешься»

1. Чтение сказки «Как родничок свою воду испортил» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Чистый родничок»

18

«Предательство»

1. Чтение сказки «Снежная королева» Ганса Хрестиана Андерсена

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Герда»

19

«Умение видеть хорошее в других»

1. Чтение сказки «Красивая лягушка и безобразный пес» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Дорисуй улыбку»

20

«Человеколюбие»

1. Чтение сказки «Злой глаз» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Добрые глаза волшебника»

Февраль

21

«Помощь ближнему»

1. Чтение сказки «Как стать человеком» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Заколдованный принц»

22

«Благородство»

1. Чтение сказки «Благородный олень» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Благородный олень»

23

«Сердечность»

1. Чтение сказки «Солнечное сердце и смертельный взгляд» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Солнышко»

24

«Честность»

1. Чтение сказки «Почему не поругали?» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Конфетка для друга»

Март

25

«Мама»

1. Чтение сказки «Бьющий гром» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Портрет моей мамы»

26

«Красота природы»

1. Чтение сказки «Пастушка и садовник» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Самый красивый букет для мамы»

27

«Рукотворная красота»

1. Чтение сказки «Как красивые дела сердца исцеляют» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Подарок своими руками»

28

«Гармония»

1. Чтение сказки «Сумасшедший лес» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Радуга»

Апрель

29

«Вред злословия»

1. Чтение сказки «Тайна Злюки и Колюки» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Лучики солнца»

30

«Вежливость»

1. Чтение сказки «Как вежливый поступок жизнь спас» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Вежливый солнечный зайчик»

31

«Вред жадности»

1. Чтение сказки «Два брата» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Щедрая пчела»

32

«Что такое терпимость?»

1. Чтение сказки «Зеленый медведь» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Друг для медведя»

Май

33

«Мечта»

1. Чтение сказки «Медвежонок - ветер» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Цветик - семицветик»

34

«Доброжелательность и дружелюбие»

1. Чтение сказки «Дедушкин совет» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Кот Леопольд»

35

«Эгоизм и себялюбие»

1. Чтение сказки «Волшебный овраг» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Подарок другу»

36

«Благородное сердце»

1. Чтение сказки «Сокровища пирата» из книги М. А. Андрианова «Философия для детей»

2. Эвристическая беседа по содержанию

3. Арт. Упр. «Благородное сердце»


Результаты

Ребенок может иметь представление:

  • О духовно-нравственных и общечеловеческих ценностях личности, таких как: совесть, любовь, вера, надежда, жизнь, истинна, добро, красота и другие;

  • О нравственных качествах как основе гражданской позиции: человечность, духовность, сострадание, толерантность (терпимость), вежливость, доброжелательность, честность, любовь к ближнему, миролюбие, ненасилие, благородство, честь, достоинство;

  • Об отдельных произведениях литературы, искусства и наиболее известных представителях художественной культуры родного края и России (писателях, художниках, изобретателях).


Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273.

2. Ш.А.Амонашвили. Школа жизни. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

3. Ш.А.Амонашвили. Педагогическая симфония. Трилогия. М.: Издательство: Международный центр Рерихов, 2002.

4. Растим юного гражданина: программа становления основ гражданской – правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста / сост. И. И. Гончарова, А. В. Крайсветняя, О. И. Шадрина. 2011.

5. Философия для детей в сказках и рассказах: пособ. По воспитанию детей в семье и школе / М. А. Андрианов. – Минск: Букмастер, 2012.

Тематическое планирование деятельности с детьми

Подготовительной группы

п/п

Тема

Краткое содержание

1

«Родина моя - город Абакан»

1.Мультимедийная презентация «Город Абакан»

2. Стихотворение «Абакан»

3.Д/и «Убери лишнее»

4. Д/и «Что было бы если…»

5. Арт. Упражнение «Герб нашего города»

2

«Хакасия - мой край родной»

1. Мультимедийная презентация «Республика Хакасия»

2. Просмотр мультипликационного фильма компании Мультироссия «Республика Хакасия»

3. Хакасская игра «Ремешок»

4. Д/и «Что было бы если…»

5. Арт. Упражнение «Флаг РХ»

3

«Город Москва – сердце нашей Родины»

1. Мультимедийная презентация «Столица нашей Родины город герой - Москва»

2. Просмотр мультипликационного фильма компании Мультироссия «Город Москва»

3. Д/и «Достопримечательности Москвы»

3. Д/и «Что было бы если…»

4. Арт. Упражнение «Спасская башня Кремля»

4

«Официальные символы Российской Федерации»

1. Мультимедийная презентация

«Официальные символы Российской Федерации»

2. Д/и «Отгадай загадку»

3. Д/и «Собери картинку»

4. Арт. Упражнение «Флаг РФ»

5

«Неофициальные символы Российской Федерации»


1. Мультимедийная презентация

«Неофициальные символы Российской Федерации»

2. Д/и «Отгадай загадку»

3. Д/и «Собери картинку»

4. Арт. Упражнение «Символ России»

6

«Государственные документы детей»

1. Эвристическая беседа «Что я знаю о государственных документах детей».

2. Д/и «Убери лишнее»

3. Д/и «Назначение государственных документов»

4. «Герб РФ»

7

«Государственные документы взрослых»

1. Эвристическая беседа «Что я знаю о государственных документах взрослых».

2. Д/и «Убери лишнее»

3. Д/и «Назначение государственных документов»

4. «Герб РФ»

8

«Красный день календаря» (Государственные праздники)

1. Рассматривание календарей разного вида.

2. Д/и «Назови лишнее»

3. Д/и «Что было бы если…»

4. Арт. Упражнение «Любимый Государственный праздник»

9

«Города – Герои Российской Федерации»

1. Мультимедийная презентация «Города – Герои Российской Федерации»

2. Эвристическая беседа «Подвиг Российского народа в Великой Отечественной войне»

3. «что я знаю о моих предках участниках ВОВ»

4. Арт. Упражнение «Салют победы»

10

«Законодательная власть Российской Федерации»

1. Эвристическая беседа «Что такое законы и кто их придумывает?»

2.Игра – драматизация «Мы депутаты на сессии в Государственной Думе»

3. Арт. Упражнение «Портрет депутата»

11

«Исполнительная власть Российской Федерации»

1. Эвристическая беседа «Зачем человеку законы?»

2. Игра «Что было бы если?»

3. Арт. Упражнение «Письмо – наказ депутатам»

12

«Мама, папа, я – Российская семья»

1. Эвристическая беседа «Семь я»

2.Д/и «Разложи правильно»

3. Д/и «Угадай слово»

4. . Арт. Упражнение «Семейное фото»

13

«Семейное древо»

1. Эвристическая беседа «Выращиваем семейное древо»

2. Д/и «Связующая нить»

3. Д/и «Что было бы если…»

4. . Арт. Упражнение «Семейное древо»

14

«Семейный фотоархив»

1. Эвристическая беседа «Знакомьтесь - моя семья» с демонстрацией фотографий

2. Д/и «Малыши и взрослые»

3. Д/и «За что я уважаю близких»

4. Арт. Упражнение «Семейный портрет»

15

«Семейные династии»

1. Эвристическая беседа «Что такое семейная династия»

2. чтение стихотворения «Кем быть»

3. Д/и «Назови профессии»

4. Д/и «Что лишнее»

5. Арт. Упражнение «Кем быть»

16

«Семейные традиции»

1. Эвристическая беседа «Традиции нашей семьи»

2. Д/и «Угадай праздничный день по описанию»

3. Д/и «Почему так говорят» (пословицы и поговорки)

4. Арт. Упражнение «За праздничным столом»

17

«Что значит имя мое?»

1. Эвристическая беседа «Что значит имя мое?» (толкование имен детей группы).

2.Д/и «Назови одинаковые имена, которыми называют как мальчиков, так и девочек»

3. Д/и «Назови ласково»

4. Арт. Упражнение «Автопортрет»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!