Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Новые приключения Колобка»
Цель:
Способствовать развитию познавательной активности детей.
Упражнять в счете до 5 и сравнении количества предметов; в умении различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Закрепить умение сравнивать предметы по длине; знания детей о пространственных отношениях: на, под, через, за, около.
Продолжать формирование мыслительных операций (обобщение, анализ)
Сформировать представления о понятиях тяжелее, легче на основе сравнения по массе. Формировать навыки полных ответов, построение распространенных предложений. Развивать речь детей, наблюдательность, мыслительную активность, слуховое и зрительное внимание, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Воспитывать интерес к математическим занятиям, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации; дружеские взаимоотношения между детьми, привычку работать сообща.
Демонстрационный материал: Колобок, 5 домиков; игрушки: ёж, 5 зайцев, 9 яблок, «чудо – дерево», муляжи фруктов и овощей; банка с водой, 1 шарик резиновый, 1 шарик пластмассовый, 3 замка с «ключами» (геометрические фигуры)
Раздаточный материал: замок, «ключи» (круг, треугольник, квадрат); счетные палочки; пакеты с ватой и песком, корзина (разрезанная на 4 части).
Ход занятия
-Ребята, сегодня к нам в гости пришел Колобок. Посмотрите, какое у него настроение? (грустное, печальное)
Колобок, что случилось? Почему ты такой грустный?
Колобок: Я без разрешения взрослых ушёл из дома, а пока гулял, забыл, в каком домике живу, и потерял ключ от замка. Ребята, вы поможете мне вернуться домой?
(ответы детей)
-Колобок не грусти. Ты правильно обратился за помощью. Наши дети с радостью тебе помогут. Но прежде, скажите ребята, можно без разрешения взрослых выходить из дома? Что может случиться?
-Чтобы добраться до дома Колобка нам нужно преодолеть много препятствий, выполнить трудные задания. Поэтому мы должны подготовиться, потренироваться. Математическая разминка
Сколько солнышек на небе?
Сколько глаз у светофора?
Сколько лап у кота?
Сколько крыльев у зайца?
Сколько колёс у машины?
Сколько углов у треугольника?
Сколько углов у квадрата?
-Ребята, вы молодцы! На все вопросы ответили верно. Я думаю, что вы готовы к преодолению всех препятствий и трудностей, которые встретятся на нашем пути. Скажем волшебные слова:
1,2.3 – повернись и в сказке у Колобка окажись.
-Вот мы и попали в сказку Колобка. Но чтобы Колобок смог попасть в свой домик, мы должны помочь - выбрать правильную дорогу.
-Ребята, скажите, чем отличаются эти дороги? (одна дорога длинная, а другая короткая). Как это проверить? (ответы детей)
- Молодцы! Вы справились с этим заданием, и мы отправляемся с вами в путь по короткой дороге.
Динамическая пауза
По сухой, лесной дорожке
Топ-топ-топ топочут ножки
Ходит, бродит вдоль дорожки
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки
Если подкрадется волк
Превратится ёж в клубок.
-Ребята, посмотрите, кто повстречался на нашем пути? (ёж)
-Где он сидит? (ёж сидит на пеньке)
-Что у ёжа на спине? Сколько яблок?
-Где ещё лежат яблоки? (под пеньком, на траве)
-Посчитайте, сколько яблок на траве? (всего 5 яблок)
-Где больше яблок на спине у ёжа или на траве? Почему? Какое число больше (меньше)?
-Давайте, мы не будем мешать ёжу и пойдём дальше.
Друг за другом становитесь,
По дорожке, по тропинке, по лесу гулять пойдем
Приключения найдем!
-Ребята, посмотрите, мы встретили семью зайцев. Но зайчиха не может найти своих зайчат, давайте ей поможем.
Дидактическая игра «Где спрятались зайцы?» (за елью, около пенька, перед елью, под грибом)
-Молодцы ребята, папе – зайцу и маме – зайчихе мы помогли и теперь можем продолжить наш путь.
Раз – два – три – по дорожке мы пошли.
-И вот уже вдали, нам видны дома.
-Давайте присядем и посмотрим, сколько всего здесь домов? (всего 5 домов)
-Назовите номер дома, возле которого растёт клумба с цветами? (номер 3)
-Возле какого дома Колобок может посидеть отдохнуть на пеньке? (возле дома под номером 4)
-Что растёт рядом с домом под номером 2? (рядом с домом под номером 2 растёт ель)
-Назовите номер дома, в окошко которого светит солнце? (номер 5)
-Давайте все вместе попросим солнышко, чтобы оно засияло ярко-ярко.
Пальчиковая гимнастика
Лучик, лучик, нежный лучик
Загляни ты к нам в оконце
Принеси в своих ладонях
Теплоту, частицу солнца.
А теперь, ребята, назовите номер дома, возле которого растёт гриб? (номер 1)
Колобок: Ой, ребята, это мой домик, я вспомнил. Я ещё маленький и всё время забываю. Большое спасибо.
-Ребята, давайте расскажем Колобку стихотворение о цифре 1.
А похожа единица
На крючок, на гвоздь, на спицу.
А ещё немножко может
На свечу она похожа.
-Чтобы Колобок больше не забывал номер своего дома, я предлагаю выложить цифру 1 из счётных палочек. Сколько палочек нам надо взять? (3 палочки)
(работа с раздаточным материалом)
Колобок: Какие вы молодцы! Вы все очень постарались, и я постараюсь не забыть цифру 1.
-Ребята, вы помните, что Колобок потерял и ключ от замка. Давайте научим Колобка подбирать ключ к замку. У нас есть 3 замка и к каждому несколько ключей, нам нужно подходящий ключ.
Дидактическая игра «Найди нужный ключ»
-Подберите ключ к первому замку (к первому замку подходит зелёный треугольник)
-Почему? Потому что в отверстии замка 3 угла и 3 стороны и замок зеленого цвета.
-Ребята, подберите ключ ко второму замку (ко второму замку подходит голубой круг)
-Ребята, вы согласны? Почему? (ко второму замку подходит голубой круг, потому что отверстие круглое и замок голубого цвета)
-Подберите ключ к третьему замку (к третьему замку подойдёт красный квадрат)
-Почему? (потому что замок красного цвета и ключ должен быть красного цвета)
-У каждого из вас есть замок и несколько ключей. Подберите нужный ключ к своему замку.
(работа с раздаточным материалом)
-Вот видишь Колобок, наши дети справились с заданием.
Колобок: Какие вы молодцы! Теперь я знаю, как подбирать ключи к замку и никогда не буду их больше терять.
-Посмотрите, наш Колобок перестал грустить, а стал весёлым, радостным.
Колобок: Да, и я всех вас приглашаю погулять в моём саду.
Физминутка
Я иду и мы идём: раз, два, три
Я пою и мы поём: раз, два, три
Мы идём и мы поём: раз, два, три
Очень дружно мы живём: раз, два, три.
Колобок: Ребята, посмотрите, какое дерево растёт в саду. Что в этом дереве необычного? (на дереве растут овощи и фрукты)
-Как мы можем назвать это дерево? (чудо – дерево)
Стихотворение
Как у наших у ворот
Чудо – дерево растёт
Чудо-чудо, чудо-чудо. Расчудесное.
Колобок: Ребята, а вы поможете мне собрать урожай с чудо – дерева?
-Во что же можно собрать урожай? ( в ведро, в карман, в сумку, в корзину)
-Я предлагаю смастерить корзину. Вам необходимо из частей собрать корзину.
Дидактическая игра «Собери корзину»
(работа с раздаточным материалом)
Дети садятся за столы приступают к работе.
Колобок: Молодцы ребята! Теперь я смогу собрать весь урожай со своего дерева.
- Когда вы мастерили корзины, Колобок приготовил для нас очень интересный эксперимент.
Экспериментальная деятельность
-Посмотрите, он приготовил банку с водой и два шарика.
-Чем они отличаются друг от друга? (один зелёный, а другой красный)
-Возьмите шарики в руки, подумайте, чем ещё они отличаются? (один пластмассовый, другой резиновый)
-Какой шарик тяжелее, а какой легче? (резиновый тяжелее, а пластмассовый легче)
-Как вы думаете, что произойдёт с шариками, если их опустить в воду? (резиновый шарик утонет, а пластмассовый будет плавать на поверхности воды)
-Я открою вам секрет, резиновый шарик сделан из плотной резины, поэтому он тяжёлый. А в пластмассовом шарике внутри есть воздух, поэтому он – лёгкий.
-Ребята, давайте проверим, правильно мы рассуждаем (опускаем шарики в воду)
-Посмотрите, правильны ли наши рассуждения?
-Так почему резиновый шарик утонул, а пластмассовый нет?
-Ребята, вы наверно хотите поэкспериментировать. Посмотрите, Колобок ещё приготовил пакеты.
-Что в этих пакетах? (песок, вата)
-Как вы думаете, что тяжелее песок или вата?
-Возьмите пакеты с песком в правую руку, пакет с ватой в левую руку и определите что тяжелее, а что легче?
Колобок: Ребята, вам понравился этот эксперимент?
Мы с вами сегодня много путешествовали, выполняли интересные задания. Мне очень понравилось, как вы мне помогали, и я обязательно скоро к вам приду ещё. Вы будете меня ждать? До свидания!