СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповые технологии как средство для развития познавательных и коммуникативных компетенций учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая  технология - одна из личностно – ориентированных технологий, позволяющих плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Просмотр содержимого документа
«Групповые технологии как средство для развития познавательных и коммуникативных компетенций учащихся»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ г.о.НАЛЬЧИК

360009 тел. (8662) 91-16-19

КБР, г. Нальчик, ул. Тимирязева, 7 91-17-29

















Педагогические чтения

Групповые технологии,
как средство для развития познавательных и коммуникативных
компетенций учащихся



Учитель русского языка и литературы

БЛЕНАОВА Зарема Ауесовна





Нальчик – 2017


«То, что дети могут сделать вместе сегодня, -

завтра каждый из них

сможет сделать самостоятельно».

Л.С. Выготский


Современные условия жизни диктуют свои правила, а это не может не отражаться на процессе образования. Необходимость изменений в образовании обусловлена, в первую очередь, тем, что изменился контингент учащихся, изменился социальный заказ, следовательно, должны измениться и задачи, стоящие перед школой – необходимо выпускать молодого человека не только оптимально усвоившего школьную программу, но и подготовленного к реалиям современной, быстро изменяющейся жизни. Это, в свою очередь, заставляет учителя искать новые подходы к обучению и пути повышения познавательной активности обучающихся. Тем самым главной задачей для учителя в современных условиях стала задача изменяться самому: совершенствовать традиционные формы и методы преподавания, учиться новым, а главное, понять, что вооружать ученика нужно не готовым набором знаний, а умениями их добывать и рационально использовать.

На помощь учителю в решении этой проблемы в условиях поликультурного образования приходят современные личностно – ориентированные технологии обучения: технологии обучения в сотрудничестве, проектная и исследовательская деятельности. В основе многих современных образовательных технологий лежат групповые формы работы.

Групповая работа естественна для активной природы ребенка. Школьники ориентированы на коммуникацию, деятельную совместную работу. Звучание многих голосов в классе перестает быть признаком отсутствия должной дисциплины. Учащихся стимулируют общаться на уроке, и управление их работой требует других приемов. При хорошо организованной работе в группах учитель говорит гораздо меньше, чем в ходе фронтальной работы. Соответственно учащиеся получают гораздо больше времени для «проговаривания» материала.

Технологический процесс групповых форм работы не сложен и напоминает этапы работы на уроке в условиях традиционного обучения. Разница в том, что большую часть работы выполняют сами учащиеся: ставят цели и задачи, планируют работу и оценивают результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.

Можно выделить следующие основные преимущества групповых форм обучения

  1. В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

  2. В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

  3. Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная.

  4. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.

  5. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

  6. Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукания других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

  7. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Положительные и отрицательные стороны обучения в группах

Обучение в группах может оказаться очень полезным для всех ребят. Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания.

В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки..

Обучение в сотрудничестве выглядит очень заманчиво, но, наверное, каждый учитель, который пытался разделить ребят на группы и дать им задание, сталкивался с трудностями.

Перечислим наиболее типичные:

• Некоторые ребята ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне агрессивно.

• В то время как один или двое учеников делают все работу, остальные молчат или принимают минимальное участие.

• Некоторые ребята вообще отказываются принимать участие в групповой работе или отказываются работать с какими-то другими ученикам («Я ни за что не сяду с ним рядом!» или «Уберите его от нас, он все портит»).

• Дети боятся или не хотят делать что-то самостоятельно, предпочитая выслушать лекцию и ответить на вопросы.

• Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание.

При работе в группах необходимо учитывать основные принципы.

Основные принципы при работе в группах:

  • Класс разбивается на несколько небольших групп – от 3 до 6 человек

  • Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

  • Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.

  • Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

  • Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Характер учебного задания определяется педагогическими целями и имеющимся материалом. Чтобы деятельность была осмысленной, а содержательный материал не терялся из виду, желательно, чтобы задание отвечало следующим требованиям.

Требования к учебному материалу

  • По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные задачи и подпункты.

  • Задание должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Задание вряд ли подойдет для групповой работы, если оно сравнительно простое, если для поиска верного решения не надо выдвигать и проверять различные гипотезы, если задание проще выполнить индивидуально.

Эффективная группа представляет собой небольшой сплоченный коллектив (как правило, не более четырех-шести человек). Члены эффективной группы хорошо понимают друг друга, ориентированы на взаимовыручку и поддержку.

Группы могут быть гомогенными и гетерогенными.

Комплектование группы

Объединение в группы

  • - по однородности (гомогенная группа)

  • - по разнородности (гетерогенная группа)

Группы могут быть сформированы школьниками по их выбору, назначены учителем или образованы по жребию. Случайно подобранные группы должны часто меняться. Тщательно подобранные учителем группы могут оставаться без изменения достаточно долго, чтобы школьники сумели научиться работать вместе. Большинство исследователей рекомендуют работу в гетерогенных группах, которые отражают естественную демографическую ситуацию в классе. В каждой группе должны быть сильные, слабые и средние ученики. Если класс этнически или социально неоднороден, группы тоже должны быть неоднородны.

Состав группы.

Состав группы отражает общую ситуацию в классе. Неоднородный состав облегчает процесс взаимного обучения школьников. Однако постоянная работа школьников в неоднородных группах имеет свои отрицательные стороны. В этом случае сильные школьники никогда не будут работать вместе, лишатся возможности почувствовать сильного партнера, а у слабых будет меньше возможностей научиться лидировать.

Распределение организационных ролей в группах

Организационные роли делают более вероятным включение в работу всех членов группы. Вот несколько примеров таких ролей:

• организатор работы — руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;

• протоколист — записывает идеи и результаты работы;

• «хранитель времени» — следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось;

• оратор (докладчик) — рассказывает о результатах работы группы всему классу;

• наблюдатель («хранитель правил») — следит за соблюдением правил работы в группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе;

• «хранитель материалов» — получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю;

• контролер — проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения;

• связист («хранитель связей») — устанавливает связи с другим группами и учителем.

Если ребята только начинают работать в группах, смысл и функции ролей можно описать на карточках и выдавать перед началом работы. В зависимости от целей задания можно использовать все предложенные роли (и придумывать дополнительные свои) или некоторые из них. Один и тот же человек в течение работы может выполнять несколько функций. Будет хорошо, если каждый ребенок попробует себя в разных ролях.

Более старшие или опытные ребята могут сами распределить роли в группе.

Разнородные группы предпочтительны по трем причинам:

1. они создают наилучшие условия для взаимного обучения школьников;

2. учителю проще управлять работой одинаковых по силе разнородных групп, сильный ученик в каждой группе может исполнять роль помощника учителя;

3. мальчики и девочки, ученики из разных общественных слоев и этнических групп учатся работать вместе, приобретают опыт поведения в малознакомой субкультурной обстановке.

Размещение учащихся на рабочих местах

Работа в группах требует нетрадиционного расположения рабочих мест учащихся в классе. Здесь возможно широкое разнообразие, но рекомендуется соблюдать следующие принципы:

  • - никто не сидит спиной к доске (каждому ученику видно, что происходит в центральной зоне классной комнаты - у доски);

  • - каждый ученик хорошо видит всех членов своей группы;

  • - члены группы находятся друг от друга в пределах досягаемости (они могут соединить протянутые руки, легко дотянуться до общего листа бумаги и при необходимости повернуть его к себе).

 Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной работы в группе.

Скорее всего, первые опыты групповой работы будут не очень удачными. Ребята будут плохо слушать друг друга, ссориться. Необходимо постоянно обращать внимание ребят на то, какие качества и умения необходимы для того, чтобы совместно выполнить задание.

Назовем их:

— умение слушать друг друга;

— умение доверять друг другу;

— умение задавать друг другу вопросы;

— умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);

— умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы;

— умение учить друг друга;

— умение разрешать споры;

— умение руководить групповой работой;

— умение приходить к согласию;

— умение работать в команде.

Можно провести несколько небольших обсуждений, посвященных каждому из умений с выполнением специальных упражнений.













Несколько примеров организации обучения в группах

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках.

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.

  • Соблюдается жесткий регламент.

  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепо/чке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

«Проблемы по кругу»

1. Учитель выбирает несколько проблем, относящихся к изучаемой теме. Каждая проблема записывается на отдельном листе бумаги.

2. Класс делится на несколько групп. Число проблем должно быть равно числу групп.

3. Каждая группа получает лист с одной из проблем. В группе проходит ее обсуждение, и возможные решения записываются на другом листе.

4. По сигналу учителя листы с проблемами передаются по кругу следующим группам.

5. Группы ищут решения для вновь полученных проблем. Решения записываются на чистых листах.

6. Второй сигнал — листы с проблемами и их возможными решениями (два листа от двух групп) передаются третьим группам. Они знакомятся с вариантами решений и выбирают два самых, с их точки зрения, удачных.

7. Ораторы от групп кратко докладывают о результатах работы и обосновывают свой выбор.

«Подводим итоги»

Эту форму работы можно использовать в конце урока или в конце изучаемой темы.

1. Незадолго до конца урока учитель просит ребят кратко записать себе в тетрадь ответы на два вопроса:

• Чему я научился сегодня? (Что новое я узнал?)

• Какие вопросы у меня остались? (Что осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?)

2. Учащиеся объединяются в группы по четыре человека, просматривают все записи и выбирают один или два лучших вопроса.

3. Ораторы от групп задают вопросы всему классу.

4. Вопросы обсуждаются или идут как домашнее задание.

Урок – обобщение по разделу «Лексика. Фразеология» в 6 классе.

Материал изучен, уровень усвоения его учащимися различен, сформированы разноуровневые группы, следовательно, следует организовывать работу по обобщению, затем – по контролю дифференцированно.

1 группа (с низким уровнем усвоения знаний) «Художники» иллюстрируют 5 – 7 фразеологизмов, подобранных по определённой теме (оказывается часто, что ребята такой группы способны к художественному творчеству).

2 группа (учащиеся со средним и хорошим уровнем усвоения материала «Языковеды») подбирают синонимичный и антонимичный ряды к заданным фразеологизмам (5 -6 примеров). Вторая группа работает по словарям.

3 группа (со средним и хорошим уровнями усвоения материала) «Историки» разъясняют значение заданных устаревших слов и фразеологизмов, пользуясь словарями.

4 группа (учащиеся с высоким уровнем усвоения материала) «Журналисты» пишут мини – сочинение на любую тему, но с использованием наибольшего количества фразеологизмов.

В результате работы получается фразеологический словарь на определённую тему (все группы учащихся работали с фразеологизмами на одну тему). Например, фразеологический словарь «Явления природы», «Качества человека» и т.д.

Подводя итог, следует сказать, что групповая  технология - одна из личностно – ориентированных технологий, позволяющих плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Во-первых, во время работы в коллективе происходит органическое объединение обучения и воспитания в едином образовательном процессе. Учащиеся решают кроме предметных задач ещё и надпредметные – выбор методов работы, определение функций каждого участника и т.д. При этом осуществляется целостное развитие школьников в единстве развития у них интеллектуальных и собственно личностных качеств (мотивации, самооценки, рефлексии и пр.). Учащиеся приобретают опыт проявления инициативы, дисциплинированности, понимания других людей, сочетания своих интересов с интересами других людей – всё это есть, по сути, моделирование того поведения, которое необходимо в реальной жизни, в социуме. В коллективной работе осуществляется, таким образом, естественная социолизация школьников, они не только готовятся к тем отношениям, которые будут в жизни, но уже живут в системе отношений и условий, адекватных реальным условиям в сообществе.

Во-вторых, сущностью технологии коллективных способов обучения является создание образовательного пространства, в котором осуществляется взаимодействие учащихся с учащимися, с педагогом, с предметом. Это означает, что каждый участник группы-коллектива выступает как равноправный субъект деятельности и отношений. Субъектность ученика может проявиться в полной мере в условиях организации взаимодействия, которое обеспечивается в коллективной работе благодаря элементам «неопределённости», возникающей в такой работе. Разумеется, эта «неопределённость» организуется учителем, при этом он создаёт условия, при которых у группы школьников имеется совокупный потенциал знаний, умений и личностных качеств для разрешения «неопределённости». То, чего нет у одного члена группы, есть у другого. Каждый может чему-то научить и чему-то научиться, в этом заключается развивающая роль группы для каждого участника и эффективность группы в достижении целей деятельности. Всё это при условии, что группа является единым коллективом. Благодаря особенностям, характеризующим коллектив (единство ценностных ориентаций, эмоциональная идентификация отождествления себя с другими в успехах и неудачах, эмоциональная солидарность, гуманистические отношения), раскрываются потенциальные возможности каждого участника коллектива и происходит оптимизация выполняемой деятельности. Следует заметить, что повышение эффективности работы группы-коллектива будет тем больше, чем выше уровень сформированности всех признаков коллектива.

В-третьих, коллективная работа в группе способствует развитию индивидуальности каждого члена группы. В группе-коллективе при постановке общих целей должны учитываться потребности каждого члена группы. Например, общая цель группы – подготовить проект, это значит, что в практике достижения этой цели могут реализовываться, например, потребностями в приятном общении, в хорошей отметке, в сдаче зачёта, в получении помощи в каком-то вопросе и т.д., поэтому, формулируя общую цель работы группы, следует иметь в виду поиск личностных смыслов для этой работы каждого члена.



Использованная литература

  1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.

  2. Вялкова Г.М. Организация работы в парах постоянного и сменного состава на уроках русского языка // Учебный год. Волгоград: ВГИПК РО, 2006.- № 34.

  3. Вялкова Г.М. Организация работы с текстом в парах сменного состава // Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно – практической конференции / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под ред. Л.Н. Савиной. М: Планета, 2010.- стр.49-56.

  4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991.

  5. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.

  6. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.

  7. Лиймет Х. Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/Под ред. Е. С. Полат. М., 1999.

  9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!