СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Групповое обучение один из важных методов конструктивистского преподавания на уроках русского языка и литературы» доклад

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир не стоит на месте, а каждый день меняется, заставляя меняться и человека. Сейчас обществу нужны люди, способные приобретать, развивать умения и навыки, которые могут использоваться или меняться в соответствии с жизненными ситуациями.

Образование признано одним из важнейших приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года. Общей целью  образовательных реформ в стране является адаптация данной системы к новой социально-экономической среде

Нурсултан Абишевич отмечает, что «Сегодня в казахстанской образовательной системе недостаточно внимание в практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся. Остро стоит вопрос недостаточности таких приемов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации..» – и нам преподавателям необходимо взять эту задачу на вооружение.

Просмотр содержимого документа
««Групповое обучение один из важных методов конструктивистского преподавания на уроках русского языка и литературы» доклад»

Прииртышская ОСШ имени Т.П. Праслова

Доклад на тему: «Групповое обучение один из важных методов конструктивистского преподавания на уроках химии и биологии»

Учитель химии и биологии Аксенюк В.В.

Павлодарская область

Железинский район

Прииртышская ОСШ

Имени Т.П. Праслова

Учитель химии и биологии

Аксенюк В.В.

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

а на завтрашний день детского развития

Выготский Л.С.

Современный мир не стоит на месте, а каждый день меняется, заставляя меняться и человека. Сейчас обществу нужны люди, способные приобретать, развивать умения и навыки, которые могут использоваться или меняться в соответствии с жизненными ситуациями.

Образование признано одним из важнейших приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года. Общей целью  образовательных реформ в стране является адаптация данной системы к новой социально-экономической среде

Нурсултан Абишевич отмечает, что «Сегодня в казахстанской образовательной системе недостаточно внимание в практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся. Остро стоит вопрос недостаточности таких приемов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации..» - и нам преподавателям необходимо взять эту задачу на вооружение .

Развивать эту способность необходимо с малых лет, потому что именно в детстве закладываются основные социальные качества и способности.

Несомненно, главную роль в этом процессе играет школа, но, порой, она сама не имеет представления о жизни, к которой готовит детей. В течение многих лет учителя продолжали и продолжают следовать такому методу обучения, при котором принципиальная роль учителя – в прямом руководстве, когда учителю назначена роль эффективного организатора и источника информации. Основная цель его – интересно изложить содержание учебных материалов, показать определенные алгоритмы деятельности и оценить образовательные результаты учащихся по принципу «Что он знает?» и на помощь приходит конструктивистское обучение.

Одна из основных целей использования конструктивистского обучения - то, что обучающиеся изучают, как учиться, давая им обучение взять на себя инициативу для их собственных процессов обучения.

Согласно Одри Грэй, особенности конструктивистской классной комнаты следующие: ученики активно вовлечены, окружающая среда демократична,

действия обучающихся являются интерактивными и сосредоточенными.


Учитель облегчает процесс изучения, в котором обучающиеся поощрены быть ответственными и автономными.

Кроме того, при конструктивистском подходе обучающиеся работают прежде всего в группах, и изучение и знание являются интерактивными и динамичными. Есть большой центр и акцент на социальный и коммуникативные способности, так же как сотрудничество и обмен идеями . Это противоречит традиционному обучению, в котором обучающиеся работают прежде всего одни, изучение достигнуто посредством повторения, и предметы строго придерживаются к и управляются учебником. Некоторые действия, поощренные при конструктивистском подходе обучения:

Экспериментирование: обучающиеся индивидуально выполняют эксперимент и затем объединяются как класс, чтобы обсудить результаты.

Научно-исследовательские работы: обучающиеся исследуют тему и могут представить их результаты классу.

Производственные практики. Это позволяет обучающиеся помещать понятия и идеи, обсужденные в классе в контексте реального мира. Производственные практики часто сопровождались бы обсуждениями класса.

Фильмы. Они обеспечивают визуальный контекст и таким образом приносят другой смысл в опыт обучения.

Обсуждения класса. Эта техника используется во всех методах, описанных выше. Это - одно из самых важных различий конструктивиста обучающие методы.

Конструктивистские подходы я также использую в изучении онлайн. Например, инструменты, такие как дискуссионные форумы и блоги могут позволить ученикам активно построить знание.

Поскольку схемы имеющихся знаний явно признаны как отправная точка для нового изучения, конструктивистский подход имеет тенденцию утверждать индивидуальные и культурные различия и разнообразие.

Применяя в своей практике модель Джонэссена , которая предусматривает развитие конструктивистской среды обучения вокруг определенной цели изучения. Эта цель может принять одну из нескольких форм, от меньше всего до самого сложного: Вопрос или проблема, Пример, Эссе, Долгосрочный Проект, Проблема (многократные случаи и проекты объединялись на уровне учебного плана).

В данном аспекте изучение заставляет решать проблему, через изучение содержания и теорию. Это отличается от традиционного метода преподающего, где теория была бы представлена сначала, и проблемы привыкнут впоследствии к теории практики.

В зависимости от предшествующих событий обучающихся связанные случаи и «леса» могут быть необходимыми для поддержки. Я стараюсь обеспечить подлинный контекст для задач, плюс информационные ресурсы, познавательные инструменты, и совместные инструменты ( видео, флипчаты, презентации). 


Процесс получения знания рассматриваю как являющийся столь же важным как продукт. Таким образом, оценка обучающихся базируется не только на тестах, но также и на наблюдении за работой и точках зрения. Некоторые стратегии оценки включают в моей практике:

Устные обсуждения. Например: Вопрос "Оцените качество содержания вопроса" позволяет открытое обсуждение темы.

(Что мы знаем, Что мы хотим знать, Что мы изучилиКак мы знаем это). Эта техника может использоваться всюду по курсу исследования для особой темы, но является также хорошей техникой оценки, поскольку это показывает мне продвижение обучающихся всюду по курсу исследования.

В этой деятельности обучающиеся перечисляют и категоризируют понятия и идеи, касающиеся темы.

Практические действия. Они поощряют обучающиеся управлять своей средой или особым инструментом изучения. В этом случае я использую контрольный список и наблюдение, чтобы оценить успех обучающиеся с особым материалом.

Предварительное тестирование. Это позволяет мне определять то, какими знаниями обладают обучающиеся и с каким потенциалом приходят к новой теме.

Большое внимание уделяю групповому обучению при этом:

1) Класс разбивается на несколько небольших групп - от 3 до б человек, в зависимости от количества учащихся;

2) Каждая группа получа­ет свое задание. Задания даю иногда одинаковые для всех групп или дифференцированные;

3) Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;

Ребята уже знают правила работы в группе, поэтому проблем при распределении обязанностей в группе не возникает.

4) Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

5) Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом

Для работы в группе ха­рактерно непосредственное взаи­модействие и сотрудничество меж­ду учащимися, которые, таким об­разом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Я внимательно отбираю учебный материал для групповой работы и уточняю, какие виды знаний будут представлены в предлагае­мом для совместного выполнения задании (понятия, методические знания, оценочные знания и т.д.).

Хочу акцентировать ваше внимание на то, что не всякий учебный материал под­ходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования. Первое - по своей структуре зада­ние должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Второе - быть достаточно трудным, жела­тельно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпаде­ние позиций. Чем более трудным оно является, чем больше


инфор­мации необходимо для его пра­вильного выполнения, тем интен­сивнее идет взаимодействие меж­ду участниками группы.

Надо отметить, что преимущественно групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаи­вать собственное мнение, прислу­шиваться к мнению других, сопо­ставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контро­ля над действиями других и само­контроля, формируется критичес­кое мышление. Групповое обсуж­дение, дискуссия оживляют поис­ковую активность учащихся.

Одно из самых важных условий эф­фективной организации группо­вой работы правильное, проду­манное комплектование групп. Если работа пар­ная, то, как правило, в эту пару включают учащихся, сидящих за одним столом. Если рассчитана на четыре человека, то впереди сидя­щие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выпол­няют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффек­тивность совместной работы. При комплектовании групп в рас­чет надо брать два признака: уро­вень учебных успехов учащихся и характер межличностных отноше­ний. Школьников можно объеди­нить в группы или по однороднос­ти (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная груп­па) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (естественно, группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправ­дывает). Решение обучающих и воспита­тельных задач лучше всего осуще­ствляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприят­ные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный уче­ник, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Но, возможно, что лидер подменит всю группу, сведя участие осталь­ных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений уча­щихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отно­шения доброжелательности. Толь­ко в этом случае в группе возника­ет психологическая атмосфера вза­имопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.

При групповых формах обучения моя функция учителя сводится к управлению учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Стараюсь подразделять на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференцированно-групповые:

- звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.

- бригадная форма организует деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.

- кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.

- дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Деятельностью учебных групп руковожу как непосредственно, так и опосредовано через звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Разрабатывая ССП занятия для обучающихся по теме:

Я разработала программу обучения для групп.

I.группа

Цель: Продолжить знакомство учащихся с многообразием хищных млекопитающих, их значение в природе и жизни человека, обеспечить усвоение материала о характерных особенностях этих животных;

Углубить знания учащихся о классификации животных; Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой;

Уметь выделять главные мысли в тексте, делать выводы о приспособленности животных к среде обитания; Развивать познавательный интерес учащихся к природе

Задачи:

Воспроизведение

Смогут:

Приводить примеры и узнавать по рисункампредставителей отрядов млекопитающих.

*Описывать строение .

Интеллектуальный уровень

Смогут:

Характеризовать отряды млекопитающих

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Смогут:

Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни.

Находить черты сходства в строении покровов животных

Творческий уровень

Смогут:

Готовить сообщение по теме и формулировать вопросы выступающему

О теме «Групповое обучение один из важных методов конструктивистского преподавания на уроках химии и биологии» можно говорить много, но мне хочется обратить ваше внимание на вопрос: В чем же заключаются положительные моменты группового обучения при конструктивистском подходе?

1)      Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2)      Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3)      Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4)      Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5)      При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

     Самое основное учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.










Литература

    А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998

2.      А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000

3.      А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

4.      С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

5.      И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69

6.      О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36

7.      И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!