СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповой метод обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

групповой метод обучения. презентация.                                  

Просмотр содержимого документа
«Групповой метод обучения»

Групповой метод обучения  как общедидактический концептуальный подход достижения образовательных результатов ГРУППА 1 ГРУППА 2

Групповой метод обучения как общедидактический концептуальный подход достижения образовательных результатов

ГРУППА 1

ГРУППА 2

Знания, получаемые через общение, более основательны, чем знания, получаемые в процессе обычной учебной деятельности. Следовательно, знания в процессе обучения учащиеся могут и должны получать сами.

Знания, получаемые через общение, более основательны, чем знания, получаемые в процессе обычной учебной деятельности. Следовательно, знания в процессе обучения учащиеся могут и должны получать сами.

гармоничное сочетание обучающей и воспитывающей функции

гармоничное

сочетание

обучающей и воспитывающей функции

Задача учителя Включить в учебную деятельность всех обучающихся, независимо от их способностей.

Задача учителя

Включить в учебную деятельность всех обучающихся,

независимо от их способностей.

В условиях классно-урочной системы групповой метод наиболее легко и органично вписывается в учебный процесс, благоприятно влияет на развитие мышления и интеллекта, речи, доброжелательности по отношению друг к другу, коммуникабельности, желания помочь другим. Также более результативен по сравнению с традиционными фронтальными формами.

В условиях классно-урочной системы групповой метод наиболее легко и органично вписывается в учебный процесс, благоприятно влияет на развитие мышления и интеллекта, речи, доброжелательности по отношению друг к другу, коммуникабельности, желания помочь другим. Также более результативен по сравнению с традиционными фронтальными формами.

Групповой метод обучения решает задачи: конкретно-познавательная  связана с непосредственной учебной ситуацией коммуникативно-развивающая  вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами социально-ориентационная воспитывает гражданские качества, необходимые для адаптации  в сообществе

Групповой метод обучения решает задачи:

конкретно-познавательная

связана с непосредственной учебной ситуацией

коммуникативно-развивающая

вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами

социально-ориентационная

воспитывает гражданские качества, необходимые для адаптации  в сообществе

Преимущества группового обучения  перед традиционным Не все учащиеся готовы задать вопрос учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в группах таким детям легче задать вопрос своим сверстникам и получить на него ответ или объяснение. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

Преимущества группового обучения перед традиционным

Не все учащиеся готовы задать вопрос учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал.

При работе в группах таким детям легче задать вопрос своим сверстникам и получить на него ответ или объяснение.

Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

Преимущества группового обучения  перед традиционным Формируется чувство ответственности, так как работа в группе предполагает работу каждого. Успех группы зависит от работы каждого  ее участника, от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных задачах. Формируется собственная точка зрения, дети учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

Преимущества группового обучения перед традиционным

Формируется чувство ответственности, так как работа в группе предполагает работу каждого.

Успех группы зависит от работы каждого ее участника, от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных задачах.

Формируется собственная точка зрения, дети учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

Преимущества группового обучения  перед традиционным Дети начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания. Дети учатся общаться, овладевать коммуникативными умениями.

Преимущества группового обучения перед традиционным

Дети начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.

Дети учатся общаться, овладевать коммуникативными умениями.

Преимущества группового обучения  перед традиционным Развиваются такие свойства мышления, как систематизация, обобщение, классификация, аналогия, анализ, абстрагирование. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Преимущества группового обучения перед традиционным

Развиваются такие свойства мышления, как систематизация, обобщение, классификация, аналогия, анализ, абстрагирование.

Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Основной смысл групповой работы заключается в продуцировании коллективного мышления, которое предполагает использование – коммуникации; – оппонирования; – защиты своей точки зрения; – последующей рефлексии. 

Основной смысл групповой работы заключается в продуцировании коллективного мышления, которое предполагает использование

коммуникации;

оппонирования;

защиты своей точки зрения;

последующей рефлексии. 

Режимы работы малых групп вся группа работает коллективно над всеми или большинством групповых заданий и проектов предпочтение отдается работе в подгруппах каждый член группы работает индивидуально , затем группа сравнивает и обсуждает результаты

Режимы работы малых групп

вся группа работает коллективно над всеми или большинством групповых заданий и проектов

предпочтение отдается работе в подгруппах

каждый член группы работает индивидуально , затем группа сравнивает и обсуждает результаты

Задачи, которые вызывают у учителей, применяющих методы группового обучения, наибольшие трудности сохранить командный дух; 2) трудности психологического  характера.

Задачи, которые вызывают у учителей, применяющих методы группового обучения, наибольшие трудности

  • сохранить командный дух;

2) трудности психологического

характера.

Задачи, которые вызывают у учителей, применяющих методы группового обучения, наибольшие трудности 2) трудности психологического  характера: когда сильные по уровню обученности члены группы постоянно доминируют в обсуждениях, игнорируют мнения слабых или же отказываются помогать им

Задачи, которые вызывают у учителей, применяющих методы группового обучения, наибольшие трудности

2) трудности психологического

характера:

когда сильные по уровню обученности члены группы постоянно доминируют в обсуждениях, игнорируют мнения слабых или же отказываются помогать им

Задачи, которые вызывают у учителей, применяющих методы группового обучения, наибольшие трудности Педагогу необходимо : – терпеливо разъяснять принципы кооперативного обучения; – обращать внимание учащихся на положительные качества группы и отдельных ее членов; – формировать психологическую совместимость; – подчеркивать значимость формирования и  овладения коммуникативными умениями,  способностью работать в команде.

Задачи, которые вызывают у учителей, применяющих методы группового обучения, наибольшие трудности

Педагогу необходимо :

терпеливо разъяснять принципы кооперативного обучения;

обращать внимание учащихся на положительные качества группы и отдельных ее членов;

формировать психологическую совместимость;

подчеркивать значимость формирования и овладения коммуникативными умениями, способностью работать в команде.

Педагогу, начинающему работать по методике группового обучения, можно начать с работы в парах, которые также являются малыми группами.

Педагогу, начинающему работать по методике группового обучения, можно начать с работы в парах, которые также являются малыми группами.

Три вида пар Статическая Динамическая Вариационная – состав пар постоянно меняется; – каждый учащийся, работая поочередно со всеми, выступает в роли не только обучаемого, но и обучающего. – в группе находится 4 человека, каждый работает то с одним, то с другим соседом; – происходит обмен материалами. – работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой; – сначала обучают друг друга, а затем контролируют.

Три вида пар

Статическая

Динамическая

Вариационная

– состав пар постоянно меняется;

– каждый учащийся, работая поочередно со всеми, выступает в роли не только обучаемого, но и обучающего.

– в группе находится

4 человека, каждый работает то с одним, то с другим соседом;

– происходит обмен материалами.

– работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой;

– сначала обучают друг друга,

а затем контролируют.

Что следует учитывать при формировании группы

Что следует учитывать

при формировании группы

Принципы формирования групп Обучение в разнородных по составу группах подстегивает слабоуспевающих учащихся до среднего уровня и в то же самое время стимулирует учебный прогресс среди обучающихся, имеющих достаточный и высокий уровни учебных достижений. Принцип гетерогенности (разнородности)

Принципы формирования групп

Обучение в разнородных по составу группах подстегивает слабоуспевающих учащихся до среднего уровня и в то же самое время стимулирует учебный прогресс среди обучающихся, имеющих достаточный и высокий уровни учебных достижений.

Принцип

гетерогенности

(разнородности)

Принципы формирования групп Любимым предметом одного учащегося может быть математика, другого – история, третьего – физкультура, а в одной команде, к примеру, должны быть представлены и «стенографы», и «компьютерщики», и «счетоводы», и «спикеры». Представлены разнообразные учебные интересы

Принципы формирования групп

Любимым предметом одного учащегося может быть математика, другого – история, третьего – физкультура, а в одной команде, к примеру, должны быть представлены и «стенографы», и «компьютерщики», и «счетоводы», и «спикеры».

Представлены разнообразные учебные

интересы

Принципы формирования групп Не следует допускать, чтобы в одной группе собрались лишь холерики, а в другой – одни меланхолики. Необходимо учитывать проживание членов группы – желательно, чтобы они жили недалеко друг от друга для совместной работы над проектами и заданиями. Разнообразие социально-психологических характеристик и психологической совместимости

Принципы формирования групп

Не следует допускать, чтобы в одной группе собрались лишь холерики, а в другой – одни меланхолики.

Необходимо учитывать проживание членов группы – желательно, чтобы они жили недалеко друг от друга для совместной работы над проектами и заданиями.

Разнообразие социально-психологических характеристик и психологической совместимости

Принципы формирования групп Группа из четырех человек обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения. Такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах. Оптимальный вариант группы

Принципы формирования групп

Группа из четырех человек обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения.

Такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах.

Оптимальный

вариант

группы

Чего не следует делать  при организации  групповой работы

Чего не следует делать при организации групповой работы

организовать индивидуальное место ученику, который хочет работать один нельзя требовать в классе абсолютной тишины, т.к. как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок

организовать индивидуальное место ученику, который хочет работать один

нельзя требовать в классе абсолютной тишины, т.к. как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда

нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок

Метод обучения  – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели.

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели.

Разновидности группового метода обучения (по направленности) Методы объяснительно-иллюстративного обучения В основе лежит информирование, просвещение учащихся и организация репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

Разновидности группового метода обучения (по направленности)

Методы объяснительно-иллюстративного обучения

В основе лежит информирование, просвещение учащихся и организация репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

Разновидности группового метода обучения (по направленности) Методы личностно ориентированные Направлены на обеспечение собственной учебной деятельности учащегося, учета и развития его индивидуальных особенностей.

Разновидности группового метода обучения (по направленности)

Методы личностно ориентированные

Направлены на обеспечение собственной учебной деятельности учащегося, учета и развития его индивидуальных особенностей.

Разновидности группового метода обучения (по направленности) Методы личностно ориентированные Направлены на обеспечение собственной учебной деятельности учащегося, учета и развития его индивидуальных особенностей.

Разновидности группового метода обучения (по направленности)

Методы личностно ориентированные

Направлены на обеспечение собственной учебной деятельности учащегося, учета и развития его индивидуальных особенностей.

Разновидности группового метода обучения (по направленности) Методы развивающего обучения Способствуют включению внутренних механизмов личностного развития учащихся, их интеллектуальных способностей.

Разновидности группового метода обучения (по направленности)

Методы развивающего обучения

Способствуют включению внутренних механизмов личностного развития учащихся, их интеллектуальных способностей.

Разновидности группового обучения могут отличаться друг от друга по отдельным элементам: – по структуре урока; – особенностям групповой оценки; – соотношению индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности.

Разновидности группового обучения могут отличаться друг от друга по отдельным элементам:

– по структуре урока;

– особенностям групповой оценки;

– соотношению индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Обучение в динамической паре После изучения какой-либо темы раздела преподаватель раздает учащимся карточки-задания. Когда учитель убедился в осознанном выполнении каждым учащимся одного задания, он предлагает им выполнять задания друг друга. Эффективен на этапе закрепления общих методов решения типовых задач, приемов использования нового материала в различных учебных ситуациях

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Обучение

в динамической паре

После изучения какой-либо темы раздела преподаватель раздает учащимся карточки-задания.

Когда учитель убедился в осознанном выполнении каждым учащимся одного задания, он предлагает им выполнять задания друг друга.

Эффективен на этапе закрепления общих методов решения типовых задач, приемов использования нового материала в различных учебных ситуациях

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Обучение в командах достижений Схема реализации этого метода: лекция – групповая работа с текстом – индивидуальная самостоятельная работа. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей. Особенность метода : учащийся может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Обучение

в командах достижений

Схема реализации этого метода: лекция – групповая работа с текстом – индивидуальная самостоятельная работа. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей.

Особенность метода : учащийся может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Мозговой штурм Используется для генерации идей.   Внутри группы распределяются роли (ведущего, секретаря, хронометриста и т.д.) и соблюдается регламент.  После выработки коллективного решения внутри группы подготавливаются сообщения, доклады.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Мозговой штурм

Используется для генерации идей.

Внутри группы распределяются роли (ведущего, секретаря, хронометриста и т.д.) и соблюдается регламент.

После выработки коллективного решения внутри группы подготавливаются сообщения, доклады.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Снежный ком Работа начинается с решения индивидуального задания. Все участники процесса получают аналогичные задания и самостоятельно их выполняют, затем приступают к работе в парах, выбирают лучший ответ. Далее пары объединяются в группы из четырех человек, где также идет обсуждение и выбор лучшего ответа.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Снежный ком

Работа начинается с решения индивидуального задания. Все участники процесса получают аналогичные задания и самостоятельно их выполняют, затем приступают к работе в парах, выбирают лучший ответ. Далее пары объединяются в группы из четырех человек, где также идет обсуждение и выбор лучшего ответа.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Метод мозаики Тема для изучения делиться на несколько частей так, чтобы каждая группа получила свою часть темы. Каждое задание группы сопровождается списком необходимой дополнительной литературы или дополнительными материалами, с помощью которых ученики изучают предложенную им часть темы.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Метод мозаики

Тема для изучения делиться на несколько частей так, чтобы каждая группа получила свою часть темы. Каждое задание группы сопровождается списком необходимой дополнительной литературы или дополнительными материалами,

с помощью которых ученики изучают предложенную им часть темы.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Метод учебного турнира После изучения нового материала в турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений. Как правило, такого рода турниры проводятся после изучения крупной учебной темы. Учащиеся из разных команд распределяются по уровню учебных достижений.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Метод учебного турнира

После изучения нового материала в турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений. Как правило, такого рода турниры проводятся после изучения крупной учебной темы.

Учащиеся из разных команд распределяются по уровню учебных достижений.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Метод командной поддержки индивидуального обучения Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Метод командной поддержки индивидуального обучения

Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Метод «пила» Команды формируются по 4–6 человек. Новый учебный материал распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть. Члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для обсуждения. После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно объясняет содержание своей части остальным членам команды.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Метод «пила»

Команды формируются по 4–6 человек. Новый учебный материал распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть.

Члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для обсуждения.

После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно объясняет содержание своей части остальным членам команды.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Метод кооперативного взаимообучения Заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержки учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, пересказа друг другу изучаемого материала, взаимоисправления ошибок, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Метод кооперативного взаимообучения

Заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержки учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, пересказа друг другу изучаемого материала, взаимоисправления ошибок, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Метод группового исследования Команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Метод группового исследования

Команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом.

Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Метод «кооп-кооп» Каждый член группы выступает перед группой с мини-докладом. После того, как сформирован окончательный доклад команды, спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учетом изменений и корректив, внесенных членами группы и учителем) – перед всем классом.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Метод «кооп-кооп»

Каждый член группы выступает перед группой с мини-докладом. После того, как сформирован окончательный доклад команды, спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учетом изменений и корректив, внесенных членами группы и учителем) – перед всем классом.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Лабораторный метод Если в классе, например, 30 человек, то учащиеся рассчитываются с 1-го по 6-й, а затем формируют малые группы из «первых», «вторых» и т.д. Цель учителя заключается в том, чтобы в укомплектованных по случайному признаку группах создать доброжелательную и плодотворную учебную атмосферу.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Лабораторный метод

Если в классе, например, 30 человек, то учащиеся рассчитываются с 1-го по 6-й, а затем формируют малые группы из «первых», «вторых» и т.д.

Цель учителя заключается в том, чтобы в укомплектованных по случайному признаку группах создать доброжелательную и плодотворную учебную атмосферу.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Поисковый метод Формируются поисковые группы учащихся для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения проекта. Реализация метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Поисковый метод

Формируются поисковые группы учащихся для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения проекта.

Реализация метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности.

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников) Применение IT-технологий Формирование групп при использовании IT-технологий, позволяет вовлечь в образовательный процесс учащихся и учителей не только одной школы и не только школ данного региона, но и различных стран мира. Подобная возможность сотрудничества и кооперация создают сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Применение IT-технологий

Формирование групп при использовании IT-технологий, позволяет вовлечь в образовательный процесс учащихся и учителей не только одной школы и не только школ данного региона, но и различных стран мира.

Подобная возможность сотрудничества и кооперация создают сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально

Принципы группового обучения  могут применяться  на различных его этапах: – до изучения нового учебного материала; – в ходе его изучения; – после изучения нового материала в процессе его применения.

Принципы группового обучения могут применяться на различных его этапах:

– до изучения нового учебного материала;

– в ходе его изучения;

– после изучения нового материала в процессе его применения.

Определим преимущества и недостатки группового метода обучения

Определим преимущества и недостатки группового метода обучения

Преимущества группового метода под руководством учителя дети вычисляют, сопоставляют различные варианты решения задачи, доказывают правильность выбранного варианта есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на решении возникающих проблем

Преимущества группового метода

под руководством учителя дети вычисляют, сопоставляют различные варианты решения задачи, доказывают правильность выбранного варианта

есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга

у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке

понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на решении возникающих проблем

Недостатки группового метода сходство или различие интеллектуальных структур «учителя» и «ученика» не всегда стиль детских взаимоотношений способствует пониманию и усвоению материала дети могут быть не менее грубы, могут самоутверждаться за счет ученика

Недостатки группового метода

сходство или различие интеллектуальных структур «учителя» и «ученика»

не всегда стиль детских взаимоотношений способствует пониманию и усвоению материала

дети могут быть не менее грубы, могут самоутверждаться за счет ученика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!