СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая работа на уроках математики как средство формирования коммуникативных умений младших школьников

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в парах и группах. Методики диагностики сформированности коммуникативных УУД у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа на уроках математики как средство формирования коммуникативных умений младших школьников»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования


Нижегородский институт развития образования





Кафедра начального образования





Методическая разработка



Тема: «Групповая работа на уроках математики как средство формирования коммуникативных умений младших школьников»





Выполнил:


Цветкова Наталья Михайловна

МАОУ Нижегородская СШ Дальнеконстантиновского района

Нижегородской области

Образование: высшее








Н.Новгород

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3

1.Изучение процесса развития коммуникативнных

УУД у младших школьников в современных

психолого-педагогических исследованиях……………………………………….. 5


2. Система работы по формированию и развитию

коммуникативных навыков младших школьников

на уроках математики с использованием технологии сотрудничества……………...................................................................................... 12


Работа в парах …………………………………………………………….……. 12

Работа в группах………………………………………………………………... 14


Контроль учителя за групповой работой……………………………………... 19


Подведение итогов групповой работы…………………………………….….. 19


3. Возможности УМК « Школа России» для групповой

работы на уроках математики………………………………………………….… 20


4. Методики диагностики сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………………………………………………... 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 26


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………... 27


ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……. 28
















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) ФГОС НОО 2 поколения. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Более подробно и основательно рассмотрим формирование коммуникативных УУД у младших школьников, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [3]. Формирование коммуникативных навыков вызвано необходимостью воспитывать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. Известно, что умение учиться – это, по мнению профессора Г.А.Цукерман, новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества [4]. Именно формирование коммуникативных УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. А этого невозможно добиться без применения определенных форм и методов обучения, к которым относится организация группового взаимодействия.

Мы считаем, что одной из главных задач школьного образования должно являться воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Поэтому организация группового взаимодействия должна занимать важное место в системе образования. Групповая работа развивает мышление учащихся, формирует навыки организаторской работы, способствует развитию коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести конструктивный диалог и аргументировать свою точку зрения.

Цель: определение психолого-педагогических условий успешного развития коммуникативных УУД у учащихся начальных классов на уроках математики.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы развития коммуникативных УУД в педагогической теории и практике

2. Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики

3. Определить способы диагностики сформированности коммуникативных УУД младших школьников

Ожидаемые результаты:

Личностные – будет достигнута ценностно-смысловая ориентация учащихся и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Метапредметные (умение учиться):

а) познавательные – будут способны к освоению различных методов познания

б) регулятивные – научатся организовать и регулировать свою учебную деятельность

в) коммуникативные:

Школьники научатся:

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • задавать вопросы в ходе изучения программного материала;

  • будут способны к разрешению конфликтов;

  • смогут управлять поведением партнера;

  • смогут полно и точно выражать свои мысли.








1. Изучение процесса развития коммуникативнных

УУД у младших школьников в современных

психолого-педагогических исследованиях

Работая в данном направлении, мы обратились к учебным пособиям и классической литературе по педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование возникшей проблемы. Вопросами общения, взаимодействия, коммуникациями занимались многие исследлователи.

Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев.

Исследования Г.М. Андреевой, В.А. Канн-Калика, А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М. Мудрика, В.Н. Панферова, Г.С. Трофимовой, и других доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.

Коммуникативная компетентность не может быть сформирована вне деятельности, поэтому в своей работе мы опирались на концепцию системно-деятельностного подхода, базирующегося на положениях научных школ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В структуре обще учебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. Учитель формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом.

Особое внимание в работе с детьми с целью формирования коммуникативных компетенций необходимо уделять технологии сотрудничества. Главная ее идея – учиться вместе, а не просто что–то выполнять вместе, это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, но и формирования коммуникативной компетенции.

Сотрудничество – такой уровень учебно–воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Цели организации совместной учебной работы школьников:

a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя. Ни подавляющего внимания всего класса.

в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.

г) Дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Технология сотрудничества (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. В качестве традиционных технологий использую такие формы обучения во взаимодействии, как:

– парная;

– групповая;

Важно учитывать принципы обучения в сотрудничестве:

1. Учащиеся работают в группах (4–6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3. Члена группы, который должен отчитаться за задание может выбирать учитель или члены команды.

4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся и совместная работа.

А.Б. Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе:

1 – позитивная взаимозависимость, т.е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;

2 – личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;

3 – индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;

4 – навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;

5 – совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них, и группа в целом может действовать более эффективно.

В процессе развития коммуникативных УУД большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.

Основная цель групповой работы – научить детей взаимодействовать, сотрудничать, определять общую цель действия. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

Признаки групповой работы.

Речь о групповой работе может идти только в том случае, если образуется рабочая группа из двух и более человек, которые взаимодействуют между собой, выполняя совместную деятельность.

Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой. Это происходит, если выполняются следующие условия:

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач (проблемных ситуаций), в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

  • каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;

  • задания в группах выполняются таким способом, что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • подбор состава группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы (в группе должны быть как слабоуспевающие ученики, так и сильные).

  • численный состав группы (наиболее предпочтительно 5 человек)


Этапы групповой деятельности:

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания;

  • постановка учебных задач;

  • краткий инструктаж учителя;

  1. Обсуждение и составление плана выполнения задания в группе:


  • определение способов решения;

  • распределение обязанностей, как учителем, так и лидером группы;


  1. Выполнение задания;

  2. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;

  3. Взаимная проверка и контроль;

  4. Сообщение учащихся о полученных результатах;

  • общая дискуссия в классе под руководством учителя;

  • дополнения и исправления;

  • дополнительная информация для учителя;

  • формулировка окончательных выводов.

После совместного выполнения задания в группе предполагается предоставление отчета о своей деятельности в заданной педагогом форме. Это могут быть схемы, модели, рисунки, просто общие решения заданий.


Форма предъявления отчета (способы предъявления)

  • вся группа отчитывается ученику, назначенному учителем или каждый член группы своему контролеру (лидеру), назначенному учителем;

  • вся группа отчитывается учителю без привлечения других учеников;

  • один представитель группы рассказывает свою задачу всему классу у доски (публичная защита)


Алгоритм подготовки к групповой работе (для учителя):

1.Продумать учебный материал, который будет прорабатываться:

- фронтально;

- индивидуально;

- работа в парах;

- работа в группах.

2.Определиться с составом групп.

3.Подготовить задание.

4. Инструктирование лидеров групп (предварительно до урока).


Уже, начиная с первого класса, учитель:

1. Формирует ценность совместной работы;

2. Вводит первые правила совместной работы: можно повернуться и

спросить, но тихо;

3. Вводит первые правила этикета совместной работы (Приложение 1);

4. Постепенно переходит от работы в парах к работе в группах;

5. Постоянно наращивает навыки сотрудничества.


Принципы формирования группы:

1. Группы создаются на различных этапах урока;

2. Каждая группа существует определенное время;

3.Группа получает задание на строго ограниченное время; 4. Группа создается при условии психологической комфортности;


Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты нужно ставить так, чтобы каждый ребёнок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы. Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:

1. организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;

2. спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;

3. секретарь – записывает высказанные идеи и решения;

4. критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

5. хронометрист – следит за временем, отпущенным на решение проблемы.


Как объединять детей в группы.

1. На первом этапе распределять детей в группы нужно так, чтобы в каждой группе был сильный ученик. Роли в группах распределяет учитель.

2. Учитель не только делит на группы, но и назначает организатора, который распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3. Назначать лидера для каждой группы нужно из числя наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному, таким образом равномерно распределяя между собой слабых и сильных. Слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнёр.

4. Можно разрезать открытки или листы цветной бумаги на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки- получилась группа.

5. Командиром группы может стать тот ученик, кто быстро справился с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочерёдно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

6. Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем это могут делать дети.

7. Чтобы образование групп было интересным для детей можно использовать игру лото. Картинки лото (животные, растения, транспорт и т.д.) ищут «своё место» на картинке. Кто первым пришёл, тот и в группе.


Достоинства групповой работы.

Групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера. Групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включённость в работу, чем, например, работа одного ученика у доски. Работа в группе даёт возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в спорах, где нет ни авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

Повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и закрепления знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу.

Недостатки групповой работы.

Учащихся объединяют в группы по принципу «сильный - слабый». При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решать стоящую перед ним задачу. Поэтому, объединяя детей по принципу «сильный - слабый», следует так организовать совместную деятельность, чтобы она вынуждала работать всех. Например, если результат оценивать по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой «участок работы» и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Еще один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение для группы.


2. Система работы по формированию и развитию коммуникативных навыков младших школьников на уроках математики с использованием технологии сотрудничества

Работа в парах

Прежде чем приступить к групповой работе, сначала организуется работа в парах как самая простая, где дети учатся сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий.

Работа в парах – это деятельность, при которой, два ученика в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Роль не равномерна. Один обучает, второй обучается. Различают виды пар:

  • Статическая пара, объединяет по желанию двух учеников, роль: учитель – ученик.

  • Динамическая пара – участвует четыре человека, которые готовят одно задание, и потом все вместе дают ответ.

  • Вариационная пара – четыре человека, каждый получает своё задание, выполняет, но один анализирует его вместе с учителем и проводит взаимообучение с остальными тремя.

Этот вид деятельности очень важен и является подготовительным этапом к обучению работе в группах.

Мы считаем, что начинать обучение работать в парах нужно с первых дней пребывания ребёнка в школе. В первом классе это время не должно превышать 10-15 минут , а в более старшем возрасте не более половины урока.

Именно с первых дней закладываются навыки взаимопонимания, основа для выражения своего мнения, согласия и несогласия. Первоклассники готовятся к тому, что им предстоит вступить в спор. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, когда идут парами в столовую, на прогулку, когда учитель разрешает сесть по желанию на уроках, классных часах, во время просмотра видеоматериалов. Они учатся работать в парах на уроках, выполняя общее или индивидуальное задание, и делятся своим успехом с одноклассниками. Первые недели основное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задание, осознанной мотивации к учебной деятельности.

Опорой учителя являются сильные ученики – консультанты, которые в последствии займут лидерство в группах. Это дети с хорошими навыками письма, счёта. С ними ведется дополнительная работа после уроков. С их помощью показывают, как надо работать в парах.

Работа в парах складывается из двух моментов. Первый из них относится исключительно к учителю, который готовит карточки с заданиями (раздаточный дидактический материал). Карточек готовится столько, сколько учеников в классе. Какие это карточки? (Приложение 4).

Второй связан с непосредственным обучением детей новому для них виду сотрудничества.

Первый шаг в течение 3-5 занятий каждому ребенку, получившему свою карточку, учитель индивидуально помогает, а если надо то и не один раз объясняет, как надо выполнять задание. Делается это для того, чтобы ученик потом мог подробным образом объяснить все своему товарищу.

Второй шаг В процессе фронтальной работы нужно разъяснить, что полученное задание учащиеся должны выполнять совместно, поэтому они могут разделить работу между собой. При этом дети должны договориться: один находит значение выражений левой части, другой – правой. Обязательно нужно проговорить «согласен» или «не согласен» с тем как выполнил свою работу твой товарищ. Если « не согласен», то надо объяснить почему. Только потом выражения сравнивают.

Например задание: Сравни числовые выражения. На каждой парте лежит карточка из приложения 4.

Необходимо напомнить ученикам о взаимном контроле, хотя многие делают это и без предварительной ориентировки.

Над примером ученики записывают полученные результаты и ставят между ними соответствующий знак. Важно показать, что ответственность за выполнение работы они несут оба, поэтому нужно выполнить не только свою часть работы, но и проконтролировать товарища, а также согласовать друг с другом, какой знак будет поставлен между выражениями. Таким образом, работа в парах способствует созданию в классе рабочей, творческой атмосферы.

Третий шаг заключается в том, что учитель предлагает всем ученикам поменяться имеющимися у них карточками и проделать по ним ту же работу, которая известна детям по предварительному объяснению и тренировочными упражнениями в постоянных парах.

После того как ребята научились работать в постоянных парах, наступил переход к обучению общения в парах сменного состава или динамических парах.

Это четвертый шаг работы. Первый вид сменной пары – четверка: происходит объединение четырех учеников. Они поворачиваются друг к другу. Обмен карточками – заданиями происходит так: сначала обмен заданиями происходит между учениками одной парты, затем с соседом сзади или спереди( в зависимости , где сидит ученик), а потом с учеником, сидящим по диагонали. В итоге ученик прорешивает все 4 задания.

Второй вид образования пар сменного состава – диалогическое сочетание в игровой форме «ручеёк» - это пятый шаг работы. Школьники сидят парами друг за другом в три ряда. Сначала задания выполняют учащиеся в парах (сосед с соседом), а потом наступает смена пар между учениками первого варианта каждого ряда:

Смена происходит следующим образом: ученик с первой парты первого варианта переходит на место ученика крайней парты, а все остальные ученики первого варианта передвигаются вперед на одно место.

Этот вариант смены пар происходит до тех пор, пока каждый ученик не вернется на свое первоначальное место, на этом игра заканчивается.

Шестой шаг – обучение детей общению в малых группах. Вводя новую форму работы (групповую) необходимо дать её образец. Вместе с 1-2 учениками у доски нужно показать на примере весь ход работы, обращая внимания на ошибки и удачи. Образец усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать нужно не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.

Работа в группах


Работа в группах начинается с обучения общению ребят в парах свободного перемещения. Как это происходит?

Например, в классе 22 ученика. Каждый ученик получает карточку по одной теме. Ребята работают с ними сначала в парах постоянного состава. После того как все задания выполнены и проверенны друг у друга, пара распадается. Освободившиеся ученики поднимают светофор. Образуются новые пары из освободившихся учеников. Ребята для совместной работы в выборе партнёра свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.

У учителя на столе могут лежать карточки «Проверь себя». Когда ученик сомневается, он может проверить, отыскав нужную карточку. А потом продолжает работу с новыми партнерами

Ёще можно использовать интерактивное обучение. Суть состоит в том, что практически все учащиеся оказываются увлеченными в процессе познания.

Каждый из учеников вносит свой индивидуальный вклад и, конечно же, идет обмен знаниями, идеями.

Например, можно провести урок математики в первом классе на школьном дворе.

Класс делится на микрогруппы по 5 человек, назначается лидер. Каждой группе дается задание посчитать: первая группа – окна первого этажа, вторая группа – деревья, третья группа – скамейки.

Дается установка: я поднимаю вверх руку, все собираются вместе. Ребята расходятся и выполняют задание. Скучающих нет. Даже если кто–то ещё не умеет считать, не захочет отставать от своих товарищей и постарается запомнить счёт.

Когда дети готовы, учитель спрашивает, что видели, что считали, сколько насчитали. Желательно спросить слабых учеников. На улице ребята чувствуют себя уверенно, свободно, раскованно, но они не должны забывать, что это урок, работа.

Затем происходит сравнение, чего больше, чего меньше. А вывод и итоги можно подвести в классе. Самое главное, что работали все.

Можно применять и другие формы работы в группах, например:

Групповая дискуссия 

Это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.



Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже мы сможем оценить, какие из идей наиболее приемлемы). Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

Во время мозгового штурма нельзя обсуждать, какая идея плохая, какая хорошая. Записываются все предложенные идеи, надо, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

Игра «Продолжи».

Задания разного рода выполняются группой «по цепочке». Можно использовать на уроках математики (например при закреплении таблицы умножения)

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них .В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Карусель

Поставить детей в два круга – внутренний и внешний.Учащиеся, которые стоят во внутреннем круге, расположены спиной к центру, а те, которые стоят во внешнем круге - лицом к центру. Таким образом. Ученики стоят лицом друг к другу. Внутренний круг неподвижен, внешний - подвижен: по сигналу все его участники передвигаются на одного человека вправо и оказываются перед новым партнером. Цель - пройти весь круг, выполняя задания.

Конвейерный тип взаимодействия

Между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков. Он эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая, например при решении задачи в паре один участник читает задачу. Второй разбирает условие. Третий составляет краткую запись, четвёртый записывает решение, пятый участник проверяет правильность выполнения задания. Этот способ взаимодействия эффективен и полезен для слабых учеников, где они стараются вникнуть в тонкости разбора той или иной задачи, казавшейся им трудной и нерешимой.

Когда же можно использовать групповые формы обучения?

Групповые формы обучения можно использовать на разных этапах урока.

  • Получение новых знаний.

Например, при изучении переместительного свойства умножения можно дать каждому ученику разные пары примеров:

3 × 2 5 × 2

2 × 3 2 × 5

После того как ученики найдут результаты, заменяя произведение суммой одинаковых слагаемых, предложить работать группой в четыре человека. Учитель ставит задачу – сравнить пары примеров. Чем они похожи? Чем отличаются? Какой вывод можно сделать? Ученики каждой группы обсуждают поставленную задачу и решают, кто из них ответит на поставленный вопрос. Иногда спрашивает ученика учитель по своему усмотрению.

При изучении данного вопроса, групповая форма работы особенно интересна, тем что в процессе фронтальной работы, которая следует за групповой, ученики убеждаются, что наблюдаемая ими закономерность: от перестановки множителей произведение не изменяется, повторилась во всех заданиях у всех групп.

От класса к классу создаются все более благоприятные условия для коллективной формы работы. Это обуславливается как запасом знаний и умений, которыми овладевают ученики, так и приобретением определенных навыков групповой формы работы. Например, в третьем классе составляются группы по четыре человека. Рассматривается такое задание: каждой группе предлагается по два прямоугольника, вырезанных из плотной бумаги. Прямоугольники даны так, что площади их равны: стороны прямоугольника – 4 см и 3 см; 6 см и 2 см; 8 см и 3 см; 6 см и 4 см. Ставится задача вычислить площади и периметры этих прямоугольников, сравнить полученные результаты, сделать вывод и обосновать его.

Учитель предлагает предварительно обсудить, как лучше организовать работу. Учащиеся сначала разбиваются на пары, каждая пара работает с одним прямоугольником. Один ученик измеряет длину, другой контролирует правильность его действия. При измерении ширины они меняются ролями. Затем один ученик вычисляет площадь, другой – периметр, и оба осуществляют взаимоконтроль. Полученные результаты все члены группы анализируют. Они выясняют, что прямоугольники, имеющие различную длину и ширину, могут иметь одинаковую площадь. Самым трудным для учеников является обоснование полученного результата, т.е. установление связи между правилом нахождение площади и результатом умножения. И, естественно, учитель помогает ученикам сделать этот вывод в процессе фронтальной работы. После того как сделан и обоснован полученный результат, предлагается группе более сложное задание. Например, ответить, какой может быть длина и ширина прямоугольника, если его площадь 48 см. Предложение, выдвинутое одним из учеников, проверяется всеми членами группы. Каждая группа старается учесть все возможные варианты.

  • Закрепление и повторение знаний и умений.

Закрепление – процесс длительный, и задания должны предлагаться в определенной последовательности: решение аналогичных заданий; выполнение задания, где осуществляется перенос в новые условия; включение новых знаний в систему старых; последними можно предлагать задания творческого характера.

Все эти задания легче решаются, закрепляются, когда знания одного ученика дополняют знания другого. Ученики работают в парах сменного состава в форме « Ручеек». У каждого ученика карточка с примерами.

Дается установка: «Сегодня будет переходить первый вариант»

План работы.

  • Каждый ученик решает свою карточку, спрашивает товарища, не нужна ли ему помощь.

  • Обмениваются карточками.

  • Взаимопроверка. Помогают, объясняют.

  • Если нет ошибки, на полях в тетради ставят «+», если ошибка есть «- »

  • Через 3-4 минуты по команде переходят.

  • Обмен карточками.

  • Переходят до тех пор, пока не сядут на своё место.

  • Проверка: у кого 8 «+»? У кого 7 «+»?...

  • Несколько примеров прошу объяснить прокомментировать ход рассуждений.

Такой вид работы можно использовать, когда материал усвоен хорошо, так как здесь даётся время, в работе нужна четкость.

На первых этапах закрепления лучше проводить смену пар по-другому.

Выполнивший задание ученик поднимает светофор с зелёным светом и обменивается заданием с тем, кто уже выполнил задание. А те, у кого задание вызвало затруднение, обращаются за помощью к консультанту.

Сочетания пар можно менять время от времени и, наблюдать за работой учащихся, находя оптимальный результат. Это могут быть два сильных ученика, средний и сильный ученики, слабый и сильный. В данном случае роль играет не только успеваемость, но и способность к общению, к коллективной работе. Так, например, работа в паре двух сильных учеников может оказаться неэффективной, так как ученики не будут стремиться к обсуждению результата друг с другом. Сочетание в паре слабого ученика со слабым также может не привести к желаемому результату. Но это будет в том случае, если все пары получат однородные задания. Если же задания дифференцировать, например, паре сильных учеников предложить следующее задание: Какое третье слагаемое? Сумма трёх чисел равна 302. Первое слагаемое – наибольшее двухзначное число, второе слагаемое – наименьшее трёхзначное число.

Слабым ученикам предложить такое задание: Сравните числа 1999 и 2000, 50505 и 50055, 2004 и 19876. А паре средних учеников: Что больше и насколько 49см или 1м? 86мм или 9см? В этом случае работа может быть успешной.

  • При решении задач учитель строит свою работу так.

Каждой группе даётся своя задача. Помощник учителя распределяет работу между членами группы:

  1. Чтение задачи;

  2. Составление краткой записи условия задачи;

  3. Анализ решения задачи;

  4. Запись решения задачи и ответ.

Получив карточку, каждый решает свою задачу, затем ученики в парах меняются карточками и решают задачу соседа. После этого обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга решение задач. Иногда сразу проверяют вместе сначала одну тетрадь, затем другую.

А потом и так: групповой отчет происходит поочередно. Учащиеся внимательно следят за ходом обоснования решения задач. Затем к доске идет представитель от каждой группы и по заданию учителя по краткой записи, решенной учащимися другой группы, записывает выражение. Оценивается в течение урока работа всей группы.

Важно вызвать желание у сильных учащихся всегда придти на помощь тем, кто учится слабее, держать их в поле зрения. Необходимо учить приходить на помощь тактично, объяснять, что многие не знают не потому, что не хотят знать, а потому что не у всех получается одинаково и сразу. Если мы поможем, им тоже будет учиться легко и интересно.

Для закрепления навыков счета можно провести арифметические взаимодиктанты (Приложение 5) .

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильными: сильный-сильный, средний- средний, слабый- слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребёнок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать его нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группах. Если же ребёнка не зовут в группу, нужно научить, как попросить, чтобы приняли.

Чтобы лучше понять каждого ребенка, учителю важно наблюдать за работой детей, анализировать, что получается, что нет. При работе в парах сменного состава можно сесть на место ученика, решать вместе с классом, чтобы лучше осмыслить работу, почувствовать её ритм, создать пару, группу в которой будут решены все задания.

Успех групповой работы зависит от мастерства учителя, от его умения распределять своё внимание таким образом, чтобы каждая группа, каждый её ученик в отдельности ощущали заботу учителя (я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам), от заинтересованности учителя в успехе учеников, от нормальных плодотворных межличностных отношений.

Вырабатываются правила поведение в группе (Приложения 2 и 3)

Контроль учителя за групповой работой


Если учащиеся делают первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль над ходом работы группы, и её лидера. Этот контроль осуществляется при помощи введённых норм правильной организации групповой работы (описание последовательных операционных действий, правил поведения в группе). Если во время выполнения совместного задания нарушаются правила поведения, учитель должен остановить работу и напомнить нормы и правила групповой работы. Только после этого работа группы может быть продолжена. Учитель должен внимательно наблюдать за работой группы:

  • Как дети сидят?

  • Внимательны ли они или отвлекаются?

  • Как ведут себя: живо или апатично?

  • Сосредоточенно ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

  • Слушают ли друг друга?

  • Вовлекаются ли в работу слабые и робкие?

  • Проявляется ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?


Подведение итогов групповой работы

Когда истекло отведённое время для работы или когда работа завершена, нужно обязательно организовать обсуждение результата работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Оценивается не только результат решения задачи, но и вся работа группы. Особое внимание нужно обратить не на ответ задачи, даже если он и правильный, а на обсуждение способа решения. Каким способом получен такой результат? Почему вы так думаете? При оценке работы группы подчёркивают не столько ученические, сколько человеческие качества. Обязательно нужно оценить результат работы в целом, но и вклад каждого участника. Во время наблюдения за работой группы нужно отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторые элементы соревнования между группами. Каждый ученик должен понять, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы всей группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов отдельных групп или учеников.

3. Возможности УМК « Школа России» для групповой работы на уроках математики

Значительную помощь в решении поставленных нами задач оказал учебно методический комплект «Школа России».

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Школы России» и внеурочную деятельность. Реализация требований ФГОС в УМК «Школы России» обеспечивается единством структуры учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Коммуникативный характер предметных курсов УМК «Школы России» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся.

Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по ма- тематики УМК «Школы России» (М.И. Моро), является постановка перед детьми вопроса, где предоставляется возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия.

Задания учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини-исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод.

В учебниках УМК «Школы России» по математике и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных умений (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого).

Возможности данного УМК представляют собой то, что работу в парах и групповую работу можно ввести на любом уроке математики, рассматривая любую тему. Приводим пример разработки темы: «Угол. Виды углов.» (Учебник по математике 2 класс (М.И. Моро и др.) часть 2, стр.8). ( Приложение 6)

Когда учитель видит, что класс хорошо справляется с навыками групповой работы, когда у детей есть интерес к данному виду деятельности, а применяя методы групповой работы, повышается эффективность усвоения знаний, то педагог может сопроводить отдельные задания учебника своими рекомендациям (применить

парную или групповую работу). Например: 1) задание из учебника математики 2 класс (М.И. Моро и др.) часть 2, стр.55 №3 можно предложить выполнить в группах, обратив внимание детей на инструкцию групповой работы. В задании предлагается составить задачу по ее решению.(3*5=15(л) Ответ: 15л. ).; 2) Задание из того же учебника стр.67 №20 можно предложить выполнить в парах, напоминая детям о правилах работы в парах (договориться об очередности работы, не перебивать друг друга, обязательно сказать « согласен» или «не согласен» с тем , как выполнил работу твой сосед по парте. Если «не согласен», то объяснить почему.) В задании предлагается вычислить и проверить решение. (Приложение 7)

4. Методики диагностики сформированности коммуникативных УУД у младших школьников

Формирование коммуникативных УУД является основой для всех остальных процессов в получении новых знаний. Важным этапом в этой работе является выявление уровней сформированности коммуникативных УУД. Экспериментально были выявлены три группы критериев в соответствии с основными аспектами коммуникативной деятельности:

1) коммуникацией как взаимодействием;

2) коммуникацией как сотрудничеством;

3) коммуникацией как условием интериоризации.

1. Коммуникация как взаимодействие заключается в учёте позиции собеседника (по — другому интеллектуальный аспект коммуникации). Основные критерии (показатели) сформированности следующие: строить монологическое высказывание, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной точки зрения.

2. Коммуникация как кооперация действия главным образом направлены на кооперацию, сотрудничество. Главным является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. Основные критерии (показатели) сформированности: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; участвовать в диалоге; работать в паре.

3. Коммуникация как условие интериоризации образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям. Основные критерии (показатели) сформированности: активная работа в группе; понимание того, что требует учитель; отбирать необходимые источники информации, предлагаемые учителем, (словари, справочники, энциклопедии).

К каждому критерию была разработана диагностическая программа.

Для анализа результатов по критерию коммуникация как взаимодействие нами была использована методика «дополнения» П.Я. Гальперина, Л. А. Микк.. Мы адаптировали данную методику к работе в парах, предложив детям по очереди договаривать слова.

Методика дополнения (П.Я.Гальперин, Л.А. Микк и др.)

Цель: заполнить пропуски в тексте, в котором некоторые слова заменены точками.

Задача учащегося – встать в позицию автора и восстановить пропущенные слова, стремясь сохранить общий художественно-эстетический смысл произведения.

Дополнительная задача – озаглавить текст.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Примерные тексты для проведения методики дополнения:

Приметы

Собрались и полетели

Утки в (дальнюю) дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь (берлогу).

Заяц в мех оделся (белый),

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас (грибы) в дупло.

(Е.Головин)

***

Вот уж (осень) улетела,

И примчалася зима.

Как на (крыльях) прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы (затрещали)

И (сковали) все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды

( С.Есенин)

В результате правильного понимания текста учащиеся могут заполнить пропуск не только тем словом, которое употребил автор, но и его контекстуальным синонимом.

Критерии оценивания: каждое правильно вставленное слово оценивается в 2 балла; слово-синоним (в том числе контекстуальный), не разрушающий авторский образ – 1 балл. Дополнительно даются 2 балла в том случае, если нет нарушения ритма стихотворения, и 2 балла, если соблюдается рифма. 71-100% баллов от общего числа возможных – высокий уровень. 36-70% - средний уровень. 0-35% - низкий уровень.

Для диагностики критерия коммуникация как кооперация была использована методика Г.А. Цукерман «Рукавчики».

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

— взаимопомощь по ходу рисования;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.)

Уровни оценивания: 1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем. 2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. 3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Данные способы диагностики позволят учителю определить, какими УУД большинство учащихся владеют на уровне

- актуального развития, т.е. на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически;

- зоны ближайшего развития, т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Для определения сформированности критерия коммуникация как условие интериоризации, была применена видоизмененная версия методики «Архитектор-строитель», «Дорога к дому»

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. 

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.

 Возраст: 8–10 лет. 

Метод оценивания:

 наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

 Описание задания:

 двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому – карточку с ориентирами – точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию – дорогу к дому – по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому .   

Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой — карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй — следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»

Критерии оценивания: 

– продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами; – способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги; – умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; – способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи; – эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

 Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

  2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

  3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

В ходе исследования, путём анализа психолого-педагогической литературы, а также разработке и проведения диагностической программы по проблеме формирования коммуникативных УУД у младших школьников, мы пришли к выводу о том, что учителю начальных классов необходимо использовать в своей работе с детьми следующие педагогические технологии:

—моделирование ситуаций общения,

— групповая работа на уроках;

—ролевые игры с использованием диалогов в процессе общения;

—творческие задания;

только тогда мы сможем говорить о том, что коммуникативные УУД, будут сформированы у учащихся начальных классов на высоком уровне.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая и анализируя все вышесказанное, хочется отметить, что участвуя в коллективной деятельности, общаясь с членами коллектива, ребенок сам оказывает влияние на коллектив, другими словами, проявляет коммуникативные умения. А с другой стороны эффективность групповой работы напрямую зависит от умений учащихся слушать, вести диалог и аргументировать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы. Работа в парах, группах - это один из путей развития коммуникативных умений. Коммуникативные умения помогают раскрыться учащимся, проявить большую активность и заинтересованность в обучении. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются.

Несформированность же коммуникативных умений является одной из главных трудностей в обучении и воспитании детей. Неумение общаться (даже если оно проявляется вне урока) часто отрицательно сказывается на успешности учащихся. С психической точки зрения качество общения определяется двумя параметрами: как человек говорит и как слушает. Собеседники должны уметь слушать и слышать друг друга.

Работа в группах позволяет запустить мышление, речь и действия у каждого ученика по поводу определённой учебной задачи, предоставляет возможность ученикам почувствовать, осознать свои успехи и своё продвижение по пути овладения знаниями, умениями и навыками и тем самым способствует развитию коммуникативных умений.























ЛИТЕРАТУРА


  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя». - М.: Просвещение, 2011.

  2. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010

  4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993.


  1. Королькова, Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников [Текст] / Л.В. Королькова, Н.Б.Лебедева // Начальная школа. – 2007. - № 2. – С.13 – 15.

  2. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст]: учеб, пособие / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1996. - 122 с.

  3. Жуковина Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 78-80.



























ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Правила этикета совместной работы


  1. При ответе смотрим на собеседника.

  2. Обращаемся по имени друг к другу.

  3. Ведем себя тихо.

  4. Говорим: «Мы считаем».

  5. Внимательно выслушаем мнение своего товарища до конца, не перебиваем его. И лишь после этого задаём свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

  6. Вежливо и доброжелательно обращаемся с партнёрами.



Приложение 2.

Правила поведения в группе.

  1. Понять предложенное задание. Подумать о решении самостоятельно.

  2. Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию.

  3. Выслушать мнение каждого.

  4. Найти общее решение.

  5. Выбрать выступающего (ответственного).

  6. Помогать, если возникнут проблемы. Не подсказывать, а оказывать частичную консультативную помощь.

  7. Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.



Приложение 3

Инструкция для учащихся

«Как работать на уроке в группе»

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить свою работу поровну, Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

3 .Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью , попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

5. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он - за тебя.


Приложение 4




Карточка 1.



1 + 1 4 - 1


3 – 1 5 + 1

Карточка 2.



7 - 1 5 + 1


8 – 2 7 + 2

Карточка 3.



6 – 4 3 + 2


5 – 3 6 + 2




Приложение 5


Взаимодиктант.


  1. Найти произведение чисел 9 и 6

  2. Найти частное число 36 и 4

  3. Во сколько раз 16 больше 8?



Приложение 6


Урок математики во 2 классе



Тема урока: Угол. Виды углов.

УМК «Школа России»



Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый»

Задачи урока:   

образовательные:

- систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах;

- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

- формировать познавательный интерес к математике.

развивающие:

- развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление);

- развить эмоциональную сферу;

- развить коммуникативные умения;

- развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).

воспитательные:

- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

- способствовать сплочению классного коллектива.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся определять с помощью модели угольника виды углов (острый, прямой, тупой);

- проверять правильность выполнения сложения, используя взаимосвязь сложения и вычитания;

- составлять условие и вопрос задачи по заданному решению;

- объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;

- работать в парах;

- выполнять задания творческого и поискового характера;

- контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.

Регулятивные УУД:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Познавательные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- расширить кругозор учащихся,

- умение строить речевые высказывания;

- формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в паре;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Методы обучения:

- репродуктивные: словесные, наглядные, практические;

- продуктивные: проблемный, частично-поисковые.

Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование:

1. Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная разработка урока, чертежный треугольник, лист бумаги неправильной формы (для демонстрации опыта).

2. Для детей: чертежные треугольники, модели прямого угла, индивидуальные карточки с начерченными углами разных видов для экспериментальной работы. Учебник М.И. Моро и др. «Математика». 2 класс. Часть 2.



I Организационный момент. (1 мин.)

- Кому-то сказки надоели

А кто-то сказками пленен

И самый лучший наш урок

Начнем с знакомых нам имен

II. Сообщение темы урока

- Сегодня мы будем путешествовать по необычайной стране. Это страна Геометрия. Король «Точка» и его дочка принцесса «Прямая» приглашают нас к себе в гости. Но чтобы узнать как называется их королевство, мы должны будем с вами выполнить задание:

Задание 1.(3 мин.)

Выполнив задание, вы откроете первую букву в названии королевства.

А для этого вы должны быть внимательны и находчивы. Работу можно выполнить в парах. Разделите все фигуры на 2 группы. Слайд1( Представлены фигуры: треугольник, четыре угольник, круг, овал)

-Что общего между фигурами каждой группы? ( Есть углы , нет углов)

- Молодцы, я открываю первую букву.(У)

- Переходим, ко второму заданию. Если утверждение истинно, вы поднимите большой палец руки поднимают вверх, если ложно – вниз или скажите правильный ответ.

2. Игра «Истина-ложь».(2 мин.)

1. Если 50 увеличить на 10, получится 40.

2. Если 35 уменьшить на 2, получится 33

3. Сумма чисел 50 и 40 равна 90

4. 9 десятков и 9 единиц это 909

5. Разность чисел 16 и 7 равна 9

6. Первое слагаемое-19, второе- 8, сумма – 27.

- Вы справились и с этим заданием, открываю ещё одну букву (Г)

Задание №3(1 мин.)

Задача на логику.

Улитка отползла от цветка на 3 м, а потом в противоположном направлении на 5 м. На каком расстоянии от цветка оказалась улитка? (2м)

Открываем букву О.







Задание 4. Рисунок.(3 мин.)



Сколько треугольников на рисунке?

1) 6; 2) 3; 3) 4;

Покажите все треугольники и откроется буква Л.

4. Изучение нового материала.(20 мин.)

Прочитайте название нашего королевства: «Угол».

Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? Где вы встречались с углами? Где в нашем классе есть углы? Как вы думаете какие бывают углы? ( Ответы детей) ( Применяем метод « Мозговой штурм»)

-Угол – геометрическая фигура, он имеет вершину и стороны. Слайд№2

-Стороны угла – лучи, исходящие из одной точки, а их общее начало – вершина угла.

Углы могут быть прямыми и непрямыми.

-Сейчас каждый из вас сделает из листа бумаги, который лежит на парте, модель прямого угла. Как это сделать , подскажет учебник. Открываем страница 8.( работа по учебнику.)

- Согните лист, как на рисунке 1, согните ещё раз, как на рисунке 2. Получилась модель прямого угла.

- Покажите стороны прямого угла и вершину.

-Чтобы определить прямой угол или нет, нужно взять особый инструмент – угольник.

Если, приложив угольник к углу, вершиной к вершине, стороны совпадут, то угол - прямой. (зрительная гимнастика)

Не совпадут – непрямой.

Непрямые углы делятся на: тупые и острые.

Угол, величина которого меньше величины прямого – острый, а, если величина угла больше величины прямого – тупой. Слайд №3

Работа в группах.

Наш король Точка просит вас помочь ему разобраться в углах. У вас на партах лежат разрезанные фрагменты картинок. Их надо собрать и выполнить задание.

Задание 1 группе: Найдите прямые углы и запишите их номера.

Задание 2 группе: Найдите острые углы и запишите их номера.

Задание 3 группе: Найдите тупые углы и запишите их номера.

- Итак, мы познакомились с углами, и узнали, что они бывают прямые, острые и тупые.

Работа с учебником. Парная работа.(закрепление ранее пройденного 10 мин.)

- Вот перед нами замок короля Точки, но надо открыть дверь. А что бы её открыть придется вам, ввести код решив примеры №2 страница 9.

(Здесь можно применить метод взаимопроверки. Дети меняются тетрадями и проверяют друг друга.)

- И вот дверь открылась, пред нами стоит король, который 3 года и 3 месяца не может решить одну задачу. Поможем ему? В армии короля служит 5 пятиугольников, 4 квадрата и 3 треугольника. Сколько углов всего в охране короля?

5+5+5+5+5+4+4+4+4+3+3+3=50 (углов)

Итог урока.( 3 мин)

-Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок математики?







узнал





Я

представил





смог





8.Рефлексия.(1 мин)

9.Окончание урока. Домашнее задание.(1 мин)

Приложение 7

№20. Вычисли и проверь решение.

  1. 36-14 45+23 79-57 62+27

  2. 73-18 26+59 64-38 29+46


33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!