СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Группа №32 "Эффективное поведение на рынке труда". Урок№31-32 Тема: Решение типовых задач по разрешению конфликтных ситуаций.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема   4.1:  Конфликт и его структура.

Тема урока:  Структура конфликта. Типы конфликтов. – 2 часа

 Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и решением ситуационных задач.

Методы обучения: рассказ; беседа; методика критического мышления; решение ситуационных задач;

Дидактические средства обучения: учебник технологии, выдержки из нормативных документов, извлечения из печатных источников, статистические данные.

 

Ход урока:  

1. Организационная часть урока:

  • приветствие учащихся;
  • проверка оснащённости рабочих мест;
  • сообщение темы и цели урока.
  1. Основная часть

Опережающее задание:

Задание 1   На основе СМИ (периодическая печать, телевидение, интернет) подобрать примеры конфликтов и зафиксировать в тетради. Задание 2  Разработать анкету по изучению конфликтов и провести социологический опрос на улицах города, представить количественный и качественный анализ результатов.

Задание 3 1-2 студентам предлагается провести скрытое наблюдение в течение недели за группой, результаты занести в дневник наблюдений по следующим критериям:

  • количество конфликтов в течение дня;
  • причины конфликтов;
  • количество участников;
  • результаты конфликтов.

Дидактическое обеспечение урока

 Анализ конфликта

п/п

Характеристики конфликта

Первичный просмотр конфликта

(что я знаю о конфликтах?)

Повторный просмотр конфликта

(что я узнал о конфликтах?)

1.

Вид (виды) конфликтов

 

 

2.

Структура конфликта

 

 

3.

Причины конфликта

 

 

4.

Стратегия поведения в конфликте

 

 

5.

Типы конфликтных личностей

 

 

 

 Карточка 1

Сущность конфликта и его структура 

№ п/п

Задания

Баллы

1.

Прочитайте текст.

 Выпишите основные понятия в рамках вашего вопроса

1 балл

2.

Сравните предложенные разными авторами структуры конфликтов, выделив в них общее и различное

1,5 балла

3.

В предложенном примере конфликта определите структурные компоненты

1,5 балла

4.

Сделайте вывод

1

 

Карточка 2

Классификация конфликтов

№ п/п

Задания

Баллы

1.

Прочитайте текст. Изучите предложенные классификации конфликтов

1 балл

2.

Составьте таблицу согласно изученным классификациям, проведите сравнительный анализ

1,5 балла

3.

Используя предложенные примеры конфликтов, определите их виды

1,5 балла

4.

Сделайте вывод по вопросу

1

 

 Карточка 3

Причины конфликтов

 

№ п/п

Задания

Баллы

1.

Прочитайте текст. Выпишите основные понятия в рамках вашего вопроса

1 балл

2.

Запишите «Плюсы и минусы конфликта». Сделай не менее трёх развёрнутых выводов из неё.

1,5 балла

3.

Используя предложенный пример конфликта, определите причины его возникновения

1,5 балла

4.

Сделайте выводы по вопросу

1

 

Карточка 5

Динамика конфликта

 

№ п/п

Задания

Баллы

1.

Прочитайте предложенный текст и представьте его в виде таблицы

1 балл

2.

Исследователи утверждают, что если управлять конфликтом в начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе подъёма - на 46%, а на стадии пик - менее 5%, на стадии спада - около 20%.

Объясните данное явление, обосновав свою точку зрения.

1, 5

балла

3.

В предложенном примере проследите динамику конфликта

1,5 балла

4.

Сделайте вывод по вопросу

1

 

 Освоение нового материала.

Итак, в латинском языке слово «conflictus» означает столкновение. В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с 19 века и трактуется как, «спор, столкновение, серьёзное разногласие». Ученые считают, что конфликты - это часть нашей жизни, они способствуют реформам, преобразованию, развитию человека и всего общества.

В то же время затянувшийся конфликт может быть губителен, если люди не могут расслабиться и перейти к нормальному режи­му деятельности (давление повышается, мышцы сводит судорога, качество суждений ухудшается). Многообразные и затяжные кон­фликты создают неблагоприятный морально-психологический кли­мат в коллективе, отвлекают внимание людей от непосредствен­ной деятельности на «выяснение отношений», что тяжело отра­жается на их нервно-психическом состоянии.

Конфликт - это отстаивание своей позиции, точки зрения, столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающее различные, а нередко, и противоположные цели, интересы и взгляды

- А какие ассоциации у вас возникают при слове КОНФЛИКТ

(подсказка для обучающихся: конфликт – злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа, ссора, спор, драка, разногласия, столкновение, непонимание).

Зачитывается высказывание Т.Фуллера – «Люди, которые ведут борьбу с огнём при помощи огня, обычно оказываются в пепле».

Для дальнейшей работы мы с вами разделимся на группы . Каждая группа получит комплект заданий.

Карточка 1

Сущность конфликта и его структура 

№ п/п

Задания

Баллы

1.

Прочитайте текст.

 Выпишите основные понятия в рамках вашего вопроса

1 балл

2.

Сравните предложенные разными авторами структуры конфликтов, выделив в них общее и различное

1,5 балла

3.

В предложенном примере конфликта определите структурные компоненты

1,5 балла

4.

Сделайте вывод

1

 

Для анализа конфликтов важно знать, каковы их структурные элементы. К основным структурным элементам конф­ликта относятся:

стороны конфликта — те субъекты социального взаимодействия (участники), которые находятся в состоянии конфликта;

предмет конфликта — то, по поводу чего возник конфликт. Он может быть материальным и психологическим, достаточно зна­чим для участников столкновения, являться фактором, опреде­ляющим поведение;

мотивы конфликта — внутренние побудительные силы, про­воцирующие участие в конфликте;

позиции конфликтующих сторон — то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта;

конфликтогены, т.е. слова («красные флажки»), действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.

Однако сам по себе «конфликтоген-одиночка» не способен при­вести к конфликту. Для этого должна возникнуть целая цепочка таких конфликтогенов — их эскалация (от англ. — вос­хождение по лестнице, постепенное увеличение, углубление, рас­ширение чего-либо), т.е. когда на негативное действие в адрес партнера тот старается ответить более сильным контр действием, часто выбирая наиболее скрытый из них. Исследователи выделяют такие типы конфликтогенов, как стремление к превосходству, проявление агрессии, проявление эгоизма.

Карточка 2

Классификация конфликтов

 

№ п/п

Задания

Баллы

1.

Прочитайте текст. Изучите предложенные классификации конфликтов

1 балл

2.

Составьте таблицу согласно изученным классификациям, проведите сравнительный анализ

1,5 балла

3.

Используя предложенные примеры конфликтов, определите их виды

1,5 балла

4.

Сделайте вывод по вопросу

1

 Виды социального конфликта: стр. 271.

внутриличностный (интраперсональный) — ролевой конфликт, возникает из-за состояния неудовлетворенного человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанными с наличием у него проти­воречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей, низ­кой самооценкой и стрессов. Чаще всего такой конфликт разрешает­ся самостоятельно или с помощью консультанта-психолога;

межличностный (интерперсональный) — наиболее распростра­ненный тип конфликта из-за несовместимости взглядов, интере­сов, целей, направленности и потребностей участников взаимо­действия, преследующих свои конкретные цели. Встречаются межличностные конфликты вертикальные (учитель—ученик), го­ризонтальные (коллега —коллега) и смешанные.

Эти конфликты обычно разрешаются руководителем — фасилитатором (от англ. — облегчать, помогать, способствовать);

между личностью и группой — проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в груп­пе нормами поведения и общения;

межгрупповой — происходит вследствие столкновения интере­сов различных групп.

Для анализа и разрешения двух последних видов конфликтов зачастую приглашают специалистов со стороны — конфликтолога (консультанта) или модератора (от ит. тойегаге — сдерживание, обуздывание, смягчение).

 

 

 

Причины конфликтов

 

№ п/п

Задания

Баллы

1.

Прочитайте текст. Выпишите основные понятия в рамках вашего вопроса

1 балл

2.

запишите «Плюсы и минусы конфликта». Сделай не менее трёх развёрнутых выводов из неё.

1,5 балла

3.

Используя предложенный пример конфликта, определите причины его возникновения

1,5 балла

4.

Сделайте выводы по вопросу

1

  

Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

1 группа - Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.

Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

2 группа- причин - частные. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

- неудовлетворенность условиями деятельности;

- нарушение служебной этики;

- нарушение трудового законодательства;

- ограниченность ресурсов;

- различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

- неудовлетворительные коммуникации.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов. Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними

Как видно в основе конфликтов лежат разные признаки. Поэтому в классификации выделяют такие характе­ристики, как конструктивные и деструктивные конфликты.

Конструктивные конфликты возникают в тех случаях, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм деловых отноше­ний и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приво­дит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики: борьба противо­положностей — источник развития). Причинами, например, кон­структивных деловых конфликтов могут быть необеспеченность задания ресурсами или отсутствие необходимой компетентности. Разрешение конструктивного конфликта — это устранение при­чин, недостатков, т. е. усовершенствование процесса трудовой де­ятельности.

Деструктивные конфликты возникают в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оп­понентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Субъективными причинами, порождающими деструк­тивные конфликты, являются неправильные действия людей и несовместимость отдельных работников. В профессиональной дея­тельности причины конфликтов субъективного характера, как правило, возникают по вине самих руководителей (52 %) или по вине подчиненных (33 % — из-за несовместимости и 15 % — из-за несоответствия требованиям занимаемой должности).

  Динамика конфликта

 

№ п/п

Задания

Баллы

1.

Прочитайте предложенный текст и представьте его в виде таблицы

1 балл

2.

Исследователи утверждают, что если управлять конфликтом в начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе подъёма - на 46%, а на стадии пик - менее 5%, на стадии спада - около 20%.

Объясните данное явление, обосновав свою точку зрения.

1, 5

балла

3.

В предложенном примере проследите динамику конфликта

1,5 балла

4.

Сделайте вывод по вопросу

1

  

 

Кофликты имеют определенные фазы.

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения конфликта (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации;осознание конфликтной ситуации..

92%

Фаза подъема

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

-

 

 

Причины конфликтов

 

Вопросы обучающимся:

- Конфликты влияют на общение и взаимоотношения людей? - Каким образом?

- Каким становится общение и взаимоотношения людей после ссоры?

Ведущий: «Но конфликты в жизни неизбежны. Конфликтов не будет, когда все люди вдруг станут совершенно одинаковыми: одинаково будут думать, одинаково чувствовать, жить без ссор! А, как вы думаете, весело или грустно будет жить в таком мире одинаковых людей? Вадим Зверев говорил, что «каждая лошадь думает, что её поклажа самая тяжелая». Так и у нас с вами есть различные формы общения, поведения и реакций в конфликтных ситуациях».

Упражнение «Фотоколлаж общения и поведения в конфликте».

Цель: закрепление теоретических знаний о тактиках поведения в конфликтной ситуации посредством группового составления фотоколлажа (технологической карты).Участникам каждой из команд предлагается выполнить следующее задание:

Команда № 1. Для закрепления знаний о тактиках поведения в конфликтных ситуациях, вам предлагается составить с помощью фотографий и иллюстраций фотоколлаж, (технологическую карту) правильного стиля и неправильного стиля общения и поведения в конфликтной ситуации . Время выполнения задания 5 минут. После выполнения задания, вам нужно прокомментировать и обосновать свой выбор, презентовать карту перед другой командой.

Вопросы участникам:

- почему данные стили поведения и общения вы считаете самыми лучшими?

- как они помогают человеку в жизни?

- почему так не нужно себя вести в конфликтных ситуациях?

- к чему может привести такое общение и поведение?

-, вы согласны или нет с картой, которую составили ваши товарищи из другой команды? Почему? - что вы бы добавили в эту карту?

Вопрос ко всем обучающимся: что вам дало выполнение этого задания?

Стратегии поведения в конфликте.

Японский писатель Ямамото говорил «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну».

Мы живём с вами в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим? Рассмотрим некоторые варианты поведения в конфликте. В чем их сильные и слабые стороны? Вспомните, как вы вели себя переходя через мост? Был ли их выбор товарищей для разрешения конфликтной ситуации правильным? Очень важная роль в конфликтной ситуации принадлежит выбору соответствующего стиля поведения!

Вспомните тактики и стратегии поведения:

- конкуренция;- уклонение;- приспособление;- сотрудничество; - компромисс.

«Древнегреческий ученый Домиль считал, что «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу». В связи с этим, я предлагаю вашему вниманию упражнение, которое будет помогать развитию у вас навыков неконфликтного общения».

Упражнение «Рисунок вдвоем». Цель: развитие навыков неконфликтного поведения.

Обучающиеся делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоём и так, чтобы оба партнера держали её, нарисовать рисунок на свободную тему.

Обсуждение: - кто что рисовал, - почему нарисовали именно это,

- трудно ли было выполнять это задание? Почему?

Причина трудности выполнения задания: в ситуации, когда наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.

- как вы думаете, что нужно для того, чтобы лучше всех выполнить задание? Нужно: уметь договариваться о том, что будем рисовать.

- понравилось выполнять такое задание? Почему?

5. Закрепление изученного материала

Давайте мы с вами завершим заполнение таблицы « Анализ конфликта» , теперь записав столбик «Что я узнал о конфликтах»

 

6. Этап информации о домашнем задании.

Изучить должностную инструкцию учителя начальных классов и определить (выделить) личностные качества учителя которыми он должен обладать для решения конфликтных ситуаций .

7. Подведение итогов

8. Рефлексия.

- Я хочу вам рассказать одну довольно известную старую притчу, под названием «Коробочка».

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ»

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (ответы обучающихся)

- Разногласия во взглядах, интересах и убеждениях к чему могут привести? (конфликтам)

Итак , что нового и полезного Вы узнали сегодня на нашем уроке? Для того, чтобы Вы смогли ответить на мой вопрос, я предлагаю вам упражнение «Сундук». Цель: рефлексия урока и подведение итогов урока. Задание: участники, по очереди начиная со слов: «После сегодняшнего урока Я могу положить в сундук..» перечисляют то, что увидели, почувствовали, узнали нового, научились делать, тренировались чему - то, т.е. наиболее важные для них результаты урока.

Конфликты неизбежны. Нужно уметь их решать и выходить из них с достоинством, оставаясь Человеком и наш урок мне бы хотелось завершить словами старинной народной мудрости:

Прежде чем сказать – посчитай до десяти, Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

Большое спасибо всем за активность и заинтересованность темой урока!м


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!