Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Используемые методы, приемы, формы | Формирование УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Перед уроком за 2 минуты до звонка звучит музыка природы и на экране природа. Звенит звонок и учитель читает стихотворение о природе под сопровождение музыки) Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики. На травинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю, берегите! Я неслучайно начала наш урок с этого прекрасного стихотворения. Мы должны охранять и беречь нашу природу, но для этого мы должны её изучить, чем мы и занимаемся. | Организация рабочих мест, приветствие Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
Актуализация имеющихся знаний учащихся | Повторим, что мы изучали на прошедших уроках: - Какие царства живой природы мы с вами изучили? - Давайте вспомним отличительные признаки животных и растений. Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений и животных. Ответы: в 2 колонки – растения и животные • Неограниченный рост • Питание путём всасывания воды и минеральных солей • Наличие хлоропластов • Фотосинтез. (Автотрофы). • Активное движение • Ограниченный рост • Отсутствие хлоропластов • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы). | Заполняют схему на интерактивной доске: по очереди выходят к доске и расставляют варианты ответов в колонки. | Фронтальная работа с классом | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. | Скажите ка вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах) Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах? (Цель урока) Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, питания; узнать грибы нашей области. - Вернёмся к признакам царств растений и животных …. Почему грибы выделили в отдельное царство?- Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные, а какие это признаки вы сами выясните в течении урока. | Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока. Вместе с учителем вспоминают признаки царств растений и животных. Отвечают на вопрос учителя: Для грибов характерны следующие признаки растений: •Неподвижность •Неограниченный рост •Питание путём всасывания воды и минеральных солей. Для грибов характерны следующие признаки животных: • Отсутствие хлоропластов. • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы) Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных. | Фронтальная работа с классом | Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале. Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия. |
Объяснение нового материала | Учитель: Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы. Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их происхождении известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая - говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной. По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класс шла уже своим путем. В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры. Чтобы более подробно познакомиться с грибами давайте поработаем с текстом учебника и приложением. Физкультминутка Внимательно прочитайте текст учебника на стр.18 и с помощью карандашей переведите информацию в рисунок, указав все составляющие гриба. А затем расскажите о строении вашего гриба. (работа с текстом). Теперь обратите внимание на рис.7 зарисуйте его и переведите информацию в текстовую форму. Как итог нашей работы давайте посмотрим видео об удивительном мире грибов (смотрим видео Учебный фильм по ботанике грибы. | Просмотр презентации на доске Самостоятельная работа с учебником, переводят текстовую информацию в рисунок. Самостоятельная работа с учебником, переводят рисунок в текстовую информацию. | | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; · разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; · управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. |
Закрепление изученного материала | Подведем итог нашего урока, проверим усвоение нами материала. Выполнить тест: 1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что: а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу; б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами; в) они не размножаются спорами и не имеют органов; г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества. 2. Надземная часть белого гриба называется: а) грибницей; б) пеньком; в) шляпкой; г) плодовым телом. 3. По способу питания грибы а) автотрофы б) гетеротрофы 4) . Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов: а) симбиоз; б) грибокорень; в) грибница; г)автотроф. 5. К грибам паразитам относится: а) Подберезовик; б) Гриб-трутовик; в) Опёнок. 6. По способу питания грибы похожи на животных, так как: а) способны к фотосинтезу б) питаются готовыми органическими веществами в) поглощают пищу путём всасывания | Выполняют тест Оценивают себя Выполняют задания. | | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции. Познавательные: логические: анализ и синтез информации. |
Рефлексия | -Как вы оцениваете работу вашей группы? (Мнение учителя о работе каждой из групп.) -Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии? Дополните предложение высказав своё мнение об уроке Сегодня на уроке …. Я узнал Я научился Было сложно Было легко Мне понравилось Не понравилось Меня удивило | | | |
Домашнее задание | П.18. - Любите вы собирать грибы? Сделать презентацию о съедобных и ядовитых грибах Спасибо за урок!!! | Высказывают мнение об уроке. | Индивидуальная работа | Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |