СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О греческих колониях.

Просмотр содержимого документа
«Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.»

Урок 34. класс 5.

дата: 08.02.2022.

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Цель: ознакомить с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией VIII-VI вв. до н. э. и её причинами.

Ход урока

План

  1. Основание греческих колоний.

  2. Последствия греческой колонизации.


  1. Основание греческих колоний.

В VIII-VI вв. до н. э. греки основали большое количество колоний.

Словарная работа.

Колонии – поселения, основанные греками в процессе колонизации.

Эти колонии стали полисами со своим правительством, отрядами воинов, законами и монетой.

В 8-6-м веках до н. э. греки основали десятки поселений на берегах Средиземного и Чёрного морей. Эти колонии стали независимыми государствами со своим правительством, отрядами воинов, законами и монетой.

Почему греки покидали родину. Население Греции росло, а страна была бедной: хлеба не хватало. К тому же лучшие земли принадлежали знати. Не имевшие хороших участков земледельцы нуждались, залезали в долги. Угроза голода, стремление освободиться от долгов заставляли греков покидать родные селения и города в поисках счастья на чужбине.

Была и другая причина массовых отъездов за море. Во многих полисах шла ожесточённая борьба между демосом и знатью. Если проигрывал демос, то его вожаки, боясь мести противников, покидали город. Если же демос побеждал, то в страхе за свою жизнь уезжали знатные люди. Иногда их бегство было настолько спешным, что приходилось бросать дом, полный дорогой утвари и рабов.

Однако чаще готовились к отъезду заблаговременно. Тот город, в котором были желающие уехать, помогал им снарядить корабль, снабжал запасом пищи, давал военную охрану на случай нападения пиратов. (Пираты – морские разбойники.) Остающиеся в городе купцы и ремесленники надеялись, что с помощью колонистов им удастся завязать выгодную торговлю с той страной, где создавалась новая колония.









В каких местах греки основывали колонии. Селились всегда близ моря. Выбирали место с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. На них они сеяли хлеб, разводили виноград. Грекам-

колонистам обычно удавалось наладить мирные отношения с местным населением.

Много колоний греки основали на берегах Чёрного моря. Купцы из городов Греции привозили в эти колонии вино, оливковое масло, изделия ремесла – оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора. (Мрамор – твёрдый, блестящий камень, обычно с красивым узором.) В обмен купцы приобретали у колонистов и местных племён пшеницу, рабов, шкуры животных, мёд.

Греки и скифы на северных берегах Чёрного моря. В одной из колоний побывал знаменитый греческий историк Геродот. Этой колонией была Ольвия, расположенная в устье большой реки, впадающей в Чёрное море. Ольвией, как и другими греческими городами, управляли Народное собрание, выбираемые гражданами архонты и Городской совет. В степях по соседству с Ольвией обитали многочисленные племена скифов. В своей книге Геродот рассказывает легенду о скифском царе Скиле и его отношениях с греками Ольвии.

Матерью Скила была гречанка. Она научила сына говорить и писать на её родном языке. Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил их образ жизни. Гораздо ближе ему были обычаи греков, и он охотно посещал Ольвию. Всякий раз Скил оставлял свою охрану за крепостной стеной, один входил в город и сразу же требовал закрыть за собой ворота. Затем он переодевался: сняв скифские сапожки, кафтан и длинные штаны, Скил облачался в греческую одежду. Она была несложной. Нижняя одежда походила на рубаху, иногда с одним рукавом. Её надевали прямо на тело. Выходя из дома, греки заворачивались в продолговатый кусок материи. Обувью служили сандалии с тонкими ремешками. Скифы не догадывались о том, что их царь носит чужеземный наряд.

В Ольвии вместо степных просторов Скил видел узкие улочки, ведущие к гавани, торговые склады, кузнечные и гончарные мастерские; вместо скифских кочевых кибиток – крытые черепицей дома с внутренними двориками.

Скил любовался многоколонным храмом, наблюдал за тем, как греки приносят жертвы богам Зевсу и Аполлону. В Ольвии Скил познакомился с красавицей-гречанкой, полюбил её и женился на ней. Для молодой жены он построил роскошный дворец, украшенный мраморными статуями.









Печальная участь, однако, была уготована скифскому царю. Он пожелал принять участие в празднестве, посвящённом богу виноделов – Дионису. На этих празднествах греки исступлённо плясали под звуки музыки. Танцующие приходили в изнеможение, их лица искажали судороги.

Скифы знали об этих танцах и насмехались над ними: «Греки почитают бога, который лишает их рассудка!» Услышав такие слова, один ольвиец вспылил: «А ваш царь, разве он не привержен нашим обычаям? Пойдёмте со мной, вы убедитесь, что я не лгу».

В день празднества он тайно провёл их на крепостную башню, с которой скифы разглядели Скила. Царь плясал вместе со всеми, подбрасывая ноги и выкрикивая бессвязные слова. Скифы пришли в ярость: «Царь Скил попрал обычаи предков, он поклоняется чужим богам!»

Скифские племена восстали против Скила и выбрали себе нового царя. Скил был убит.

Где бы ни жили греки – в Афинах, в Спарте или в колониях, они говорили на одном языке, пользовались одними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. Самих себя, свой народ греки называли эллинами, а Грецию – Элладой.


Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России

(по рассказу Геродота)


В земли скифов вторглось персидское войско с «царём царей» Дарием Первым. Но скифы, не вступая в сражение, заманивали врагов в глубь страны.

Преследуя скифов, войско Дария дошло до реки Дон. Персы устали от бесплодной погони. Тогда Дарий отправил посла к скифскому царю с такими словами: «Зачем ты убегаешь? Вступи в сражение или признай меня своим владыкой!» Ответ скифов был таков: «Мы никуда не убегаем, мы лишь кочуем с нашими стадами. А с кем и когда сражаемся, решаем сами!»

Время шло. И вот однажды скифский гонец привёз «царю царей» странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Обрадовался Дарий, решил, что скифы готовы сложить оружие и покориться: отдать и земли, и воды, и своих коней. Ведь птица быстра, как конь; лягушка живёт в воде, а мышь – в земле. «Нет, царь, - возразил Дарию старый вельможа. – Я знаю скифов. Они хотят сказать нам: «Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе погибнете от наших стрел!»








Понеся большие потери, войско персов двинулось назад. Так бесславно закончился этот поход.

Древний город в дельте реки Дон

На землях нынешней России возникло несколько греческих колоний. Самой северной из них был Танаис, основанный недалеко от места впадения Дона в море. Для обороны города его жители возвели каменные стены и башни. В одну из стен был вставлен мраморный рельеф. На нём мы видим всадника с большим копьём в руках. Он мчится на осёдланной лошади, за его спиной развевается плащ. Так пожелал увековечить себя руководитель строительства. Любопытно, что он имел греческое имя Трифон, но изображён непохожим на грека. Штаны, низкие мягкие сапоги, чешуйчатый панцирь с широким поясом и шлем напоминают те, что носили воины из живущих по соседству племён. Жители Танаиса постоянно общались с ними и порой перенимали их обычаи, одежду, военное искусство.

  1. Последствия греческой колонизации.

Колонизация оказала сильное влияние на жизнь Греции и привела к следующим последствиям (работа в тетради):

  1. Развитие ремёсел, связанное с возросшим спросом на ремесленные изделия.

  2. Развитие кораблестроения и мореплавания.

  3. Рост числа рабов-чужеземцев (за счёт ввоза из колоний).

  4. Укрепление мелких крестьянских хозяйств.


Домашнее задание: прочитать §32. Письменно ответить на вопросы 1,3 на стр. 155 в рамке с вопросительным знаком.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!