М. Рокич различает два класса ценностей:
Это деление соответствует традиционному делению на ценности- цели и ценности – средства.
Респонденту предъявляется два списка ценностей. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер или раскладывает карточки по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Для более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции (дополнения), которые дают дополнительную диагностическую информацию, позволяющие сделать более обоснованные выводы. Так после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
Стимульный материал.
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) |
Здоровье (физическое и психическое) |
Интересная работа |
Красота природы и искусства |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
Наличие хороших и верных друзей |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) |
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
Продуктивная жизнь (максимальное использование своих возможностей, сил и способностей) |
Развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенствование) |
Развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) |
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
Счастливая семейная жизнь |
Счастье других (благосостояние и развитие, совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
Творчество (возможность творческой деятельности) |
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода внутренних противоречий, сомнений) |
Список Б |
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах |
Воспитанность (хорошие манеры) |
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
Жизнерадостность (чувство юмора) |
Исполнительность (дисциплинированность) |
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
Непримиримость к недостаткам в себе и других) |
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
Ответственность (чувство долга, умение держать слово) |
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов |
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
Честность (правдивость, искренность) |
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
Чуткость (заботливость) |
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами.
2. В списке Б (после того как вы проставили на бланке порядок значимости ценностей для вас) во втором столбике оцените по 5-бальной системе насколько в действительности (в данный возрастной период) развиты эти качества у Вас.